Управление персоналом

Рекрутинг в кризис: как найти хорошего управленца

Подбор персонала в новых условиях
Рекрутинг в кризис: как найти хорошего управленца

Подбор персонала в новых условиях.

Новое на рынке труда, ошибки при подборе и важные вопросы для собеседования с управленцем. Основные тезисы прямого эфира с преподавателем Русской Школы Управления Ольгой Щипцовой.

В 2020 году рынок труда по ряду направлений стал рынком работодателя: перемены коснулись сферы маркетинга, PR, управления персоналом, финансового менеджмента. В этих отраслях заметна тенденция на внедрение автоматизации, использование фрилансеров и совмещение нескольких позиций в одной должности.

Многие работодатели научились работать с дистанционными командами, наладили все каналы управления и убедились в эффективности такой модели. Согласно данным исследования консалтинговой компании KPMG, 36% компаний планируют ввести удаленную работу на регулярной основе после окончания пандемии.

Тренды на рынке труда

В компаниях из разных секторов в мае-апреле произошли организационные изменения. Кризис повлиял не только на структуру бизнесов, но и на процесс оценки персонала. На рынке труда появились новые тенденции:

Дисбаланс спроса и предложения, увеличение воронки подбора

Организации начали избавляться от слабых и неэффективных сотрудников, которые после увольнения оказались на рынке труда.

В итоге появились кандидаты с невысоким уровнем профессиональных компетенций, но карьерными и зарплатными ожиданиями докризисного уровня.

Многие из них неадекватно оценивают ситуацию, которая сложилась в экономике и рассчитывают получить от будущих работодателей прежние условия по зарплате, KPI, дополнительным преференциям. Непрофильные кандидаты стали активно предлагать себя на позиции, которым они не соответствуют.

Переквалификация

Изменилась структура заработных плат: системы мотивации в среднем снизились на 30%, что также подтолкнуло слабых в профессиональном плане и невовлеченных сотрудников к увольнениям. Другие работники, наоборот, сейчас готовы снизить свои ожидания, расширить функциональные обязанности и пересмотреть свою профессиональную экспертизу. 

Новые решения и инструменты

Компании начали активно использовать онлайн-инструменты для подбора, оценки, адаптации, обучения и развития персонала. 

Как нанять сотрудника на управленческую должность

При поиске кандидатов учитывайте стратегию и задачи компании — это напрямую повлияет на функциональные задачи сотрудника. Например, целью подбора может быть усиление качества работы или стремление к прорыву (открытие филиала, диверсификация, запуск новых направлений в бизнесе).

Составьте карту целей и ожидаемых результатов для проведения собеседования, чтобы погрузиться в профессиональные качества кандидата, спрогнозировать его глубину, масштаб и умение работать в похожих условиях:

  1. Чтобы оценить компетенции кандидата, предложите ему решить какой-нибудь профессиональный кейс. 
  2. Используйте тесты Адизеса для руководителей и менеджеров, тесты DISC.
  3. Анализируйте мотивацию и связь ценностей кандидата с его целями. 
  4. Проверьте его соответствие корпоративной культуре вашей компании.

Вопросы управленцу

После подготовки карты целей можно приступать к интервью. Используйте пять важных вопросов, чтобы составить мнение о компетенциях кандидата на управленческую позицию:

  1. Насколько вы уверены в успехе своей должности? Открытый вопрос поможет оценить самооценку кандидата, его подход к работе, навыки самопрезентации, аргументации и логики, способность делать прогнозы и правильно понимать свои сильные и слабые стороны.
  2. Какие инструменты и ресурсы вам понадобятся, чтобы добиться успеха? Так можно понять, понимает ли управленец, что ему потребуется для решения рабочих задач, его видение людей, ресурсов, специальных сервисов и других возможностей, вплоть до финансов. Станет понятен масштаб кандидата, профессиональная глубина и способность прогнозировать.
  3. Что вызывает у вас опасение и беспокойство? Какие риски и подводные камни вы видите? Что может случиться, если вы не справитесь с задачей? Вопрос часто вызывает сопротивление кандидатов, поэтому его можно задать иначе: В чем вам нужна помощь и поддержка? Ответ продемонстрирует способность менеджера адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны. 
  4. Приведите пример случая, когда вы в контексте своей должности поставили себе цель, но не смогли ее достичь. Ответ кандидата продемонстрирует его умение брать ответственность, принимать решения, прогнозировать ситуацию, анализировать свою роль и учиться на ошибках. Этот вопрос можно дополнить, предложив кандидату вернуться назад и проанализировать его действия: что нужно было сделать, чтобы изменить ситуацию? Если он настойчиво утверждает, что решить эту проблему было нельзя, возможно, ему мешают какие-то внутренние ограничения и плохая обучаемость. 
  5. Какие вопросы вы бы хотели задать учредителю? Так можно оценить включенность кандидата, его интересы, степень подготовленности к интервью, понимание задач и его роли в компании.

Ошибки в подборе персонала

Помните о классических ошибках подбора — их цена сейчас возросла:

Отсутствие глубокого анализа кандидатов. Кандидаты, которые хорошо умеют говорить, кажутся умнее. Часто они дают социально желательные ответы на вопросы рекрутеров. Благодаря доступности профессиональной информации в сети, общий уровень подготовки кандидатов к интервью и качество резюме значительно выросли. Поэтому возникает опасность принять на работу резюме, а не человека. Как правило, в резюме достижения преувеличены, а неудачи — преуменьшены. 

Уровень компенсации. Кандидаты склонны завышать зарплатные ожидания. Поэтому при переговорах можно аргументировано обсуждать уменьшение уровня мотивации.

Стресс-интервью. Стресс-интервью сейчас проводить уже немодно. Заметна обратная тенденция — принято дружелюбное взаимодействие, при котором кандидат расслабляется и снижает уровень самоконтроля. Благодаря этому можно получить больше достоверной информации.

Симпатия. «Химия», которая возникает между рекрутером и кандидатом, должна вызывать опасения. Решения нужно принимать по итогам комплексного анализа личности и опыта кандидата, а не на основе субъективного восприятия.

Опыт работы в крупной компании. Бренд сильной компании, в которой работал кандидат, часто влияет на решение о найме. С одной стороны, работа в крупной структуре может говорить о системности кандидата, его способности работать в рамках корпоративной культуры политик и правил. С другой — сильный бренд не всегда равно сильный кандидат. 

Запомнить

  • Из-за кризиса рынок труда становится рынком работодателя: количество кандидатов увеличилось, компании могут диктовать свои условия.
  • Растет дисбаланса спроса и предложения, увеличилась воронка подбора, появился тренд на переквалификацию сотрудников и использование онлайн-инструментов для работы с персоналом.
  • Поиск кандидатов на управленческие должности нужно начинать с составления карты целей в соответствии с задачами бизнеса.
  • На интервью с управленцем используйте как минимум пять открытых вопросов о профессиональной деятельности кандидатов.
  • Помните о классических ошибках подбора — их цена для бизнеса сейчас возросла.

Развивайте навыки вместе с нами

2000 курсов по 30 направлениям обучения в Русской Школе Управления

Автор: Иван Ильин

Источник: медиапортал Русской Школы Управления

Начать дискуссию

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

20 лет я главный бухгалтер. Большую часть из них работала в Хабаровском крае. С проблемой ниже, конечно, сталкивалась, но не сплошь, а вопрос с контрагентом решался быстро и безболезненно.

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Общество

На сколько подорожал шашлык: суммы и наш опрос

Заметнее всего подорожал шашлык из курицы. Стоимость блюда выросла на 20%, до 389 рублей.

Летом стартует очередной эксперимент по маркировке товаров

Минпромторг предложил с 1 июля 2024 года провести эксперимент по маркировке полимерных труб и их сырья.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Мошенничество

Малоактивные и брошенные аккаунты работников сервисов доставок стали основой мошеннической схемы

В Санкт-Петербурге полицейские задержали подозреваемого в интернет-мошенничестве через сервисы доставок.

Инвестиции

Держатели облигаций «Киви финанс» могут потребовать погасить их досрочно

Эмитент проведет выплаты в течение 7 рабочих дней с даты получения требования.

Оценивать риск нарушения закона и принимать решение о проверке будут по 500 индикаторам. А работать когда? 🕵️‍♀️«Ночной бухгалтер» № 1671

Минэкономразвития уже согласовал 30 новых критериев оценки рисков, а до конца года добавят еще 60-70. К концу 2024 году число индикаторов риска увеличится до 500. Как вообще следить за всеми?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Товарный знак

👏 Суд: в товарных знаках нельзя указывать «№1». Но многие компании пренебрегают, хотя это не очень эффективно — говорит эксперт

Роспатенту напомнили, что при регистрации брендов нельзя использовать элементы, которые создают впечатление о превосходстве товаров.

Реклама

С 4 мая упростили продление договора на рекламную конструкцию

Начинают действовать изменения в закон о рекламе и ряд других нормативных актов.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: депутат заработал 200 млн рублей, организм может сам вырабатывать алкоголь, у «Яндекс Маркет» ребрендинг, а нейросеть придумала рецепт кофе

Подготовили обзор главных событий дня — 24 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Тренды договорной работы — 2024

Качественная работа над договором — это работа по минимизации рисков при его исполнении. Потребность что-то отразить в договоре обычно отражает обычаи делового оборота или новые позиции в судебной практике. Если мы говорим о трендах договорной работы в 2024 году, то здесь мы можем отметить и новое, появившееся в этом году, и то, что сохраняет свою актуальность не первый год. В этой статье остановимся коротко на основных договорных трендах.

Тренды договорной работы — 2024

Начальника отдела камеральных проверок арестовали по делу о взятке

За получение взятки в размере 12 млн рублей суд заключил под стражу сотрудника ФНС в Новосибирске.

ЭДО

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

С 1 сентября 2022 года стартовала работа ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. Она обеспечивает обмен сведениями между всеми участниками перевозочного процесса. Оператором ГИС ЭПД стал Минтранс. Рассказываем об электронных документах по грузоперевозкам, как с ними работать и как их внедрять.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
НДС

☝️Как изменился порядок возмещения НДС в 2024 году

Налоговики разъяснили, что изменилось в упрощенном порядке возмещения НДС и какие компании потеряли право его применять.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

💥 ФНС запретила требовать пояснения по отмененным КС

Налогоплательщики стали активно жаловаться в ФНС по поводу неправомерного направления требований дать пояснения в рамках камеральных проверок 6-НДФЛ.

Налоговая не установила Блиновской срок погашения недоимки

Следователи снимут арест с некоторого имущества Елены Блиновской, чтобы она смогла погасить долги перед бюджетом.

Маркетинг

Как видео оптимизирует затраты бизнеса. Реальные примеры

Задача владельца компании — сделать бизнес прибыльным и оптимизировать затраты на отдел продаж, маркетинг, рекламу.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Что нужно знать о допросах в налоговой

Кого могут вызвать на допрос в налоговой, какое наказание грозит за неявку, как проходит допрос свидетеля и способы обезопасить себя разбираем в статье.

Иллюстрация: cottonbro studio/pexels
Кадровый учет

Меняем режим работы в организации

Режим работы устанавливается руководством компании и утверждается в правилах трудового распорядка или прописывается в трудовых договорах. Изменить график работы без согласования с сотрудниками можно будет только если в компании происходят организационных и технологических изменений. Во всех остальных случаях изменения придется согласовывать с сотрудниками.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Компенсации работникам

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Разбираем в мини-курсе, как платить компенсацию за использование личного авто, облагается ли она НДФЛ и страховыми взносами и что компенсация включает.

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Интересные материалы

Кредитование

Дифференцированный и аннуитетный платеж: в чем разница и что выгоднее

Ежемесячные платежи по кредиту делятся на два типа: дифференцированный и аннуитетный. Каждый из них имеет свои особенности, которые влияют на сумму платежа и общую переплату. Разбираемся в особенностях каждой схемы и определяем, какая выгоднее. 

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру