Маркетинг

Пишите письма

Урезав бюджеты, банки были вынуждены искать новые способы коммуникации с клиентом. О том, как «живет» маркетинг и какие новые инструменты появились в условиях кризиса, рассказал НБЖ директор по маркетингу ИПС «М-Сити» Михаил КУЗНЕЦОВ.
212 0

E-mail - одно из самых дешевых средств коммуникации, но не самое эффективное

Урезав бюджеты, банки были вынуждены искать новые способы коммуникации с клиентом. О том, как «живет» маркетинг и какие новые инструменты появились в условиях кризиса, рассказал НБЖ директор по маркетингу ИПС «М-Сити» Михаил КУЗНЕЦОВ.

НБЖ: Как изменилась маркетинговая политика банков в условиях кризиса?

М. КУЗНЕЦОВ: На ее формирование повлияли два основных фактора: перенос банками акцента с продвижения кредитных продуктов на привлечение вкладов и оптимизацию расходов бюджета, в том числе и на рекламу. Два этих веяния противоречат в некотором смысле друг другу, так как для завоевания рынка необходимо наладить коммуникации с клиентами, которые, в свою очередь, требуют финансовых вложений. Однако при верном подходе и волки будут накормлены, и овцы уцелеют. При продвижении продуктов возможно использовать традиционный подход - средства массмедиа, а можно использовать более дешевые, но от этого не менее эффективные инструменты. Сейчас на рынке появилось много новых методик, способных генерить поток клиентов или же существенно повысить эффективность работы с уже имеющимися входящими запросами.

НБЖ: О каких инструментах идет речь?

М. КУЗНЕЦОВ: В качестве примера можно привести технологию Follow-up, которая не так давно пришла к нам с западного рынка. Follow-up - это эффективная технология конвертации входящих запросов в клиентов. Ежедневно потенциальные клиенты заходят в отделения банка или звонят в call-центр, чтобы узнать, на каких условиях они могут получить тот или иной продукт. В зависимости от того, насколько успешным окажется первый контакт и как будет выстроено последующее общение, будут развиваться   дальнейшие   отношения между клиентом и банком. Механика Follow-up выглядит следующим образом: после фиксации входящего запроса сотрудник банка или оператор call-центра несколькими кликами мышки в специальной программе отмечает причину звонка, размер кредита или депозита, цель кредитования и другие параметры, на основе которых специальный софт формирует полностью релевантную запросам брошюру, которая печатается и доставляется в течение 48 часов.

Например, если посетитель интересовался депозитом, то в брошюре будут подробно описаны условия размещения, представлен график получаемых доходов за запрашиваемый период, дополнительные преимущества и бонусы именно по виду вклада, которым интересовался человек. То есть в брошюре содержится вся информация, которая позволяет представить интересуемый продукт в наиболее выгодном свете. Подобная коммуникация не воспринимается как спам, и более того - технология существенно увеличивает процент конверсии клиентов, интересовавшихся услугой, в реальных клиентов!

Еще одним интересным инструментом коммуникации с клиентом является инструмент «Персональная схема» (Map personalization). При регулярной или маркетинговой коммуникации в выписку или рекламное письмо добавляется карта, на которой отмечен дом получателя и все отделения банка в радиусе нескольких километров (или места, где клиент может погасить кредит, адреса партнерских организаций). Вместе с картой добавляется и список указанных на карте объектов. Секрет в том, что очень часто при выборе услуги клиенты большое внимание уделяют не только условиям обслуживания, но и доступности. Например, если человек оформляет кредит, то ему важно, чтобы для осуществления очередного взноса на погашение кредита ему не пришлось ехать на другой конец города.

НБЖ: Банковский бизнес все больше переходит в Интернет. Происходит ли в маркетинге смещение в электронные технологии, коммуникации?

М. КУЗНЕЦОВ: Действительно, в маркетинге наблюдается тенденция постепенного перехода банков из off-line коммуникаций в on-line общение. Это вполне естественный процесс, и без виртуального общения с клиентами сегодня невозможно обойтись. Однако нельзя и концентрироваться только на одном канале. Нужно использовать все существующие каналы общения. Ведь каждый из них обладает неоспоримыми преимуществами. Один из эффективных инструментов off-line - это почтовая рассылка. Конечно, в условиях кризиса говорить о масштабных дм-проектах не приходится. Зато небольшие, «точечные» дм-коммуника-ции позволяют решать конкретные задачи с большей эффективностью и меньшими инвестициями в привлечение одного клиента. Однако при проведении подобных акций очень важно учесть множество нюансов.

НБЖ: Каких именно?

М. КУЗНЕЦОВ: В течение двух лет мы проводили масштабное исследование эффективности организации почтовой рассылки: изучали реакцию получателей на форму обращения, вид конверта, размещение надписей, типы используемых шрифтов, количество вложений в письме, должность адресата (для юридических лиц), регион проживания и многое другое. При этом нам удалось выявить множество интересных тонкостей и нюансов, которыми мы при случае обязательно делимся с клиентами.

Еще одна интересная тенденция -все больший интерес банков к кросс-акциям, то есть объединению в одном письме вложений двух компаний, или частичный обмен, аренда баз данных. Так, сейчас М-Сити проводит совместную рассылку материалов одного из крупнейших российских банков со страховой компанией. Это очень эффективный инструмент для обоих участников. Банк обладает «живой» клиентской базой, содержащей точные сведения о клиентах, а компания-партнер получает выход на интересующий ее сегмент - клиентов банка. При этом, конечно, речь идет о переносе имиджа одного партнера акции на другого - от чьего имени идет коммуникация. Существенным плюсом является то, что партнеры делят расходы на совместную коммуникацию в определенной пропорции (по договоренности), что снижает стоимость привлечения одного клиента.

Есть и сложности, конечно, с организацией «кроссов», связанные в первую очередь с конфиденциальностью персональных данных при работе с базами. Для этого и необходим сервис-провайдер (3-я независимая сторона), гарантирующий конфиденциальность при процессе обработки данных и осуществлении самой акции согласно ISO 2700I.

НБЖ: Многие могут скептически относиться к почтовым рассылкам. Все-таки сейчас время информационных технологий.

М. КУЗНЕЦОВ: Есть доводы как за использование дм-коммуникаций, так и против. Одним из основных доводов «против» является то, что стоимость e-mail дешевле. Однако в данном случае можно сразу опровергнуть этот аргумент: клиенты получают огромное количество e-mail писем и спама (особенно если в них не указаны их имена), которые удаляют как спам, не читая. При этом количество писем, приходящих в почтовый ящик в среднем на семью, в России чрезвычайно мало, и когда клиент получает такое письмо, адресованное ему лично, то он, как минимум, уделит внимание и вскроет этот конверт. Дальше успех зависит от того, насколько профессионально составлено предложение.

НБЖ: Банки сейчас активно используют почтовые рассылки?

М. КУЗНЕЦОВ: Регулярные коммуникации, наверное, остались на докризисном уровне. Маркетинговые акции «сжались» в объемах. Если раньше мы проводили маркетинговые рассылки по 200-300-тысячной клиентской базе, то сейчас речь обычно идет о нескольких десятках тысяч адресатов. Можно отметить, что банки стали более тщательно относиться к выборке. И это абсолютно верный подход, потому что более 60% успеха компании зависит от качества базы. Поэтому, как я уже сказал, участники все больше интереса проявляют к кросс-акциям. Естественно, в условиях минимизации бюджетов маркетологи банков стали более эффективно использовать имеющиеся ресурсы. Например, выписки по счету являются хорошей маркетинговой площадкой, однако мало кто ее использует для подобных целей. Например, под основной информацией можно поместить сведения о новом продукте или продать рекламу сторонней компании.

НБЖ: Но если клиенту будет приходить много писем, то он может начать негативно реагировать на подобные послания.

М. КУЗНЕЦОВ: Как я уже упоминал, среднестатистический россиянин получает в год около 20-30 писем, в то время как среднестатистический европеец или американец - 300. Поэтому говорить о перенасыщении рынка в данном случае нельзя. Часто эффективность таких акций оказывается ниже прогнозируемой, не потому что аудитория «насытилась» рекламой, это больше говорит об ошибках в механике акции или несоответствии ожиданий клиентов предложениям банков. Подробнее вопросы, связанные с оптимизацией коммуникаций банков с клиентами, будут освещены в следующих номерах НБЖ.

КСТАТИ…
При продвижении продуктов можно использовать традиционный подход - средства массмедиа, а можно использовать более дешевые, но от этого не менее эффективные инструменты.

Начать дискуссию

Участникам электронной торговли приготовиться к изменениям и возможным сложностям

В ближайшем будущем участников электронной торговли в государствах-членах ЕАЭС ждут введение новой категории товаров и новые таможенные правила, объяснил председатель совета ТПП РФ по таможенной политике Георгий Петров.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

💥Главное к утру пятницы: человечеству опять угрожает пандемия, в Петербурге сугробы, Бакальчук — обедневший миллиардер

Добавим в ленту самых свежих новостей на сегодня. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали сегодня в мире.

Кадры

Кому в первую очередь поможет новый нацпроект «Кадры»

Обновленный национальный проект «Кадры» стартует в России с 1 января 2025 года.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Для льготной ставки по земельному налогу нужно соблюсти 2 условия

Ставка земельного налога 0,3% – это своего рода льгота. И чтобы она была, надо соблюдать условия.

Как организовать работу с локально-нормативными актами

Локально-нормативные акты (ЛНА) — это законодательство на уровне компании. ЛНА устанавливают права и обязанности работодателя и работника по отношению друг к другу и позволяют сторонам защитить свои права в случае трудовых споров. Но сначала всех работников необходимо надлежащим образом с ЛНА ознакомить.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Топ-10 дивидендных акций от Сбера на 2024 год

Аналитики из Sber CIB не только любят богатеть на дивидендах, но и регулярно отбирают лучшие дивидендные акции из всего того разнообразия. Встречаем обновлённую подборку от них. Как думаете, Сбер включил в неё акции Сбера? А Сургутнефтегаз-ап, о которых только и разговоров? Погнали смотреть!

Топ-10 дивидендных акций от Сбера на 2024 год
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Еще немного про CORPORATE TAX. Сроки постановки на налоговый учет

Федеральная налоговая служба вынесла Решение об уточнении сроков постановки на налоговый учет юридических и физических лиц, вступившее в силу с 01.03.2024 г. Я видела несколько обзоров и комментариев относительно данного решения, но все они искажают информацию и просто мне не нравятся, поэтому читайте 👇🏻

ЦБ дал прогноз по доле безналичных платежей в России

По итогам 2023 года безналичные платежи составили 83% от всех расчетов. За несколько лет этот показатель будет 90%.

Что делать, если просят бумажный НДС. Шаги по минимизации рисков

Внезапно в админку прилетает просьба продать бумажный НДС или порекомендовать того, кто им торгует. Расскажу, что делать.

Что делать, если просят бумажный НДС. Шаги по минимизации рисков

Примеры задач для обязательного курса «Начинающий предприниматель»

Мы подготовили действительно ценный курс для предпринимателей. Здесь вы найдете не только задачи по бухгалтерскому учету, но и уникальные жизненные бизнес-ситуации, которые требуют от трупредпринимателей нестандартного мышления и гибкости.

Примеры задач для обязательного курса «Начинающий предприниматель»
5
408

Зачем Бенефициара объявляют в международный розыск?

Мнение налогового адвоката

Банкротство

Совокупные долги банкротов выросли в 2 раза

За 2023 год суд признал порядка 7,3 тысяч компаний несостоятельными. Их задолженность достигла 3,98 трлн рублей.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Общество

На что обратить внимание при покупке загородного дома, дачи или участка

Федеральная нотариальная палата (ФНП) разъяснила, на что обратить внимание при покупке дачи или земельного участка.

Маркетплейсы

У Wildberries появились брендированные грузовики

Автомобили с фирменными логотипами будут доставлять заказы со складов и сортировочных центров до ПВЗ.

Новые штрафы для бизнеса, банки против маркетплейсов и директор с лапками. Что обсуждали сегодня бухгалтеры. 😺«Ночной бухгалтер» № 1667

Бизнес больше не может звонить и отправлять рассылки по смс и e-mail без предварительного согласия абонента. Банкам не нравится, что маркетплейсы проводят платежи через собственную структуру. Компания ищет сотрудника с лапками, который будет создавать уют, контролировать запасы вкусняшек и обниматься. А также другие новости дня для бухгалтера.

Иллюстрация: создана при помощи ИИ playground.com / Елена Балаклицкая
2
243
Банки

Данные об иностранных поставщиках платежных услуг станут закрытыми

Центробанк закроет доступ к перечню иностранных поставщиков платежных услуг до конца 2024 года.

Бесплатно с Социальные пособия

Новый порядок назначения пособия по уходу за ребенком в 2024 году. Мини-курс

Как назначается пособие по уходу за ребенком по новым правилам в 2024 году, какие документы нужно предоставить, рассказываем в мини-курсе и приводим форму уведомления о прекращение права сотрудника на получение ежемесячного пособия.

Новый порядок назначения пособия по уходу за ребенком в 2024 году. Мини-курс
Бесплатно с КоАП РФ

Новые штрафы в КоАП: за «холодные» звонки могут наказать на миллион, как избежать наказания

17 апреля 2024 года вступили в силу поправки в КоАП. Рассказываем, при каких условиях могут оштрафовать за обзвоны, письма и рассылку смс  и как не попасть под санкции.

Новые штрафы в КоАП: за «холодные» звонки могут наказать на миллион, как избежать наказания

Новостной дайджест: правила переводов с Сбербанке, новые меры поддержки МСБ, план Минэкономразвития, изменения в налогах, форум «Создай НАШЕ»

Самое интересное и важное за день в новостном дайджесте.

69

Интересные материалы

Банки

RBI: Европейский центральный банк потребует быстрее свернуть бизнес в РФ

Raiffeisen Bank International ждет требования от ЕЦБ ускорить процесс сокращения бизнеса в России.