ЭДО в кадровом учете

Как организовать электронный документооборот с дистанционными работникам

Удаленный формат работы с нами надолго — все больше организаций и специалистов предпочитают такой вид трудоустройства. Теперь и документы о приеме на работу можно оформлять в электронном виде — рассказываем, как все это организовать.
Как организовать электронный документооборот с дистанционными работникам
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Виды дистанционной работы

Удаленной считается работа вне стационарного рабочего места. Она делится на четыре вида:

  • Постоянная: работник все время исполняет свои должностные обязанности дистанционно, у него отсутствует рабочее место в офисе.

  • Временная: работодатель отправляет на дистанционку офисного работника на срок до полугода. Не позже чем через шесть месяцев сотрудника нужно вызвать обратно в офис. 

  • Смешанная: когда дистанционная и офисная деятельность чередуются.

  • Временная в опасной ситуации: некоторых или всех работников отправляют на удаленку вследствие форс-мажора, природной катастрофы. А также, когда требование перевести сотрудников на удаленку издали власти — как в случае с недавней пандемией COVID–19. Тогда не действует ограничение по сроку в полгода — это указано в ст. 312.9 ТК.

Согласно письмам Минтруда от 16.01.2017 № 14-2/ООГ-245 и от 27.07.2016 № 17-3/В-292, на дистанционную работу по трудовому договору нельзя взять сотрудника, проживающего за границей. С ним можно сотрудничать по ГПД.

EasyDocs помогает автоматизировать основные кадровые процессы, в том числе найм, переводы и увольнения. Вы упростите работу кадровой службы и сможете в пару кликов рассылать сотрудникам уведомления, формировать графики отпусков, оформлять командировки и предоставлять информацию по зарплате.

Как оформить дистанционную работу

Удаленку оформляют с помощью:

  • Трудового договора — когда новый сотрудник сразу принят на дистанционку.

  • Допсоглашения к трудовому договору — если уже трудоустроенного переводят на удаленный формат работы.

  • Приказа о переводе — если сотрудников отправляют по домам в опасной ситуации.

Как обмениваться документами

Прием нового сотрудника всегда сопровождается подписанием пакета документов. В случае трудоустройства на дистанционную работу все происходит точно так же.

Зачастую работодатель предоставляет право выбора, как удобнее обмениваться документами сотруднику: на бумаге или в электронном виде.

На бумаге по почте или с помощью курьерской доставки

В бумажном виде можно отправить письмо Почтой России или заказать курьерскую доставку. Затраты на доставку документов лежат на работодателе.

В электронном виде

Электронный документооборот с дистанционными сотрудниками регулируется статьями трудового кодекса 312.1, 312.2 и 312.3. Важный нюанс заключается в том, что включение дистанционных работников в кадровый электронный документооборот в рамках статей 22.1, 22.2 и 22.3 ТК является правом работодателя, а не обязанностью. Поэтому у работодателя здесь есть выбор:

  • Ради унификации процессов можно включить дистанционных работников в КЭДО в рамках статей 22.1, 22.2 и 22.3 ТК, но при этом у работодателя возникнут дополнительные обязательства. Например, необходимо принять ЛНА о КЭДО и получить у работника согласие о переходе на КЭДО. Плюс, часть кадровых документов запрещено подписывать в рамках КЭДО.

  • Можно не включать дистанционных работников в КЭДО и организовать электронный документооборот в рамках статей 312.1, 312.2 и 312.3 ТК. Тогда согласие работников о переходе на КЭДО не требуется и можно подписывать абсолютно все кадровые документы в электронном виде, включая приказ об увольнении работников, акт о несчастном случае на производстве и инструктажи по охране труда.

Для подписания документов в электронном варианте работодателю необходимо иметь усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП). А работнику — усиленную квалифицированную (УКЭП), усиленную унеквалифицированную электронную подпись (УНЭП) или простую электронную подпись (ПЭП). 

Обмен документами осуществляется через сервис электронного документооборота (ЭДО).

EasyDocs помогает автоматизировать основные кадровые процессы, в том числе найм, переводы и увольнения. Вы упростите работу кадровой службы и сможете в пару кликов рассылать сотрудникам уведомления, формировать графики отпусков, оформлять командировки и предоставлять информацию по зарплате.

Сотрудники могут работать с документами в веб-приложении на десктопе или в мобильном приложении, а также в мессенджере Телеграм; а специалист кадровой службы — в 1С:ЗУП, с которой у сервиса есть интеграция. Оставьте заявку и получите пробный доступ к EasyDocs на один месяц. 

Какая электронная подпись бывает и какая нужна для подписания кадровых документов с дистанционными сотрудниками

Без электронной подписи (ЭП) подписать кадровые документы онлайн нельзя. ЭПцифровой аналог собственноручной подписи, который позволяет подтвердить подлинность документов.

Существует несколько видов подписи:

  • Простая электронная подпись (ПЭП): позволяет подписывать любые кадровые документы, кроме трудового договора, договора о материальной ответственности и ученического договора. Технология подписи не использует криптографию, поэтому, подтверждение личности подписантов и неизменности подписанного документа основано на доверии к сервису, который использовался для подписания. Требуется оформить предварительное письменное согласие между сторонами об использовании такого вида электронной подписи.

  • Усиленная неквалифицированная электронная подпись (УНЭП): позволяет подписывать все кадровые документы, в том числе трудовые договоры, договоры о материальной ответственности и ученические договоры. Технология подписи использует криптографию, поэтому она может подтвердить личность подписанта и неизменность документа после подписания. Требуется оформить предварительное письменное согласие между сторонами об использовании такого вида электронной подписи.

  • Усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП): имеет такие же технологические характеристики, как УНЭП. Главным преимуществом УКЭП является то, что это единственный тип электронной подписи, который в силу закона № 63-ФЗ «Об электронной подписи» признается равнозначной собственноручной подписи. Поэтому не требуется оформлять предварительное согласие об использовании такой электронной подписи в электронном документообороте.

Плюсы электронного приема на работу

1. Экономия для работодателя.

Сокращаются расходы на бумагу, печать, отправку и хранение документов. Важно, что кроме денег, работодатель экономит еще и время. Если раньше приходилось направлять документы почтой или курьером, то теперь, чтобы подключить сотрудника к кадровой системе, нужно оплатить лишь стоимость сервиса для КЭДО.

2. Удобство для сотрудников.

Вместо поездок в офис и походов на почту достаточно открыть информационную систему и поставить электронную подпись.

Процесс приема на работу не затягивается по причине долгой доставки документов, и удаленный сотрудник гораздо быстрее приступает к своим обязанностям.

3. Престиж компании.

Online-трудоустройство — пока не повсеместное явление. Поэтому возможность подписывать кадровые документы с ПК или смартфона может поднять престиж компании в глазах нового сотрудника.

Как оформить электронный документооборот с дистанционными сотрудниками

Как мы писали выше, если дистанционные работники не включены локальным нормативным актом компании в КЭДО в рамках статей 22.1, 22.2 и 22.3 ТК и электронный документооборот организован, основываясь на статьях 312.1, 312.2 и 312.3 ТК, то работодатель не обязан получать согласие работника с переходом на кадровый электронный документооборот. При этом урегулировать некоторые аспекты электронного документооборота с дистанционным сотрудником все же придется. Почему это необходимо — объясним ниже.

Использование в электронном документообороте ПЭП или УНЭП

В соответствии с законом № 63-ФЗ «Об электронной подписи» применение простой электронной подписи (ПЭП) или усиленной неквалифицированной электронной подписи (УНЭП) между сотрудником и работодателем требует предварительного письменного согласия между сторонами. Таким образом, принять удаленного работника полностью в электронном виде возможно только с использованием квалифицированной электронной подписи (УКЭП), которая не требуется письменного согласия о ее применении. При переходе на КЭДО с УНЭП или ПЭП придется подписать с сотрудником согласие на электронный документооборот с использованием выбранного типа электронной подписи.

Многие провайдеры КЭДО предлагают подписывать согласие о переходе на КЭДО с помощью простой электронной подписи, кода из СМС или установки галочки о согласии при регистрации в сервисе. Но все эти способы юридически являются аналогом простой электронной подписи и также требуют предварительного письменного согласия сторон об использовании такого типа электронной подписи.

Согласие сотрудника на электронный документооборот с использованием ПЭП или УНЭП — это основной документ, который обеспечивает юридическую значимость подписываемых документов.

Поэтому подумайте о том, как в случае трудового спора вы будете доказывать в суде, что ваш работник «поставил галочку» в сервисе и, таким образом, дал согласие на электронный документооборот со своим работодателем. Единственным 100% надежным способом является подписание согласия на бумаге. К сожалению, отказываться здесь от бумаги будет очень рискованным для работодателя.

Юридическая значимость доставки электронного документа

На работодателе лежат обязательства по своевременному подписанию с работниками многих трудовых документов. Например, информирование о запланированном отпуске, ознакомление с локальными нормативными актами и многие другие. Возникает вопрос, как обеспечить, чтобы это обязательство выполнялось надлежащим образом в случае направления работнику электронного документа.

По смыслу п. 1 ст. 165.1 ГК юридически значимое сообщение, предназначенное гражданину, должно быть направлено:

  • по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания; 

  • по адресу, который гражданин указал сам, например, в тексте договора;

  • его представителю, если иное не предусмотрено законом и условиями сделки или не следует из обычая или из практики, установившейся во взаимоотношениях сторон.

Таким образом, работодатель должен закрепить систему электронного документооборота в качестве юридически значимого способа доставки документов, сообщений, уведомлений и т.п.

В таком случае, передача электронных документов или уведомлений через КЭДО будет считаться юридически значимой, а работник не сможет утверждать, что он не получал документы от работодателя.

Способы оформления

Если дистанционные сотрудники включены в КЭДО в рамках статей 22.1, 22.2 и 22.3 ТК, то все аспекты связанные с согласием работника с переходом на КЭДО с использованием определенного типа электронной подписи должны быть включены в регламент КЭДО.

EasyDocs предоставляет своим клиентам шаблоны локально-нормативного акта для перехода на КЭДО и бесплатно консультирует по его заполнению. Если вы задумались о переходе на КЭДО и хотите заранее проработать юридические документы, обратитесь к нам и наши специалисты ответят на Ваши вопросы.

Если электронной взаимодействие с дистанционными сотрудниками будет строиться в рамках статей 312.1, 312.2 и 312.3 ТК, то оформить юридические нюансы электронного документооборота можно несколькими способами:

  1. Включить эти аспекты в трудовой договор с новым сотрудником или заключить дополнительное соглашение к трудовому договору с действующим сотрудником.

  2. Подписать с каждым работником отдельное соглашение об электронном документообороте с дистанционными сотрудниками.

  3. Принять локальный нормативный акт об электронном документообороте с дистанционными работниками и ознакомить с этим актом всех работников.

Заключение

На основании изменений, которые были внесены законами № 377-ФЗ и № 407-ФЗ в ТК, у работодателей появилась возможность электронного документооборота с сотрудниками на удаленке. Также благодаря этим НПА стало возможно оформлять документы для трудоустройства в электронном виде, без необходимости посещать офис работодателя.

Изменения в трудовом законодательстве упростили не только прием на работу новых сотрудников, но и ведение кадрового делопроизводства.

Сервис EasyDocs помогает бизнесу легко перейти на кадровый электронный документооборот — без usb-токенов и сложного программного обеспечения (ПО). С его помощью можно подписывать, хранить и передавать электронные документы с любого устройства. Если нужных кадровых документов в сервисе не оказалось, вы сможете создать свои шаблоны в конструкторе.

EasyDocs полностью готов к работе с учетом особенностей процессов на «удаленке» и последних изменений в ТК по кадровому электронному документообороту (ЭДО).

Экономьте бумагу и рабочее время отдела кадров

Выбирайте правильную систему кадрового ЭДО с помощью чек-листа от команды экспертов EasyDocs. Чек-лист составлен на основе запросов клиентов

Оставьте заявку и мы пришлем вам подробный чек-лист в удобном формате:

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Реклама: ООО «Парадокс» ИНН 5024181771, erid: LjN8KTEej

Начать дискуссию

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1

В июле представили обновления: сортировка главной страницы одним кликом, новый инструмент для самозанятых, возможность монетизации для авторов в "Трибуне" и продвижение материалов в блогах компаний. Также улучшен сервис "Клерк.Работа" и введены новые функции для Бизнес Аккаунта и личного кабинета.

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1
2

Налог на бездетность, Ивлеева уплатила долг, НДФЛ при манипуляциях с землей в обзоре

Интересные события в налоговой сфере

Бухгалтеры не видят актуальных данных ЕНС и не могут сформировать электронные подписи в ЛК. 🔨«Ночной бухгалтер» № 1733

Никогда такого не было... Бухгалтеры жалуются, что в личных кабинетах невозможно посмотреть актуальную информацию по сальдо ЕНС. Данные стоят на 15, 18, 19 июля. Если написать через ЛК налоговикам, сведения обновляются, но не всем. Формировать электронные подписи многие также не могут, не отправить 3-НДФЛ, не обновить электронные подписи.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Инвестиции

Физлицам и компаниям ЕС запретили участвовать в российской схеме обмена активами

Власти Евросоюза призвали инвесторов и компании не участвовать в обмене заблокированных ценных бумаг, поскольку в этом механизме участвует подсанкционный Национальный расчетный депозитарий.

ОСАГО

ОСАГО можно оформить онлайн через Сбер

Водители могут застраховать машину онлайн за несколько минут. Достаточно ввести данные документов и выбрать страховщика на маркетплейсе Сбербанка.

Для россиян тоже установят лимит на количество сим-карт

Несколько сим-карт нужны владельцам гаджетов, которые позволяют управлять умным домом и камерами наблюдения.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Сотрудников не могут заставить сдавать отпечатки пальцев

Частные компании не имеют права проводить дактилоскопическую регистрацию сотрудников, чтобы наладить пропускной режим на объекте.

Бухгалтеры

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года

Подготовили для вас анонс предстоящих вебинаров в августе.

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года
Новости ФНС

ФНС начнет регистрировать личные фонды россиян

Полномочия по регистрации личных фондов для управления бизнесом, имуществом и активами перешли от Минюста к ФНС.

Личные финансы

Цены на туры в Турцию выросли до 300 000 рублей за среднюю путевку

Итоги первой половины лета показали, что отдых на море в этом году стал для россиян дороже еще на несколько десятков процентов. Подорожало все — и гостиницы, и перелеты, и пакетные туры. Причем не только за границей, но и в России.

Бесплатно с Трудовое право

Трудовые споры: сколько денег можно взыскать с работодателя за неправильную запись в трудовой книжке 

Все зависит от того, в состоянии ли работник доказать, что неправильная запись в трудовой лишила его заработка. Разбираем детали.

Трудовые споры: сколько денег можно взыскать с работодателя за неправильную запись в трудовой книжке 
Кадровый учет

Перемещение работника

В данном материале рассмотрим, как выглядит процедура перемещения сотрудника. Поговорим о том, какими документами оформляется это кадровое мероприятие. Разберем, в чем состоят отличия между перемещением и переводом работника.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Маркетплейсы

Семь ошибок в общении с покупателями на маркетплейсе и как их избежать

Общение важно в любых отношениях: дружеских, семейных, профессиональных. В бизнесе с помощью правильно выстроенного контакта с клиентами можно отстраиваться от конкурентов и увеличивать продажи. Рассказываем, как правильно наладить общение с клиентам на Ozon и какие ошибки часто допускают продавцы.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Экономика России

Набиуллина: ЦБ не исключает дополнительного повышения ключевой ставки

Годовой прогноз по инфляции повысили до 6,5-7%. Центробанк решил отказаться от базового сценария развития экономики.

Сгорел на работе: причины эмоционального выгорания и способы преодоления

В статье разберем причины эмоционального выгорания и способы его преодоления.

Сгорел на работе: причины эмоционального выгорания и способы преодоления
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: загрузку видео на YouTube замедляют, Wildberries будет платить «белым хакерам», а многодетные семьи чаще всего берут кредиты

Подготовили обзор главных событий дня — 26 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Инвестиции

На Мосбирже появится 15 новых ценных бумаг

Непубличные компании разместят 15 новых акций по закрытой подписке на платформе MOEX START.

Регистрация ККТ

📠 Госдума упростила регистрацию контрольно-кассовой техники. Оценка налогового юриста

ИП смогут не применять ККТ, если оказывают услуги в сфере образования, физической культуры и спорта.

Инвестиции

Стоит ли участвовать в IPO и какой доход это может принести

После затишья в 2022 году и осторожного начала движения в 2023 российские компании в 2024 году стали активно выходить на биржу и предлагать свои акции. Насколько успешно проходят сейчас IPO и стоит ли в них участвовать инвестору? Узнали у экспертов.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Запрос документов ИФНС из другого региона, как отвечать на налоговые требования, нюансы ФСБУ 27/2021— в новом дайджесте Разборов

Сегодня в дайджесте вы найдете не только текстовые разборы, но и конспекты вебинаров, которые помогут вам разобраться в работе с самозанятыми в 2024 году и научат отвечать на требования ФНС.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру