Учетная политика для управленческого учета

Управленческий учет — это особая форма отражения операций и сделок. Она необходима для анализа и контроля со стороны менеджмента и может существенно отличаться от бухгалтерского и налогового учета. Как составить УП для управленческого учета расскажем подробнее.
Учетная политика для управленческого учета
Иллюстрация: Учебно-консалтинговый центр «Разобраться в налогах»

Как поставить управленческий учет?

Управленческий учет — это система сбора и агрегирования информации, необходимой для принятия управленческих решений. Отличается от бухгалтерского учета глубиной аналитики и скоростью обработки данных, а также тем, что учетную политику утверждает сама компания и ее собственники, без участия Минфина и ФНС.

Если в компании нет управленческого учета или менеджерам недостаточно информации, которую он дает, запланируйте проект по его постановке или реорганизации. Заручитесь поддержкой руководства. Проинформируйте о предстоящих изменениях сотрудников компании. Сформируйте рабочую группу проекта постановки или реорганизации управленческого учета.

Основные этапы проекта постановки управленческого учета:

Этап 1 — Выяснить, какая управленческая информация нужна менеджменту

Этап 2 — Сформулировать требования к системе управленческого учета

Этап 3 — Оценить действующую систему управленческого учета

Этап 4 — Разработать техническое задание на постановку или реорганизацию системы управленческого учета

Этап 5 — Создать или доработать регламенты управленческого учета, формы управленческой отчетности

Этап 6 — Решить, как автоматизировать управленческий учет. Поставить задачи специалистам по информационным технологиям и информационной безопасности

Этап 7 — Внедрить новую или доработать действующую учетно-информационную систему. Протестировать результаты

Составьте дорожную карту проекта постановки или реорганизации управленческого учета — то есть план реализации проекта. Определите основные этапы, сроки их исполнения и ответственных.

Как составить УП для управленческого учета?

Чтобы сформировать управленческую политику, сначала подготовьте укрупненный шаблон политики — определитесь, какие объекты учета планируете в ней раскрыть. Затем разработайте принципы и правила квалификации, признания и оценки объектов учета.

Шаблон управленческой учетной политики — таблица, в которой описаны основные группы объектов учета: активы, капитал, обязательства и т. д., смотрите пример в таблице 1. В дальнейшем на основе шаблона предстоит детализировать и подробнее описать объекты или функции управления.

Таблица 1

Чтобы детализировать объекты учета, выделите внутри каждой группы конкретные объекты. Например, в группе «Активы» объекты «Основные средства», «Нематериальные активы», «Дебиторская задолженность» и т. д. Отталкивайтесь от того, какая классификация принята в компании. Допустим, «Основные средства» классифицируете в зависимости от степени участия в производстве: «Основные средства производственного назначения» и «Основные средства общехозяйственного назначения». Такой подход позволит корректно отражать экономическую информацию в учете.

Многие компании рассматривают управленческий учет как систему не только сбора и обработки данных, но и планирования. То есть считается, что бюджетное управление — неотъемлемая часть управленческого учета. При таком подходе учетная политика будет определять принципы и правила не только учета, но и планирования.

Когда шаблон учетной политики для целей управленческого учета готов, его необходимо наполнить принципами и правилами. Сформулируйте, как квалифицировать, признавать и оценивать объекты учета. Для этого можно использовать традиционный текстовый вариант или таблицу.

Для разработки конкретный методологических решений по учету тех или иных объектов управленческого учета существует два основных варианта:

Первый — использовать общепринятые подходы: национальные (РСБУ) или международные (МСФО, US GAAP) стандарты учета и отчетности.

Второй — применить собственные, корпоративные стандарты.

Если сравнивать российские и международные стандарты, то последние предпочтительнее. Во-первых, экономическая логика МСФО более обоснована. Во-вторых, сближение с МСФО — общемировая тенденция и, если в дальнейшем ваша компания будет внедрять учет по МСФО, эту задачу решить будет намного проще.

Как совместить бухгалтерский и управленческий учет?

Если компании необходимо совместить управленческий учет с бухгалтерским, ведите первый из них на основе бухгалтерского плана счетов. Для целей управленческого учета предусмотрите более высокую детализацию и оперативность отражения данных.

Вести бухгалтерский и управленческий учет параллельно нецелесообразно. Лучше сначала отражать хозяйственные операции на основе первичных документов или их сканов в управленческой базе данных, а в бухгалтерскую выгружать только данные, которые необходимы для формирования бухгалтерской отчетности.

В бухгалтерском учете некоторые расходы отражаются с опозданием и, как правило, из-за отсутствия первичных документов. Чтобы этого избежать и обеспечить оперативность управленческой отчетности, имеет смысл пересмотреть и по необходимости ужесточить систему документооборота.

Еще один способ повысить оперативность получения учетных данных при отсутствии подтверждающих документов от поставщиков — отражать расходы на основании справки-расчета, которую готовит бухгалтер или другой специалист компании.

Например, от арендодателя не поступили документы на оплату коммунальных услуг. В таком случае сотрудник бухгалтерии рассчитывает коммунальные расходы, ориентируясь на данные прошлого периода. На основании этого расчета расходы отражаются в учете. После получения документов от арендодателя сумма расходов корректируется.

Спасибо, что прочитали наш материал. Надеемся, информация была для вас полезной.

Поделитесь, пожалуйста, в комментариях, узнали ли вы для себя что-то новое из вышеописанного.

Есть вопросы по налогам в вашей компании? Нужна защита от ФНС, налоговая консультация, инициативный налоговый аудит, подбор, тестирование бухгалтеров или обучение по налогам и учету? Обращайтесь в личку.

Начать дискуссию

Общество

На сколько подорожал шашлык: суммы и наш опрос

Заметнее всего подорожал шашлык из курицы. Стоимость блюда выросла на 20%, до 389 рублей.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Летом стартует очередной эксперимент по маркировке товаров

Минпромторг предложил с 1 июля 2024 года провести эксперимент по маркировке полимерных труб и их сырья.

Малоактивные и брошенные аккаунты работников сервисов доставок стали основой мошеннической схемы

В Санкт-Петербурге полицейские задержали подозреваемого в интернет-мошенничестве через сервисы доставок.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Держатели облигаций «Киви финанс» могут потребовать погасить их досрочно

Эмитент проведет выплаты в течение 7 рабочих дней с даты получения требования.

Оценивать риск нарушения закона и принимать решение о проверке будут по 500 индикаторам. А работать когда? 🕵️‍♀️«Ночной бухгалтер» № 1671

Минэкономразвития уже согласовал 30 новых критериев оценки рисков, а до конца года добавят еще 60-70. К концу 2024 году число индикаторов риска увеличится до 500. Как вообще следить за всеми?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

👏 Суд: в товарных знаках нельзя указывать «№1». Но многие компании пренебрегают, хотя это не очень эффективно — говорит эксперт

Роспатенту напомнили, что при регистрации брендов нельзя использовать элементы, которые создают впечатление о превосходстве товаров.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Реклама

С 4 мая упростили продление договора на рекламную конструкцию

Начинают действовать изменения в закон о рекламе и ряд других нормативных актов.

⚡️ Итоги дня: депутат заработал 200 млн рублей, организм может сам вырабатывать алкоголь, у «Яндекс Маркет» ребрендинг, а нейросеть придумала рецепт кофе

Подготовили обзор главных событий дня — 24 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Тренды договорной работы — 2024

Качественная работа над договором — это работа по минимизации рисков при его исполнении. Потребность что-то отразить в договоре обычно отражает обычаи делового оборота или новые позиции в судебной практике. Если мы говорим о трендах договорной работы в 2024 году, то здесь мы можем отметить и новое, появившееся в этом году, и то, что сохраняет свою актуальность не первый год. В этой статье остановимся коротко на основных договорных трендах.

Тренды договорной работы — 2024

Начальника отдела камеральных проверок арестовали по делу о взятке

За получение взятки в размере 12 млн рублей суд заключил под стражу сотрудника ФНС в Новосибирске.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

С 1 сентября 2022 года стартовала работа ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. Она обеспечивает обмен сведениями между всеми участниками перевозочного процесса. Оператором ГИС ЭПД стал Минтранс. Рассказываем об электронных документах по грузоперевозкам, как с ними работать и как их внедрять.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать
НДС

☝️Как изменился порядок возмещения НДС в 2024 году

Налоговики разъяснили, что изменилось в упрощенном порядке возмещения НДС и какие компании потеряли право его применять.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

💥 ФНС запретила требовать пояснения по отмененным КС

Налогоплательщики стали активно жаловаться в ФНС по поводу неправомерного направления требований дать пояснения в рамках камеральных проверок 6-НДФЛ.

Налоговая не установила Блиновской срок погашения недоимки

Следователи снимут арест с некоторого имущества Елены Блиновской, чтобы она смогла погасить долги перед бюджетом.

Маркетинг

Как видео оптимизирует затраты бизнеса. Реальные примеры

Задача владельца компании — сделать бизнес прибыльным и оптимизировать затраты на отдел продаж, маркетинг, рекламу.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Что нужно знать о допросах в налоговой

Кого могут вызвать на допрос в налоговой, какое наказание грозит за неявку, как проходит допрос свидетеля и способы обезопасить себя разбираем в статье.

Иллюстрация: cottonbro studio/pexels

Меняем режим работы в организации

Режим работы устанавливается руководством компании и утверждается в правилах трудового распорядка или прописывается в трудовых договорах. Изменить график работы без согласования с сотрудниками можно будет только если в компании происходят организационных и технологических изменений. Во всех остальных случаях изменения придется согласовывать с сотрудниками.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Компенсации работникам

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Разбираем в мини-курсе, как платить компенсацию за использование личного авто, облагается ли она НДФЛ и страховыми взносами и что компенсация включает.

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Дифференцированный и аннуитетный платеж: в чем разница и что выгоднее

Ежемесячные платежи по кредиту делятся на два типа: дифференцированный и аннуитетный. Каждый из них имеет свои особенности, которые влияют на сумму платежа и общую переплату. Разбираемся в особенностях каждой схемы и определяем, какая выгоднее. 

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Передача долей (акций) российских компаний в ДИТ как способ структурирования владения бизнесом

Можно ли передать долю в компании в инвестиционное товарищество и какие преимущества дает данный способ структурирования владения бизнесом.