Интервью

Кредиты – оптимистам

О ситуации в сегменте кредитования малого бизнеса "Бизнес-журнала" рассказала Светлана Кулагина, главный исполнительный директор по кредитованию малого бизнеса банка "Уралсиб".

О СИТУАЦИИ В СЕГМЕНТЕ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА «БИЗНЕС-ЖУРНАЛУ» РАССКАЗАЛА СВЕТЛАНА КУЛАГИНА, ГЛАВНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ПО КРЕДИТОВАНИЮ МАЛОГО БИЗНЕСА БАНКА «УРАЛСИБ».

Что такое «малый бизнес» в трактовке «Уралсиба»?

— Малый бизнес для нас — ключевое направление. Тем более что мы стремимся занимать социально ориентированную позицию. Ведь благодаря развитию предпринимательства в стране повышается общая занятость населения, увеличивается количество налогоплательщиков, растет конкуренция, если не снижающая, то реально сдерживающая цены на значительный сегмент товаров и услуг. Особенно теперь, в период восстановления после кризиса. Что же касается «портрета» среднестатистического клиента, то здесь мы ориентируемся на соответствующий закон, который относит к категории малого бизнеса компании с выручкой до 125 млн рублей. Исключение составляют только Москва и Санкт-Петербург, где к этому сегменту мы можем отнести и предприятия с бOльшим объемом выручки.

Исторически работать в сегменте малого бизнеса мы начали с приходом ЕБРР в 2003 году. Все это время традиционно малый бизнес вместе со средним находился в одном подразделении. Но время потребовало корректив, и в начале 2011 года руководство банка сочло целесообразным объединить продукты для малого бизнеса и розницы в рамках одной вертикали. Ведь технологии продаж этим категориям клиентов очень близки во всем мире, и Россия не исключение.

Есть мнение, что оценивать платежеспособность малых предприятий трудно.

— Ссылки на «трудности»,  на мой взгляд, — признак недостаточного профессионализма. Помню, еще лет десять назад, когда я проходила практику в ЕБРР, нам говорили: «кредитчик» принимает решение о выдаче или невыдаче кредита в течение первых 30 секунд общения с клиентом. А все остальное время тратит на сбор доказательств, подтверждающих первое впечатление.

Это хороший пример, демонстрирующий особенности кредитования именно малого бизнеса. Здесь, в отличие от работы с крупными компаниями, кредитный эксперт выступает в роли семейного доктора. Он и консультант, и аналитик. А кроме того — должен принимать во внимание неподтвержденную отчетность, соотносить то, что говорит клиент, с данными, зафиксированными в официальных и неофициальных бумагах.

Случается, заемщик готов информировать исключительно о позитивных аспектах своего бизнеса, а негативные — обсуждать отказывается. В таком случае выстраивать диалог сложнее, хотя и возможно.

Чего хотят такие клиенты?

— Клиенты, уже имеющие опыт получения кредитов, намного более серьезно и вдумчиво подходят к выбору конкретного продукта. А вот тех, кто прежде кредит никогда не брал, зачастую приходится избавлять от психологических барьеров, от «боязни банка».

Главное — правильно подобрать инструменты. Мы, например, считаем очень эффективными «Дни открытых идей» — интерактивные семинары-встречи с представителями малого бизнеса. Недавно я принимала участие в таком мероприятии в Краснодарском филиале. Ключевая презентация была посвящена мифам банковского кредитования, существующим у людей в головах. Так, многие считают, что проще взять несколько потребительских кредитов на физическое лицо, чем один — на бизнес. Мы много говорили о том, что происходит на самом деле, как реально работает система кредитования. Уже на этом этапе, в ходе диалога, возникает доверие и серьезный обмен мнениями не только между банком и клиентом, но и между клиентами и еще не-клиентами, заемщиками и представителями власти.

По мере общения доверие растет. Ведь мы даем предпринимателям полезную и разностороннюю информацию — не только от представителей банка, но и от сторонних экспертов. Мы приглашаем сотрудников региональных администраций, занимающихся вопросами поддержки малого бизнеса, представителей налоговых инспекций и специализированных фондов, специалистов из общественных организаций, свободно ориентирующихся в юридических и налоговых нюансах. Такие встречи повышают лояльность клиентов. К тому же мы дарим участникам сертификаты на скидки. В общем, стараемся делать простые и приятные для людей вещи.

Уже есть результаты?

— Недавно мы как раз подводили итоги мероприятий, прошедших в два этапа в июне во всех регионах. Оказалось, что посещаемость на втором этапе была выше на 20–30%. Сработало «сарафанное радио». Между прочим, в работе с малым бизнесом это очень важная вещь — мнение и рекомендации клиентов. Можно сколько угодно рассказывать в рекламных роликах и наружной рекламе о том, что тот или иной банк выдает быстрые и удобные кредиты. Но если на деле это не так, «сарафанное радио» быстро сведет на нет все маркетинговые усилия. Особенно если учесть нынешние масштабы проникновения Интернета и скорость распространения информации в социальных сетях, на форумах и специализированных сайтах. Все это живое и активное информационное пространство, которое способно развенчать любые мифы.

«Уралсиб» пытается интегрироваться в это пространство?

— Да. Мы уже выступали в качестве виртуального банка, обслуживавшего электронную наличность в игре «Веселый фермер», доступной пользователям сети «ВКонтакте». Банкам просто необходимо активно присутствовать в современных информационных средах. Посмотрите, с какой скоростью распространяются гаджеты для удаленного доступа в Сеть! А такой гигант, как «Аэрофлот», начинает начислять бонусы за электронную регистрацию. Игнорировать растущую категорию потенциальных клиентов, средой обитания которых стал Интернет, недальновидно. Мы собираемся запустить свою страничку и в Facebook. Это еще одна возможность говорить с большой группой клиентов без посредников, на одном языке.

Вы согласны, что жесткие требования к заемщикам — лекарство от «закредитованности» бизнеса?

— Когда мы говорим «закредитованность», это означает, что финансовое состояние заемщика имеет малый запас прочности и небольшие колебания на рынке способны привести его к дефолту. Если банк следует классической, а не ломбардной кредитной политике (когда ставка делается только на залог), выдавать кредиты столь неустойчивым клиентам, конечно же, нельзя. Так что, рассчитывая кредиты для малого бизнеса, мы всегда исходим из жесткого правила: после погашения очередных платежей у компании-заемщика должна оставаться некоторая финансовая «подушка» на случай непредвиденных ситуаций.

Следует грамотно и профессионально объяснять клиентам, что это благо для них и определенная гарантия для банка. В моей практике было немало случаев, когда после такого анализа клиентам отказывали в кредите или предоставляли меньшую сумму, но они возвращались с благодарностью. В принципе, банк заинтересован выдать как можно больше кредитов: это одна из важных составляющих мотивации персонала, особенно в работе с малым бизнесом. Но полученный кредит должен пойти бизнесу на пользу, а не привести к переживаниям или банкротству. В этом суть взаимовыгодных отношений клиента и банка.

Насколько адекватны кредитные запросы малых предприятий?

— Доля тех, кто приходит с адекватными запросами, растет. Более того, клиенты часто подают заявки в несколько банков, а затем приходят к нам на те же «Дни открытых идей» с комментариями: вот здесь медленнее выдают кредиты, а вот тут мне дали больший лимит. Для нас это важная обратная связь, позволяющая точнее определить приоритеты в собственной работе. Например, мы давно поняли, что для малого бизнеса ставки зачастую имеют меньшее значение, чем сроки выдачи кредита и простота в предоставлении документов. Очевидно и то, что для малого бизнеса огромную роль играет сервисная модель банка: она должна быть максимально дружелюбной. Ради этого заемщики готовы заплатить даже более высокую ставку: им нужен не только современный комплекс услуг, но и индивидуальное отношение.

В один из городов, где мы проводили «День открытых идей», приехал клиент, проделав путь в 90 километров, и попросил разрешения выступить. Все немного заволновались, конечно, а он 20 минут очень харизматично говорил о том, как банковский кредит помог его бизнесу. Такое выступление не закажешь. Вообще, это очень благодарный сегмент рынка.

Каковы оптимальные сроки выдачи кредитов для малого бизнеса?

— Скорее стоит говорить о сроках принятия решения (срок подготовки к выдаче зависит от сложности предлагаемого продукта и предоставленного залога). Так, на процесс кредитования покупки недвижимости, требующий оформления этой недвижимости в залог, уйдет больше времени, чем в случае предоставления займа на приобретение основных средств производства. Средний срок принятия решения о выдаче кредита в крупных банках — около двух недель, а в идеале должен быть три–пять дней. Мы, конечно, работаем над тем, чтобы это время сократить. Ну, а в сегменте экспресс-продуктов решение должно приниматься в течение одного дня.

Какие продукты для малого бизнеса наиболее востребованы?

— Прежде всего — оборотное финансирование. В Москве своя специфика: до половины заявок на кредиты малому бизнесу приходится на овердрафт. Среди новых и уже популярных продуктов — «Бизнес-гарантия». Ведь малые предприятия часто выступают в роли инфраструктурных элементов для крупного бизнеса и администраций, участвуют в тендерах. А в тендерах требуются банковские гарантии. Вот почему мы выделили и этот продукт.

Каковы дальнейшие планы работы с малым бизнесом?

— На форуме «Селигер» собираемся объявить о старте «Года открытых идей». Это программа поддержки малого бизнеса на территории более 50 субъектов федерации: в течение года мы будем проводить консультации кредитных специалистов, мастер-классы, предоставлять сертификаты на скидки. К концу года планируем увеличить объемы выдаваемых кредитов малому бизнесу на 20%, чтобы идти в ногу с рынком.

Каков идеальный клиент в сегменте малого бизнеса с точки зрения «Уралсиба»?

— Это предприниматель, уважаемый в среде своих коллег, с положительной кредитной историей. Тот, кто в свою идею вкладывает личные средства, силы, энергию, верит, что у него все получится. И может убедить в этом нас. Если коротко, мы охотно кредитуем оптимистов, но не идеалистов!

Начать дискуссию

Кадры

На рынке труда пенсионеры и студенты стали ценными кадрами

На фоне дефицита кадров компании заинтересовались в найме студентов и пенсионеров. Теперь им предлагают работу в два раза чаще.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

7 типичных ошибок, которые допускают в стритфуд

Стритфуд — динамично развивающийся сегмент рынка общепита, популярный как у начинающих предпринимателей, так и у опытных рестораторов. Однако и здесь есть свои подводные камни. Разберем 7 главных ошибок, которые допускают владельцы стритфуда, и расскажем, какие из них можно избежать с помощью системы автоматизации кафе Fusion POS.

7 типичных ошибок, которые допускают в стритфуд

Модульбанк повысил лимит переводов на карты физлиц для селлеров до 30 млн рублей

С 1 мая все физлица могут бесплатно переводить между своими счетами до 30 миллионов рублей в месяц через СБП. В Модульбанке повышенный лимит переводов для селлеров доступен уже сейчас с Маркет Картой.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Незавершенное строительство позволяет претендовать на выкуп земли много ниже кадастровой стоимости

В Адыгее сотрудники полиции пресекли попытку приобретения земельных участков мошенническим путем путем незавершенного строительства.

КУБ дня. Про штрафы за статотчетность

До текущего года Росстат штрафами только пугал, а теперь наказывает. Как отбиться от штрафа, есть ли шанс?

КУБ дня. Про штрафы за статотчетность

Как принимать оплату через СБП и работать по 54-ФЗ с наименьшими затратами

Согласно закону 54-ФЗ, в большинстве случаев при приеме платежей от физических лиц бизнесу — будь то предприниматель или юридическое лицо — нужна онлайн-касса. По-другому, каждый платеж нужно фискализировать. Расскажем, как сделать это с наименьшими затратами.

Как принимать оплату через СБП и работать по 54-ФЗ с наименьшими затратами
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с НДФЛ

Поправки в НК–2024: что изменится в НДФЛ

Изменят расчет НДФЛ по процентам от вкладов. Минимальный срок владения для продажи квартир будут считать по-новому для перепланировки и покупки за маткапитал.

Поправки в НК–2024: что изменится в НДФЛ

На одну госпошлину стало меньше

С 23 апреля транспортные средства, переданные фронту, освободили от уплаты госпошлины при постановке на учет.

ЕСХН

Когда применяющих ЕСХН освободят от уплаты налога на имущество

Налог на имущество организаций можно не платить только в отношении объектов, которые участвуют в производстве, переработке и продаже сельскохозяйственной продукции.

Реклама

ФАС обвиняет Сбер в нарушении рекламного законодательства

Потребители из рекламного сообщения не смогли получить полную информацию о кредитном продукте Сбербанка, их ввели в заблуждение привлекательные ставки, выделенные жирным шрифтом.

Глава Минфина: в России нужна «донастройка» налогов

Антон Силуанов готов предложить бизнесу идеи по модернизации фискальной системы.

Брокерские компании восстановились после убытка в 2022 году

Известно, что брокеры получили 33,7 млрд рублей чистой прибыли за 2023 год и стали больше зарабатывать на услугах по размещению ценных бумаг.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Берешь и запускаешь: как Telega.in меняет правила игры в размещении рекламы в Телеграм для бизнеса

Телеграм уже давно не просто мессенджер — это полноценная арена для маркетологов, которые каждый день соревнуются за внимание аудитории. Платформа активно развивается, предлагая все новые и новые рекламные инструменты. Но с ростом возможностей возникает и потребность в автоматизации. Здесь на сцену выходит Telega.in, превращая сложные процессы в дело пяти минут.

Берешь и запускаешь: как Telega.in меняет правила игры в размещении рекламы в Телеграм для бизнеса

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

20 лет я главный бухгалтер. Большую часть из них работала в Хабаровском крае. С проблемой ниже, конечно, сталкивалась, но не сплошь, а вопрос с контрагентом решался быстро и безболезненно.

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

Еще один великолепный МИФ о техподдержке СБИС

Пишу в техподдержку СБИС так мол и так, почему Уведомление не доходит до ФНС?

Еще один великолепный МИФ о техподдержке СБИС

Обязательное применение МЧД СФР с 11 марта 2024 года: кто может отчитываться без доверенности, переходный период

СФР с 11 марта 2024 года начал принимать отчеты от страхователей в электронном виде с машиночитаемыми доверенностями — МЧД СФР. Теперь документы больше не получится сдать на сайте фонда с помощью скан-копий бумажных доверенностей. Разбираемся, что поменялось для страхователей и как сейчас представлять отчеты в СФР.

Обязательное применение МЧД СФР с 11 марта 2024 года: кто может отчитываться без доверенности, переходный период

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Платные и бесплатные

Собрали для вас анонсы вебинаров на май 2024 года.

Уменьшение патента на взносы, если у ИП несколько патентов

Не самая справедливая тема, а что делать. Вы знаете (я надеюсь) что патент можно уменьшать на фиксированные взносы ИП, а еще на взносы с зарплаты работников. И правила очень похожи на уменьшение упрощенки на взносы, но, как говорится, есть нюанс.

Уменьшение патента на взносы, если у ИП несколько патентов

💳 МВД хочет ввести уголовную ответственность за передачу банковских карт незнакомцам. Адвокат: это не способствует снижению количества преступлений

Ведомство уже подготовило законопроект, который позволит отправлять за решетку тех, кто помогает мошенникам выводить украденные деньги.

Интересные материалы

Корпоративная социальная ответственность. Что это такое

Любой бизнес не может существовать в изоляции от общества, так как является его полноценным участником. Это относится как к крупным корпорациям, так и к малым или средним предприятиям.

Корпоративная социальная ответственность. Что это такое