Управленческий учет для бухгалтера: где его вести

Основная задача бухгалтера — отражать хозяйственную деятельность предприятия и готовить отчеты для налоговых служб.
1,9 тыс. 754
Управленческий учет для бухгалтера: где его вести

Основная задача бухгалтера — отражать хозяйственную деятельность предприятия и готовить отчеты для налоговых служб.

Однако руководителю, для принятия решений, бухгалтерские отчеты не подходят. Владельцу бизнеса для планирования необходим управленческий учет, который отражает не только фактические, но и плановые операции, учитывает не только финансы, но и нефинансовые показатели и дает более полную картину о состоянии предприятия.

В крупных компаниях управленческим учетом занимаются финансовые директора, но в организациях поменьше эта задача часто ложится на сотрудников бухгалтерии. Если вы бухгалтер и от вас требуют подготовить управленческие отчеты, прежде всего обратите внимание на их особенности:

  1. Регулярность и оперативность ведения. Если бухгалтерские отчеты сводятся поквартально, а налоговые платежи регламентированы по конкретным датам, то планы руководства корректируются каждый день. Чтобы управленец мог принимать решение на основании актуальных данных, обновлять информацию в управленческих отчетах надо ежедневно.
  2. Распределение по статьям и проектам. Для того, чтобы руководитель понимал, что происходит на предприятии, поступления и выплаты в управленческих отчетах необходимо структурировать более глубоко. К примеру, выплату зарплаты потребуется разделить на производственные и непроизводственные траты, а закупку материалов необходимо разбить по проектам.
  3. Планирование. Для составления прогнозов и принятия решений руководителю недостаточно данных, которые используются в бухгалтерской отчетности. Требуется собрать информацию о планируемых поступлениях и тратах на несколько месяцев вперед.
  4. Простота и наглядность. Далеко не каждый собственник предприятия разбирается в бухгалтерских терминах и тонкостях. Поэтому, управленческие отчеты должны иметь понятную и удобную для восприятия форму — таблиц, графиков и диаграмм. Так как обычно бухгалтерские данные имеют более сложную структуру, их придется переработать с помощью Excel или другого инструмента для создания наглядных таблиц, графиков или диаграмм.

Существует несколько способов ведения управленческих отчетов, каждый из которых имеет свои плюсы и минусы. Разберем основные из них.

Управленческая отчетность в 1С

Почти каждый бухгалтер работает с 1С. Эта программа решает задачи бухгалтерского и налогового учета, однако существуют способы получения управленческой отчетности и с ее помощью.

Начать формировать данные для руководителя можно с помощью стандартной бухгалтерской отчетности. В ней содержатся данные о выручке и прибыли компании, размере дебиторской и кредиторской задолженности, остатках денег на счетах.

Главный недостаток этой отчетности — она составляется за прошедший период и строго регламентирована.

В 1С также есть раздел «Руководителю», в котором формируется несколько отчетов. Однако все эти отчеты также имеют строгую форму — их нельзя менять, что не очень удобно для руководителя. Кроме того, вся аналитика строится только на тех данных, которые внесены в 1С. «За кадром» может остаться информация об активах компании, детализация расходов и доходов, плановые расходы и доходы, которые еще не оформлены в виде счетов или актов. Многие операции вносятся в 1С с опозданием. Это не критично для бухгалтерского учета, но может сильно исказить картину управленческого.

Чтобы доработать 1С до нужных управленческих отчетов, понадобится помощь программиста. Вероятно, неоднократная — при обновлении программы установленные настройки могут «слететь». Программа может решить задачу управленческого учета в том случае, если руководитель уже имел опыт работы с ней и не требует особой визуализации данных.

Управленческие отчеты в Excel

Таблицы Excel имеют практически неограниченный функционал ведения отчетов. Вы можете создать любые виды таблиц и графиков, которые отразят именно те показатели, которые хочет увидеть руководитель.

Правда, чтобы организовать ведение управленческого учета здесь, вам понадобится немалое количество предварительной работы и хорошее знание программы.

В начале организации отчетов в Excel важно определить, по каким критериям будут анализироваться данные. Это зависит от того, что хочет увидеть руководитель. Расходы и доходы можно объединить по проектам, подразделениям, торговым точкам или другим признакам.

Затем необходимо продумать классификацию и присвоить коды операциям, чтобы все пользователи учета одинаково воспринимали информацию. Следующий шаг — сформировать статьи расходов и доходов, подробно их описать и указать, каким бухгалтерским показателям они соответствуют.

Для того, чтобы программа показала необходимые результаты, необходимо потратить немало времени на освоение имеющихся функций, составления формул для расчетов и регламентирования алгоритмов внесения данных. Если вы планируете немного автоматизировать работу, не обойтись без изучения азов ​​Visual Basic для составления макросов.

На всех этапах работы с отчетами в Excel важно внимательно отслеживать каждое из действий пользователей. Одно неловкое удаление или перенос данных может создать ошибки в формулах, которые приведут к неверным результатам. Управленческие отчеты в Excel требуют ежедневного ручного занесения фактических и плановых операций — инструментов для автоматической загрузки данных в программе не предусмотрено. Не получится избежать и «человеческого фактора» — при внесении операций высока вероятность ошибок.

Сервисы управленческого учета

Получить подробную и понятную аналитику без лишних временных затрат могут помочь специальные сервисы для управленческого учета. Их на современном рынке существует немало. Предлагаемые решения отличаются по функционалу, стоимости и конечной информации.

Так, большинство сервисов позволяют подгружать данные из банков и автоматизировать их разнесение по статьям. Однако для составления полноценных управленческих отчетов бухгалтером подойдут сервисы, имеющие прямую интеграцию с 1С.

Одним и таких решений является сервис «КУБ24 ФинДиректор». Он легко интегрируется с 1С и самыми популярными банками и на основе полученных из них данных формирует три основных управленческих отчета, а также более 50 дополнительных отчетов по направлениям, точкам продаж, проектам, маркетинговым затратам, клиентам, продажам, товарам и т. д. Эти отчеты ответят на все вопросы руководителя.

Количество действий, которые необходимо произвести бухгалтеру, здесь минимально — согласовать оплату ежемесячной подписки в размере 2 500 рублей и вместе со специалистами сервиса КУБ24 подключить источники импорта данных. После этого руководитель получит управленческие отчеты и аналитику в различных разрезах бизнеса. Программа также визуализирует все имеющиеся данные в виде графиков и диаграмм.

КУБ24 ФинДиректор

Сервис по контролю и планированию денег бизнеса

Как автоматизировать управленческий учет без крупных затрат?

Оставьте заявку на бесплатную демонстрацию сервиса:

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Начать дискуссию

Принят закон о свободном доступе провайдеров в многоквартирные дома

Теперь жители могут свободно выбирать нужного им провайдера и заключать индивидуальный договор.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Расходы на ремонт служебных автомобилей выросли на 25%

Общая сумма госконтрактов по ремонту и обслуживанию автомобилей выросла до 30 млрд рублей, а число торгов увеличилось на 5%.

УСН

Минфин: при торговле через маркетплейсы на УСН агентское вознаграждение тоже идет в доход

При УСН есть закрытый перечень доходов, которые не учитывают для налогообложения. Эта норма не предусматривает уменьшение доходов принципалов на вознаграждение, которое они платят агентам.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Основные изменения по НДС в 2023–2024 

Большинство последних новаций по налогу на добавленную стоимость являются «отраслевыми». Поправки касаются застройщиков, экспортеров, рестораторов, туроператоров, продавцов детских товаров и даже перекупщиков б/у авто. В статье собрали для вас самые важные изменения на 2023–2024 гг.

Основные изменения по НДС в 2023–2024 

Будут изменения по имущественным налогам: обзор от ФНС

В НК внесут поправки, направленные на повышение эффективности налогообложения имущества.

Верховный суд РФ может изменить практику назначения выездных налоговых проверок

Мнение налогового адвоката о судебном иске к ФНС о незаконности налоговой проверки.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
3
37
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Бухотчетность составляют в тысячах рублей. Опрос про ошибки из-за округлений

До 1 апреля компании должны сдать бухотчетность за 2023 год.

136
Кадры

Четверть компаний отказывают в найме соискателям с долгами

Чаще всего кредитную историю проверяют у менеджеров по работе с клиентами, специалистов по продажам и закупкам.

65

💥Госзакупки. Как компании не попасть в реестр недобросовестных поставщиков

Компания выиграла тендер на госзакупку, но по каким-то причинам не смогла выполнить контракт — это прямая дорога в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Расскажем, какие аргументы и обстоятельства помогут избежать реестра, сохранить репутацию и деньги компании. Забирайте подсказки от редакции.

Иллюстрация: Вера Ревина/«Клерк»
7
130

В сервис «Прозрачный бизнес» ФНС добавила спецрежим ИП. Пользователи: наконец-то! + опрос

Теперь через сервис ФНС «Прозрачный бизнес» любой желающий может узнать, какие специальные налоговые режимы применяет ИП.

Нашлась биржа, которая сфокусируется на IPO попавших под санкции промышленных компаний

СПБ Биржа начала заниматься IPO российских промышленников, попавших в те же санкционные списки, что и СПБ Биржа.

Шведский бизнес Avito переехал в Калининградскую область

Шведская компания Avito AB провела редомициляцию и теперь будет зарегистрирована как международная компания в специальном административном регионе.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Как предпринимателю выйти из операционки: пошаговая инструкция

Сосредоточение в своих руках всех процессов, желание все сделать самому — проблема многих предпринимателей. В результате попытки охватить все не остается времени на разработку новой, более продуктивной стратегии. Чтобы разгрузить себя и заниматься более глобальными бизнес-задачами, владельцу бизнеса нужно научиться делегировать.

Как предпринимателю выйти из операционки: пошаговая инструкция
24
Отпуска

Сотрудник не может переносить отпуск, если у него заболел ребенок

Продлить или перенести ежегодный оплачиваемый отпуск разрешено только если заболел сам сотрудник, а не его ребенок.

Как исправить ошибку в уведомлении по ЕНП в 2024 году. Когда налоговая не начислит пени

Налоговики не всегда начисляют пени из-за ошибок в уведомлениях по ЕНП. Но в интересах бизнеса их всё-таки исправить. Подробно и на конкретных примерах рассказали, как это сделать.

Как исправить ошибку в уведомлении по ЕНП в 2024 году. Когда налоговая не начислит пени

Песков: нейросети в руках недобросовестных людей — еще одна большая угроза

Заместитель руководителя администрации президента РФ, пресс-секретарь В. Путина Дмитрий Песков заявил, что нейросети в руках недобросовестных людей или террористов могут стать грозным оружием.

👫 На одну штатную единицу можно принять двух полставочников. Эксперт: запрета нет, и Верховный Суд это косвенно подтверждает

Ранее Роструд заявлял, что одну должность не могут делить между собой два человека по полставки каждый, должно быть 2 должности. Теперь поступили новые вводные.

368

Шестиугольник управления проектами. Что это такое и для чего нужен

Управление любым проектом представляет собой многоуровневый процесс, имеющий множество составляющих. Как минимум он включает в себя планирование, мотивацию, материальное и прочее обеспечение, а также контроль исполнительных процессов.

Шестиугольник управления проектами. Что это такое и для чего нужен
1
22

ФНС объяснила, какой ОКТМО указывать в ЕНП-уведомлении по налогу на имущество

В уведомлении по ЕНП при указании кода ОКТМО надо учитывать особенности исчисления и уплаты налогов.

Интересные материалы

🎓 Уже завтра бухгалтеры узнают, как Минтруд и ФНС будут бороться со скрытыми сотрудниками

Подготовьтесь к проверкам и запросам по сотрудникам и уберегите себя от штрафов.