Интервью

Офис как мини-банк

Д. ДЫЛЬНОВ: «Нам удается эффективно работать в регионах»
355 0

О том, как банку «Экспресс-Волга» удается даже в период финансовой нестабильности демонстрировать высокие показатели прибыльности и конкурировать с крупнейшими финансово-кредитными организациями, НБЖ рассказал председатель правления банка Дмитрий ДЫЛЬНОВ.

НБЖ: По итогам работы 2010 года банк «Экспресс-Волга» вошел в ТОП-100 самых прибыльных и эффективных банков России и занял 70-е место по показателю балансовой прибыли. Благодаря чему были достигнуты такие впечатляющие показатели?

Д. ДЫЛЬНОВ: Надеюсь, что результаты прошлого года не являются счастливой случайностью. На протяжении как минимум последних пяти лет банк активно развивается, год от года наши показатели демонстрируют стабильный рост - и кризис это не нарушил. Постоянно оставаться «на высоте» нам позволяет та децентрализованная бизнес-модель и те компетенции, которые мы уже достаточно развили за несколько лет в финансовой группе «Лайф».

Сегодня структура группы представляет собой матричный организм. Так, с одной стороны, «Экспресс-Волга» входит в одну из крупнейших банковских групп «Лайф» и стратегически объединена с другими банками группы, что задает определенную гармонизацию и синхронизирует наши усилия. С другой стороны, банки, входящие в группу, являются самостоятельными бизнес-единицами, принимающими на горизонтальном уровне самостоятельные решения. Но это все -промежуточный вариант. Последние два года мы успешно выстраиваем децентрализованную модель бизнеса, главный структурный и силовой элемент которой - офис и его команда, проводящие в жизнь основные бизнес-стратегии, существующие в группе. Результаты 2010 года обусловлены именно этой политикой.

Сегодня офисы «Экспресс-Волги» обладают достаточно широким спектром полномочий и способны принимать решения по текущим вопросам как кредитного, так и операционного характера. Например, мы уже несколько лет как отменили кредитный комитет и скоринг в массовом потребительском кредитовании (да и в кредитовании малого и среднего бизнеса тоже). Решения по сделкам делегированы кредитным менеджерам и командам офисов, которые реализуют себя в рамках той или иной стратегии (мы поддерживаем у себя институт BSC).

Также лидеры офисов со своими командами могут инициировать введение на своих территориях дополнительных уникальных продуктов либо модернизацию существующих; организовывать локальные социальные или просто рекламные акции, праздники и события в своем районе. То есть они могут проводить любые необходимые мероприятия по повышению лояльности клиентов и, как следствие, прибыльности офиса. Сами сотрудники, в свою очередь, нацелены на командный и единоличный результат, на эффективную работу. Это находит отражение в нашей системе рейтингования, которая работает как в отношении структурных подразделений банковской группы, так и для отдельных менеджеров и специалистов. Хотя основная ценность как команды, так и конкретного специалиста формируется, конечно, не из рейтингов - это только измерения, - а благодаря возможности очень быстро принять и передать друг другу лучшие практики, а при необходимости внедрить их у себя на местах.

Нам удалось систематизировать подходы, и операционное пространство функционирует по определенной логике и едино для всей группы. Понятно, что к рейтингам так или иначе привязана внутренняя мотивация, в том числе и премирование. Но по своей сути в этой культуре речь идет уже не о премии, а о предпринимательском доходе, что очень важно. На основе этих принципов, кстати, организована работа и сервисных подразделений банка, их команд и сотрудников (тех, кто обеспечивает поддержание в банках сервисов и процессов, которые в других банках обычно называют бэк-, мидл- и т.п. офисами).

НБЖ: То есть в работе офисов вашего банка постоянно присутствует состязательный момент?

Д. ДЫЛЬНОВ: Да. Но так или иначе этот момент присутствует в любой организации, вопрос только в том, что имеется в виду: массовые забеги сотрудников за «кусочком сыра», мелькающим в конце отчетного периода, или осмысленное вдохновляющее лидерство.

Мы пытаемся привить у себя особую корпоративную культуру: упор делается на самоидентификацию человека с командой, в которой он состоит. Это, прежде всего, конкретный офис и уж только потом банк и финансовая группа. В результате на уровне офисов сплачиваются команды единомышленников. Даже не просто единомышленников, а партнеров. А это уже совсем другое качество! В то же время наши офисы не существуют обособленно: как я уже отметил, подразделения находятся в едином стратегическом и операционном пространстве, обмениваются опытом и делятся лучшими практиками.

Главная трудность во всем этом -человеческий капитал, вернее, его достаточность. При подборе персонала мы предъявляем к людям особые требования. Мы ищем не наемных сотрудников и уж тем более не специалистов с «крепким» банковским образованием и опытом, пусть даже блестящим. Мы ищем, прежде всего, людей, которые умеют мыслить и действовать нестандартно для нашей отрасли. Я говорю даже не о руководителях, а о сотрудниках, начиная с уровня операционистов. Поэтому мы редко берем к себе сотрудников из других банков - хотя, конечно, мы не закрыты. Но в первую очередь нам нужны, скорее, люди из сферы обслуживания и торгового бизнеса. Главный искомый навык - предприимчивость. Мы ищем и приглашаем тех, кто всегда в личном поиске, кто может прекрасно жить и работать в условиях постоянных перемен.

НБЖ: Известно, что группа «Лайф» строит свою стратегию на развитии банковских услуг в маленьких городах. Этот принцип реализуется и в банке «Экспресс-Волга»?

Д. ДЫЛЬНОВ: Прежде всего в банке «Экспресс-Волга». Мы впервые в группе предложили и реализовали этот подход как систему, как часть стратегии. Начиная с 2008 года банк активно расширяет свое присутствие в регионах России и именно в малых городах этих регионов. В настоящее время отделения банка «Экспресс-Волга» работают более чем в 50 городах, расположенных в 14 регионах нашей страны. Во многих городах, где мы сегодня «обосновались», кроме нас присутствует только Сбербанк. Можно констатировать, что, несмотря на активное развитие банковского сектора и большое количество финансово-кредитных организаций, проникновение финансовых услуг и их доступность для населения по-прежнему остаются на достаточно низком уровне. Большинство банков не идут в маленькие города, потому что там приходится работать с маленькими кредитами, обслуживание которых в «традиционных» банках является нерентабельным. Нам же удается эффективно работать в этой нише благодаря децентрализованной модели бизнеса, о которой я уже рассказывал. Все решения у нас принимаются на местах, а значит, нам не нужно содержать огромный центральный аппарат. Мы прекрасно знаем своих клиентов, структуру предприятий, расположенных на данной территории, и можем вынести компетентное решение в предельно сжатые сроки.

НБЖ: Какие направления бизнеса вы определяете для себя в качестве приоритетных? Какие направления должны стать драйверами роста?

Д. ДЫЛЬНОВ: Банк «Экспресс-Волга» предлагает полный спектр финансовых продуктов и услуг. Банковская деятельность у нас разделена на три блока - обслуживание населения, малого и среднего бизнеса и корпоративных клиентов. Конечно, основной рост нам обеспечивают потребительские кредиты и кредитование МСБ как наиболее высокомаржинальные продукты. Как я уже отмечал, мы быстро рассматриваем заявки, а потому, когда у граждан или на предприятии возникает финансовый разрыв, проблема, кризис, они, как правило, обращаются к нам. Они знают, сколько это стоит, мы в данном аспекте предельно прозрачны. И они готовы осмысленно за это платить, что очень ценно для нас как для организации.

В то же время мы, конечно же, работаем и с крупными предприятиями. Но здесь мы сознательно проводим политику второго и третьего банка. И она успешна. При этом основные принципы ведения бизнеса и управления рисками здесь также подчинены и «вырастают» из принципов нашей децентрализованной архитектуры.

НБЖ: По-вашему, именно децентрализованная модель управления банка станет основой и гарантией его эффективного развития в долгосрочной перспективе?

Д. ДЫЛЬНОВ: Я не хочу сказать, что децентрализованная модель - заведомо более продвинутая корпоративная политика, чем те, что мы наблюдаем в абсолютном большинстве кредитных - и не только - предприятий. Нет, это не так, хотя я и являюсь давним и последовательным сторонником децентрализованной модели. Я также знаю, что многие организации пробовали - кто поверхностно, кто глубже - реализовы-вать эту модель у себя. Я также вижу, что очень многих, особенно после кризисного 2008 года, «качнуло» сейчас обратно в централизацию, причем некоторые теперь еще жестче в этом плане. Говорят, что децентрализованная модель суперзатратна, что на действительно больших масштабах она не работает - может быть, все это так. А может, многие не нашли «в моменте» талантливых решений и потому «откатили» назад -это тоже нормально.

Мне кажется, главный секрет децентрализации в том, что она не может быть частичной: она либо есть, либо это все та же централизованная система с делегированием на места и лимитами ответственности. Но это разные вещи. Так или иначе, мы пока идем дальше. Ведь удалось же эту концепцию реализовать другим, например Google. Может, получится и у нас.

НБЖ: Решением Совета АРБ от 30 июня 2011 года вы были назначены на должность председателя Комитета АРБ по региональной политике. Расскажите, пожалуйста, о том, как вы планируете совмещать руководство банком и руководство Комитетом. В целом - каковы основные задачи, которые, с вашей точки зрения, стоят перед этим Комитетом?

Д. ДЫЛЬНОВ: Как я уже сказал, в банке существует децентрализованная система управления, и значительная часть полномочий отдана «на места». В мою задачу как руководителя банка входит решение стратегических задач. Чтобы не отставать от рыночных тенденций, более того - чтобы опережать рынок, я и мои партнеры (топ-менеджеры банка «Экспресс-Волга» - прим. ред.) много ездим по регионам, изучаем опыт своих коллег и собираем лучшие практики. Применение этих знаний может помочь моим коллегам повысить эффективность бизнеса. В АРБ наработана огромная база, а Владимир Григорьевич Киевский (исполнительный вице-президент АРБ - прим. ред.) имеет большой практический опыт в работе с регионами. Объединив наши усилия, мы сможем создать площадку, на которой региональные банки будут обмениваться лучшими практиками и обсуждать злободневные вопросы. Я считаю, что региональные банки могут эффективно работать параллельно с крупнейшими российскими банками. 

Беседовала Вероника Сошина

Начать дискуссию

Chanel завершает свой бизнес в России

Компания Chanel решила полностью уйти с российского рынка. Ей могут грозить неустойки по договорам аренды, которые оценивают в десятки миллионов рублей.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Коротко, для чего нужен финансовый план? Как его создать

В малом бизнесе владелец может учитывать все финансовые движения в уме. Однако когда операции разрастаются, а их отслеживание становится сложным, приходит время заняться финансовым планированием.

Коротко, для чего нужен финансовый план? Как его создать
НДФЛ

Оплата вынужденного прогула облагается НДФЛ

Если увольнение сотрудника было признано незаконным и через суд он добился восстановления и оплаты вынужденного прогула, то такая оплата – это облагаемый НДФЛ доход.

Лучшие спикеры, новый каждый день

❗ Компания может попасть на штраф, если при переходе на ЕНС переплату по одному налогу ФНС зачла в счет долга по другому

За неумышленную неуплату налога из-за занижения базы или иного неправильного исчисления предусмотрен штраф 20% от суммы налога (по п. 1 ст. 122 НК).

Сколько длится дело по субсидиарке? Что приводит к затягиванию суда

Длительность рассмотрения дела связана с разными факторами. Разберем, что приводит к затягиванию рассмотрения дела в суде

Объявления об онлайн-продаже табака могут заблокировать без решения суда

Чтобы заблокировать интернет-ресурс с информацией о дистанционной продаже табачной продукции, понадобится больше 3-х месяцев. Власти хотят ввести механизм внесудебной блокировки — такой же, какой сейчас действует в отношении алкоголя.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Почему не существует шутки, которая нравится всем? Проведем эксперимент

Маяковский считал, что театр — это не отображающее зеркало, а увеличительное стекло. Если продолжить эту мысль поэта, то юмор — это не отображающее зеркало и даже не увеличительное стекло.

Почему не существует шутки, которая нравится всем? Проведем эксперимент
156

Как обезопасить массовые выплаты внештатникам

Компании, которые сотрудничают с большим числом внештатников, проводят массовые выплаты со своего счета. Такие платежи могут нести риски с точки зрения ИФНС и банков. Рассказываем, в чем причины и как обезопасить переводы.

Как обезопасить массовые выплаты внештатникам
НДС

Уточнят нормы НК об НДС 0% при экспорте

Торгово-промышленная палата России (ТПП) предложила исключить двойное толкование норм о международной перевозке с точки зрения налогового законодательства.

За уклонение от исправительных работ будут чаще сажать под стражу

Минюст разработал законопроекты, регулирующие вопрос заключения под стражу осужденных, которые уклоняются от принудительных работ.

Дивиденды апреля. Ну вот, опять богатеть

Обновил дивидендный календарь, оставил дивиденды, которые утверждены на апрель, а также известные дивиденды на май, а то в апреле дивидендов совсем уж мало. Возможно, ещё появятся, ведь начинается главный дивидендный сезон, когда компании начинают выплачивать финальные годовые дивиденды, у многих из которых нет промежуточных.

Дивиденды апреля. Ну вот, опять богатеть
56

«Утренний бухгалтер» № 5608. Будут изменения по имущественным налогам

Законопроект уже внесен в думу.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
УСН

⚡ Срочное разъяснение ФНС: как заполнить уведомление о переходе на УСН

В форме 26.2-1 ювелиры должны ставить код налогоплательщика — 4, но можно и 3.

154

Быть бухгалтером хочу, пусть меня научат... или нет. Можно ли стать бухгалтером самому с нуля и что для этого надо знать

Меня на этот пост вдохновил вопрос пользователя в телеграм-канале. Она попросила помощи в заполнении упрощенной отчетности и уточнила — справится ли она сама, если она не бухгалтер? И, правда, а можно ли вести учет и при этом не иметь образования бухгалтера и всему научиться самому.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
348
Мошенничество

Сотрудник банка отдохнул за границей и обогатился за счет клиентки на 29 млн рублей

Сотрудники управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Ростовской области выявили факт многомиллионного мошенничества в особо крупном размере сотрудником банковской организации.

521
ВЭД

Три главных изменения 2024 года для бухгалтера ВЭД

Продавцы из ЕАЭС начнут платить налоги в российскую казну, бизнес освободят от отчетности по мелким сделкам с зарубежными партнерами, а цифровые активы становятся обычным способом расчета.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
382

Обязательную маркировку ювелирных изделий перенесут на 2025 год

Чтобы снизить нагрузку с Пробирной палаты, которая будет ставить клеймо на украшения, Минфин перенесет срок обязательной маркировки на 1 сентября 2025 года.

168

С 1 мая запустят эксперимент по маркировке моторных масел

Для борьбы с контрафактом на рынке Минпромторгу предложили включить в эксперимент по маркировке не только моторные масла для автомобилей, но и свечи зажигания, детали подвески и рулевого управления.

3
218

Календарь вебинаров для бухгалтера в апреле 2024. Акцент на проверки

Вебинар — простой способ разобраться в любом важном для бухгалтера вопросе. «Клерк» приглашает на вебинары экспертов-практиков, которые понятно и с примерами разберут любую тему. Вы можете задавать спикеру вопросы и он ответит на них в прямом эфире.

Иллюстрация: freepik/freepik

Интересные материалы

Экспорт

Минпромторг сократит список экспортеров, которые могут получать транспортные субсидии

Изменения затронут только тех, кто занимается экспортом товаров из высокомаржинальных групп.