Командировки без переплат: как учитывать и контролировать расходы компании?

Что нужно знать, чтобы грамотно выстраивать финансовые процессы внутри компании? Как находить верные решения в быстро меняющихся условиях рынка деловых поездок? А главное — как тратить минимальное количество человеческих, временных и денежных ресурсов при организации командировок?
Командировки без переплат: как учитывать и контролировать расходы компании?

Как устроена статья

  • Определимся со способом организации командировок в компании.
  • Рассмотрим плюсы и минусы каждого из них.
  • Разберемся в особенностях анализа и контроля расходов.
  • Поговорим о способах снижения расходов на поездки.

Способы организации командировок в компании

Самостоятельное бронирование

Пожалуй, самый распространенный способ организации командировок: сотрудники сами покупают нужные билеты и отели, а компания — компенсирует расходы.

На первый взгляд все просто: сотруднику выдаются деньги под отчет —> он заказывает услуги для поездки летит возвращается сдает в бухгалтерию посадочный оформляют «закрывашки».

Но всегда может что-то пойти не так.

Минусы такого способа

  • Бронирование в разных местах. Сотрудник оплачивает билет в одном сервисе, а гостиницу — в другом. Это не только отнимает время, но и усложняет сбор чеков для бухгалтерии.
  • Покупка услуг за свой счет.

Что это значит для сотрудника: удобно, достаточно оформить заявление на выдачу денежных средств и наличные уже в кармане.

Что значит для компании: придется заплатить комиссию за вывод средств, собрать горы отчетности: предоставить авансовые отчеты и чеки или вернуть средства в кассу компании. А также прикреплять объяснительные документы к авансовому отчету, если сотрудник потерял чеки и посадочный талон.

  • Нечестный подход. Если не контролировать покупки сотрудников, компанию может ждать распространенная схема обмана. Например, стоимость проживания искусственно завышают для бухгалтерии. Скажем, номер стоит 4 тысячи в день, а по документам — 10 тысяч. Разницу сотрудник забирает себе. Подделать нужный чек помогают специальные интернет-сервисы.
  • Проблемы с закрывающими. На сбор «закрывашек» уходит много времени. Чеки и посадочные талоны в большинстве случаев не доносятся до бухгалтера, а на их восстановление уходит время.

Особенности анализа и контроля расходов при самостоятельном бронировании

Нет единой CRM-системы

Для успешного анализа и контроля расходов компании нужно иметь доступ к данным по командировкам. Например, удобно, когда информация собрана в единой CRM-системе.

При самостоятельном бронировании такой информации у компании нет. Потому что нет общей базы, которая бы сообщала о том, кто и куда поехал, когда вернулся, сколько потратил, где переплатил и т. д.

Все это можно узнать из авансовых отчетов или вытащить данные из «1С». Но это делается исключительно вручную, и на такой сбор информации уходит много времени.

Нет возможности анализировать расходы на поездки

При самостоятельном бронировании сложно собирать данные по направлению поездок, по их цели, длительности и другим важным срезам. Не получится быстро составить сравнительную таблицу по ценам на билеты, отели, такси.

Но именно эти данные показывают эффективность расходов компании: какие поездки не стоят свеч и как перераспределить бюджет (например, на улучшение условий для других сотрудников).

Проблемы с закрывающими

Помимо того, что сотрудник может потерять необходимые для учета документы, он их может подделать. Такие расходы бухгалтер просто не сможет принять. Придется потратить время на разбирательства и поиски обходных путей, которые не всегда законны.

Нет контроля за соблюдением тревел-политики компании

При таком способе бронирования сложно контролировать покупки сотрудника. Если не следить за расходами и вовремя не сверять траты, в большинстве случаев сотрудник может злоупотреблять этой свободой в покупке услуг, выбирая самые дорогие варианты перелетов и проживания.

Все это приводит к излишним расходам.

Бронирование услуг при помощи агентств

Большинство из них работают по тем же принципам, что и 20–25 лет назад. Все операции производят вручную, а значит, цены за их услуги будут выше.

Менеджеры, как и раньше, относят документы на подпись, отправляют письмо с подтверждением и ждут бронь. Отчетность тоже собирают вручную, поэтому «закрывашки» от агентств не всегда приходят вовремя.

Плюсы

  • Помогают организовывать поездки «под ключ».
  • Организация корпоративных мероприятий. Тимбилдинг в горах, или выездная конференция с потенциальными клиентами — агентства справляются с такими задачами хорошо.

Минусы

  • Нет интеграции с IT-инфраструктурой. Связь с системами управления компаниями позволяет значительно ускорять процессы обработки информации. Например, интеграция с «1С» помогает тратить меньше времени на проведение документов в бухучете: программа за несколько секунд подтягивает данные из билетов. Авансовый отчет создается одним нажатием кнопки. Однако работая с агентством, приходится заниматься документооборотом по старинке, вручную.
  • Ожидание закрывающих документов. Здесь тоже возникает проблема с оперативностью. Бухгалтерия у агентств не автоматизирована. Много времени тратится на ручной ввод, поэтому получить «закрывашки» быстро не получится.

IT-платформы для организации командировок

Внешне эти платформы мало чем отличаются от привычных сайтов для покупки билетов и проживания в отелях. Работают они по такому же принципу: вводите направление, даты и получаете все доступные варианты по выгодным ценам.

Помимо этого, компания получает тревел-поддержку 24/7, инструменты согласования и контроля расходов, закрывающие документы и безналичную оплату. Для наглядности рассмотрим плюсы и минусы такого способа на примере IT-решения Smartway.

Минусы

  • Придется потратить время на настройки в самом начале работы: внести данные пользователей, настроить ограничения и схемы согласования, раздать доступ сотрудникам. Также необходимо обучить всех пользоваться платформой. Однако выгоднее один раз потратить время на автоматизацию деловых поездок в компании, чем постоянно на это отвлекаться и терять на этом время и деньги.
  • Нет услуг для организации корпоративных мероприятий.

Плюсы

  • Все в одном окне. Не выходя из личного кабинета, можно подбирать, согласовывать, бронировать и оплачивать услуги в рамках одного сервиса. Там же — заказывать такси, формировать аналитику и бухгалтерскую отчетность.
  • Реальная экономия. Благодаря автоматизации у онлайн-сервисов нет такого объема ручной работы, как у деловых агентств. Также не нужно оплачивать труд огромному штату сотрудников для обработки заказов.
  • Бесшовная интеграция с «1С». Smartway — единственный онлайн-сервис, у которого она бесшовная и подключается за пару кликов. Благодаря интеграции экономится время на ручном вводе данных. Не нужно вводить информацию о сотрудниках каждый раз. Они подтягиваются в систему за несколько секунд автоматически.
  • Оперативные закрывающие. Современным компаниям важно сдавать отчетность вовремя. Онлайн-сервисы это понимают, поэтому все закрывающие документы у IT-сервисов формируются автоматически в личном кабинете.

Как снизить расходы на поездки

Выбирать поставщика с наименьшей суммой сборов за услуги

Если в вашей компании командировки занимают существенную статью расходов, лучше выбирать IT-сервисы. Автоматизированные решения дешевле и быстрее обрабатывают любые объемы.

Наладить получение закрывающих документов

Выбирайте сервисы, которые помогают заменять потерянные посадочные на справки о перелете.

Например, в Smartway такие справки формируются на основе данных систем бронирования и регистрации на рейс. Справка считается официальным документом и подходит для налоговой, согласно письму Министерства финансов № 03-03-06/1/32039 от 30.04.2019.

Сокращать количество человеческих, временных и денежных ресурсов при организации командировок

Хороший сервис помогает экономить на поездках не только деньги, но и время. Для организации командировки при помощи IT-решения не нужны дополнительные специалисты по бронированию и покупке. Сотрудники могут самостоятельно выбирать и заказывать услуги, а компания будет контролировать их расходы при помощи тревел-политик.

Это также поможет сохранить время руководителю, который вынужден согласовывать командировки по почте или телефону. В Smartway согласование происходит внутри личного кабинета за 1 минуту.

Избегать «серых» схем

Мы уже писали в разделе самостоятельного бронирования о том, что такой способ может приводить к нечестному отношению со стороны сотрудников. Современные сервисы для командировок помогают избегать подделки чеков и перерасхода бюджета на услуги — все платежи проходят по безналу.

К тому же, не придется ждать чеков — закрывающие документы формируются сразу в сервисе. Это позволит контролировать расходы и избегать «серых» схем поставщиков и сотрудников.

Автоматизировать бухучет

Когда процессы не автоматизированы, сотрудникам нужно вручную собирать документы, создавать проводки, фиксировать данные. Все это ложится на плечи работника, из-за чего могут появляться ошибки или недочеты. В бухгалтерском учете это чревато проблемами с вышестоящим руководством или госорганами.

Попробуйте Smartway бесплатно

Демо-версия сервиса с экскурсией по нему от нашего специалиста

Оставьте заявку и получите доступ!

Укажите ваши контакты, наш специалист свяжется с вами и покажет, как работает Smartway.

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Начать дискуссию

Социальные предприниматели зарабатывают в РФ миллиарды: какие это сферы деятельности

Выручка индивидуальных предпринимателей, который работают в социальной сфере, составила 17,9 млрд рублей, а юридических лиц — 84,6 млрд.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Банки

Вклады теперь застрахованы более надежно

Размер повышенной дополнительной ставки составит 300% от базовой. С первого квартала 2022 года дополнительная ставка была нулевой.

Уведомление по ЕНП

❗ Минюст зарегистрировал изменение правил заполнения уведомлений по ЕНП

Порядок заполнения ЕНП-уведомления и электронный формат этого документа обновили. Новые правила заработают со 2 мая. Впрочем, их применяют и сейчас.

6
Лучшие спикеры, новый каждый день

С 1 мая новые контрольные соотношения в отчетности! 👀«Ночной бухгалтер» № 1670

Да, сверять отчеты между собой нужно будет по-новому. И следить за ними надо в оба глаза, потому что, если ваша декларация какие-то из них не пройдет, то и суммы из нее не будут учтены на ЕНС, придется ждать окончания камералки.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Общество

Шашлык подорожал на 10-20%. Опрос

Заметнее всего подорожал шашлык из курицы. Стоимость блюда выросла на 20%, до 389 рублей.

Экономика России

Мишустин: доходы бюджета выросли более чем на 50%

Минэкономразвития ждет, что за 2024 год ВВП превысит 191 трлн рублей, реальные доходы населения вырастут на 5,3%, а безработица сохранится в пределах 3%.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Адвокат

👔 Новый закон ужесточил требования к адвокатам, и будет их единый реестр. Сами адвокаты приветствуют это и считают крайне полезным

Президент подписал изменения в федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».

Многодетные семьи

Правительство на 7 лет продлит выплаты многодетным на погашение ипотеки

В 2024 году многодетные получат порядка 50 млрд рублей на погашение жилищного кредита.

С 1 мая банкам запретили брать комиссию за переводы клиента самому себе

Все банки с 1 мая 2024 года должны отменить комиссию с переводов до 30 млн рублей между собственными счетами клиента, в том числе в разных банках.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: школьников научат управлять беспилотниками, золото упало в цене, а в России сделали люксовую машину на водородном топливе

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Бесплатно с Отпуска

Можно ли брать отпуск, разбивая его по несколько дней, в частности между праздниками. Мини-курс

Можно ли разделить отпуск, и какими частями работник может использовать дни отпуска, разбираем в сегодняшнем мини-курсе.

Можно ли брать отпуск, разбивая его по несколько дней, в частности между праздниками. Мини-курс
Бесплатно с Защита персональных данных

Штрафы за нарушения по персональным данным в 2024 году

В 2024 году штрафы за нарушение работы с персональными данными могут составлять до 1,5 млн руб., появились и новые составы правонарушений. Рассмотрим, как и на что обратить внимание, чтобы избежать миллионных санкций. 

Штрафы за нарушения по персональным данным в 2024 году
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

9 менеджеров, которые приведут вашу компанию в проектный ад

Есть мнение, что менеджер проекта — это самая неблагодарная и недооцененная позиция в IT. Ты оказываешься между двух огней и отвечаешь за все происходящее, но именно менеджер проекта — фигура, которая задает настроение команде.

9 менеджеров, которые приведут вашу компанию в проектный ад
Больничные

Что нового в правилах работы с электронными больничными

Электронные больничные стали обязательными, бумажных листков нетрудоспособности больше нет. С 1 мая 2024 года меняются правила работы с электронными больничными листами. На основании принятых изменений, запрашивать информацию из электронных больничных в СФР будет возможно только при наличии машиночитаемой доверенности, выданной страхователем.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

С 1 мая очередной вид продуктов питания подлежит обязательной маркировке

С 1 мая 2024 года икра осетровых и лососевых (красная) будет подлежать обязательной маркировке.

Ведение бизнеса

Фриланс, аутстаффинг, аутсорсинг: что это за модели и как бизнесу выбрать подходящую

Растущая необходимость в гибкости и эффективности решения задач ставит перед компаниями вопрос выбора между фрилансом, аутстаффингом и аутсорсингом. Модели предлагают решения для внешнего выполнения работ, но как определить, какая подходит бизнесу лучше?

 Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Учет убытков в 2024 году

К сожалению, не всегда компаниям удается получить желаемую прибыль. Что делать, если расходы превысили полученные организацией доходы? Как списать полученные убытки и предотвратить возможные претензии проверяющих, рассмотрим в этой статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Инвестиции

Компании из каких сфер активнее всего инвестируют на бирже: результаты исследования

За год суммарный доход компаний-клиентов Тинькофф на Мосбирже превысил 1 млрд рублей. Самые активные инвесторы на бирже — компании из оптовой торговли, строительства и химической отрасли.

КоАП РФ

Бизнесу поднимут штрафы за отсутствие уведомлений о начале предпринимательской деятельности

Власти хотят на 145% поднять размер административного штрафа для бизнесменов, которые не сообщают о своей деятельности. Санкции не менялись с 2010 года.

Интересные материалы

ВЭД

Валютная оговорка в договоре

Валютная оговорка представляет собой условие, включаемое в договор с целью нивелировать риски сторон, связанные с колебанием валютных курсов. Какие бывают валютные оговорки, как их правильно согласовать, расскажем далее в нашей статье.

Иллюстрация: freepik/freepik