Банки

Очистка рынка неизбежна и не страшна

Н. Журавлев: «Бессмысленно рассуждать о том, что 900 банков - это слишком много, а 500 - слишком мало для России. Вопрос не в количестве игроков на рынке, а в том, каков уровень проникновения банковских услуг в стране»

Насколько правильным является то, что в последнее время Центральный банк при очистке рынка отдает предпочтение не санации провинившихся игроков, а отзыву лицензии у них? К каким долгосрочным последствиям для рынка финансовых услуг может привести принятие и скорое вступление в силу закона «О потребительском кредите»? Какие шаги в сфере законодательства готов предпринять Совет Федерации для выравнивания условий конкуренции на национальном банковском рынке? На эти и другие вопросы ответил в интервью NBJ первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Николай Журавлев.

«ТО, ЧТО МЫ НАБЛЮДАЕМ СЕЙЧАС - НЕ РЕЗУЛЬТАТ ПЛАВНОЙ ДЕВАЛЬВА­ЦИИ, А СЛЕДСТВИЕ БЕСПРЕЦЕДЕНТНОЙ АТАКИ НА РУБЛЬ»

NBJ: Николай Андреевич, банковский рынок неразрывно связан с экономикой в целом. Что, с Вашей точки зрения, про­исходит сейчас в российской экономике и какими Вы видите наиболее вероятные сценарии развития этой ситуации?

Н. Журавлев: Налицо замедление тем­пов экономического роста в России, чему в немалой степени способствует общая ситуация в мировой экономике. К тому же те меры, которые у нас пред­принимались для оживления эконо­мического роста, оказались не совсем эффективными. Но при этом есть и позитивные тенденции...

NBJ: Вряд ли к числу позитивных тен­денций можно отнести ситуацию, кото­рую мы сейчас наблюдаем на валютном рынке. То, что раньше называли плав­ной девальвацией, похоже, превраща­ется в обвал рубля.

Н. Журавлев: С рублем все сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. С одной стороны, хорошо известно, что такое плавное обесценивание нацио­нальной валюты положительно влияет на конкурентоспособность российских производителей, поскольку рублевая часть структуры себестоимости россий­ских товаров снижается. Иными сло­вами, есть шанс, что условия работы для российских производителей станут более комфортными. Мы это видели на примерах предыдущих циклов мягкого снижения курса национальной валюты. С другой стороны, то, что мы наблюдаем сейчас - не результат плавной девальва­ции, а следствие беспрецедентной атаки на рубль, причем атаки, поддержива­емой политическим и экономическим давлением стран Запада. Мы уже не раз видели, как под ударом оказывались валюты других стран, поэтому нельзя исключить, что речь идет о скоордини­рованных действиях, цель которых -нанести как можно больший ущерб рос­сийской экономике.

NBJ: Какими на практике могут быть последствия этой атаки?

Н. Журавлев: Действия спекулянтов могут негативно повлиять на состояние банковской системы, вызвать рост сто­имости заимствований для российских граждан, предприятий, банков, органов государственной власти. Это, безуслов­но, приведет к снижению доступности кредитов и, следовательно, к падению экономической активности предпри­ятий и потребительского спроса.

NBJ: Как, с Вашей точки зрения, россий­ские финансовые власти могут и долж­ны противостоять этим политико-спеку­лятивным атакам?

Н. Журавлев: С учетом сложившейся ситуации я считаю нужным рекомен­довать Банку России следующие шаги. Необходимо принять самые жесткие меры по противодействию валютным спекуляциям и поддержке российской экономики, в первую очередь через про­центную политику, направленную на стимулирование кредитования банков­ским сектором экономики и на запрет использовать инструменты рефинанси­рования Банка России в целях валют­ных спекуляций. Вторая мера - с уче­том кризиса доверия на межбанковском рынке, увеличения дисконтов по опе­рациям с ценными бумагами и общей нервозности участников рынка, следует расширить инструменты рефинанси­рования банков под рыночные активы, в том числе с увеличением сроков тако­го финансирования. И третий шаг -с учетом серьезного падения котиро­вок облигаций российских эмитен­тов, основными держателями которых являются российские финансово-кре­дитные организации, надо предусмо­треть меры послабления в области как балансовых оценок и классификации портфелей, так и подходов к оценке рыночного риска.

NBJ: По Вашему мнению, перечисленных мер достаточно для того, чтобы прекра­тить обесценивание национальной валю­ты и уберечь банковский рынок от воз­можных потрясений?

Н. Журавлев: Естественно, что речь в подобных случаях должна идти не о применении вышеперечисленных мер поодиночке, а о комплексном подходе. Я считаю, если финансовые и политические власти страны будут действовать четко и скоординирован­но, у нас есть все шансы ограничиться мягкой девальвацией, которая, повто­рюсь, может быть даже позитивной с точки зрения повышения конку­рентоспособности российских произ­водителей.

NBJ: Но девальвация национальной ва­люты независимо от того, мягкая она или жесткая, всегда имеет и другой эффект, который вряд ли можно назвать положи­тельным: она плохо влияет на настрое­ния граждан страны.

Н. Журавлев: Да, поскольку есть золо­тое правило - в чем зарабатываешь и тратишь, в том и храни. Россия­не, конечно, предпочитают хранить свои сбережения в рублях, поэтому они достаточно болезненно реагиру­ют на снижение курса национальной валюты. Здесь, на мой взгляд, лучшего совета, чем не метаться и не перебра­сывать сбережения из одной валюты в другую, быть не может. Если речь идет о небольших накоплениях, то такие метания и частые конверсии приведут только к потерям.

ОНИЩЕНИЕ РЫНКА ОТ ПАРШИВЫХ ОВЕЦ - БЕЗУСЛОВНЫЙ ПЛЮС И ДЛЯ СИСТЕМЫ, И ДЛЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ В ЦЕЛОМ

NBJ: Мы уже затронули тему состоя­ния российского банковского сектора. Очевидно, что мягкое снижение курса рубля оказывает непосредственное влияние на деятельность наших финан­сово-кредитных организаций. При этом складывается впечатление, что боль­шой эффект производит ужесточение надзора и регулирования. Как Вы оцениваете нынешнюю ситуацию на банковском рынке с учетом всех этих факторов?

Н. Журавлев: Я считаю правильными действия ЦБ по ужесточению надзора за банками. Есть две группы игроков. К первой из них относятся банки, кото­рые осуществляют вывод средств за рубеж и их обналичивание. Ко второй -кредитные организации, которые «пы­лесосят» рынок, аккумулируют на своих счетах огромные средства физических и юридических лиц, выводят эти средства в офшоры или используют их для креди­тования бизнесов своих собственников. Очень хорошо, что Центральный банк в прошлом году продемонстрировал всем участникам банковской системы: он эти группы и проблемы, связанные с их существованием, видит и понимает. Регулятор намерен беспощадно бороть­ся с организациями, которые совершают подобные действия.

NBJ: Бороться, как известно, можно раз­ными способами.

Н. Журавлев: Можно применять такую санкцию, как отзыв у провинившихся игроков лицензии на осуществление банковской деятельности, или исполь­зовать такой инструмент, как санация.

NBJ: Вы считаете, что в случае с Мастер-Банком регулятор поступил слишком жестко?

Н. Журавлев: Я не знаю, какой про­цесс был внутри самого регулятора при обсуждении этого вопроса, но я наде­юсь, что просчитывались все варианты, и решение было принято небезоснова­тельно. В то же время нельзя сбрасы­вать со счетов факт: Мастер-Банк был крупной организацией, у него был цен­ный бизнес в виде розницы и пласти­ковых карт, на него были «завязаны» другие кредитные организации, пользо­вавшиеся его процессинговыми услуга­ми. Поэтому мне представляется резон­ным рассмотреть вариант его санации. Здесь нельзя дать однозначную оценку всему произошедшему, но факт оста­ется фактом - у ЦБ есть инструменты, позволяющие регулировать подобные ситуации без отзыва лицензии: отстра­нение менеджмента кредитной органи­зации, обнуление ее капитала, замена собственников и т.д.

NBJ: Насколько нам известно, есть даже такой опробованный механизм, как раз­деление подобных банков на плохую и хорошую части с последующей ликвида­цией плохой и передачей хорошей новым собственникам.

Н. Журавлев: Да, и в этом смысле очень востребован опыт США, хотя, конечно, там банковская система является более старой и развитой, чем российская. Так или иначе в США нет случаев, когда клиент ощутил бы на себе издерж­ки надзора: даже если осуществляется отзыв лицензии у финансово-кредитной организации, то отделение, в которое человек ходил, продолжает функцио­нировать, меняется только вывеска над ним. Не бывает такого, что отделение закрывается, люди выстраиваются в огромные очереди и не понимают, куда им обращаться за выдачей своих вкла­дов и что им делать с замороженны­ми банковскими карточками. Мы же с вами в ноябре и декабре прошлого года видели, что у нас такие ситуации все еще возможны и, наверное, их возникно­вение можно было бы предотвратить, используя процедуру санации проблем­ных финансово-кредитных организа­ций. Повторюсь: регулятору, конечно, виднее, какое решение принимать в той или иной ситуации, мне остается только надеяться на то, что решение о судь­бе Мастер-Банка было обоснованным. Возможно, там имело место сопротив­ление собственников организации...

NBJ: А Вы не допускаете мысли о том, что могла иметь место другая мотивация -на примере Мастер-Банка регулятор стремился преподнести урок всему рынку, наглядно продемонстрировать, что неприкасаемых больше нет?

Н. Журавлев: Может быть. Но я думаю, что рынку был бы преподнесен непло­хой урок, если бы в результате действий ЦБ недобросовестные собственники лишились средств, вложенных в этот банк, а добросовестные вкладчики не волновались, что могут потерять свои вклады. И финансово-кредитные орга­низации, так или иначе «завязанные» на Мастер-Банк, не столкнулись бы с дефицитом ликвидности.

Когда в конце 2013 года проходил межрегиональный банковский совет при председателе Совета Федерации, мы пришли к единому мнению: ЦБ должен подавать рынку четкие и одно­значные сигналы. Если банк занима­ется сомнительными операциями, или у него большая дыра в капитале, или он, например, вложил средства вклад­чиков в проекты своего собственника, то есть фактически украл их, значит ему не место на рынке. Это очевидно. Так же очевидно то, что надо смотреть, есть ли в таких банках ценность - здо­ровая часть бизнеса, которая может быть передана другим собственникам. В Мастер-Банке, по моему убеждению, она все-таки была.

NBJ: Мы наблюдали в конце прошлого года достаточно впечатляющие кратко­срочные последствия отзыва лицензии у Мастер-Банка: панику вкладчиков, прекращение процессинговой деятель­ности, возникновение проблем у других кредитных организаций. А долгосроч­ные последствия, с Вашей точки зрения, просматриваются?

Н. Журавлев: Да, но они исключитель­но позитивные. Очищение рынка от «паршивых овец» - безусловный плюс и для системы, и для экономики стра­ны в целом. При этом часто можно услышать, что если так пойдет дальше, то количество банков в России сильно сократится. Выскажу свою точку зре­ния: принципиально важный момент -не численность финансово-кредитных организаций, а уровень проникновения банковских услуг. У нас, к сожалению, данный показатель очень низкий, что бы ни говорили по этому поводу руко­водители крупных банков. Как они рас­суждают и делают? Открывают в каком-либо регионе одно-два подразделения и закрашивают на карте весь регион -мол, наш банк здесь присутствует. Вы считаете, это можно назвать полно­ценным присутствием? Лично я - нет. Сколько у нас городов, где проживают пять-десять тысяч человек и нет ни одного банковского отделения? Какой толк в том, что банк после этого гордо заявляет: мы работаем по всей России?

NBJ: То есть в данном случае речь идет не о количестве, а о качестве.

Н. Журавлев: Конечно. Я думаю, что открою секрет Полишинеля, если скажу: значительную долю среди 900 финансово-кредитных организаций, которые имеются на сегодняшний день, составляют вовсе не банки. Это -не нормально работающие организа­ции, а фактически лицензии. Собствен­ники держат их либо для последующей продажи, либо с какими-то другими неблаговидными целями. Что страш­ного произойдет для рынка, если такие непрозрачные и непонятные игро­ки будут устранены? С учетом всего этого, на мой взгляд, бессмысленно рассуждать о том, что 900 банков - это слишком много, а 500 - слишком мало. Вопрос, повторюсь, не в количестве игроков, а в том, каков уровень про­никновения банковских услуг.

«ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СОТРУДНИКАМ ПРАВА ВЫБИРАТЬ БАНК ДЛЯ ПОЛУЧЕ­НИЯ ЗАРПЛАТЫ - ОЧЕНЬ ДЕЙСТВЕННЫЙ СПОСОБ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СТОИМО­СТИ КРЕДИТОВ»

NBJ: Все же одна ложка дегтя в этой бочке меда наверняка есть. Эксперты говорят, что после отзыва лицензии у Мастер-Банка начался новый виток ого­сударствления нашей банковской систе­мы: клиенты дружными рядами побежа­ли в банки с госучастием, в первую оче­редь, конечно, в Сбербанк и ВТБ.

Н. Журавлев: То, что Сбербанк получил в результате данной ситуации некото­рый выигрыш, безусловно. Но при этом крепкие частные игроки как на феде­ральном, так и на региональном уров­не тоже нарастили свои депозитные и кредитные портфели. А что касается огосударствления, то здесь дело в пси­хологии клиентов и в структуре самой нашей банковской системы, которая все еще делится по принципу «Сбер­банк и все остальные». Это, конечно, плохо. Необходимо выравнивание или хотя бы сближение долей игроков с госучастием и частных банков.

NBJ: Эти доли можно сблизить с помощью законодательных и регуляторных мер или остается только уповать на «невиди­мую руку» рынка, которая рано или поздно всех расставит по местам?

Н. Журавлев: Конечно, законодатель­ство и регулирование способны сыграть свою роль в этом процессе. Есть пра­вило - все должны работать в равных условиях, поэтому мы стараемся в каж­дом профильном законе прежде всего защитить права потребителей финан­совых услуг. Это особенно проявилось при обсуждении и принятии законо­проекта «О потребительском кредите»: одним из ключевых его положений стало ограничение права банков при установлении процентных ставок по кредитам отклоняться от среднерыноч­ных ценовых параметров.

NBJ: Насколько я понимаю банки не смогут устанавливать ставки по рознич­ным кредитам, превышающие средне­рыночный уровень более чем на одну треть?

Н. Журавлев: Да. Это не единственный пример, когда мы в своей законодатель­ной работе стремимся отстоять права потребителей финансовых услуг. Дру­гой, не менее наглядный пример - наша работа над поправками, предусматрива­ющими отмену так называемого пенси­онного рабства.

NBJ: Речь идет о том, что сейчас наемный сотрудник может получать зарплату только на карточку банка, являющегося участником зарплатного проекта?

Н. Журавлев: Да. Получается, что на сегодняшний день работник должен держать средства, по крайней мере вре­менно, в том банке, который выбрала бухгалтерия компании-работодателя. Мы же говорим следующее: было бы более правильным, если бы человек, устраиваясь на работу, указывал рек­визиты своего банковского счета для перечисления его заработной платы. Та же ситуация с выплатой пенсий: всем известно, что сейчас Пенсионный фонд РФ либо выплачивает пенсии наличными, либо заключает соглаше­ние с одним-двумя банками в регио­нах. В результате пенсионер лишается возможности получать пенсию в удоб­ном для него формате (в банке, куда он постоянно ходит для совершения каких-либо других банковских опера­ций, например оплаты коммунальных платежей). Мы считаем, что подобную практику надо менять. Более того, в данном случае мы не изобретаем вело­сипед, а стремимся ввести ту практику, которая существует во всем мире, по крайней мере в странах с развитой эко­номикой и финансовыми рынками.

NBJ: Однако, насколько я знаю, у этого предложения есть оппоненты. Замести­тель руководителя Федеральной антимо­нопольной службы Андрей Борисович Кашеваров в интервью NBJ, опублико­ванном в мартовском номере за 2014 год, указывал на то, что в случае отмены так называемого зарплатного рабства может возникнуть конфликт интересов работо­дателей и наемных работников. Нагрузка на работодателей, в первую очередь на бухгалтерию и финансовые службы ком­паний, может серьезно возрасти.

Н. Журавлев: Тут надо четко осозна­вать, каковы наши задачи как законо­дательного органа. По моему мнению, здесь все понятно: кого мы должны защищать из трех сторон процесса -работодателя, банк или сотрудника? Работодатель и банк априори являют­ся сильной стороной, сотрудник - сла­бой. Наш выбор в данном вопросе оче­виден. К тому же я не преувеличивал бы размеры бедствия, когда речь идет о работодателе и банке - участнике зарплатного проекта. Никто не пре­пятствует им так стимулировать работ­ника, чтобы он соглашался получать и держать свои средства на карточке банка, предложенного работодателем. Но речь не должна идти о запретах, об использовании мер принуждения при решении данного вопроса.

Я хотел бы особо подчеркнуть: в данном случае речь не идет о неко­ем узком моменте, как это может показаться на первый взгляд. Мы в последнее время много рассуждали и продолжаем рассуждать о том, как нам снизить стоимость кредитования для конечных потребителей финансовых услуг, в первую очередь стоимость ипо­течного кредитования. Так вот, предо­ставление сотрудникам права выбирать банк для получения зарплаты - очень действенный способ решения пробле­мы стоимости кредитов.

NBJ: Каким образом?

Н. Журавлев: Самым прямым. Если работник держит зарплатную карту в том или ином банке и финансово-кре­дитная организация видит ежемесяч­ный приток средств на эту карту, то, конечно, она будет готова предоста­вить держателю карты кредит на льгот­ных условиях. Здесь налицо стабиль­ный финансовый поток, а не какие-то справки о зарплате, которые могут подвергаться сомнению. Так что банк будет чувствовать себя защищенным от риска невозврата кредита, а клиент будет находиться в более комфортных условиях при получении займа.

«НЕ НАДО СТРОИТЬ ИЛЛЮЗИЙ - НИКТО НЕ СОБИРАЛСЯ ЗАЩИЩАТЬ БАНКИ, ПРИНИМАЯ ЗАКОН «О ПОТРЕБИТЕЛЬ­СКОМ КРЕДИТЕ»

NBJ: А что касается других законода­тельных актов, которые направлены на выравнивание конкуренции на нашем рынке?

Н. Журавлев: Я бы хотел упомянуть нашу работу над законопроектом о банкротстве физических лиц. Конеч­но, напрямую эта законодательная новелла не связана с выравниванием конкуренции...

NBJ: Зато очень важна с социальной точки зрения.

Н. Журавлев: Безусловно. Сложность нашей работы заключается в том, что этот закон должен быть абсолютно сбалансированным. Человек должен получить возможность пройти циви­лизованную процедуру банкротства, если он попал в тяжелую жизненную ситуацию или по каким-то причинам набрал непосильное для него коли­чество кредитов. С другой стороны, этот закон должен защищать креди­торов, во-первых, от мошеннических действий заемщиков, а во-вторых, от стремления искусственно повысить уровень задолженности и таким обра­зом войти в банкротство.

NBJ: Этим и объясняется то, что законо­проект о банкротстве физических лиц относится к числу так называемых «дол­гоиграющих» законопроектов?

Н. Журавлев: Не только этим. Вполне логичным было решение принять сна­чала закон «О потребительском креди­те», а затем закон о банкротстве физлиц. Мы надеемся, что в апреле - мае состо­ится второе чтение законопроекта и он будет принят до конца весенней сессии.

NBJ: И вступит в силу до конца текущего года?

Н. Журавлев: Я думаю, через год с мо­мента его принятия.

NBJ: А с чем связан такой временной лаг: принять закон могут, по Вашим словам, еще до конца весны, а в силу он вступит только в следующем году?

Н. Журавлев: Закон очень объемный, его принятие предусматривает внесе­ние изменений в ряд других законов и подзаконных документов. Это пер­вый момент. Второй момент - бан­ковская система должна иметь время, чтобы адаптироваться к новым прави­лам игры. Потребуется внести измене­ния в огромное количество банковских документов, коррективы в работу юри­дических служб финансово-кредитных организаций. Мы все это учитываем и понимаем, что установление времен­ного лага между моментом принятия закона и моментом вступления его в силу в данном случае логично и оправданно.

NBJ: Вы сказали о необходимости со­блюсти баланс интересов при выработке окончательного варианта закона о банк­ротстве физлиц. А как насчет закона «О потребительском кредите»? Удалось ли в данном случае соблюсти баланс?

Н. Журавлев: Я считаю, что в этом слу­чае не нужно было соблюдать баланс. Конечно, надо было учитывать опре­деленные интересы банковского сооб­щества, но главной задачей законода­телей была защита интересов потре­бителей банковских услуг. Не надо строить иллюзий - никто не собирался защищать банки. Все требования к рас­крытию данных (пункты об обязатель­ном информировании заемщика об основных и дополнительных условиях договора) играют, конечно, на руку клиентам. Информирован - значит вооружен.

NBJ: Так же, как и уже упомянутая в нашей беседе норма об ограничении максимальной стоимости кредита?

Н. Журавлев: Да, и норма об ограни­чении размеров штрафов, и террито­риальная подсудность, и возможность досрочно погашать кредит без каких-либо пеней и штрафов. Закон, конеч­но, можно назвать проклиентским, но я считаю это абсолютно нормальным. Аналогичные нормы есть во всех стра­нах, и нет ничего удивительного в том, что мы тоже их ввели.

NBJ: Самой спорной, наверное, была норма, ограничивающая максимальный размер ставок по кредитам?

Н. Журавлев: Да, здесь были разные предложения. Мне кажется, нам уда­лось выбрать самое оптимальное из них. Центральный банк Российской Федерации предлагал ограничить став­ку в диапазоне от нуля до одной третьей от среднерыночного значения ставки. То есть регулятор мог устанавливать как отклонение в нулевом размере, так и отклонение в размере одной трети. Так что банки не должны расстраивать­ся - мог пройти и более жесткий вари­ант. А в остальном - посмотрим, как закон будет работать. В конце концов ничто не препятствует вносить в него изменения, если ситуация на рынке этого потребует.

NBJ: В марте NBJ провел круглый стол, посвященный обсуждению ситуации на рынке розничного кредитования. В каче­стве одного из критических замечаний к закону «О потребительском кредите» была высказана мысль: жаль, что в окон­чательном тексте закона не нашло своего отражения такое понятие, как DTI (соот­ношение долга и дохода заемщика).

Н. Журавлев: Вы знаете, я согласен с экспертами, высказывающими это замечание. DTI - хороший показатель. При этом его можно вводить параллель­но с нормой об ограничении максималь­ной ставки. С DTI есть определенные сложности: не всегда можно стопроцент­но определить доход клиента, банк не всегда может понять уровень закреди­тованности потенциального заемщика. Я уверен, что со временем это понятие можно будет использовать, но сначала надо внести поправки в другие зако­нодательные акты, например в закон о бюро кредитных историй. В частности, закрепить норму, обязывающую фик­сировать в отчете БКИ остаток задол­женности, а не только общую сумму привлеченного кредита. Очень важный шаг, который мы сделали, - закрепле­ние требования о направлении в бюро кредитных историй данных без согла­сия заемщика. По этой же причине мы против нормы, запрещающей отправку в БКИ так называемых нулевых кредит­ных историй. Если это сделать, то банки лишаются возможности узнавать необ­ходимую для них информацию о заем­щике - получал ли он отказ в предостав­лении кредита, отказывался ли сам от его привлечения до момента подписания договора и т.д. Вы сами понимаете, что это в конечном счете приведет к удоро­жанию кредитных средств: если банк не располагает необходимой информацией о заемщике, то он стремится заложить в ставку все возможные риски. А ведь каких-то из этих рисков может просто не быть.

Что еще очень важно в законе «О потребительском кредите»? Оста­лась норма, по которой средний размер полной стоимости кредита рассчиты­вается в том числе по видам кредито­ров, таким образом фактически уза­конена возможность предоставления кредитов микрофинансовыми органи­зациями под сотни процентов годовых. Вероятно, на переходном этапе иначе и нельзя было сделать, но со временем, конечно, этот пункт надо будет скор­ректировать. Человеку же все равно, где брать деньги - в банке или в МФО. Получается, что в банке он сможет привлекать кредит по ставке 20-25% годовых, а в микрофинансовой органи­зации - по ставкам свыше 100% годо­вых. Я считаю, что через год надо будет вернуться к этому вопросу, и если мы увидим, что МФО выдают кредиты по такой заоблачной стоимости...

NBJ: То надо будет приравнять их к бан­кам в данном вопросе?

Н. Журавлев: Конечно.

NBJ: Есть такое убеждение, что МФО «пылесосит» тех заемщиков, которым отказывают банки.

Н. Журавлев: И ради бога, но почему тогда разница в ставках по одному и тому же кредиту должна составлять 15 раз в зависимости от того, у кого заем­щик берет кредит - у банка или у МФО. Мы сейчас фактически запретили бан­кам кредитовать заемщиков качеством ниже среднего. Если средняя ставка по рынку составляет 20% годовых, плюс треть к этому, получается 26% годовых. А неблагополучного заемщи­ка банк по такой ставке кредитовать не будет, поскольку просто не сможет покрыть все сопутствующие этому риски с помощью процентной ставки. Получается, что мы выталкиваем зна­чительную часть заемщиков в сегмент МФО, где люди уже вынуждены брать кредиты под сотни процентов годовых.

NBJ: Отсюда идет закредитованность?

Н. Журавлев: Да. При этом мы все время говорим, что боремся с данным явле­нием, а по сути, мы не видим, какова ситуация с закредитованностью в сег­менте МФО. Мы совсем недавно обя­зали микрофинансовые организации подавать отчеты в БКИ, естественно, этот пласт информации еще никем не проанализирован. А что происходит на рынке так называемых «серых» МФО, которые не входят в реестр, мы поня­тия не имеем. В таких условиях оценить уровень закредитованности нашего населения действительно непросто.

«ИДЕЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ВЗНОСОВ БАНКОВ В ФОНД СТРАХОВАНИЯ ВКЛА­ДОВ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ВПОЛНЕ ЛОГИЧ­НОЙ, ГЛАВНЫЙ ВОПРОС - ЧТО ДОЛЖНО ЛЕЖАТЬ В ОСНОВЕ ЭТОЙ ФОРМУЛЫ?»

NBJ: Давайте перейдем к другому вопро­су. Известно, что у нас в случае банкрот­ства кредитной организации защищены интересы вкладчиков - физических лиц, но при этом практически никак не защи­щены интересы других клиентов банка, в том числе юридических лиц. Есть ли планы что-то сделать в этом направле­нии, возможно, расширить перечень клиентов, средства которых гарантиру­ются государством?

Н. Журавлев: Кое-что в этом направ­лении, безусловно, делается. Вы знае­те, что теперь застрахованы средства индивидуальных предпринимателей на сумму до 700 тыс. рублей. Что каса­ется страхования средств юридиче­ских лиц, то мне кажется, в этом нет необходимости. Любое юрлицо может позволить себе нанять юристов и рисковиков, которые оценят его риски и преимущества в результате сотруд­ничества с тем или иным банком.

Другой вопрос - повышение суммы страховых выплат по вкладам физи­ческих лиц до миллиона рублей. Здесь есть над чем подумать.

NBJ: Вот Минфин об этом и думает.

Н. Журавлев: Да, и если он выступит с соответствующей законодательной инициативой, то мы ее поддержим. Возможно, дальнейшая модификация ССВ потребует изменения подходов к расчетам отчислений в фонд страхо­вания вкладов.

NBJ: Вы имеете в виду дифференциацию взносов?

Н. Журавлев: Конечно. Сама идея представляется вполне логичной, глав­ный вопрос - что должно лежать в ос­нове этой формулы? Я убежден: все-таки процентная ставка по вкладам, а не некие внутренние рейтинги ЦБ и не уровни надежности и стабильно­сти. На рынке есть вполне надежные банки, выполняющие норматив Н1, при этом они «пылесосят» рынок, со­бирая под высокие проценты средства частных лиц. Они буквально тащат за собой конкурентов, заставляя их под­нимать ставки по вкладам.

NBJ: Мне не очень понятна мотивация банков, которые это делают.

Н. Журавлев: Мотивация простая: они принимают вклады под 12%, а кредиты выдают под 40%. Так что в накладе они в любом случае не остаются.

NBJ: То, что Вы описали, - картина ско­рее вчерашнего дня. Теперь же банкам будет запрещено устанавливать ставки по кредитам выше определенного уров­ня. Значит, ставки по депозитам они не смогут задирать.

Н. Журавлев: Совершенно верно, но именно размер процентной ставки по депозитам должен лежать в осно­ве формулы, определяющей размер отчислений банков в фонд страхова­ния вкладов. По одной простой при­чине - этот показатель наиболее объ­ективен и прозрачен.

NBJ: Как Вы относитесь к идее создания перечня системно значимых банков, кото­рый сейчас формируется в ЦБ?

Н. Журавлев: Положительно. Если есть ряд банков, контролирующих 80-90% активов всей банковской системы, то за этими финансово-кредитными орга­низациями должен быть установлен особый контроль со стороны регулято­ра. Правильно, что Центральный банк принял решение «разнести» надзор за этими участниками и за всеми осталь­ными игроками рынка по разным департаментам.

NBJ: В начале нашей беседы Вы говори­ли о том, что ЦБ следовало бы более активно использовать такой инструмент, как санация. Сейчас обсуждается и дру­гое предложение: возможно, регулятору следовало бы заблаговременно вводить в проблемные банки временную адми­нистрацию, и только по результатам ее работы принимать решение - отзывать лицензию, отправлять на санацию или предпринимать иные меры воздействия. Как Вы расцениваете эту инициативу?

Н. Журавлев: Я считаю, что если на­лицо угроза интересам кредиторов банка, то ЦБ просто обязан прийти в проблемную организацию, отстранить менеджеров и внедрить туда своих лю­дей. Отзыв лицензии - это крайняя мера, которая должна предпринимать­ся только в случаях, когда иного выхо­да нет. Новых собственников привлечь невозможно, в банке нет никакой цен­ности, оздоровить его тоже не пред­ставляется реальным. Вот тогда ниче­го другого не остается, как «похоро­нить» его.

Начать дискуссию

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Платные и бесплатные

Собрали для вас анонсы вебинаров на май 2024 года.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Уменьшение патента на взносы, если у ИП несколько патентов

Не самая справедливая тема, а что делать. Вы знаете (я надеюсь) что патент можно уменьшать на фиксированные взносы ИП, а еще на взносы с зарплаты работников. И правила очень похожи на уменьшение упрощенки на взносы, но, как говорится, есть нюанс.

Уменьшение патента на взносы, если у ИП несколько патентов

💳 МВД хочет ввести уголовную ответственность за передачу банковских карт незнакомцам. Адвокат: это не способствует снижению количества преступлений

Ведомство уже подготовило законопроект, который позволит отправлять за решетку тех, кто помогает мошенникам выводить украденные деньги.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Корпоративная социальная ответственность. Что это такое

Любой бизнес не может существовать в изоляции от общества, так как является его полноценным участником. Это относится как к крупным корпорациям, так и к малым или средним предприятиям.

Корпоративная социальная ответственность. Что это такое

Как выбрать надежного исполнителя для внедрения 1С

Разберем, где компания, которая собирается внедрить 1С, может найти исполнителя, и на что обращать внимание при выборе.

Как выбрать надежного исполнителя для внедрения 1С

Сдать декларацию по УСН можно через личный кабинет ИП: как

Быстро и бесплатно сдать декларацию по УСН могут ИП, у которых есть квалифицированная электронная подпись.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

🐟 Давно пора было, тут есть очевидные проблемы: реакция на введение маркировки икры

С 1 апреля и до 1 мая производители и импортеры икры должны быть зарегистрированы в системе «Честный ЗНАК» и полностью настроить все процессы по оплате кодов, подаче сведений в систему маркировки об обороте и выводу из него этой продукции.

Банки

ЦБ сможет устанавливать реквизиты распоряжения клиента в национальной платежной системе

Регулятор установит формы распоряжений, по которым клиенты смогут получать денежные переводы по картам «Мир» и через СБП.

🎉 Новый сервис «Клерк.Консультации»: задайте вопрос эксперту и получите ответ в течение нескольких часов

Если вы столкнулись со сложной ситуацией на работе и нужен срочный совет, то обратитесь к экспертам «Клерка». В течение нескольких часов вы получите подробный ответ с рекомендациями. Выберете пакет консультаций и получите доступ к базе проведенных консультаций — более 20 тыс. ответов экспертов на разные вопросы в вашем распоряжении.

ФСБУ

Правила ФСБУ могут влиять на расходы по УСН

Налоговый учет на бухгалтерский не влияет, а бухучет на налоговый может. Поэтому ряд расходов на упрощенке зависит от того, как их учли в бухгалтерском учете. 

Неочевидные риски для всех участников схем по дроблению бизнеса

Налоговая проверка может выявить у предпринимателя признаки дробления бизнеса. Но в отличие от обычной кражи, в процессе искусственного создания нескольких юрлиц с целью незаконной налоговой оптимизации все не так очевидно.

⏰ Уже завтра вы узнаете, как защитить себя при налоговых проверках

Получите советы адвоката и построите эффективную линию защиты своих прав при налоговых проверках.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Как вести учет ВЭД в 2024 году: изменения, документация и налоги

Бухгалтерский учет ВЭД фиксирует все действия, которые связаны с экспортом, импортом товаров, капитала или услуг, а также там отражается статус важных документов — это контракты, налоговые и таможенные декларации, инвойсы и т. д.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
ВЭД

Россия начнет торговлю с Ираном

Страны ЕАЭС будут торговать с Ираном: снимут ограничения на ввоз товаров, а также установят специальный режим для экспортеров.

Алкодекларация: как и когда подавать, нюансы, полезные советы

Предприятия и ИП — участники алкогольного рынка должны регулярно подавать алкодекларации в соответствующие ведомства. Рассказываем, что это за отчет, как и куда он подается в 2024 году, в какие сроки.

Алкодекларация: как и когда подавать, нюансы, полезные советы

⚡️В подписке «Клерк.Премиум» глобальные изменения. Расскажем, что у нас новенького

На этой неделе подписка «Клерк.Премиум» изменилась! В ней теперь есть две бесплатные консультации у наших экспертов и открыт доступ к базе из более чем 20 тыс. уже решенных вопросов. Теперь вы можете сэкономить время на ожидании ответа и найти похожую ситуацию в нашей базе консультаций.

⚡️В подписке «Клерк.Премиум» глобальные изменения. Расскажем, что у нас новенького

Верховный Суд: для ИП из реестра малого бизнеса не положено снижать размер штрафов

Особый порядок определения штрафов для бизнеса из категории «малое предприятие» распространяется только на юридических лиц, а не на индивидуальных предпринимателей.

Как в 2024 году оплатить больничный по ГПД

С 2023 года организации и ИП должны уплачивать страховые взносы по гражданско-правовым договорам на случай болезни и материнства исполнителя. Рассказываем, как оплачивается пособие по временной нетрудоспособности таким лицам в 2024 году.

Как в 2024 году оплатить больничный по ГПД

При ввозе белорусских товаров надо платить НДС, даже если в Беларуси они необлагаемые

Неважно, какие НДС-льготы есть при реализации товаров в стране ЕАЭС. При ввозе в РФ этих товаров действуют свои правила и свои льготы.

Интересные материалы

Предварительно известен размер вычета за сдачу норм ГТО

Налоговый вычет по НДФЛ можно будет получить за сдачу норм ГТО.