Недостоверные сведения в закупках: теперь и сейчас
В настоящее время анализ практики территориальных органов Федеральной антимонопольной службы показывает, что под “недостоверной информацией” понимается несоответствие представленных документов участниками закупки внешним объективным источникам, которые можно самостоятельно найти и сопоставить, то есть представление заведомо не соответствующих действительности сведений путем подлога или фальсификации документов.
Другими словами процедура проверки для всех Заказчиков единая: анализ сведений из реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), размещенный на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок и недавно введенный Реестр недостоверных сведений, представленных участниками закупок, расположенный на официальном сайте ФАС России. Остальные сведения Заказчик или территориальные органы ФАС России получают за счет направления запросов в различные органы, производителям и т.д. с последующим сопоставлением полученных сведений со сведениями из заявки участника закупок.
Но озвученные процедуры не дают полной оценки выявления недостоверной информации, что приводит к постоянным спорам между Заказчиками и потенциальными участниками, которые доходят до арбитражного процесса. При этом стоит отметить, что в большей степени тут страдает Заказчик, особенно когда на его накладывают административный штраф, что также приводит к оспариванию в судах.
Все эти действия говорят о том, что отсутствует единый подход или другими словами регламент, который бы позволил сократить время и нервы для всех участников закупки.
Недавнее опубликованное письмо ФАС России от 06.03.2025 №МШ/19851/25 отменило действие письма ФАС России от 16.03.2017 №ИА/16790/17 “По вопросам о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков”, суть которого была в том, что при расторжении заключенного контракта на основании п.1 ч.15 ст.95 Закона о контрактной системе при выявлении недостоверных сведений не являлось основанием для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП).
Сейчас
при выявлении Заказчиком в момент исполнения контракта или иным органом, в том числе на основании обращений иных лиц, недостоверных сведений, рассматривается как существенное нарушений условий извещения/контракта и Заказчик обязан расторгнуть контракт в одностороннем порядке, направив информацию в территориальный орган ФАС России для включения участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП).
То есть, ФАС России решил увеличить количество оснований включения участников закупок в РНП, при наличии подтверждения фактов представления недостоверных сведений, но при этом не предоставив регламента как действовать Заказчику в той или иной ситуации, чтобы избежать дальнейших судебных процессов и сокращения времени для заключения контрактов с другим поставщиком, а может быть даже формирования нового извещения.
Возможно со временем будет разработан единый регламент и все участники закупок будут понимать, как действовать в той или иной ситуации.
В данный момент совет для всех такой: Поставщику перед подачей заявки удостовериться в правильности заполнения и достоверности подаваемых документов, а Заказчику использовать не только вышеозвученные инструменты, а ввести в практику такой инструмент как “проверка контрагента”, в котором отображается вся информация для анализа.
При исполнении контракта: Поставщику перед отправкой товара или окончании работ/услуг убедиться, что все соответствует техническому заданию, а Заказчику - если отсутствует специалист, который даст объективную оценку исполнения контракта, лучше не скупиться, а привлечь эксперта (на практике их цена невысока, высока цена неэффективного использования бюджетных средств).
Quidquid latet apparebit, Nil inultum remanebit
Информации об авторе
Этот пост написан блогером Трибуны. Вы тоже можете начать писать: сделать это можно .
Начать дискуссию