🔴 Вебинар: НДС – 2026 для селлеров маркетплейса на ОСНО и УСН →
Трудовое право

Сотрудник украл базу клиентов: наказать нельзя уволить

Клиентская база — важный актив бизнеса, который может стать орудием мести обиженного сотрудника. Разобрались, как в этом случае поступить правильно.
Сотрудник украл базу клиентов: наказать нельзя уволить
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Что делать, если сотрудник украл клиентскую базу

Сначала надо защитить другие данные и обеспечить меры, которые позволят доказать вину сотрудника и взыскать с него ущерб. Что можно сделать:

1. Ограничить доступ к клиентской базе. Разумно на время оставить доступ только у руководителей, чтобы исключить повторную утечку, если сотрудник действовал не один.

2. Обратиться в полицию с заявлением о краже. На виновного сотрудника получится повлиять сильнее, если появится возможность возбудить уголовное дело по статье 183 УК. Но в этом случае придется приложить доказательства:

  • видеозапись;

  • копии документов;

  • скриншоты или записи в базе, которые доказывают копирование или хищение информации конкретным сотрудником.

3. Если украли персональные данные — сообщите в Роскомнадзор. Уведомить об утечке надо в течение 24 часов, а через 72 часа предоставить данные внутреннего расследования. РКН надо рассказать: какие данные пропали, как много, о перечне мер, которые вы приняли, чтобы не допустить повторной утечки.

Штрафы от РКН после принятия поправок в закон существенно выросли:

  • если не уведомить об утечке — от 1 до 3 миллионов рублей;

  • за утечку по вине компании — от 3 до 15 миллионов рублей в зависимости от масштаба;

  • за утечку биометрических данных — от 15 до 20 миллионов рублей.

4. Поговорить с остальными сотрудниками и клиентами. Сотрудникам важно объяснить, что кража базы — наказуемое преступление, которое вредит бизнесу и может отразиться на доходах компании и их зарплате. Чтобы сохранить старых клиентов, можно откровенно рассказать им про ситуацию и предложить выгодные условия обслуживания в кризисный период.

Команда «Первой Экспертной Бухгалтерии» может заняться не только вашей бухгалтерией и кадрами, но и обеспечить сохранность важной бизнес-информации. Запустим систему защиты персональных данных, проведем аудит и настройку 1С, а ключевые документы проверит наш юрист. Посмотрите условия тарифов, чтобы выбрать подходящий.

Подготовим дополнительные соглашения и договоры, которые защитят ваш бизнес

Проверим уже заключенные договоры и разработаем новые — для любых кадровых ситуаций

Оставьте контакты, мы свяжемся с вами

Принимаю оферту и даю согласие на сбор персональных данных и их распространение

Можно ли наказать или уволить сотрудника

Наказать сотрудника за кражу клиентской базы можно при соблюдении некоторых условий

  • Ответственность за неразглашение коммерческой тайны закреплена не только в трудовом договоре, но и отдельно подписано соглашение о неразглашении — NDA. 

  • Клиентская база была частью коммерческой тайны, а доступ к ней был ограничен — никто не мог открыто воспользоваться данными без разрешения владельца.

Если суд сочтет, что сотрудник действительно нарушил закон, то он может понести административную или уголовную ответственность:

  • Возместит убытки, которые понесла компания или ИП из-за распространения данных клиентской базы — сумму компенсации установит суд.

  • Получит до 5 лет лишения свободы за разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну.

На практике суды могут и не встать на сторону компаний или ИП, указывая, что руководители или ответственные лица бизнеса не обеспечили достаточную сохранность ценных данных, не ограничили доступ лиц. То есть работодатель несет ответственность за организацию и обеспечение режима коммерческой тайны (определение Восьмого КСОЮ от 20.10.2020 № 88-16329/2020, определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 17.04.2023 № 88-12649/2023).

Уволить сотрудника за кражу клиентской возможно, если это закреплено в кадровых документах. Например, подписано NDA, есть Положение о коммерческой тайне и в трудовом договоре есть особый пункт. В этом пункте важно указать, что работник может быть привлечен к ответственности и уволен за разглашение информации, составляющей коммерческую тайну в соответствии с Положением. А еще есть подпись работника об ознакомлении с этим документом.

Эксперт обращает внимание: кадровику и ответственным лицам компании или ИП стоит опираться на закон «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ. Он запрещает разглашать, передавать третьим лицам данные, которые составляют коммерческую тайну. Виды такой информации нужно утвердить на уровне локальных актов компании — указать там данные клиентской базы.

Как обезопасить бизнес от кражи клиентской базы

На ПК, ноутбуках или других устройствах, где есть доступ к базе данных, можно:

  • Установить запрет на копирование и выгрузки данных в определенном объеме. 

  • Заблокировать слоты для подключения флеш-карт.

  • Сделать ограничения на  размер вложенных файлов в письмах электронной почты.

  • Менеджерам, которые работают с базой, сделать ограниченный функционал — дать доступ только к «своим» частям базы.

  • Установить доступ по паролям, с отслеживанием сессий работы.

  • Закрыть доступ к файлообменникам и социальным сетям.

Кадровая служба в помощь вашему бухгалтеру от 490 р/мес за каждого сотрудника

Кадровый учет, подготовка документов, расчет зарплаты, отчетность

Реклама: ООО «ПЭБ», ИНН 5904400185, erid: 2W5zFG1oYAC

Информации об авторе

Комментарии

1
  • Артур И.

    А у нас управляющий филиалом открыл собственную фирму через подставных лиц и стал переманивать клиентов к себе, параллельно работая управляющим. Это как называется?

ГлавнаяБух.Совет