Вместе победим

Консолидация закупочной и других форм деятельности в рамках нескольких розничных сетей регионального уровня может создать для каждой из них дополнительные конкурентные преимущества. Вместе с тем подобное возможно только в том случае, когда содержательные инициативы сопровождаются грамотными подходами в сфере автоматизации.

Можно сказать, что автоматизация бизнеса в крупных розничных сетях развивается на двух уровнях. И при том, что эти уровни очень тесно связаны, разделение между ними со временем становится все более заметным. К одному из них относится информационная поддержка работы магазина, ко второму можно причислить все функции, касающиеся розничной сети в целом. Это автоматизация распределительного центра или транспортной логистики, отработка форматов информационного обмена с поставщиком и т. п. Разными во многом являются здесь и технологические приоритеты. Некоторое неудобство разделения этих важных направлений состоит в том, что в крупной розничной сети они развиваются во многом интегрированно и трудно бывает понять, какие недостатки одного направления сдерживают эффективность развития другого и наоборот.

Система «Т три С», созданная при поддержке Союза независимых сетей России (объединяющего около тридцати региональных продуктовых розничных сетей) и развиваемая компанией «торгово-закупочная система “Т три С”», позволяет разделить эти направления более явно. Бизнес-идея данной системы, разработанной на платформе «1С», состоит в том, чтобы изменить некоторые сложившиеся на рынке правила игры. В частности, дать региональным (мелким) сетям возможность консолидировать торгово-закупочную деятельность и строить взаимоотношения с поставщиком по тем же принципам, как это делают крупные розничные сети. В результате мелкие сети могут получать продукцию по федеральным контрактам.

Таким образом, торгово-закупочная система «Т три С» по сути выступает в качестве межрегионального универсального сетевого дистрибьютора независимых региональных розничных сетей. А соответствующий информационный продукт позволяет посмотреть, как «дистрибьюторский уровень» автоматизации розницы может быть связан с «магазинным» в том случае, когда по отношению к бизнесу эти компоненты во многом оказываются независимыми. Здесь реальные проблемы чрезвычайно важной цепочки автоматизации «от магазина к поставщику» видны более рельефно и, пожалуй, более объективно.

На начальном этапе несколько сетей-инвесторов, входящих в союз, передают в управление торгово-закупочной системе общую часть своего ассортимента, и одним из первых необходимых в данном случае изменений является отказ от «полуавтоматизированного» процесса формирования заказов, который в небольших сетях традиционно проводился с помощью электронной почты и телефонных звонков. Помимо этого в систему изначально заложены возможности работы cо стандартом EDI, и несмотря на явную, по словам идеологов системы, избыточность данной спецификации в современных условиях российского розничного рынка ставка совершенно очевидно сделана на формализованное документарное взаимодействие в ИТ-системе. С этим в свою очередь связан вопрос интеграции «Т три С» с системами региональных торговых сетей, политика которых всегда была и будет независимой. «На этот счет у нас не существует жестких требований к системам участников нашего объединения, — утверждает член совета директоров “Т три С” Алексей Голянов. — Однако для нас важно, чтобы она имела стандартизированные интерфейсы и могла быть гарантированно и надежно поддержана в десятках регионов нашей страны. Отчасти поэтому мы категорически против каких-либо самостоятельных разработок, применяемых в качестве систем автоматизации бизнес-процессов непосредственно на торговых предприятиях». За поставку каждый клиент рассчитывается с торгово-закупочной системой в отдельности, а та в свою очередь осуществляет финансовые отношения с поставщиком, выступая перед ним как некая единая крупная торговая сеть. Стоит сказать и об инфраструктурной составляющей «Т три С», коль скоро речь идет о том, что деятельность приобретает некоторые черты глобального бизнеса, распределенного по всей территории России. Инфраструктура всегда была серьезной головной болью для федеральных сетей, а теперь решается проблема консолидации менее крупных розничных предприятий. Это направление развития ИТ в рамках «Т три С» по понятным причинам считается более ориентированным на централизацию, чем прикладные информационные системы.

В данном случае сеть основана на VPN-соединениях, и в дальнейшем меры информационной безопасности, изначально уже присутствующие благодаря VPN, усилятся. Связано это с тем, что по мере укрупнения союза основной акцент в обеспечении безопасности будет все больше делаться на защите центральной базы данных, что опять-таки типично для бизнеса (независимо от того, единый ли он сам по себе или же основан на партнерстве), имеющего консолидированный информационный ресурс. В таком случае риск связан не только с порчей или утерей данных, но и с несанкционированным доступом к ним, что в свою очередь обусловлено высокой коммерческой ценностью консолидированной информации. В то же время считается, что критичность риска перехвата отдельной транзакции с увеличением степени централизации ресурсов и объема данных не повышается. Стандартом взаимодействия с централизованной базой данных со стороны розничных сетей является терминальный доступ с использованием технологий компании Citrix.

К одному из ключевых направлений развития информационной составляющей «Т Три С», которую также можно отнести и к инфраструктурной, относится электронное обучение. И если в совершенствовании профессиональных навыков высшего и среднего менеджмента ставка все-таки делается на очные мероприятия, то для повышения квалификации и выравнивания культуры работы низового персонала применяются именно дистанционные средства. В условиях консолидации торгового бизнеса руководство союза считает это очень важным и опирается при этом на зарубежный опыт. В частности, на опыт института IGA Coca-Cola. «Как показывает статистика, текучесть кадров на уровне низового персонала весьма высока не только в отечественном бизнесе, но и в крупных зарубежных сетях, — говорит Алексей Голянов. — Одним из инструментов, позволяющих хотя бы смягчить эту проблему, является дистанционное обучение. Вместе с тем проблема эта сложная и в значительной степени методологическая, так что решать её целесообразнее в условиях консолидированных ресурсов».

Консолидация управления заказами, поступающими от отдельных магазинов, — это своего рода начальный этап развития системы «Т три С». Впоследствии предполагается перейти к более сложным механизмам взаимодействия, учитывающим, в частности, складскую и транспортную логистику, а также процессы, позволяющие оперативно отслеживать важнейший для розничной торговли показатель — отсутствие определенного товара на складе магазина (out of stock). То, что работа с данным показателем отложена на второй этап, связано вовсе не с тем, что соответствующая проблема недостаточно актуальна в настоящее время. Наоборот, по словам руководителей «Т три С», в оперативном отслеживании еще одного параметра, напрямую зависящего от out of stock, — отсутствия товара на полке магазина (out of shelf) — крайне заинтересован не только сам ритейлер, но и поставщик. Ужесточающаяся конкуренция заставляет его обращать все более пристальное внимание на методы «второго эшелона» по продвижению собственных товаров. Речь, в частности, идет о так называемой продаже полочного пространства магазинов. Задержка с внедрением методов работы, позволяющих следить за подобными характеристиками в оперативном режиме (равно как и решающих более общую проблему управления ассортиментом), связана также не с дефицитом функционала информационных систем. Скорее дело здесь в бизнес-процессах, которые в отличие от более проработанных схем подачи заказа поставщику на сегодняшний момент на розничных предприятиях не могут считаться устоявшимися. Разумеется, никак нельзя говорить и о синхронизации подобных процессов в различных торговых компаниях. По сути те же неустоявшиеся бизнес-процессы вместе с откровенной неразвитостью ряда инфраструктурных для розницы направлений служат и основной причиной того, что сервисы складской и транспортной логистики в «Т три С» также идут не первым эшелоном. Внедрение функций управления складом и кросс-докинга входит в ближайшие планы деятельности торгово-закупочной системы «Т три С». Транспортную логистику в России сотрудники компании считают абсолютно неразвитой, и отчасти поэтому создание полноценного решения в области управления транспортом относится к несколько более отдаленной перспективе.

По мере того, как посредничество между поставщиком и региональными розничными сетями в рамках «Т три С» будет пополняться все новыми отраслевыми функциями, к решению будут «подтягиваться» и новые технологические и функциональные модули. В частности, такие, как OLAP-анализ или CRM-система.

Гость, Подготовься к сдаче отчетности за 6 месяцев!

ВЕБИНАР про сдачу отчетности за II—квартал 2022 года

Проверь все ли изменения в налогах и учете учтены!

На вебинаре «Новое в отчетности за 6 месяцев 2022 года: как отчитаться без штрафов» вы узнаете:

  • как будет сделан обзор изменений и разъяснений ФНС по НДС;
  • про налог на прибыль и налог на имущество организаций
  • а также об информационных письмах и рекомендациях Минфина по применению новых ФСБУ.

Успей занять место на вебинаре!

Записаться (Осталось 10 мест)