Претензии по договору транспортной экспедиции. Разъяснения Коллегии налоговых консультантов

Вправе ли организация удовлетворить претензии покупателя и возместить ущерб? Вправе ли организация сумму возмещенного ущерба учесть в составе расходов в целях исчисления налога на прибыль?

Вопрос

Между Организацией (Экспедитор) и Заказчиком заключен договора транспортной экспедиции. В рамках договора оказана услуга по доставке груза. В поручении на доставку груза в качестве грузополучателя указан Заказчик. Фактически Заказчик продал груз покупателю, в адрес которого была осуществлена доставка товара.

При приемке товара покупателем было обнаружено нарушение целостности упаковки и повреждение груза. Покупатель выставил претензию в адрес Организации (Экспедитора).

Вправе ли Организация удовлетворить претензии Покупателя и возместить ущерб? Вправе ли Организация сумму возмещенного ущерба учесть в составе расходов в целях исчисления налога на прибыль?

Ответ

Экспедитор несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей. При этом законодательством о транспортной экспедиции определено, что претензии в адрес экспедитора могут быть предъявлены только следующими лицами:

  • клиентом, с которым экспедитором заключен договор, или уполномоченным клиентом лицом;

  • грузополучателем, указанным в договоре транспортной экспедиции;

  • страховщиком, приобретшим право суброгации.

И клиентом, заключившим договор ТЭО, и грузополучателем в соответствии с представленными документами является Заказчик.

Поэтому только Заказчик является лицом, имеющим право на выставление претензии в адрес Организации.

Покупатель груза не вправе предъявлять претензии в адрес Организации.

Расходы по выплате возмещения в адрес Покупателя нельзя признать экономически обоснованными, поскольку выплата будет осуществлена лицу, не имеющему право предъявлять претензии в адрес Организации.

В сложившейся ситуации целесообразно, чтобы Покупатель выставил претензию в адрес Заказчика, а Заказчик перевыставил претензию в адрес Организации. В этом случае операция по выплате возмещения на основании претензии, составленной Заказчиком, будет обоснована, а Организация будет вправе сумму возмещения учесть в составе расходов на основании подпункта 13 пункта 1 статьи 265 НК РФ.

Обоснование

В соответствии с пунктом 1 статьи 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

В силу пункта 1 статьи 6 Закона № 87-ФЗ[1] за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции и настоящим Федеральным законом, экспедитор и клиент несут ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с главой 25 ГК РФ, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Пунктами 1 - 3 статьи 12 Закона № 87-ФЗ установлено, что до предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, обязательно предъявление экспедитору претензии, за исключением предъявления иска при оказании экспедиционных услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности.

Право на предъявление экспедитору претензии и иска имеет клиент или уполномоченное им на предъявление претензии и иска лицо, получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции, а также страховщик, приобретший право суброгации.

Претензия предъявляется в письменной форме. К претензии об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, подтверждающие количество и стоимость отправленного груза, в подлиннике или засвидетельствованные в установленном порядке их копии.

Пунктом 4 Правил транспортно-экспедиционной деятельности[2] определены следующие понятия, в частности:

  • «клиент» — лицо, заключившее с экспедитором договор транспортной экспедиции и принявшее на себя обязательство оплатить выполнение транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором;

  • «грузополучатель» — лицо, уполномоченное принять груз у экспедитора после окончания перевозки.

Таким образом, экспедитор несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей. При этом законодательством о транспортной экспедиции определено, что претензии в адрес экспедитора могут быть предъявлены только следующими лицами:

  • клиентом, с которым экспедитором заключен договор или уполномоченное клиентом лицо;

  • грузополучателем, указанным в договоре транспортной экспедиции;

  • страховщик, приобретший право суброгации.

Лицо, выставляющая претензии, обязано документально подтвердить свои полномочия на ее выставление.

Арбитражная практика свидетельствует о том, что судебными инстанциями не принимаются претензии в адрес экспедитора, предъявленные лицом, которое не поименовано в пункте 2 статьи 12 Закона № 87-ФЗ.

Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2021 № 06АП-6668/2021 по делу № А73-3430/2021:

«По общему правилу инициировать разбирательство по делу о взыскании причиненных убытков вправе, в том числе собственник поврежденного имущества.

Материалами дела подтверждено, что оплату спорного груза в пользу ООО "Николь-Трейд" произвел Гасанов Н.А. (платежное поручение № 235 от 03.06.2020).

Однако, применительно к правоотношениям в сфере транспортной экспедиции определяющее значение имеют не обстоятельства приобретения и источники финансирования предполагаемой к перевозке продукции, а конкретный порядок следования груза, механизм документального оформления транспортно-экспедиционных отношений.

В силу прямого указания пункта 2 статьи 12 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности (устанавливающего специальное правило, определяющее порядок и механизм предъявления соответствующих требований) право на предъявление экспедитору иска имеет клиент или уполномоченное им на предъявление претензии и иска лицо, получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции, а также страховщик, приобретший право суброгации.

Таким образом, заинтересованное лицо вправе предъявить экспедитору требование о возмещении стоимости утраченного груза лишь в том случае, если оно является клиентом в отношениях транспортной экспедиции или уполномоченным им лицом.

В свою очередь, согласно пункту 4 Правил транспортно-экспедиционной деятельности (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 № 554) клиентом признается лицо, заключившее с экспедитором договор транспортной экспедиции и принявшее на себя обязательство оплатить выполнение транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором.

Из экспедиторской расписки от 30.06.2020 № ХБЧБДМЗ-1/3006 следует, что в качестве клиента (грузополучателя) по спорной перевозке выступал Гусейнов Э.Я. (привлеченный судом к участию в деле на основании статьи 51 АПК РФ в качестве третьего лица).

Экспедиторская расписка от 30.06.2020 N ХБЧБДМЗ-1/3006 не включает указаний на отношение к перевозке ИП Гасанова Н.А., а равно каких-либо дополнений, позволяющих констатировать что, при оформлении расписки Гусейнов Э.Я. действовал от имени, по поручению и/или в интересах Предпринимателя.

Как верно установлено судом, именно Гусейнов Э.Я. принимал прибывший груз 23.07.2020 в пункте назначения - на складе экспедитора по адресу: г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, д. 73, корп. 3.

Акт оказанных услуг от 23.07.2020 был оформлен с указанием в качестве клиента Гусейнова Э.Я.

Оплата оказанных услуг также производилась Гусейновым Э.Я.

Согласно акту о наличии/отсутствии расхождений в количестве и качестве груза № ХБ00001958 от 23.07.2020 именно Гусейнов Э.Я. поименован в качестве непосредственного грузополучателя спорных объектов. Сведений о его должностном положении не приведено.

Аналогичные данные отражены в отзыве ООО "Николь-Трейд", подтвердившего, что переданный ООО "ПЭК" груз фактически следовал в адрес Гусейнова Э.Я. и предназначался ему.

При этом, истцом не представлено надлежащих доказательств должностного положения Гусейнова Э.Я. (позволяющих признать, что в спорный период и в рамках данных правоотношений он действовал в качестве представителя Гасанова Н.А.), а также убедительных пояснений о причинах избранного порядка оформления транспортно-экспедиционных отношений с ООО "ПЭК", при котором ни один из составлявшихся сторонами документов не включал в себя указаний на ИП Гасанова Н.А.

Само по себе оформление истцом доверенности от 21.05.2018 серии 27АА № 1245002 на имя Гусейнова Э.Я. не может быть расценено судом в качестве надлежащего и достаточного подтверждения обстоятельств заключения между истцом и ответчиком договора транспортной экспедиции.

Каких-либо материалов деловой переписки, опосредовавшей преддоговорную стадию правоотношений и позволяющей признать запланированную перевозку осуществленной по заказу ИП Гасанова Н.А., материалы дела не содержат».

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.03.2021 № Ф04-807/2021 по делу № А45-508/2020:

«Из положений статьи 803 ГК РФ и статьи 6 Закона № 87-ФЗ следует, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору транспортной экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с главой 25 ГК РФ и настоящим законом.

Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) после принятия экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (пункт 1 статьи 7 Закона № 87-ФЗ).

Право на предъявление экспедитору претензии и иска имеет клиент или уполномоченное им на предъявление претензии и иска лицо, получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции, а также страховщик, приобретший право суброгации (пункт 2 статьи 12 Закона № 87-ФЗ).

Таким образом, грузоотправитель вправе предъявить экспедитору требование о возмещении стоимости утраченного груза в том случае, если он является клиентом в отношениях транспортной экспедиции или уполномоченным им лицом.

Согласно пункту 4 Правил № 554 клиентом признается лицо, заключившее с экспедитором договор транспортной экспедиции и принявшее на себя обязательство оплатить выполнение транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором.

Ссылки истца на наличие выданной им доверенности от 16.10.2017 серии 14АА № 1142156 на имя Алякшина Д.М., действовавшего в интересах ИП Алякшиной З.Ф., при подписании экспедиторской расписки от 05.10.2018, переписку с третьим лицом по поводу подтверждения приобретения спорного груза, не принимаются судом округа, поскольку не подтверждают обстоятельства заключения между истцом и ответчиком договора транспортной экспедиции (перевозки груза)».

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 31.05.2012 по делу № А45-12805/2011:

«В силу положений статьи 803 Гражданского кодекса и статьи 6 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору транспортной экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с главой 25 Гражданского кодекса и указанным Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) после принятия экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

На основании пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ право на предъявление экспедитору претензии и иска имеет клиент или уполномоченное им на предъявление претензии и иска лицо, получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции, а также страховщик, приобретший право суброгации.

При этом пунктом 4 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 № 554, определено, что клиентом признается лицо, заключившее с экспедитором договор транспортной экспедиции и принявшее на себя обязательство оплатить выполнение транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором.

Принимая во внимание, что поставщик ООО "АрКОС" передало товар экспедитору ООО "РАТЭК" по указанию покупателя ООО ИСК "Лаукар", не оплачивало выполнение транспортно-экспедиционных услуг, Договор предусматривал самовывоз товара, арбитражные суды сделали правильный вывод об отсутствии у ООО "РАТЭК" обязательств перед ООО "АрКОС" в связи с принятием товара к перевозке по экспедиторской расписке от 30.10.2009 № 12111412».

В рассматриваемом нами случае из представленного Поручения следует, что грузополучателем является Заказчик.

В транспортной накладной в разделе 2 в качестве грузополучателя также указан Заказчик.

Таким образом, и клиентом, заключившим договор ТЭО, и грузополучателем в соответствии с представленными документами является Заказчик. Следовательно, Заказчик является лицом, имеющим право на выставление претензии в адрес Организации.

Покупатель в Поручении, в Транспортной накладной прямо не поименован в качестве грузополучателя. В связи с чем, считаем, что Покупатель не вправе предъявлять претензии в адрес Организации.

На основании пункта 1 статьи 265 НК РФ в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К таким расходам относятся, в частности:

  • 13) расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба;

Кроме того, в силу пункта 1 статьи 252 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов в случае, если эти расходы соответствуют следующим критериям:

  • документально подтверждены;

  • экономически обоснованы;

  • направлены на получение дохода;

  • отсутствуют в перечне статьи 270 НК РФ.

В рассматриваемом нами случае расходы по выплате возмещения покупателю нельзя признать экономически обоснованными, поскольку выплата будет осуществлена лицу, не имеющему право предъявлять претензии в адрес Организации.

По нашему мнению, в сложившейся ситуации целесообразно, чтобы Покупатель выставил претензию в адрес Заказчика, а Заказчик перевыставил претензию в адрес Организации. В этом случае операция по выплате возмещения на основании претензии, составленной Заказчиком, будет обоснована, а Организация будет вправе сумму возмещения учесть в составе расходов на основании подпункта 13 пункта 1 статьи 265 НК РФ.

Коллегия Налоговых Консультантов, 21 мая 2024 года

Тг-канал https://t.me/knk_audit

[1] Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 № 87-ФЗ.

[2] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554.

Начать дискуссию

Налоговые поручения Путина, безопасный вычет НДС, как платят налог английские принцы в обзоре

События в налоговой сфере.

МРОТ повысят до 22 440 рублей. 💸 «Ночной бухгалтер» № 1731

Минимальную зарплату поднимут на 16,6%, а в изменениях по налогам на 2025 год есть даже позитив (не все же нам вас пугать и расстраивать).

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

🔥 Все включено! Онлайн-курсы, вебинары, разборы, консультации + онлайн-доступ к V Всероссийской бухгалтерской конференции в подписке «Клерк.Премиум»

Подписка «Клерк.Премиум» стала еще выгоднее! Вы можете повышать квалификацию на онлайн-курсах, следить за изменениями в законодательстве по разборам и актуальным вебинарам, задавать вопросы нашим экспертам на консультациях, а также посещать ВСЕ конференции «Клерка» в онлайн-формате без дополнительной оплаты.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Право

📝 Договоры в бизнесе: подробное руководство 📚

Что такое договор. Как его можно заключить. Что нужно знать о договоре. Как вы окажетесь стороной договора, ничего не подписывая.

📝 Договоры в бизнесе: подробное руководство 📚
Валютный контроль

Названы страны-лидеры, куда незаконно вывозят валюту

ФТС выявила незаконное перемещение валюты гражданами на сумму свыше 922 млн рублей. Наиболее часто деньги вывозили в Турцию, ОАЭ и Азербайджан.

Для МСП упростили подключение к платежному сервису «Долями»

Небольшие торговые предприятия смогут установить на своих кассах оплату «Долями». Это позволит увеличить средний чек.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Валютные операции

Станет дороже купить юани у брокера Райффайзенбанка

Клиенты «Райффайзен Инвестиции» заплатят 1,9% за покупку китайской валюты. Комиссия за продажу останется прежней — 0,3%.

НДПИ

В НК скорректировали рентные налоги

Федеральный закон, который реализует отдельные положения основных направлений налоговой политики 2023-2025, внес поправки в том числе по НДПИ и НДД.

Банки

ВТБ: банки подверглись DDoS-атаке

Зарубежные хакеры атаковали российские банки. Некоторые клиенты столкнулись с ограничениями в работе мобильных приложений.

Бесплатно с Налоговые требования

Может ли запрашивать документы инспекция из другого региона

ИФНС из другого региона требует представить информацию. Имеет ли право налогоплательщик проигнорировать требование?

Может ли запрашивать документы инспекция из другого региона
Счета-фактуры

Как исправить счет-фактуру

Счет-фактура — важный документ, на основании которого покупатель принимает предъявленные продавцом товары, работы или услуги, а также имущественные права. В этой статье рассмотрим, что делать, если в счете-фактуре допущена ошибка.

Как исправить счет-фактуру

Цифровой личный кабинет сотрудника: «единое окно» для управления персоналом

Популярность цифровых сервисов в управлении персоналом растет с каждым годом. По данным аналитического агентства Smart Ranking, по итогам 2022 года российский HR-tech рынок вырос на 21,8%, причем лидером роста стал сегмент КЭДО. Одно из передовых решений в этом сегменте сегодня — цифровой личный кабинет. Этот инструмент помогает компаниям взаимодействовать с сотрудниками на разных этапах: от приема на работу до различных кадровых процессов. 

Цифровой личный кабинет сотрудника: «единое окно» для управления персоналом
АУСН

Спецрежим АУСН усовершенствовали

В рамках основных направлений налоговой политики на 2023-2025 годы в нормы федерального закона от 25.02.2022 № 17-ФЗ о специальном налоговом режиме «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» (АУСН, АвтоУСН) внесено множество изменений, улучшающих этот спецрежим.

Криптовалюта

Законопроект о майнинге прошел первое чтение

Центробанк займется созданием экспериментальной площадки для международных расчетов в криптовалюте.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: чеснок и арбуз подорожают, глава Wildberries разводится с мужем, а АвтоВАЗ будет продавать подержанные автомобили

Подготовили обзор главных событий дня — 24 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Трудовое право

Трудовые споры о выплатах: три основные причины исков работников в суд

65% всех трудовых споров в 2023 году были связаны с выплатами работникам. Из 111 тыс. дел на них пришлось 73 тысячи. При этом суды удовлетворили 90% исков и взыскали с работодателей почти 7 млрд. рублей. Колоссальная сумма, особенно сейчас, когда компании снижают расходы. О каких выплатах спорят работники и какие ошибки допускают работодатели? Разберем 3 основные причины обращений в суд.

Трудовые споры о выплатах: три основные причины исков работников в суд
Блокировка счетов

С 25 июля банки обязаны отслеживать все переводы клиентов. Какие платежи будут блокироваться

Банки будут чаще блокировать переводы. С 25 июля 2024 года финансовые организации должны проверять все переводы клиентов и блокировать операции с признаками мошенничества. Рассказываем, как это будет работать. 

С 25 июля банки обязаны отслеживать все переводы клиентов. Какие платежи будут блокироваться
6-НДФЛ

Как отразить отпускные в форме 6-НДФЛ

В статье расскажем, как отразить отпускные в форме 6-НДФЛ, как правильно заполнить расчет и не допустить ошибок.

Как отразить отпускные в форме 6-НДФЛ
Общество

В больницах отдаленных пунктов разрешат продавать лекарства

В небольших поселках без стационарных аптек продавать лекарства будут в участковых больницах.

Интересные материалы

НДФЛ

👓 Основные изменения по НДФЛ по новому закону

23 июля Госдума окончательно приняла федеральный закон, который реализует отдельные положения основных направлений налоговой политики 2023-2025. И большая его часть посвящена изменениям и новшествам по НДФЛ.