Сейчас многие банки активно осваивают новые технологии. Поэтому банковские фронт-офисы постепенно переходят на дистанционное и автоматическое обслуживание клиентов. А вот «живая» часть, а именно персонал фронт-офиса, постепенно переходит от проведения банковских операций к решению нестандартных проблем, которые не по зубам технике, например консультирование клиентов по вопросам использования дистанционного обслуживания.
Банковское обозрение, журнал. Все материалы из источника
Банкиры снова и снова возвращаются к идее безотзывного вклада. Группа депутатов подготовила изменения в Гражданский кодекс РФ и в закон «О банках и банковской деятельности». Авторы поправок настаивают, что владелец «безотзывного» вклада сможет получить деньги до истечения срока договора только через суд, доказав, что у него случился форс-мажор, родственники умерли и жить не на что. В мировой практике такой жесткий вариант «безотзывного» вклада нигде не принят. Достаточно вспомнить кризис Аргентины, где вся банковская система была сметена за один день, как только запретили изымать вклады. Так зачем же российскому рынку изобретать велосипед, когда на многих рынках функции длительных срочных сбережений успешно реализуются с помощью депозитных сертификатов?
В одном ряду с вышеназванными оценочными конструкциями стоит проблема должной осмотрительности в налоговых правоотношениях. В какой связи она была затронута и каково ее практическое применение?
Хорошо налаженный бизнес из колеи никуда не денется? В середине марта появилась информация о том, что Николай Цветков, владелец финансовой корпорации «Уралсиб» и глава одноименного банка, принадлежащего корпорации, собирается передать свое кресло председателя правления наемному менеджеру, одному из своих заместителей. Такие прецеденты банковский рынок уже знает, но «Уралсиб», безусловно, один из крупнейших частных банков, передаваемых в управление наемному менеджеру. Чем руководствуются собственники банков, уступая штурвал, и созрел ли рынок для того, чтобы процесс «самоустранения» собственников от оперативного управления банком приобрел массовый характер?
Для банкиров вопрос отчислений в фонд обязательного резервирования (ФОР) — один из самых животрепещущих. Они сетовали, когда ФОР увеличивался, и ликовали, когда он снижался. Главную скрипку в этом вопросе играл и играет Банк России. Сейчас на рынке складывается ситуация, когда излишняя ликвидность банков способна привести к увеличению ФОР. ФОР — это, прежде всего один из важнейших и самых эффективных инструментов денежно-кредитной политики. ЦБ РФ, изменяя нормы резервных требований, воздействует на ликвидность коммерческих банков, объем денежной массы, суммы свободных средств, оставшихся в распоряжении банков. Он влияет на стоимость привлекаемых средств и уровень процентных ставок по кредитам.
Не так давно на рынке появилась информация о том, что ЦБ РФ собирается повысить ставки по ФОР. Цель благая: борьба с излишней ликвидностью банков. Но, отвечая на этот вопрос для «Банковского обозрения» Центробанк не подтвердил, что отчисления в Фонд обязательного резервирования не увеличатся.
Последний раз изменение ФОР произошло в 2004 году. С 15 июня ставка упала с 9% до 7%. А меньше, чем через месяц, с 8 июля, сократилась в два раза — до 3,5%. Сейчас сложно сказать, в какой мере на решение ЦБ РФ повлияло профессиональное лобби. Абсолютно ясно одно — Центробанк резко снизил ФОР в результате летнего банковского кризиса.
В России стали появляться первые «карманные» кредитные бюро. О создании собственного бюро объявил «Русский Стандарт». Следом за ним — Сбербанк. Таким образом, начали оправдываться самые мрачные прогнозы противников действующего закона о бюро кредитных историй. Они говорили об очевидных пробелах в законе, которыми не преминут воспользоваться крупнейшие клиентские банки. Что, собственно, и произошло. Правда, аналитики уповают на то, что такого рода проекты — всего лишь способ потянуть время. Не исключено, что гиганты ритейла просто решили дождаться, пока вызреет система кредитных бюро, и после этого объединят свои «карманные» структуры с рыночными. Но Сбербанк до последнего времени всячески опровергал эту информацию. Однако 9 июня он объявил о создании собственного кредитного бюро. Его предправления Андрей Казьмин лишь сообщил, что Сбербанк такое решение принял давно, и заметил, что «все будет сделано в соответствии с установленными законом требованиями». Незадолго до этого стало известно, что «Русский Стандарт» также собирается открыть собственное кредитное бюро. Возможно, вскоре к ним присоединится и второй по объему выданных экспресс-кредитов после «Русского Стандарта» банк — «Хоум кредит энд финанс».
Вступить в одно из действующих кредитных бюро для Сбербанка и «Русского Стандарта»— означает делиться информацией с другими банками. Причем нет никакой гарантии, что однажды база данных заемщиков не всплывет где-нибудь на Горбушке.
Но сохранение информации может быть не единственным мотивом для создания упомянутыми банками своих «карманных бюро». Как предположил один из собеседников «БО», поведение «Сбера» и «Русского Стандарта» может объясняться банальным желанием диктовать свои правила на рынке кредитных историй.
К тому же по некоторым данным банки-лидеры не оставляют надежд на создание при себе полноценного кредитного бюро, пригласив к участию в нем другие банки. Однако эта идея многим кажется абсурдной. «Никто к ним не пойдет. Все прекрасно понимают, что кредитные бюро Сбербанка и «Русского Стандарта» — это нерыночные структуры», — сообщил «БО» на условиях анонимности руководитель одного из крупных столичных банков.
В свою очередь некоторые участники рынка кредитных бюро считают создание «карманных» заведений профанацией идеи закона о кредитных историях.
В целом собеседники журнала убеждены, что у формы «карманных» кредитных бюро нет будущего.