Управленческий учет

Управленческий баланс: зачем он вам нужен и чем отличается от бухгалтерского

Управленческим балансом, как правило, пренебрегают. А ведь он является «третьим китом» в управленческом учете», наряду с отчетами о финансовых результатах и движении денежных средств.
7,6 тыс. 2,4 тыс.
Управленческий баланс: зачем он вам нужен и чем отличается от бухгалтерского

Управленческим балансом, как правило, пренебрегают. А ведь он является «третьим китом» в управленческом учете«, наряду с отчетами о финансовых результатах и движении денежных средств.

Почему такое неуважение к управленческому балансу?

Потому что это баланс. Собственники бояться всего, где есть слово «баланс» — для них это нечто бухгалтерское, а значит страшное, сложное, и вообще непонятное.

Вторая причина — «ну есть же два других отчета, там все есть». То есть, непонимание того факта, что эти три отчета дают разные данные. И в управленческом балансе как раз отражаются те данные, которых в ОДДС и ОФР попросту нет.

А это значит, что «третьим китом» нельзя пренебрегать. Наоборот, он очень нужен, и если решили внедрять управленческий учет — обязательно внедряйте и составление управленческого баланса. В противном случае, весь ваш управленческий учет будет просто еще одной повинностью для бухгалтерии, финансовой службы, и остальных подразделений. И тратой их (и вашего) времени.

Как перестать бояться управленческий баланс

Рассказывает Инга Аблизина, финансовый директор на аутсорсе из «Нескучных финансов».

По ее словам, путать бухгалтерский и управленческий балансы могут только люди, сами далекие от финансов. Из-за того, что бухучет — это пересечение и отношений бизнеса и государства, бухгалтерский баланс содержит те цифры и данные, которые хочет видеть государство (в лице той же ФНС). Укажете что-то не так — будет штраф.

Еще один момент, как уже было сказано выше — для непосвященного в тонкости бухгалтерии человека бухгалтерский баланс выглядит страшно, без преувеличений.

Но управленческий учет в отношениях бизнеса с государством не участвует, это — внутренний инструмент предприятия. И он не отражает тех цифр, которые кто-то хочет видеть. Только те, которые есть на самом деле. А это, как говорится, «две большие разницы».

«В отличие от бухгалтерского, управленческий баланс легко адаптируется под реалии и масштаб конкретного бизнеса. Все статьи бухгалтерского баланса, которые для вас неактуальны, можете из управленческого смело выбрасывать» — говорит Инга.

А что он вообще показывает, этот управленческий баланс?

Как метко заметила Инга, управленческий баланс — это «фотография бизнеса». Он отражает его финансовое состояние в момент составления.

Он дает ответы на следующие вопросы:

  • Сколько в данный момент можно вывести дивидендов. Да, сведения о чистой прибыли есть в отчете о финансовых результатах. А о кредиторке? Их там нет. Зато в балансе — есть.
  • ОФР показывает хорошую прибыль. А по факту денег мало. Куда они подевались? Это тоже подскажет управленческий баланс. Как правило, они в запасах и дебиторке.
  • Кому по факту принадлежит компания? Да, конечно, учредителям, которые поименованы ЕГРЮЛ или акционерам, которые поименованы в реестре акционеров. А если задолженность у компании такая, что все это может вскоре сменить хозяина? Да, все правильно, это тоже скажет управленческий баланс.
  • Тот же вопрос и по богатству компании. Вроде бы, на счетах много денег, есть недвижимость, транспорт, еще куча имущества. Вот только если все это куплено в кредит — это может стать собственностью кредитора. Ответ — да, в управленческом балансе.
  • Управленческий баланс, как и любой баланс должен сойтись. Если этого не происходит — где-то ошибка. И она может быть и в других отчетах, ОФР или ОДДС.

С необходимостью УБ разобрались. Как его внедрить?

Для внедрения управленческого баланса важны три ключевых составляющих:

  • статьи;
  • источники;
  • сроки формирования источников и самого отчета.

Статьи — берутся из бухгалтерского баланса. Но все, что нашего бизнеса не касается — не берем.

«Например, раздел бухгалтерского баланса „Внеоборотные активы“ содержит много ненужного. Все, что для вашего бизнеса неактуально, смело выбрасывайте. Распространенная ситуация — когда в итоге остаются только „Основные средства“. Если их нет, значит, и эта статья вам не нужна. Когда они появятся, например, купите станки, — тогда и добавите» — рассказывает Инга.

Тот же НДС. Если у вас упрощенка — вам эта статья не нужна.

Поможет со внедрением УБ такой инструмент, как операционные таблицы. Вот самые распространенные:

  • «Учет товаров/запасов на складе» — сколько купили или произвели, сколько продали, сколько осталось. то же самое в отношении сырья.
  • «Дебиторская и кредиторская задолженность» — сколько должны нам, сколько должны мы.
  • «Зарплатная ведомость» — сколько должны работникам.
  • «Учет финансовой деятельности» — сколько должны банкам и другим кредиторам.
  • «Учет налогов» — сколько должны государству.
  • «Лист учета сделок» — сколько нам должны покупатели, если в отношениях с ними используем рассрочку или постоплату.

«Сведения об остатке денег на счетах и в кассе берутся из отчета ДДС. О чистой прибыли, которая тоже отражается в управленческом балансе, — из Отчета о финансовых результатах. По этой причине баланс и собирается самым последним. Без готовых ДДС и ОФР он будет неполным» — советует Инга.

В какие сроки сдавать баланс и остальные отчеты?

Относительно сроков Инга сказала, что лучше все три отчета собственнику предоставлять в один день. Как правило, это делают с 1-го по 5-е число нового месяца. Вам это даст возможность и время их подготовить, а владельцу бизнеса — проанализировать и принять определенные решения.

«А вот над таблицами, на основе которых формируется баланс, нужно работать в ежедневном режиме: как только появился повод внести изменения в любую из них, это должно быть сделано» — резюмирует Инга.

Учитесь онлайн Это доступно и эффективно

laba - это международная бизнес-школа. Уже 5 лет мы помогаем профессионально развиваться.

Хотите узнать больше? Подписывайтесь на наши каналы и соцсети:

Комментарии

5
  • Mihalich

    Короче говоря бесполезная хрень.

    • Чалдон

      Полезная, но, по сути, это пересобранный под нужную аналитику бухгалтерский баланс.

  • Сергей Верещагин

    Да и вообще, что такое управленческий учет? В самую первую очередь, это хорошо налаженная аналитика бухгалтерского учета плюс варианты, а что будет, если...

По какой ставке ЦБ надо рассчитывать неустойку за несданный вовремя строительный объект

После длительных судебных разбирательств Верховный суд РФ занял сторону ответчика-застройщика, который нарушил срок передачи жилья по ДДУ, из-за неправильно указанной истцом ключевой ставки ЦБ.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Отчетность в СФР

Как легко узнать регистрационный номер страхователя в СФР по ИНН. Мини-курс

Для чего нужен регистрационный номер в СФР и как его узнать, рассказываем в сегодняшнем мини-курсе.

Как легко узнать регистрационный номер страхователя в СФР по ИНН. Мини-курс

Правительство, регионы и инвесторы готовятся к созданию круглогодичных морских курортов России

Заместитель председателя правительства Дмитрий Чернышеко заявил, что «Пять морей и озеро Байкал» — это сейчас самый масштабный туристический проект в новейшей истории России.

18
Лучшие спикеры, новый каждый день

Как инвестору проводит проверку бизнеса перед заключением договора инвестирования

Инвестиции в бизнес путем предоставления займа — один из способов пополнения оборотных средств для заемщика, приобретение новой линии оборудования или открытие нового филиала в другом регионе без изъятия финансов из оборота.

Как ИП не слететь с патента и другие хитрости, связанные с патентной системой налогообложения

Как ИП не оказаться на грани лишения преимуществ патентной системы налогообложения. Узнайте из статьи, как соблюдать установленные лимиты и о возможностях сэкономить. А также выясните как оптимально снижать размер платежей по патенту на страховые взносы.

Как ИП не слететь с патента и другие хитрости, связанные с патентной системой налогообложения
3
36

Роскомнадзор дал 3 памятки, как настроить приватность и ограничить сообщения от незнакомцев

При общении в мессенджерах и социальных сетях Роскомнадзор рекомендует проявить особую осторожность, так как их часто используют злоумышленники для вовлечения в противоправные действия: террористическую деятельность и другие серьезные преступления.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Читатели «Клерка» начнут разбираться в автоматизации сквозных бизнес-процессов

Автоматизация для многих бухгалтеров кажется чем-то сложным и непонятным, но компания Северсталь ЦЕС в своем блоге докажет, что цифровые продукты и IT-сервисы существенно облегчают бизнес-процессы.

Читатели «Клерка» начнут разбираться в автоматизации сквозных бизнес-процессов

Можно ли удержать с сотрудников стоимость обучения

Работодатели готовы оплачивать учебу, но встает вопрос и о защите средств. Часто — если сотрудник увольняется преждевременно, с него пытаются возместить стоимость. Законно ли это?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Кадровый аутсорсинг: в чем выгода

Штрафы за неправильное ведение кадрового делопроизводства достигают в некоторых случаях 200–500 тыс. руб., а проверки ГИТ в последнее время происходят все чаще. 

Кадровый аутсорсинг: в чем выгода

Верховный суд: ВТБ будет платить НДС за лицензии Microsoft

Поставщик программного обеспечение выиграл суд с банком ВТБ. После изменения налогового законодательства ему пришлось заплатить НДС по сублицензионному договору. Теперь программный НДС будет возмещать ВТБ.

46

Часть команды, часть корабля? Как теперь сотрудничать с самозанятыми без штрафов и доначислений в налоговую: 3 совета от юриста

С первого марта вступил в силу новый приказ Минтруда, и он серьезно затронет ваш бизнес, если вы работаете с самозанятыми. Государство решило заняться теми, кто пытается обходить налоги, и ваши отношения с самозанятыми исполнителями будут под особым контролем.

До 1 апреля надо сдать бухотчетность за 2023 год

Организации на всех режимах налогообложения должны сдавать бухгалтерскую отчетность не позднее 3-х месяцев после окончания отчетного года. Крайний срок сдачи за 2023 год – 01.04.2024 включительно.

68
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
ПСН

🔨 ИП на ПСН должен сам оказывать услуги, а не перезаказывать их у других ИП. Эксперт: достаточно спорная позиция Минфина

Заключение предпринимателем договоров субподряда с другими ИП не вписывается в рамки патента.

136

Кредиты и не только: способы финансирования предпринимателей

В 2023 году количество малых и средних предприятий в России увеличилось на 500 тыс. — до 6,3 млн. Это стало рекордом за всю историю существования реестра МСП.

Кредиты и не только: способы финансирования предпринимателей

ТОП-15 курсов по 1С:Документоборот (делопроизводство) в 2024 году

В этой статье мы собрали платные и бесплатные курсы по 1С:Документообороту.

ТОП-15 курсов по 1С:Документоборот (делопроизводство) в 2024 году
Банки

Клиенты ВТБ будут получать кешбэк в рублях

ВТБ по программе мультибонусов будет начислять кешбэк в реальных рублях. Клиенты могут установить избранные категории товаров для получения повышенных бонусов до 25% с покупок.

62

🏃 Какие выплаты положены работнику при увольнении переводом. Эксперт: допвыплаты на уровне закона были бы странными

Если сотрудник увольняется переводом к другому работодателю, то никаких выходных пособий и компенсаций в ТК за это не предусмотрено.

159

Руководители рассказали, почему готовы отказаться от должности. Исследование

Больше трети руководителей в России готовы отказаться от своей должности, чтобы начать строить карьеру в новой профессии.

Инвесторы жалуются на «Лукойл» из-за сокрытия финансовой отчетности

Компания в отчетности по МСФО за 2023 год не сравнила результаты с прошлым годом, ссылаясь на постановление, которое перестало действовать.

43

Интересные материалы

Электронный документооборот в сфере строительства: зачем он нужен современному предприятию 

Перевод бизнес-процессов в цифровое поле — больше, чем просто тренд. Это принятие вызовов времени и необходимость для тех компаний, которые ориентированы на масштабирование и активное развитие.

Электронный документооборот в сфере строительства: зачем он нужен современному предприятию