Как подготовиться к налоговому мониторингу

В первой статье о налоговом мониторинге мы рассказали о том, что это такое и поделились практическим опытом наших клиентов. Сегодня поговорим о подготовке — с чего начать, какие нюансы учесть.
Как подготовиться к налоговому мониторингу

В первой статье о налоговом мониторинге мы рассказали о том, что это такое и поделились практическим опытом наших клиентов. Сегодня поговорим о подготовке — с чего начать, какие нюансы учесть.

Прежде всего, вам придется разобраться с системой документооборота. Разложить на составляющие бизнес-процессы, определить какой маршрут проходят документы, кто их согласует, обозначить лиц, ответственных за отдельные операции (например, заключение сделок).

Исключите из документооборота лишние, дублирующие процессы, и переходите к следующим шагам:

  1. Выбрать и внедрить систему электронного документооборота.
  2. Организовать контроль за движением документов, их вводом в систему.
  3. Провести оцифровку архивов документов: кадровых, бухгалтерских, служебных.
  4. Заключить с контрагентами соглашения об электронном обмене документами.

Заказать оцифровку документов

При переходе на налоговый мониторинг необходимо будет выбрать способ взаимодействия с ФНС:

  • Через открытый доступ к информационным системам (1С, SAP или другой).
  • С помощью «витрины данных» (в ней будут доступны бухгалтерские, налоговые документы, данные о системе внутреннего контроля).
  • Путем передачи сведений через оператора ЭДО (этот вариант действует до 1 января 2024 года).

«Необходимо заранее согласовать с участниками рабочей группы по переходу на налоговый мониторинг графики отпусков, указать, кто кого заменяет на случай временного отсутствия сотрудника, чтобы работа на это время не останавливалась. 

Если у вас в проекте задействованы несколько подрядчиков, то необходимо выстроить серьезный контроль сроков исполнения, чтобы доработки одного подрядчика не повлияли на другого, не останавливали общую работу.

А также обязательно делиться информацией со всеми подразделениями компании, рассказывая им о новом методе взаимодействия и контроля со стороны налоговых органов. Бизнес-подразделения должны понимать как их коснется налоговый мониторинг», — делится опытом директор по налогам телеком-оператора.

Но самое, наверное, сложное в налоговом мониторинге — это работа системы внутреннего контроля. Она должна соответствовать требованиям приказа ФНС России от 25.05.2021 года № ЕД-7-23/518. 

Как определить, что у вас контроль организован правильно?

  • В компании разработаны стандарты работы с документами, определены функционал и квалификация специалистов, отвечающих за работу системы контроля.
  • Существует система оценки и управления рисками.
  • Внедрена система контроля для предотвращения ошибок в налоговом учете.
  • Информационная система позволяет отслеживать движение документов в компании, вести наблюдение за их согласованием, исполнением, проведением в системе учета.
  • Система контроля постоянно совершенствуется.

Если внутренняя подготовка проведена, можно начинать совместную работу с ФНС. 

Какие документы необходимо подать в ФНС для участия в налоговом мониторинге

До того, как организация подаст заявление на участие в налоговом мониторинге, нужно согласовать с ФНС, как пройдет подготовка к этому событию. В письме ФНС № СД-4-23/7614@ от 01.06.2021 определены формы документов, которые необходимо составить совместными усилиями налоговиков и налогоплательщика.

В частности, это план-график и дорожная карта по подготовке к переходу на налоговый мониторинг. Хотя выглядят они достаточно просто, на самом деле придется приложить немалые усилия, чтобы разобраться, что именно нужно указать в документах. Именно поэтому работа над ними ведется совместно с налоговой инспекцией, в которой организация состоит на учете.

После того, как предварительный этап закончен, нужно разработать и представить в ФНС документы-приложения к заявлению на мониторинг. На самом деле они составляются уже процессе подготовки плана и карты, также отчасти с помощью налоговой. Сейчас поймете почему. 

Заявление на участие в налоговом мониторинге подается не позднее 1 сентября года, предшествующего году начала мониторинга. Поэтому сейчас подать его на 2022 год уже нельзя (а вот подготовку начать можно).

Форма заявления, как и другие документы утверждены приказом ФНС от 11.05.2021 № ЕД-7-23/476@. 

Прилагаемые документы:

1. Регламент информационного взаимодействия с 19-тью (!) приложениями. Здесь будет много технической информации, регламентов доступа, прописывается каким образом АИС «Налог-3» будет подключаться к вашим внутренним системам, в каком формате планируется передача данных и многое другое. Нужно будет раскрыть информацию о регистрах — для налогового и бухгалтерского учета, указать ответственных лиц и т. д. Объем сведений немаленький.

К составлению регламента стоит привлечь не только финансовых, но и технических специалистов, системных администраторов.

2. Информация об организациях и физлицах, которые могут оказывать влияние на деятельность организации (бенефициары), доля их прямого или косвенного участия — более 25%.

3. Учетная политика для целей налогообложения. Причем она предоставляется по определенной форме, а не в свободном виде. Форма учетной политики — Приложение № 12 к Приказу № ЕД-7-23/476@.

4. Документы, регламентирующие систему внутреннего контроля. Их достаточно много, мы уже говорили, что это краеугольный камень системы налогового мониторинга. Здесь также необходимо раскрыть информацию о подразделениях (отделах) организации, которые занимаются бухгалтерским учетом, сдачей отчетности, аудитом, управлением рисками и т. д.

Когда все этапы подготовки пройдены, в ФНС можно подать заявление со всеми приложениями. Сделать это можно как лично, так и через операторов ЭДО в электронном виде.

Если ФНС обнаружит, что данных, указанных в документах недостаточно — запросит уточнения в течение одного месяца после получения заявления. На предоставление дополнительных сведений дается 10 дней.

Далее вам либо сообщат о проведении налогового мониторинга, либо дадут отказ. Решение вы получите до 1 ноября года, в котором было подано заявление.

Подготовку к участию в новой системе налогового контроля при взаимодействии с ФНС лучше всего начинать за год, как минимум. Приводить систему документации в порядок можно постепенно, начиная с малого — попробуйте сначала внедрить автоматизацию в работе с первичкой.

Получить консультацию по автоматизации работы с бухгалтерскими и кадровыми документами

О пользе мониторинга и его будущем

«Давайте признаем, что рано или поздно все компании попадут под мониторинг. Возможно просто в разном виде. Даже если взять самозанятых — это тоже своеобразный налоговый мониторинг, только в очень упрощенной форме. Тебе приходят деньги, ФНС получает об этом данные и считает налог. Суть мониторинга — контролировать своевременность и корректность расчета и уплаты налогов.

Когда крупные компании уже пройдут самый трудный путь первопроходцев, остальным компаниям будет проще. Сейчас каждая организация, участвующая в проекте, создает свою витрину данных, со своими фильтрами. Налоговикам приходится в каждой разбираться индивидуально. По этой причине ФНС создает единые требования к обмену данными, которыми в скором будущем будут пользоваться все налогоплательщики. 

Разработчики бухгалтерских программ, скорее всего, станут включать в них функционал, позволяющий взаимодействовать с информационной системой налоговых органов. Поэтому компаниям, которые будут подключаться к мониторингу после 2024 года будет проще», — резюмирует эксперт.

Beorg

Автоматически обрабатываем любые бухгалтерские, кадровые и другие документы. Быстро, точно, надежно.

Начать дискуссию

Вклады

Ставку по некоторым вкладам хотят отвязать от ключевой, но Минэкономразвития против

Центробанк предложил создать специальные вклады для малоимущих, которые получают социальную поддержку. Изначально доходность по таким вкладам определяли как ключевую ставку ЦБ + 1%, но есть и другие предложения.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Домашний адрес как место работы в трудовом договоре с дистанционщиком: правильно ли так

Дистанционные сотрудники работают по трудовому договору вне места нахождения работодателя и вне стационарного рабочего места, прямо или косвенно находящегося под контролем работодателя.

6

🎡Викторина на «Клерке». Проверьте, как вы отчитались за I квартал

На «Клерке» викторина! Проверьте, насколько вы крутой бухгалтер, а заодно узнайте, как вы отчитались за первый квартал. Разыгрываем приз! Поторопитесь!

Создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина, Клерк
Лучшие спикеры, новый каждый день

Покупка криптовалюты банкротом: как избежать оспаривания сделки?

Как суды относятся к сделкам с криптовалютой в случае банкротства? Судебная практика и рекомендации.

Покупка криптовалюты банкротом: как избежать оспаривания сделки?

5 лайфхаков для бухгалтера: что делать, если директор не повышает зарплату

Даже самая достойная зарплата бухгалтера после пары лет без повышения становится не очень впечатляющей. Цены на жизнь растут, а индексация окладов оставляет желать лучшего. Рассказываем, что делать специалисту, который хочет повысить доход, но не может достучаться до начальства. 

5 лайфхаков для бухгалтера: что делать, если директор не повышает зарплату

Не удивили: чем в основном занимается молодежь в качестве ИП и самозанятых

5,2 млн молодых людей зарегистрированы в качестве самозанятых, а предпринимательскую деятельность через ИП ведет 1 млн человек в возрасте до 35 лет.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

С 1 мая вводится маркировка БАДов и антисептиков

Все участники оборота биологических активных добавок к пище (БАД), антисептиков и дезинфицирующих средств с 1 мая 2024 года должны передавать данные о движении маркированной продукции через электронный документооборот (ЭДО) между участниками.

Условия работы НПД противоречат ТК РФ, приостановка переводов. Обзор для бухгалтера

Налоговые новости с Петром Захарченко. Все самое интересное из мира налогов в видео-обзоре.

Для малого бизнеса в сельском хозяйстве будут дополнительные меры поддержки: какие именно

Президент поручил правительству разработать дополнительные меры поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.

💥Обзор к утру среды: косметика из нефти, на АЭС Фукусима-1 отключилось электричество, Михаилу Ефремову отказали в УДО

Добавим в ленту самых свежих новостей. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали в мире.

Заставили отдать 3 миллиона, взять в штат 212 подрядчиков и оштрафовали на 500 k — как самозанятые стали сотрудниками?

Привет, я Павел из «Патрикеев и партнеры». Разберу на примере реального судебного дела, как предприниматели «попадают» на штрафы за работу с самозанятыми и теряют миллионы. Читайте, как налоговая вычисляет и штрафует бизнес.

Заставили отдать 3 миллиона, взять в штат 212 подрядчиков и оштрафовали на 500 k — как самозанятые стали сотрудниками?
4

Куда развиваться тем, кому «давит» карьерный потолок 

Существует мнение, что совершенствоваться в профессии можно бесконечно. Не всегда это так. Иногда мы чувствуем, что «уперлись в потолок». Работа больше не приносит удовольствия и перспектив. Разбираемся, что делать, если такая ситуация уже произошла.

Куда развиваться тем, кому «давит» карьерный потолок 
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Общество

Туристы могут поехать в Таиланд на 60 дней без визы

Временный порядок безвиза сроком на 90 дней закончит действовать 30 апреля, но с 1 мая российские туристы смогут находиться в Таиланде без визы 60 дней.

Что такое мораторий на проверки бизнеса и на какие компании он распространяется в 2024 году?

Мораторий на проверки бизнеса — это временное ограничение плановых и внеплановых контрольных мероприятий, проводимых государственными органами (МЧС, Роспотребнадзор, Роскомнадзор и др.) для надзора за предпринимательской деятельностью.

Иллюстрация: Вера Ревина/«Клерк»

Ключевая ставка останется 16% — и точка

В пятницу 26 апреля будет очередное заседание ЦБ по ключевой ставке, на котором её оставят без изменений с вероятностью выше 90%. Конечно, бизнесу тяжеловато развиваться в таких условиях, население тоже в печали, ставки по ипотекам конские, да и в целом кредиты дорогие. Это, конечно, не мешает людям их брать.

Ключевая ставка останется 16% — и точка

Как бухгалтеру не выгореть на работе. Советы экспертов

В бухгалтерской профессии сочетаются высокие требования, строгие сроки и требование к точности, что может привести к выгоранию. Вот несколько советов, как бухгалтерам избежать выгорания и поддерживать свое благополучие:

​Критерии однодневок. Высокий уровень риска

Если рассудок и жизнь дороги вам, держитесь подальше от торфяных болот. Такое послание получил персонаж одного классического произведения. Мы в классики не стремимся, но можем перефразировать: «Если время и деньги дороги вам, держитесь подальше от контрагентов у которых есть критерии однодневок с высоким уровнем риска».

​Критерии однодневок. Высокий уровень риска

Социальные предприниматели зарабатывают в РФ миллиарды: какие это сферы деятельности

Выручка индивидуальных предпринимателей, который работают в социальной сфере, составила 17,9 млрд рублей, а юридических лиц — 84,6 млрд.

Банки

Вклады теперь застрахованы более надежно

Размер повышенной дополнительной ставки составит 300% от базовой. С первого квартала 2022 года дополнительная ставка была нулевой.

Интересные материалы

Уведомление по ЕНП

❗ Минюст зарегистрировал изменение правил заполнения уведомлений по ЕНП

Порядок заполнения ЕНП-уведомления и электронный формат этого документа обновили. Новые правила заработают со 2 мая. Впрочем, их применяют и сейчас.