Чем занимается финансовый директор

Роль финансового директора все еще окутана тайнами, стереотипами и заблуждениями. Вплоть до того, что его функции перекладывают на главного бухгалтера. Давайте разберемся, кто это такой и чем занимается.
Чем занимается финансовый директор
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Финансовый директор (финдир, CFO) — это один из руководителей, который отвечает за финансовые потоки, стратегию и достижение целей по прибыли.

Некоторые считают таких специалистов правой рукой генерального директора, потому что управленческие решения принимают с учетом рекомендаций финдира. Главная задача CFO — помогать бизнесу расти и увеличивать прибыль. Для этого выполняется ряд задач, о которых поговорим далее.

1. Диагностика бизнес-процессов

Работа начинается с диагностики бизнес-процессов. Финдир забирается в потаенные уголки бизнеса и собирает показатели, о которых собственник раньше даже не задумывался.

Появляется набор ключевых метрик, которые ложатся в основу отчетов. Без учета этих метрик, отчеты могут быть бесполезны, т.к. не покажут в чем проблема. С ними дальше работают, чтобы держать руку на пульсе, вовремя реагировать на проблемы и находить точки роста.

Дело не ограничивается подсчетом выручки, расходов и прибыли. CFO работает с:

  • направлениями;

  • рентабельностью;

  • коэффициентами финансового анализа;

  • каналами продаж;

  • запасами;

  • проектами;

  • дебиторской и кредиторской задолженностями;

  • и с другими показателями.

Если у фирмы несколько торговых точек или производств, то показатели также считают отдельно по подразделениям.

У Дениса три точки на строительных рынках. Ежемесячная чистая прибыль — 200 000 руб. Финдир оцифровывает бизнес в целом и по каждой точке.

Выясняется, что две точки приносят прибыль по 200 000 руб., а третья работает в убыток на 200 000 руб. Уже на этом этапе появляется возможность увеличить прибыль в 2 раза, закрыв убыточную точку.

То есть на начальном этапе финдир закладывает основу учета и будущих управленческих отчетов. Без этого в будущем придется все переделывать, вносить корректировки и терять возможности из-за сбора некачественной информации.

2. Оцифровка бизнеса и автоматизация учет

Чтобы иметь доступ к показателям в режиме реального времени, финдир создает систему управленческого учета (УУ). В отличие от бухгалтерского и налогового учета, УУ не ограничен правилами и стандартами, создается под потребности организации.

Какие задачи решает финдир:

  • создает формы отчетов для каждого отдела;

  • налаживает постоянный сбор и систематизацию данных;

  • выбирает инструменты для построения отчетов — электронные таблицы или специальные сервисы;

  • внедряет необходимые контуры учета и планирования;

  • создает форму единой отчетности, по которой можно делать выводы о состоянии бизнеса и принимать решения.

Типовой набор отчетов:

  • Отчет о движении денежных средств (ОДДС).

  • Отчет о прибылях и убытках (ОПиУ).

  • Управленческий баланс.

  • Отчет о дебиторской и кредиторской задолженностях.

Финдир автоматизирует управленческий учет, чтобы быстрее и качественнее собирать данные, больше времени уделять анализу и снизить нагрузку на сотрудников. Для этого применяются специальные сервисы.

Например, компании работают с сервисом КУБ24 ФинДиректор — комплексным инструментом управленческого учета. Он автоматизирует сбор данных и построение отчетов, анализирует информацию и указывает на проблемные места. В одном окне можно ознакомиться с ключевыми бизнес-метриками и сделать выводы о результативности.

3. Анализирует данные

Финансовый директор регулярно изучает отчеты, проводит вертикальный, горизонтальный и факторный анализ, чтобы выявить неприятные зарождающиеся тенденции и узкие горлышки, о которых писали в статье «Как найти узкое место в бизнесе».

Так обнаруживаются неэффективные расходы, направления, проекты, сотрудники и т.п. Это позволяет исправлять проблемы и расширять бутылочные горлышки, что приводит к росту прибыли.

4. Делает выводы по результатам анализа

По результатам анализа финдир делает выводы:

  • что изменить, чтобы увеличить прибыль. Например, сократить неэффективные расходы и заменить сотрудников, чья статистика хуже, чем у коллег;

  • почему снизилась выручка или выросли расходы;

  • почему выросло количество просрочек по отгрузкам;

  • что оптимизировать, чтобы повысить эффективность;

  • и другие. 

Выводы выносятся на обсуждение руководителю, после которых принимаются управленческие решения и составляются планы на будущие периоды.

Финансы — это просто

Управленческий учет для роста прибыли и экономии времени на каждом этапе развития бизнеса

5. Планирует деятельность

Основываясь на выводах анализа и данных прошлых периодов CFO планирует деятельность будущих периодов, ставит реалистичные, но при этом амбициозные цели.

Планы бывают оперативные и долгосрочные (стратегии).

Первые рассчитаны на неделю, месяц или квартал, чтобы можно было ориентироваться «здесь и сейчас». Вторые охватывают год и более длительные периоды. Они ориентированы на реализацию проектов и оценку эффективности инвестиций.

Какие документы составляет финансовый директор для планирования:

  • Платежный календарь.

  • Бюджет движения денег.

  • Бюджет доходов и расходов.

  • Прогнозный баланс.

Еще разрабатывается финансовая модель — это комплексный отчет, который представляет собой план по организации в целом. Цель всех документов — определить, к каким показателям стремится компания и сколько ресурсов понадобится для достижения целей.

По составленным планам CFO определяет и расставляет по вероятности наступления потенциальные риски. Для каждого разрабатывается порядок действий, чтобы минимизировать негативные последствия.

6. Контролирует достижение целей

На составлении планов работа не заканчивается. Финансовый директор контролирует ключевые показатели в динамике и отслеживает отклонения, чтобы оперативно принимать решения, если что-то пошло не так. Также контролирует, чтобы все действовали в рамках выделенного бюджета и не тратили лишнего.

Если видно, что статья расходов растет опережающими темпами, финдиректор анализирует процессы и ищет причины. Предупредительные действия позволяют найти и устранить сложности еще до того, как они ухудшат финансовую устойчивость.

Некоторые блоки нуждаются в постоянном контроле. Например, финдиректор всегда следит за кредиторкой и дебиторкой, чтобы определять допустимые отсрочки для клиентов. Также нужно смотреть за неснижаемым остатком запасов, чтобы не остаться без товаров и при этом не «заморозить» излишек оборотки.

Не менее важно проверять платежный календарь и достаточность денег на обязательные платежи, чтобы не попасть в кассовый разрыв. Бизнес должен его избегать, чтобы не испортить отношения с поставщиками и кредиторами.

В совокупности это обеспечивает бизнесу стабильность, развитие и финансовую устойчивость.

7. Помогает принимать управленческие решения

Финансовый директор для генерального или собственника — как навигатор, который просчитает оптимальный путь к цели и поможет избежать потери денег. У него найдутся ответы на многие вопросы:

  • как повысить маржинальность;

  • что сделать для увеличения рентабельности;

  • в какое направление стоит вкладывать деньги;

  • стоит ли сейчас расширять штат;

  • какая должна быть минимальная рентабельность по каждому проекту;

  • стоит ли сейчас закупать новое оборудование;

  • какой товар нужно вывести из ассортимента, а на какой поднять цены;

  • и другие.

Все ответы финдир подтверждает цифрами и фактами. Собственники получают управляемый бизнес, в котором уменьшается неопределенность и растет процент выполнения планов.

На один вопрос финдир может предложить 2–3 решения с планами действий и последствиями. Каждое оценивается с позиции рисков и потенциальных выгод.

Чем не должен заниматься финдиректор

Финансовый директор — не универсальный боец, который занимается всем подряд, что хоть как-то связано с финансами. Но в некоторых компаниях так и делают: загружают специалиста всем подряд — кто-то по незнанию, другие из-за экономии. Даже главных бухгалтеров делают финдирами, хотя это совершенно разные специализации.

Чтобы не нагружать специалиста лишними задачами, которые отвлекают от основной цели, знайте, чем он не должен заниматься:

  • Бухгалтерским и налоговым учетом.

  • Выполнением планов по продажам.

  • Операционкой по сбору первички, получению кредитов в банке и т. п.

  • Юридическими вопросами.

  • Приемом и увольнением сотрудников.

Финдир не должен самостоятельно принимать управленческие решения. Он дает информацию, оцифрованную базу и ключевые выводы, которые упрощают выбор правильных вариантов. Последнее слово остается за генеральным директором или собственником предприятия.

Хороший финансовый директор — дорогое удовольствие для малого бизнеса. Поэтому предприниматели пользуются альтернативой — аутсорсингом финдиректора, который по доступной стоимости управляет финансами. 

Если вы хотите принимать решения на основе цифр и увеличить прибыль компании, то приглашаем вас на бесплатную консультацию. Мы, проект КУБ24, уже ведем управленческий учет более 100 компаниям из разных сфер бизнеса. Наши финансовые директора оцифровывают бизнес клиентов, находят узкие горлышки и точки роста прибыли. На встрече обсудим текущие задачи вашего бизнеса и какие решения мы можем вам порекомендовать.

Бесплатный чек-лист по диагностике кассовых разрывов

Определите проблемы в кассовом потоке и разработайте план действий для улучшения финансовой ситуации в вашем бизнесе!

Заполните форму, бесплатно вышлем вам чек-лит на e-mail:

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Реклама: ООО «КУБ», ИНН 9705052396, erid: LjN8K83vU

Комментарии

3
  • ФД Екатерина

    Чтобы не нагружать специалиста лишними задачами, которые отвлекают от основной цели, знайте, чем он не должен заниматься:

    Бухгалтерским и налоговым учетом.

    Выполнением планов по продажам.

    Операционкой по сбору первички, получению кредитов в банке и т. п.

    Юридическими вопросами.

    Приемом и увольнением сотрудников.

    ню-ню)

  • VadimBA

    Тяну руку... А можно вопрос?

    Почему главный бухгалтер, который несет серьезную ответственность за деятельность предприятия, зачастую, должен выполнять указания финансового директора, который в явном виде не несет никакой особой ответственности за деятельность предприятия?

Как пережить эти выходные бухгалтеру, который не может ходить

Друзья, мало того, что я не смогла поехать в запланированную поездку, так у меня новая напасть - не могу наступать на ногу. Совсем. Давайте мне все вместе придумаем развлечения:сериалы, игры и тд.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Когда за дробление бизнеса уголовку получит главбух. История одной подставы

Из статьи вы узнаете историю главбуха из Санкт-Петербурга Анны Филимоновой, которая из-за схем собственницы бизнеса получила уголовную судимость и миллионные долги.

Когда за дробление бизнеса уголовку получит главбух. История одной подставы
4

Расчет страховых взносов для МСП в 2024 году

Малый и средний бизнес вправе применять льготные тарифы для исчисления страховых взносов. Как рассчитать размер страховых взносов в 2024 году для малого и среднего предпринимательства, тарифы, сроки уплаты — обо всем расскажем подробнее.

Расчет страховых взносов для МСП в 2024 году
Лучшие спикеры, новый каждый день

💥Обзор новостей: разработали вакцину от рака, «Мир» заработает в Египте, мужчины получают больше женщин на 27%

Добавим в ленту самых свежих новостей. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали в мире.

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 7 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Учитесь, не выходя из дома или офиса! Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в мае 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!
13

Производители начнут маркировать икру с 1 мая

Икра осетровых и лососевых рыб будет подлежать обязательной маркировке. Покупатели смогут проверить происхождение продукта в системе «Честный ЗНАК».

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Правильный онбординг новых сотрудников

Рассказываем, как правильно адаптировать новых сотрудников, как нормальный онбординг влияет на текучку и какие лайфхаки помогут сэкономить ресурсы компании на этом процессе.

1

Как бухгалтерской фирме эффективно перейти на гибридную удаленку. Кейс СБК «Профит»

Разбираем, как гибридный формат работы влияет на функционирование компании.

Как бухгалтерской фирме эффективно перейти на гибридную удаленку. Кейс СБК «Профит»
1
Пенсии

Юбилярам выплатят повышенную пенсию

Пенсионеры, которым исполнилось 80 лет, а также инвалиды первой группы получат доплату в размере 100% фиксированной части пенсии.

Банки

С 1 мая между своими банковскими счетами можно переводить без комиссии и до 30 млн рублей

Отправить деньги на свой счет в другие банки можно без комиссий. Также кредитным организациям запрещено ограничивать размер и число переводов в пределах 30 млн рублей.

Простая электронная подпись: использование, преимущества и перспективы развития

Простая электронная подпись (ПЭП) — удобный и доступный инструмент, который позволяет придавать юридическую силу электронным документам, экономить время и ресурсы на бумажной волоките. Разберемся, что такое ПЭП, как ее получить и использовать, а также поговорим о преимуществах и перспективах развития этой технологии.

Простая электронная подпись: использование, преимущества и перспективы развития
Инвестиции

Дивиденды мая. Ну вот, опять богатеть

Обновил дивидендный календарь, оставил дивиденды, которые утверждены на май, ведь что? Ведь дивидендный сезон в самом разгаре, вот что. Компании объявляют и выплачивают годовые дивы за весь 2023 год, а также некоторые компании платят за первый квартал 2024.

Дивиденды мая. Ну вот, опять богатеть
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

​Налоговая оговорка. Оговорка не приговорка (каламбур)

Нас уже несколько раз просили разобрать вопрос налоговой оговорки.

​По ту сторону судебного процесса: история одного дела

Как известно нашим уважаемым подписчикам, на канале мы регулярно приводим обзоры наиболее интересных дел, выводы по которым могут быть полезными налогоплательщикам. Однако, гораздо больше сил и времени наши консультанты тратят на непосредственное участие в самих судебных процессах.

А как у них? Налогообложение в Катаре

Сегодня поговорим о Катаре – стратегическом партнере России на ближнем востоке. Государство, которое занимает третье в мире место по запасам природного газа, но у которой ограниченный ресурс в агропромышленной сфере из-за суровых условий региона местоположения.

С 1 мая в России переводы между своими счетами в разных банках станут бесплатными

Сейчас на переводы себе и другим людям действует общий лимит СБП — 100 тысяч рублей в месяц.

«Тинькофф Инвестиции»: 3 мая завершается прием заявок на обмен заблокированных иностранных активов

«Тинькофф Инвестиции» опубликовали инструкцию по обмену заблокированных иностранных активов для своих клиентов в Telegram-канале.

С 29 апреля — новая форма уведомления в налоговую о невозможности подачи документов в срок

ФНС утвердила новые форму и формат уведомления в налоговую о невозможности представления в установленные сроки документов и информации в электронной форме.

🔨 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

На горизонте сразу 4 праздничных дня, потом пара рабочих и снова 2 свободных! Используйте это время с умом — за череду праздников вы сможете пройти весь месячный курс «Клерка» и стать специалистом на еще одном участке, повысить квалификацию в своей сфере или освоить профессию бухгалтера с нуля! До 2 мая популярные онлайн-курсы за 3 690 рублей!

🔨 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!
5

Интересные материалы

Бухгалтеры

💪 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Проведите выходные с пользой! За череду праздников вы сможете пройти весь месячный курс «Клерка» и стать специалистом на еще одном участке, повысить квалификацию в своей сфере или освоить профессию бухгалтера с нуля! До 2 мая популярные онлайн-курсы за 3 690 рублей!