Банки

Клиенты не верят в справедливость

Почти половина россиян не верит в справедливое разрешение споров с финансовыми организациями.

Почти половина россиян не верит в справедливое разрешение споров с финансовыми организациями. Об этом говорят результаты имеющегося в распоряжении портала Банки.ру опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ). Эксперты считают, что на настроении граждан сказывается общее недоверие к системе правосудия.

Респондентам из 140 населенных пунктов в 42 регионах России предлагалось ответить на вопрос: «Если вы окажетесь в ситуации конфликта с финансовой организацией (банком, страховой компанией и т. п.) по вопросу оказанных вам финансовых услуг, насколько вы уверены в справедливом разрешении спора?». Выяснилось, что почти половина опрошенных настроена пессимистично — 33% респондентов ответили, что «скорее не уверены», 14% — «полностью не уверены». За последние три года доля пессимистов выросла: в 2009 году их было 43%.

Почти треть респондентов (29%) придерживаются нейтральной позиции, то есть считают, что в случае возникновения спора он может решиться как в положительную, так и в отрицательную сторону, в 2009 году такой настрой имели 25% опрошенных.

Полностью уверены в справедливом разрешении спора 3% респондентов, по сравнению с 2009-м эта доля не изменилась, в 2008 году оптимистов было на 1 процентный пункт меньше.

Участникам опроса также задали вопрос о том, какая информация в сфере управления личными финансами их интересует прежде всего. 47% респондентов ответили, что им важно знать, какие существуют законы, защищающие права потребителей, и как поступать, если права нарушаются; чуть меньше — 32% опрошенных интересуются информацией, на которую нужно обращать внимание при подписании договоров с банками и другими финансовыми организациями; 28% респондентов хотят знать, что необходимо делать, чтобы не увязнуть в долгах при пользовании банковскими кредитами.

Неуверенность россиян в положительном разрешении споров растет, и это связано с увеличением доли пользователей финансовых услуг, констатируют в НАФИ. «В 2008 году только каждый второй россиянин пользовался услугами банков (52%), в 2011 году таких было 74%, а в 2012 году — уже 77%, — поясняет гендиректор НАФИ Гузелия Имаева. — Таким образом, став реальными пользователями финансовых продуктов, россияне более точно смогли сформулировать свою позицию».

Основная причина сложившейся ситуации — незащищенность россиян как потребителей финансовых услуг. «По данным НАФИ, две трети россиян чувствуют себя незащищенными на финансовом рынке, не более 9% населения знают, какие организации в России занимаются защитой прав потребителей в сегменте финансовых услуг», — приводит данные Имаева.

Юристы считают, что на настроении граждан сказывается недоверие к судебной системе. «Это результат общего недоверия к системе правосудия как таковой, — говорит партнер компании «Яковлев и партнеры» Игорь Дубов. — Граждане изначально считают, что банк — более сильная сторона и может выиграть любой спор».

«У людей есть мнение, что банки влияют на судебные решения и что судьям некогда предметно разбирать иски», — добавляет партнер адвокатского бюро «Плешаков, Ушкалов и партнеры» Владимир Плешаков.

Он считает, что в России граждане не хотят тратить средства на юристов и в результате часто проигрывают в судебных спорах, не в состоянии противостоять банкам, у которых есть штат квалифицированных юристов и наработанная практика.

Рост числа пессимистов среди клиентов финансовых организаций происходит в то время, когда суды стали все чаще принимать сторону потребителя, о чем свидетельствуют данные Роспотребнадзора и говорят сами банкиры. Например, в прошлом году в спорах с финансовыми институтами доля решений судов первой инстанции в пользу Роспотребнадзора, представляющего интересы граждан, составила 85%, в 2010 году выигранных дел было меньше — 75%, в 2009-м — 52,6%, в 2008-м — 44,4%.

По словам директора департамента правового сопровождения Хоум Кредит Банка Александра Гонтаренко, по сравнению с 2008 годом граждане стали чаще выигрывать споры в защиту прав потребителей. «Если раньше доля выигранных дел составляла одну треть, то сегодня уже в более чем 50% случаев разбирательств суд встает на сторону заемщика, — указывает он. — Граждане стали лучше знать свои права и более упорно их отстаивать. В свою очередь общественные и государственные организации стали более активно регулировать отношения банков и клиентов».

Представитель другого банка, пожелавший остаться неназванным, добавил, что как раз благодаря различным правозащитным организациям и поддержке со стороны госорганов часто даже те клиенты, которые откровенно виноваты, подают в суд в надежде на положительное для себя решение.

Банкиры не согласны с результатами исследования, оправдываясь тем, что у них не меньше поводов сомневаться в справедливости принимаемых судами решений. «Мы также сталкиваемся с нежеланием судей разбираться по существу вопросов, знакомиться с документами, позициями и т. д.», — отмечает зампред правления Юниаструм Банка Станислав Сушко. Он считает, что вопросы в исследовании были сформулированы таким образом, что под «справедливым решением» подразумевалось принятие позиции клиента. «Я бы в данном случае рассматривал все-таки как «справедливое» то решение, которое принимают беспристрастно, основываясь на нормах права», — добавляет он.

Начать дискуссию

УК РФ

На юрлиц стали чаще возбуждать уголовные дела за таможенные нарушения

Таможенные органы отчитались, что возбудили 641 уголовное дело в 1 квартале 2024 года.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Стартовал эксперимент с электронными студенческими билетами и зачетками: что дает

Электронные студенческие билеты и зачетные книжки появятся на Госуслугах. Их можно использовать наравне с бумажными.

Договор ГПХ: на какой срок можно заключить

Компании и предприниматели сотрудничают с внештатниками на основании договора ГПХ. Рассказываем, на какой срок можно составить договор гражданско-правового характера, и какие последствия могут быть, если указать срок неверно.

Договор ГПХ: на какой срок можно заключить
Лучшие спикеры, новый каждый день

До 17,5% от Абрамовича. Свежие облигации: Евраз на размещении

Горняки и металлурги пришли к нам за деньгами, а инвесторы и рады, что не только в лизинг и стройку можно инвестировать. Круто, но есть нюанс — отсутствует финансовая отчётность после 1П2022. Ни за весь 2022 год, ни за 2023 год отчётности нет. Посмотрим, как же так получается, и оценим необходимость участия в этом размещении.

До 17,5% от Абрамовича. Свежие облигации: Евраз на размещении

С Днём Победы!

9 мая, когда мы отмечаем День Победы, мы вспоминаем не только о тех, кто сражался на фронтах, но и о тех, кто с огромным мужеством выдерживал испытания в тылу. Среди них моя бабушка, Ольга Ефимовна, чья история наполнена не только горечью утраты, но и невероятной жизненной силой.

Путин: через 6 лет смертность от ДТП должна снизиться в 1,5 раза

В рамках достижения национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» президент поставил задачу снизить смертность в результате дорожно-транспортных происшествий.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Инвестиции

Неприятие потери, или почему ты не можешь продать Сегежу с Газпромом

Ситуация: ты покупаешь акции компании, которая внезапно становится токсичной и месяц за месяцем нащупывает новое дно. Классический пример — ВТБ. Но это было всегда, а вот более свежие примеры — Сегежа или народное достояние. Газовая компания вообще держится в топ-3 по популярности среди акций, а её ближайшие перспективы не менее туманны, чем Альбион.

Неприятие потери, или почему ты не можешь продать Сегежу с Газпромом
Социальный вычет

Изменился состав документов для получения налогового вычета за обучение

По расходам на образование с 1 января 2024 года в налоговую нужно принести справку об оплате услуг. Раньше для получения социального налогового вычета по НДФЛ были нужны платежные документы и договор.

5

📕 💪 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся»! Самые нужные курсы по 3 690 рублей!

Успейте купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей до 13 мая! Для акции мы выбрали нужные для бухгалтера онлайн-курсы: они помогут освоить востребованные навыки, актуализировать знания к лету, освоить новую нишу, чтобы вырасти в карьере и увеличить доход.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1

🔥 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся!»: топовые онлайн-курсы по 3 690 рублей

До 13 мая вы можете купить лучшие онлайн-курсы «Клерка» по учету на маркетплейсах, финансовому моделированию, ВЭД, зарплате и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Уважаемые коллеги! Поздравляем вас с Днем Победы!

Коллектив «Клерка» поздравляет всех с Днем Великой Победы!

Уважаемые коллеги! Поздравляем вас с Днем Победы!
3
Законопроекты

Губернаторам могут разрешить продлевать майские праздники

Госдума начинает рассматривать законопроект, который может разрешить региональным властям давать людям больше выходных в майские праздники. Но только если большинство жителей региона поддержит перенос выходных с новогодних праздников.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Инвестиции

8% в валюте на удобрениях. Свежие облигации: Акрон CNY на размещении

Нет ничего постыдного в том, чтобы инвестировать в навоз, даже если этот навоз берёт долги в юанях под 8%. Сегодня у нас в гостях Акрон — очередной эмитент, который позволяет инвесторам заработать в валюте. Крайне интересный выпуск, достойный находиться в портфелях всех любителей валюты.

8% в валюте на удобрениях. Свежие облигации: Акрон CNY на размещении

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот

Теперь навигационное меню можно свернуть и оно запомнит свое состояние.

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот

Сравнение сервисов для подачи отчетности. Обзор для бухгалтера

Статья представляет сравнительный обзор трех сервисов для подачи отчетности: 1С-Отчетность, СБИС и Контур Экстерн. Описаны их ключевые функции и ценовые предложения.

1

Правильно подобрали переводчиков и локализовали сайт: как за 2 месяца мы помогли торговой компании открыть филиалы в ОАЭ, Турции и Казахстане

Когда открываешь филиал компании за рубежом нужно заранее разобраться с требованиями местного законодательства: почитать гражданское и корпоративное право страны, в которой регистрируешь бизнес, и собрать правильный пакет документов. Все сертификаты, лицензии, разрешения должны быть профессионально переведены и заверены.

Правильно подобрали переводчиков и локализовали сайт: как за 2 месяца мы помогли торговой компании открыть филиалы в ОАЭ, Турции и Казахстане

Грядет очередной эксперимент по маркировке

C 1 сентября 2024 по 31 августа 2025 года Минпромторг планирует проведение эксперимента по маркировке отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей.

1

К 2036 году у 99% населения России будет интернет

Президент в качестве национальной цели обозначил увеличение доли домохозяйств, которым обеспечена возможность качественного высокоскоростного широкополосного доступа к интернету.

Зачем обращаются в Росреестр чаще всего: официальные данные

Росреестр отчитался, с какими вопросами чаще всего обращались заявители в 2023 году.

Интересные материалы

Ведение бизнеса

Выручка малых технологических компаний должны вырасти в 7 раз

Для достижения национальной цели «Технологическое лидерство» президент поставил целевой показатель по росту выручки малых технологических компаний (МТК).