ЭДО

Как сформировать МЧД для сдачи отчетности

С 2024 года применять МЧД для отчетности обязана значительная часть бизнеса. Какие машиночитаемые доверенности нужно использовать для отправки отчетов в налоговую службу, Социальный фонд и другие ведомства? Разбираемся в новых правилах.
Как сформировать МЧД для сдачи отчетности
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Сдача отчетности по доверенности: что изменилось в 2024 году

Во многих компаниях заполнением и сдачей отчетности занимается не сам руководитель, а бухгалтер, с которым организация заключает трудовой договор или ГПД. Для отправки отчетов такому сотруднику необходима доверенность на подписание документов от лица предприятия.

Ранее директор мог оформить на имя бухгалтера доверенность в печатном виде, но с 1 марта 2024 года для подачи документов в ФНС необходимо использовать машиночитаемую доверенность (МЧД). Это связано со вступлением в силу закона № 389-ФЗ от 31 июля 2023 года, который внес поправки в Налоговый кодекс.

В п. 3 ст. 29 НК появилось новое правило: теперь уполномоченный представитель организаций или ИП, которые по закону обязаны сдавать налоговую отчетность в электронной форме, должен применять МЧД.

Кого касаются эти требования? Сдавать в ФНС электронную отчетность необходимо:

  • организациям и ИП, которые были признаны крупнейшими налогоплательщиками;

  • компаниям и ИП, у которых среднесписочная численность сотрудников за предыдущий год составила более 100 человек, а также новым предприятиям, которые наняли на работу более 100 человек;

  • плательщикам налога на добавленную стоимость, которые обязаны сдавать декларации по НДС.

Если в организации оформлением налоговой отчетности занимается штатный бухгалтер или работник на ГПД, то с 1 марта 2024 года индивидуальному предпринимателю или директору юрлица необходимо оформлять на имя этого сотрудника МЧД с полномочиями на подпись документов для ФНС.

Налоговая рекомендует оформлять доверенности формата 5.02, однако до 28 февраля 2025 года будут приниматься доверенности и старого формата 5.01. Обратите внимание: передоверить полномочия или наделить полномочиями сразу нескольких сотрудников можно только с помощью МЧД формата 5.02.

Напоминаем, что в 2024 году перейти на машиночитаемые доверенности также должны работники, которые для сдачи отчетности используют усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП) сотрудника юрлица. Правительство разрешило применять такую подпись, если она была выпущена до 31 августа 2023 года. Но с 1 сентября 2024 года вместо нее бухгалтеры обязаны использовать УКЭП физлица и МЧД от работодателя.

Это правило касается всех сотрудников, которые сдают отчетность в электронной форме в любое из ведомств или подписывают другие документы от лица руководителя.

Какая МЧД нужна для сдачи отчетности

В России используется несколько форматов машиночитаемой доверенности. Единый формат МЧД версии 003 (EMCHD_1) пока что применяют не во всех ведомствах. Поэтому перед отправкой документов в контролирующие органы необходимо уточнить, с какой разновидностью доверенности работает эта госструктура.

Налоговая служба

ФНС разработала собственные форматы машиночитаемых доверенностей — 5.01 и 5.02. Формат 5.02 — это усовершенствованная версия МЧД, с помощью которой представитель может передоверять свои полномочия другим сотрудникам.

До 28 февраля 2025 года ФНС будет принимать доверенности обоих форматов, после — только формата 5.02. Налоговая также собирается начать поддержку единого формата 003. Сформировать МЧД можно на специальном портале ФНС или в сервисе Астрал Доверенность.

Социальный фонд

Соцфонд использует собственный формат МЧД СФР. Для отправки ЕФС-1 и другой отчетности, которую ранее подавали в Пенсионный фонд, требуется не доверенность, а уведомление о предоставлении полномочий представителю. Его можно подготовить прямо в 1С с помощью модуля 1С-Отчетность.

Служба статистики

Пока что Росстат не принимает машиночитаемые доверенности. Если вам необходимо сдавать статистическую отчетность, рекомендуем оформить доверенность в печатном виде и отправить ее в ФСГС. Чтобы получить более точные инструкции, обратитесь в территориальный орган Росстата.

Росалкогольтабакконтроль

ФСКАТР (бывшая ФСРАР, Росалкогольрегулирование) обязывает бизнес использовать машиночитаемые доверенности при работе с ЕГАИС. Для отправки документов от лица компании бухгалтеру необходимо получить единую доверенность формата 003. Быстро оформить единую МЧД можно с помощью Астрал Доверенность.

Росприроднадзор

Росприроднадзор пока не дал официальных разъяснений о применении МЧД. Рекомендуем обратиться за консультацией в территориальное подразделение службы.

Таможенная служба и Центробанк

ФТС и ЦБ принимают единую МЧД формата 003. Создать машиночитаемую доверенность можно в Личном кабинете на сайте ведомств или в сервисе Астрал Доверенность.

В каждой МЧД должен быть указан соответствующий набор полномочий. Например, если сотрудник занимается сдачей отчетности в ФТС, в доверенность нужно добавить полномочие на подписание документов для этой структуры.

Как создать МЧД для отчетности в Астрал Доверенность

С помощью сервиса Астрал Доверенность можно сформировать МЧД для отчетности в ФНС и единую доверенность формата 003. Благодаря простому интерфейсу программы создание документа не отнимет много времени. Пользователю потребуется:

1. Нажать на кнопку «Создать доверенность» и выбрать тип МЧД.

2. Заполнить документ: указать дату выдачи и срок действия доверенности, внести информацию о доверителе и представителе, выбрать полномочия лица, которое будет использовать МЧД.

3. Нажать на кнопку «Подписать и отправить в Реестр» и заверить МЧД с помощью УКЭП директора юрлица или индивидуального предпринимателя. Если доверенность заполняет не руководитель организации, а сотрудник, который не имеет права подписывать документы, ему нужно нажать на кнопку «Запросить подписание» и дождаться ответа директора.

Чтобы использовать МЧД для сдачи отчетности, необходимо зарегистрировать доверенность в ведомстве. Астрал Доверенность автоматически отправит МЧД в распределенный реестр ФНС для проверки и регистрации документа.

Сервисы ГК «Астрал» для бизнеса

Существенная экономия времени. Отправь заявку и мы расскажем все об электронном документообороте

Оставьте заявку и мы свяжемся с вами

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Реклама: ООО «АСТРАЛ-СОФТ», ИНН: 4027145240, erid: LjN8JwaaJ

Начать дискуссию

Предпринимателям окажут поддержку при открытии бизнеса на автомаршрутах

Предприниматели, которые хотят работать в сфере туризма по пути следования автомобильных маршрутов для путешествий, получат поддержку от Корпорации МСП и Минэка.

Роструд: работодатель не вправе удерживать из зарплат штрафы

В рамках трудового законодательства работодатель не вправе налагать на работников штрафы.

Уголовное дело Елены Блиновской передали в суд

Блогер спрятала от налоговой 906 млн рублей, из них 716 млн вывела через две подконтрольные фирмы. Следователи допросили больше 200 свидетелей и провели свыше 20 обысков.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Госзакупки

Ведение казначейского счета: начало работы, требования к предоставляемым подтверждающим документам

Казначейский счет — это специальный 71 счет, который открывается для учета бюджетных средств в рамках казначейского сопровождения.

Ведение казначейского счета: начало работы, требования к предоставляемым подтверждающим документам

Брокер ВТБ запустил голосовые рекомендации для инвесторов

Голосовые советы позволят инвесторам быстрее принимать решения о проведении наиболее выгодных сделок.

Расчетный счет

Расчетно-кассовое обслуживание для ИП: как найти свой идеальный тариф

Открытие расчетного счета — один из первых шагов для любого индивидуального предпринимателя. С помощью РКО ИП ведет безналичные расчеты, принимает оплату от клиентов на счет, переводит средства контрагентам и бюджету. Банки предлагают разные тарифы на расчетно-кассовое обслуживание, которые отличаются по стоимости и условиям. 

Расчетно-кассовое обслуживание для ИП: как найти свой идеальный тариф
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

15 курсов бренд-менеджера для начинающих 

Бренд-менеджер — это специалист в области маркетинга, который занимается продвижением бренда. Его задача: сформировать мнение у покупателей по продукту, услуге или самой компании, склонить их к приобретению. На всех этапах он должен следить за репутацией компании и торговой марки.

15 курсов бренд-менеджера для начинающих 
ПСН

Как совместить патент с УСН и что делать, если ИП превысил лимиты

Индивидуальный предприниматель теряет право на применение патентной системы налогообложения, когда его совокупный доход превышает 60 млн рублей. В таком случае нужно применять только УСН и пересчитать весь налог.

ЭДО

Хранение документов. На бумаге или в электронном виде? Затраты и риски

Документооборот — это настоящее и прошлое любой организации. В данном материале рассмотрим варианты форм хранения документа, сравним, какие затраты на это потребуются, обозначим преимущества того или иного метода хранения и возможные риски.

Хранение документов. На бумаге или в электронном виде? Затраты и риски
Право

Как подписать соглашение NDA с самозанятым

Для нормальной работы самозанятому нужен доступ к конфиденциальной информации. Но плательщик НПД — не штатный работник, он не подписывает ЛНА компании и на него нельзя повлиять дисциплинарными мерами ответственности. Проблему может решить соглашение о конфиденциальности (NDA). Рассказываем, как его правильно оформить.

Как подписать соглашение NDA с самозанятым
Охрана труда

Новый порядок оказания первой помощи с 1 сентября 2024 года. Что нужно знать работодателю

С 1 сентября 2024 года вступает в силу новый порядок оказания первой помощи.

Новый порядок оказания первой помощи с 1 сентября 2024 года. Что нужно знать работодателю

Жителям ЕС запретили участвовать в обмене заблокированными акциями

Власти Евросоюза призвали инвесторов и компании не участвовать в обмене заблокированных ценных бумаг, поскольку в этом механизме участвует подсанкционный Национальный расчетный депозитарий.

НДС на УСН, выбор СНО, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года

Подготовили для вас анонс предстоящих вебинаров в августе.

НДС на УСН, выбор СНО, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года
УСН

В законе о налоговой реформе-2025 в части УСН есть спорные моменты

Федеральный закон от 12.07.2024 № 176-ФЗ о совершенствовании налоговой системы России с 2025 года содержит много изменений и новшеств по УСН. Уже сейчас возникают вопросы, как их применять и трактовать на практике.

Куда не движется движимость

Рассуждение на одну из вечных тем в налоговом праве: переквалификация налоговыми органами движимого имущества в недвижимое.

Куда не движется движимость

Что такое амортизация облигаций и зачем инвестору про нее знать

Облигация — это долговая ценная бумага, по которой эмитент (тот, кто выпускает такую ценную бумагу) получает денежные средства в долг от инвестора. Взамен эмитент гарантирует, что выплатит инвестору в определенный срок стоимость облигации (номинал) и процент за пользование средствами (купонный доход) в будущем. Величина прибыли, которую инвестор получает в результате вложений в облигации, называется доходностью облигаций.

Что такое амортизация облигаций и зачем инвестору про нее знать
ПСН

Отказ от патента не отменить, как считать лимит для ПСН, особенности учета при переходе с УСН: что нужно знать бухгалтеру и ИП

ПСН на первый взгляд простой режим, но есть много нюансов. Разбираем три ситуации, в которых путаются бухгалтеры и ИП.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Прямые и косвенные расходы: пересмотрите их перечень, чтобы законно экономить на налоге на прибыль

Проверьте, верно ли вы классифицировали расходы на прямые и косвенные. Основная сложность в том, что Налоговый кодекс позволяет самостоятельно определять их перечень. Причем неверное распределение, а также некорректные положения учетной политики, могут привести к многомиллионным доначислениям. В статье рассказали, на что обратить внимание при распределении затрат с учетом актуальной судебной практики.

Прямые и косвенные расходы: пересмотрите их перечень, чтобы законно экономить на налоге на прибыль

На Новый год-2025 каникулы продлятся 11 дней

Вышел проект постановления Минтруда о праздничных днях в 2025 году. На майских россияне будут отдыхать восемь дней, а в Новый год — 11 дней.

Интересные материалы

ФСБУ

Поступление аренды в 1С отражают как услугу или услугу аренды: от чего зависит

Заполнение в 1С поступления предметов аренды как просто услуг или услуг аренды зависит от статуса компании и сдачи их в субаренду.