Управление финансами

Куда уходят деньги бизнеса: контролируем финансы

Финансы компании важно держать под постоянным контролем. Один из владельцев должен вести учет расходов, знать сумму остатка средств в распоряжении предприятия и в целом понимать математику бизнеса. Собственники предприятий часто допускают одни и те же ошибки: не разделяют личные деньги и средства бизнеса, не планируют бюджет, игнорируют оценку рисков. Антон Шулык объясняет, как защитить бизнес в кризис, зачем планировать закупки и продажи, и как использовать трудовые ресурсы на полную мощность.
4,7 тыс.
Куда уходят деньги бизнеса: контролируем финансы

Финансы компании важно держать под постоянным контролем. Один из владельцев должен вести учет расходов, знать сумму остатка средств в распоряжении предприятия и в целом понимать математику бизнеса.

Собственники предприятий часто допускают одни и те же ошибки: не разделяют личные деньги и средства бизнеса, не планируют бюджет, игнорируют оценку рисков.

Антон Шулык объясняет, как защитить бизнес в кризис, зачем планировать закупки и продажи, и как использовать трудовые ресурсы на полную мощность.

Финансы

Использование денег бизнеса и на личные нужды

Часто владелец бизнеса тратит деньги, полученные от клиентов, на личные нужды или рассчитывается за свои покупки бизнес-картой. В итоге деньги теряются и кажется, что их и не было. Получается, что бизнес работает, но ничего не приносит.

Как решить проблему:

  1. Разделите денежные потоки: личные деньги и деньги бизнеса. Назначьте себе зарплату, как управляющему, и забирайте ее в определенные даты. Это снизит число транзакций, сделает учет понятным, а денежный поток - прогнозируемым.
  2. Тратьте средства на собственные нужды с личной банковской карты.
  3. Не забирайте дивиденды до подсчета финансового результата. Проверьте есть ли прибыль и хватит ли денег бизнесу на текущие нужды, прежде, чем сделать выплату.
  4. Регулярно инкассируйте наличные на расчетный счет. Безналичные расчеты проще контролировать.

2. Отсутствие финансового планирования

И на старте бизнеса, и на этапе его роста и развития, планирование - главная задача финансиста. Пускать дело на самотек - плохая идея.

Как решить проблему:

Планируйте выплаты и поступления на 3-5 недель вперед. Заведите платежный календарь и старайтесь его придерживаться. Главная цель - спрогнозировать кассовый разрыв, когда нужно провести срочные платежи, а денег нет. Зная о проблеме заранее, можно ее предупредить.

Есть четыре финансовых источника:

  • владелец бизнеса;
  • банк (кредит, овердрафт);
  • дебитор (контрагент, который должен вам деньги);
  • товарный кредитор (поставщик, который может дать отсрочку).

Если вы платите поставщикам раньше срока, а с клиентов получаете платежи с задержками и не следите за дебиторкой - это приводит к хаосу и в платежах, и в делах.

Онлайн-курс “Финансовый директор”

Учит эксперт в финансах и операционном управлении с 13-летним опытом

3. Отсутствие подушки безопасности и низкая ликвидность

Ситуация на рынке изменчива, а экономика нестабильна. Если резерва денег совсем нет, то трудные времена бизнес может не пережить.Нормальная ликвидность поможет пережить 2–3 месяца при отсутствии спроса, не теряя оборотный капитал.

Как решить проблему:

Создайте резервный фонд, необходимый на несколько месяцев.

Если формировать резерв не из чего, можно открыть овердрафт. Тогда деньги можно будет взять только на тот период, когда они нужны. Открывать овердрафт нужно, пока у бизнеса все хорошо.

Запишитесь на онлайн-курс “Финансовый директор”. Расскажем, как выйти за рамки составления финансовой отчетности и стать инициатором качественных перемен в бизнесе.

Планы

4. Отсутствие планов на месяц, квартал, год вперед

Неопределенность в экономике растет, ситуация на рынке постоянно меняется, но планы нужны. В процессе планирования можно продумать работу на несколько периодов вперед и спрогнозировать, каким будет финансовый результат.

Как решить проблему:

При высоком уровне риска стоит заложить три возможных сценария развития событий:

  • оптимистичный;
  • реалистичный;
  • пессимистичный.

Постарайтесь точнее определить планируемый объем продаж и изменение цен на основные ресурсы. Полученные суммы, ложатся в основу бюджета, по которому будет работать каждое подразделение и компания в целом. Поэтому в планировании бюджета принимают участие несколько отделов: закупки, продажи, финансы.

Скоординируйте работу отделов продаж и закупок. Если они взаимодействуют неслаженно, продукция не нужна покупателю. Чтобы реализовать продукцию, приходится замораживать оборотные средства в товаре или снижать цену, чтобы она была приемлемой для следующего покупателя.

5. Отсутствие план-фактного анализа

Собственнику важно сверить расчетные цифры с фактическими и понять, получилось выполнить план или нет. Если нет, то почему? Такое сопоставление данных и называется план-фактный анализ. Без него принять правильное управленческое решение - нереально, а учет не имеет смысла и нужен только службе статистики и налоговой.  

Как решить проблему:

По итогам каждого месяца сверяйте факт с планом, пересматривайте отчеты и тщательно анализируйте их.

Делайте выводы: либо вы продолжаете двигаться по намеченному плану, либо исправляете ошибки и меняете цели.

Калибровка планов нужна каждый месяц. Со временем бизнес начинает двигаться точно в заданном направлении. Регулярный план-фактный анализ – залог успешной компании.

Учет и отчетность

6. Пробел в финансовой отчетности

Основных отчетов - три. Если один из них отсутствует - ошибку в учете найти очень сложно.

Как решить проблему:

У предприятия должны на постоянной основе формироваться три отчета:

  • отчет о движении денежных средств (Сash-flow);
  • отчет о прибылях и убытках (P&L);
  • баланс.

Один раз в квартал эти отчеты сводить нужно обязательно, но лучше делать это каждый месяц. Вместе они образуют единую систему, которую легко сопоставить и понять, насколько финансовая отчетность корректна.

Чтобы упростить задачу, установите программу по ведению финансового учета.

онлайн-курс “Управление финансами”

Учит Антон Шулык, финансовый директор, ex-GM Uber Eats Ukraine.

7. Формирование отчетов с опозданием

Если отчеты составляют с задержкой, то сведения устаревают, а ценность информации падает. Кроме того, это говорит о плохо выстроенной системе учета на предприятии.

Как решить проблему:

Отчетность должна быть сформирована:

  • за месяц - на 5–7-й день месяца, следующего за отчетным;
  • за квартал – на 10–15-й день месяца, следующего за отчетным кварталом;
  • за год – на 20–25-й день после окончания года.

Финансы — это не сложно. Есть азы, которые нужно знать. Есть учет, который нужно проводить. Есть бюджет, который нужно составлять. Хотите освоить эту науку? Пройдите видеокурс “Управление финансами”.

Риски

8. Некорректное соотношение постоянных и переменных расходов

Амортизация оборудования на производстве и оплата труда персонала – это расходы постоянные. Расходы на закупку сырья и материалов – переменные. Соотношение между этими расходами должно соответствовать динамике рынка и этапу развития бизнеса.

Как решить проблему:

Если рынок растет - повышайте постоянные расходы, а если падает, то переменные. В кризис важно избавиться от избыточных мощностей или не наращивать их изначально.

На старте бизнеса делайте ставку на переменные расходы. Если стартап не взлетит - потеряете время, но не деньги. Инвестировать в постоянные расходы разумно только после выхода на стабильный спрос.

Тогда путем снижения себестоимости можно захватить еще большую долю рынка. Если же компания решит перескочить через ступень органического роста и сразу инвестировать в новый рынок - проблемы неизбежны.

Старайтесь оттянуть крупные расходы: на покупку оборудования и расширение помещений для административного персонала. Собственные ресурсы необходимы, но только тогда, когда они полностью загружены. Для остального есть аутсорсинг, аренда, коворкинг.

9. Неоправданные риски при расширении бизнеса

Бывают оправданные риски, а бывают - глупые. Первые приносят положительный результат, вторые – отрицательный. При выходе на новые рынки риск присутствует всегда. Важно удостовериться, что он оправдан.

Грамотный финансист способен просчитать идею нового направления бизнеса и сказать, стоит вкладывать в нее время и деньги.

Как решить проблему:

Хороший управленец должен отсортировать оправданные риски, предугадать подводные камни и застраховать возможный ущерб.  

Перед выходом на новый рынок нужно провести разведку и проанализировать полученную информацию, а уже потом планировать инвестиции. 

Первый этап разведки - внутренний, цель - оценка готовности компании к новому рывку. Второй - внешний: исследование рынка, опрос специалистов, запуск пилотного проекта.

Разберитесь, как работает рынок изнутри, узнайте, какая продукция пользуются спросом, по какой цене. Подсчитайте, хватит ли емкости рынка, чтобы достичь ожидаемой прибыли. 

10. Зависимость бизнеса от одного сотрудника, клиента, поставщика  

Сотрудник, который делает основной объем продаж, контролирует большую часть закупок или производства, со временем начинает диктовать владельцу бизнеса свои условия.

Как решить проблему:

Избегайте концентрации большей части операций на одном сотруднике, клиенте или поставщике. 

Делите зоны ответственности внутри предприятия, распределяйте функции по отделам, поддерживайте нормальную конкуренцию среди клиентов и поставщиков.

11. Передача налогового планирования на откуп бухгалтеру

Даже самый продвинутый бухгалтер, не склонен брать на себя лишние риски. Оптимизация налогов - не его функция.

Как решить проблему:

Самостоятельно просчитайте варианты налоговой оптимизации – как отдавать бюджету минимальную сумму в рамках закона. Чаще всего это касается выбора правильной системы налогообложения, вариантов трудоустройства персонала.

Налоговое планирование – это забота владельца бизнеса, финдира или налогового консультанта.

Сделать рывок в карьере

Чтобы успешно строить карьеру в финансах, важно вовремя определить, каких знаний не хватает

Персонал

12. Неквалифицированные сотрудники

В области финансового планирования один настоящий профи может заменить трех-четырех посредственных специалистов. Найти такого сотрудника сложно, но приложенные усилия себя оправдают.

Как решить проблему:

С помощью специальных программ и макросов можно автоматизировать рутинную работу и процесс формирования отчетов. Качество и технологии критично важны.

Хорошие финансисты должны думать быстро и аккуратно, иметь практические навыки, уметь работать на высокой скорости с минимальным количеством технических погрешностей. 

Грамотно выстроенные процессы и автоматизация учета помогут повысить продуктивность работ. А настоящие специалисты своего дела переведут эту продуктивность на новый уровень.

13. Недооценка потенциала своего персонала

Часто владелец бизнеса не использует потенциал работников на полную мощность, потому что не подозревает о нем. Если вы ограничиваете функции бухгалтера сдачей бухгалтерской и налоговой отчетности, то он никогда не решится сам подготовить управленческую отчетность.

Любой сотрудник не будет выполнять лишнюю работу по собственной инициативе.

Как решить проблему:

Советуйтесь с работниками, возможно их просто нужно заинтересовать и проконтролировать, как они справятся с новыми задачами.

Запишите своего главбуха на онлайн-курс “Главный бухгалтер”. Этот курс предназначен для специалистов, которые хотят эффективно руководить бухгалтерией. Научим, как выстроить работу отдела, вырастить сильную команду и систематизировать бухгалтерскую, налоговую и управленческую отчетность.

Комментарии

ヽ( ゚ ∀ ゚ )ノ
Вот это удача! Да это же отличный шанс стать первым, кто !
    Упс, комментировать могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, .
    Самозанятые

    Зачем платить лишнее❓ Кейс из практики

    🖐Интересный кейс из моей практики. Давно знаю одного предпринимателя. Как-то разговорились и выяснилось, что деятельность давно не ведет, но по ИП сдает нулевые декларации.

    ПСН

    Заявление на патент в 2024 году нужно подать до 15 декабря

    В ФНС разъяснили, чтобы с начала 2024 года вести предпринимательскую деятельность на основании патента, ИП должен подать заявление не позднее 15 декабря 2023 года.

    Мероприятия

    Актуальные мероприятия для бухгалтеров Добавить мероприятие
    Премии

    У каждого пятого сотрудника не будет годовой премии

    Несмотря на то, что премии предусмотрены в 80% компаний, только треть сотрудников рассчитывают получить материальные бонусы по итогам 2023 года.

    2
    390
    УСН

    Компания с доходом в 20 млн рублей не может применять кассовый метод на ОСНО, но может применять УСН

    Сейчас при выручке до 1 млн рублей в квартал можно применят кассовый метод в налоговом учете. Этот лимит предложили увеличить до 20 млн рублей. Но Минфин против.

    Обзоры для бухгалтера

    ✅Что важно проверить в декабре. Список дел для бухгалтера. Забирайте чек-лист

    Завершите текущие дела в декабре, чтобы новый год начать без хвостов. Используйте наши подсказки, они помогут вам распланировать важные задачи в декабре. Сверьтесь с нашим чек-листом.

    ✅Что важно проверить в декабре. Список дел для бухгалтера. Забирайте чек-лист

    Праздничные подарки сотрудникам: налоги и страховые взносы

    Грядут многочисленные торжества, и становятся все более актуальными вопросы — как правильно вручать презенты сотрудникам, какие ограничения при этом нужно соблюсти. Еще один важный вопрос — как исчислить и уплатить налоги и страховые взносы так, чтобы аттракцион щедрости не привлек критического внимания налоговой инспекции.

    Праздничные подарки сотрудникам: налоги и страховые взносы

    Роструд советует не бояться профилактических визитов трудинспекции

    Профилактический визит – это не проверка. По итогам такого визита трудинспекторы не могут оштрафовать работодателя. Речь идет о трудовых проверках.

    Новые видео от экспертов каждый день
    Инвестиции

    Почему инвесторы в России так любят дивиденды

    Дивидендов головного мозга пост. Есть мнение, что некоторые инвесторы так до конца и не представляют, почему они любят дивиденды. Или представляют, но себя на личном острове, а на карту капает зарплата с дивидендных акций. Пассивный доход — это дивиденды и точка. Давайте разберёмся, чем же дивидендная стратегия так хороша.

    Почему инвесторы в России так любят дивиденды
    42
    НДС

    👎👍 Вычет НДС при переходе с УСН «доходы» на ОСНО: нельзя, но можно

    Есть два взаимоисключающих решения судов (Конституционного и Верховного) о возможности применения вычета по НДС при переходе с УСН «доходы» на общий режим. Минфин советует руководствоваться ими обоими.

    Займы и аренда у взаимозависимых индивидуальных предпринимателей не запрещены. Судебная практика

    Налоговым органом не представлено доказательств, бесспорно подтверждающих наличие в действиях Общества и ИП признаков противоправного поведения, направленного исключительно на минимизацию налоговых обязательств Общества.

    Ликвидация ООО с учредителем-юрлицом из недружественных стран

    Дорогие форумчане, кто-нибудь ликвидировал (путем добровольной ликвидации) в этом году ООО с иностранным учредителем-юрлицом из недружественных стран?

    ТОП наиболее популярных AI сервисов в мире

    Отличный обзор наиболее популярных AI сервисов в мире по объему трафика

     ТОП наиболее популярных AI сервисов в мире
    Бесплатно с Налог на прибыль

    Как рассчитать авансовые платежи по налогу на прибыль

    Налог на прибыль — это прямой налог, величина которого зависит от финансового результата компании. Рассказываем, как правильно рассчитывать и перечислять авансовые платежи по этому налогу.

    Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
    Бесплатно с Блокировка счетов по 115-ФЗ

    Как банки проверяют бизнес в 2023 году + образцы ответов на запросы

    Банкам поручено проверять клиентов и их операции по антиотмывочному закону 115-ФЗ. Компании и ИП могут получить в любой момент запрос о предоставлении документов и пояснений. В разных случаях требования разные. Рассказываем, что, когда и зачем вправе просить банк и как составить ответы, чтобы избежать блокировки счетов.

    Как банки проверяют бизнес в 2023 году + образцы ответов на запросы

    Как найти, где зависли деньги?

    Здравствуйте. Может кто посоветует, с чего начать. Канадские поставщики вернули нам в октябре предоплату за товар в долларах на валютный счет в нашем банке. Наш банк под санкциями, деньги не принимает и отследить перевод не имеет возможности. Как найти, где зависли деньги? Может кто знает, есть ли банки, принимающие входящие переводы из Канады?

    73
    НДФЛ

    К матвыгоде можно применить вычет по НДФЛ

    Даже если налоговый агент сообщил в ИФНС о невозможности удержать НДФЛ с бывшего сотрудника в части дохода в виде матвыгоды, это не лишает сотрудника права на вычет по НДФЛ.

    Бесплатно с Кадровый учет

    Как правильно заверить копию трудовой книжки: новые правила, образец

    Одна из обязанностей работодателя — предоставить сотруднику по его требованию копию трудовой книжки, независимо от того, в бумажном и электронном виде она ведется.

    Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

    🎄В 2024 году бухгалтеров ждут глобальные изменения в учете и налогах. А

    Забирайте профессиональные курсы со скидкой до 86%.

    Бухгалтеры

    Минэкономики: избыточные бухгалтеры снижают производительность труда

    А что по этому поводу думают бухгалтеры и руководители, действительно кто-то считает что можно сейчас работать без бухгалтерии?

    Экономика России

    Путин: российский бизнес проявил себя ответственно

    Президент России Владимир Путин заявил, что российский бизнес в период санкций проявил себя очень ответственно.

    137