Маркетинг

Папины точки

Фан-клубы, объединяющие поклонников заварных профитролей BEARD PAPA от японской корпорации «МУГИНОХО», обнаруживаются по всему миру. В Россиий об этой марке до недавнего времени мало кто слышал. Но теперь группа смелых инвесторов пытается восполнить досадный пробел.

Фан-клубы, объединяющие поклонников заварных профитролей BEARD PAPA от японской корпорации «МУГИНОХО», обнаруживаются по всему миру. В Россиий об этой марке до недавнего времени мало кто слышал. Но теперь группа смелых инвесторов пытается восполнить досадный пробел.

В драме, разворачивающейся между человеком и пирожным, глубже всех сумел разобраться Сержио Леоне. Страдания уличного мальчишки, ожидающего взрослого удовольствия, но в итоге съедающего припасенный «гонорар», — едва ли не самая сильная сцена культового фильма «Однажды в Америке». Устоять перед тающим во рту кондитерским чудом не способны даже взрослые. Да и врачи уверяют: сладости — превосходный антидепрессант. Рассудив, что с таким товаром уж точно не пропадешь, Олег Стрежнев при участии трех соинвесторов приобрел у японской «Мугинохо» мастер-франшизу и открыл пекарню-кондитерскую Beard Papa.

Профитроли, или заварные шу, японская «Мугинохо» готовит и продает вот уже десять лет. Сегодня брэнд Beard Papa объединяет около четырех сотен заведений, открытых в разных странах мира — преимущественно по франчайзингу. Не McDonald’s, конечно. Однако масштаб все-таки ощущается.

Главное: «Мугинохо» атакует зарубежные рынки, вооружившись не очередной вариацией на темы суши, сашими или лапши, а — выпечкой. Чем же японцы начиняют свои победоносные профитроли?

Сладкий дым

В рекламных материалах компании фигурирует «новинка японских кондитеров», хотя, если разобраться, новинка эта — не что иное, как европейский десерт со столетней историей. Обман? Скорее, тщательно продуманная «фишка». Основатель «Мугинохо» Юджи Хирото произвел этакий «реинжиниринг» профитроля, сотворив из него едва ли не отдельную продуктовую категорию — Beard Papa’s Cream Puff. Фанаты марки уверены: японские профитроли куда интереснее скучных старосветских заварных пирожных. Тесто у японцев двухслойное. Верхняя корочка отвечает «за хруст», а внутренний слой защищает от протекания крема, так что десерт не «подмокает». Крем тоже особенный — с добавлением бобов мадагаскарской ванили. И все это под модным соусом натуральности, отсутствия консервантов и прочей «химии».

Всей этой высокой маркетинговой кухни, разумеется, не хватило бы для того, чтобы построить сильный брэнд. Эмоции — вот та начинка, которая продается лучше всего! Добавим к списку достижений Beard Papa и весьма удачный формат: скорлупки из заварного теста выпекаются прямо на месте, тут же — в момент покупки — заполняются кремом и упаковываются. Такой конвейер гарантирует первозданную свежесть продукта и эмоциональность подачи.

Почему, собственно, «Бородатый папа»? Согласно задумке разработчиков, маскот брэнда — бородатый дедушка, — очередная вариация на темы Санта-Клауса. Как следует из корпоративной легенды, первый профитроль папаша испек самостоятельно. Да и в России этот образ смотрится довольно свежо. Вместо примелькавшихся рекламных бабушек и домохозяек — дед со скалкой. Такого у нас не было, кажется, со времен темнокожего дядюшки Бена и подмигивающего голографического Распутина.

Кавайные прелести

Пахнет в профитрольне, открытой Стрежневым и компанией на Пречистенских воротах, вовсе не табаком, а той самой ванилью — с Мадагаскара. Торговля в ярко-желтом павильончике ведется по большей части навынос, хотя у окна притулилась узкая стойка, к которой при желании можно прилепиться со стаканчиком чая и пирожным.

Вот типичный водитель персонального автомобиля покупает 24 профитроля для хозяйки-гурманки. Другой клиент неожиданно требует «чего-нибудь с мясом» и уже готов уйти восвояси, однако Стрежнев вовремя хватает его за полу и соблазняет заморским кремом. В итоге притихший мясоед уходит с красивой желтой коробкой. В ней, словно младенцы, покоятся обернутые в белые уголки профитроли.

Больше отсюда вынести нечего. В меню лишь два вида профитролей — «оригинальный» и с шоколадной глазурью. Плюс кофе и чай. А что, хорошая тактика. Когда продукт один, легче поверить, что он самый… кавайный.

Впрочем, с этими невинными профитролями Стрежневу пришлось изрядно повозиться. Пекарное оборудование по настоянию франчайзера везли из Японии. Результат: печи обошлись вдвое дороже, чем итальянские аналоги. Замороженное тесто также доставляется из страны восходящего риса — с собственного завода «Мугинохо». Все это ради того, чтобы обеспечить идентичность продукта международной марки, — утверждают владельцы товарного знака. «Все это для того, чтобы повысить рентабельность проекта», — легко парирует каждый, кто хоть немного ориентируется в тонкостях франчайзинга. Понятно, что франчайзи далеко не в восторге от необходимости платить за сырье в иенах. Но закупать тесто на стороне строго запрещено. Эксклюзивный рецепт, и точка! Возможно, когда-нибудь японцы развернут производство теста и у нас в стране. Но пока масштабы бизнеса российских партнеров к таким шагам не располагают.

На креме сэкономить тоже не получилось. Сливки приходится покупать импортные: отечественный производитель так и не смог добиться требуемой жирности. Да и ваниль — иноземная. К импортному сырью и оборудованию приплюсовываются высокие, «докризисные» арендные ставки, которые «Биэд Папа Раша» (так выглядит официальное наименование компании по-русски) платит за павильон площадью 43 квадратных метра возле метро «Кропоткинская».

Посмотреть со стороны — сплошные расходы. Но суммирование стартовых затрат дает вовсе не оглушительный результат. Для того чтобы «запуститься», Стрежневу и партнерам хватило 120 тысяч долларов. Так что появление одной торговой точки Beard Papa вполне укладывается в наши реалии: по данным консалтинговой компании RestCon, стартовые вложения в 80% всех заведений общепита, открываемых в России, находятся в пределах 150 тысяч долларов. Разве что инвесторам пришлось заплатить еще и за мастер-франшизу. Жаль, стоимость этого контракта Стрежнев не раскрывает. Скорее всего, паушальный взнос, истребованный «Мугинохо», оказался довольно высоким, — предполагают участники рынка франчайзинга. Ведь роялти в виде процента от выручки условия франшизы не предусматривают. Зато известно, что дань со своих франчайзи «Мугинохо» собирает в виде зафиксированной в иенах суммы — с каждой вновь открытой точки.

Несмотря на относительно невысокие издержки, сопровождавшие запуск первого российского заведения сети, Стрежнев с пучком мадагаскарской орхидеи наперевес готов доказывать: его профитроли — продукт премиального качества. Пусть даже в условиях кризиса о действительно высоких ценах приходится забыть. Да и во всем мире японская сеть отпускает с прилавков не слишком дорогой, зато претендующий на эксклюзивность товар.

В отличие от классических кафе, пекарни Beard Papa легко помещаются на 30 квадратных метрах. В одну смену «на точке» работают четыре человека. Да и затраты на маркетинг невелики. Основной канал продвижения — гастрономические бытописания блогеров, рекомендации и прочие колебания воздуха. Вот и получаются профитроли не слишком дорогими.

Разумеется, у себя на родине «Мугинохо» попроще. Если в Москве профитроли стоят 70–75 рублей («аукается» импортное тесто), то в Японии — раза в полтора дешевле, в пересчете на доллары. Следует учитывать и «эффект масштаба»: в Японии работает около 200 заведений Beard Papa — чуть меньше, чем ресторанов McDonald’s в России. А значит, и возможностей для ценового маневра в условиях кризиса у японцев больше. Наконец, «дорого» и «дешево» — понятия относительные. В сетевых кофейнях вроде «Шоколадницы» или «Кофе-Хауса» стоимость десертов похожего качества в среднем начинается от 100 рублей. Более близкие к Beard Papa по формату кафе-пекарни-булочные в основном играют в премиальном сегменте. Так, в пекарнях «Волконский» за стограммовый профитроль просят 150 рублей. Единственное, что должно настораживать инвесторов, купивших мастер-франшизу, так это постепенное формирование среднего ценового сегмента. Скажем, «Андреевские булочные» торгуют очень похожими пирожными по 70–80 рублей. Но особых волнений по этому поводу Стрежнев пока не испытывает. Столичный рынок пекарен-кондитерских до кризиса сформироваться не успел. Разве что слегка встрепенулся, и только.

— Ведущие игроки рынка владеют всего несколькими точками, а конкуренция не высока, — говорит Оксана Аверкина, ведущий консультант компании «Магазин магазинов» в ассоциации с СB Richard Ellis. Хотя, возможно, рынок свежей выпечки скоро оживет. В начале апреля о планах открыть в столице до конца года 50 пекарен с 50–60 видами хлебной продукции, которая будет выпекаться на месте, объявила «Сибирская хлебная корпорация». Правда, пока о наличии в ассортименте пирожных не было сказано ни слова. Как бы то ни было, главным конкурентом бородатого папаши в России оказывается безродный эклер по цене 100 рублей за килограмм. Все будет зависеть от того, готовы ли сладкоежки платить за свежесть продукта и марку.

Как холодные профитроли

«Мы уже продаем около тысячи пирожных в день», — радуется Олег Стрежнев. Ежедневно в пекарне совершается примерно 300 покупок. При этом половина клиентов приобретает от 6 до 12 профитролей. Средний чек Стрежнев декларирует на уровне 200 рублей. Почти столько же усредненный клиент оставляет, например, в «Андреевских булочных», где ассортимент значительно шире, чем в Beard Papa, или в «Теремке».

Для скромной пары наименований продукции, да еще и без особых затрат на рекламу, выручка от 70 тысяч рублей в день — результат очень неплохой. Если дела и дальше будут идти в гору, по расчетам Стрежнева вложения в пекарню удастся вернуть уже через полтора года. Тем более что к лету, по оценкам предпринимателя, продажи вырастут. Ведь профитроли — не горячие пирожки. По санитарным правилам они должны продаваться в охлажденном виде. А в жару все прохладное пользуется повышенным спросом. Причем, так сказать, «не отходя от кассы».

Чтобы увеличить обороты, со временем Стрежнев собирается слегка расширить предложение. Ведь у «Мугинохо» припасены и другие десерты для франчайзи — чизкейки, тирамиссу и прочие вкусности. Да и Оксана Аверкина («Магазин магазинов») предупреждает: крайне узкий ассортимент рано или поздно сыграет против компании — потребителю банально захочется большего выбора. Но пока концентрация на профитролях стартапу даже на руку. Так легче контролировать производственный процесс. К тому же на фоне рыночного окружения с отточенным как самурайский меч предложением выделиться намного проще. Покорять рынок компания намерена налегке, хотя и без фанатизма: в течение трех-пяти лет в Москве и области планируется открыть 30–50 мини-пекарен. Планы довольно скромные: например, японская сеть фастфуда «Удонъясан», вышедшая на российский рынок в 2007 году, намерена за пять лет открыть не менее 200 заведений.

Региональным предпринимателям Стрежнев будет продавать субфраншизы и обещает, что нижняя планка инвестиций составит 4 млн рублей. Партнеры ему очень нужны еще и потому, что управлять точками в провинции самостоятельно — задача слишком сложная. Хватило бы сил на Москву.

Жажда места

Стрежнев настаивает: за профитролями Beard Papa люди готовы ездить со всех концов города. Но это еще не значит, что точки продаж можно открывать где попало. «Хорошее тесто, место, место и еще раз место» — такова формула, предложенная японцами.

Выходя на рынок США в 2004 году, «Мугинохо» остро нуждалась в самых «проходных» местах. При невысокой цене профитролей (1,25 доллара) пекарни могли выжить только за счет качественного трафика. Между тем рынок недвижимости был холоден и недоверчив к новичку: владельцы коммерческих площадей встречали представителя японского фастфуда столь же холодно, как вся Америка сорок лет назад — японские автомобили.

Первую мини-пекарню в Нью-Йорке компания открыла в закутке одного из местных ресторанчиков, имевшего постоянную японскую клиентуру. А сегодня в США действует уже более 30 ресторанов сети, причем весьма выгодно расположенных. Хороший пример для Олега Стрежнева! Но, в отличие от США, у нас не так много азиатов-эмигрантов, тоскующих по оставленным на родине пирожным. Вот почему исполнительный директор компании RestCon Андрей Петраков уверен: успех «Биэд Папа Раша» прямо зависит от выбора мест дислокации новых торговых точек.

Первая пекарня на Кропоткинской безупречна с точки зрения и проходимости, и имиджа. Это «флагман», который будет работать на повышение известности брэнда. А вот второе заведение Стрежнев обещает открыть этим летом в одном из торговых центров. Он уверен, что потенциальные клиенты Beard Papa бродят по просторам московских ТЦ в изрядном количестве. Одна проблема: владельцы марки против того, чтобы аромат ванили тонул в смеси запахов, которой заполнены фуд-корты. «Найти площадку в качественном торговом центре вне фуд-корта — даже с учетом того, что из-за кризиса часть площадей освободилась, этой компании будет нелегко», — предупреждает Андрей Петраков. Он советует Олегу Стрежневу сосредоточиться на помещениях, расположенных в центральной части города, где много офисных зданий и высок поток пешеходов, в том числе туристов. Однако и здесь не все гладко. В центре не так много помещений, в которых можно установить пекарное оборудование. А тут еще и новые игроки выходят на рынок. «Сибирская хлебная корпорация», например, собирается открывать как раз точки шаговой доступности возле метро площадью 40 «квадратов».

Стрежнев к этим опасениям прислушивается, но и только. К тому же он уверен, что открытие новых пекарен будет обходиться ему дешевле, чем первой, — за счет экономии на аренде и оборудовании. «Мы многому научились и знаем, как сократить затраты», — говорит предприниматель.

Главное теперь, чтобы спрос не подвел. Если после кризиса покупатель «проснется» раньше, чем ставки аренды и стоимость рабочих рук, инвесторы Beard Papa смогут получить неплохую премию. За то, что в «переломное время» не лежали в добровольной коме.

Комментарии

1
  • Dmitriy-

    Сегодня устроился туда работать в новую точку :)

Экономика России

Набиуллина: ключевая ставка 16% может держаться до конца года

Сейчас Центробанк не видит устойчивой дезинфляции, при которой возможен пересмотр ключевой ставки. Спрос все еще опережает возможности производства.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Беременная сотрудница может отказаться от работы и продолжить получать зарплату. 🤰«Ночной бухгалтер» № 1673

Для работодателя беременные сотрудницы представляют довольно проблемную часть персонала. Их почти невозможно уволить и нужно все время балансировать на грани соблюдения интересов сотрудницы и своих собственных. Это удается не всегда.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
НДФЛ

Минфин не готов освободить от налога дивиденды на ИИС

Инвесторы будут платить НДФЛ с дивидендов, которые они получили от акций на индивидуальном инвестиционном счете.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Банки

ЦБ повысит надбавки по необеспеченным потребительским кредитам

Чтобы ограничить долговую нагрузку населения, регулятор ужесточает требования к банкам. Они будут больше платить за риски.

Банки

Сбер переведет заблокированные активы на отдельное юрлицо

До 31 декабря 2024 года подсанкционные банки имеют право перевести заблокированные активы и обязательства перед иностранными кредиторами на новую компанию.

Общество

Министр труда: в регионах злоупотребляют материнским капиталом

Власти предлагают устанавливать пригодность для жилой недвижимости, которую покупают получатели материнского капитала.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Законопроекты

В России могут ввести программу «Сельскохозяйственный гектар»

Зампредседателя Госдумы Ирина Яровая предложила сформировать специальную программу «Сельскохозяйственный гектар».

CRM

👩‍💻Популярные CRM для бухгалтерского аутсорсинга. Опрос

Не важно, у вас аутсорсинговая компания или бы бухгалтер-фрилансер с большим количеством клиентов или даже с помощниками. Невозможно держать в голове все сделки, выставленные счета, проведенные переговоры, не говоря уже о сроках сдачи отчетов и выдаче задач подчиненным. На помощь приходят CRM.

2
Банки

Суд начал принудительную ликвидацию банка «Стрела»

В ходе ликвидации вкладчики и кредиторы получат свои средства. Процедуру будет проводить Агентство по страхованию вкладов.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской

Издатель «Клерка» Марина Снеговская рассказала о работе редакции, о том, чем не может пожертвовать «Клерк» и причем тут вечная гонка.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской
12

У ИП личные и предпринимательские налоги идут на одном ЕНС

НК не предусматривает разделение ЕНС на единый налоговый счет индивидуального предпринимателя и на ЕНС его же как физлица, не являющегося ИП.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: жительница Великобритании приютила 74 детей, уборку улиц доверят роботам, а в Крым пришли дожди с песком

Подготовили обзор главных событий дня — 26 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Экспорт

Росфинмониторинг: экспортеры не нарушают указ о продаже валютной выручки

Крупнейшие экспортеры выполняют требования властей в полном объеме и продают выручку по внешнеторговым контрактам на территории РФ.

Фейковых приложений банков стало на 25% больше

Мошенники пользуются тем, что иностранные магазины мобильных приложений блокируют официальный банковский софт, и предлагают пользователям скачать фейковые приложения.

Налоговикам можно задавать вопросы только про свои налоговые дела, но не про чужие

Абы кому ФНС не дает разъяснения по налогам.

Страховые взносы

Хочу научиться инвестировать в бизнес. Топ–16 площадок и телеграм–каналов для обучения

Финансовое образование (хотя бы на базовом уровне) — это один из первых шагов, которые стоит сделать перед тем, как вкладывать куда-либо деньги. На каких площадках и телеграм-каналах можно научиться инвестировать в бизнес?

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Законопроекты

Губернаторам хотят разрешить продлевать майские праздники

В Госдуме хотят разрешить местным властям давать больше выходных в майские праздники. Но только если большинство жителей поддержит перенос выходных с новогодних праздников.

Менеджмент

Применение метода Критического Пути в управлении проектами

Любой проект является многозадачным, и часть задач находится во взаимной зависимости. В результате одни из них оказывают воздействие на решение других. Те из задач, что имеют наибольшее значение, должны находиться под непрерывным контролем.

Применение метода Критического Пути в управлении проектами
Уведомления о КИК

Физлицам до 2 мая нужно сдать уведомления о КИК

Если не представить уведомление о контролируемой иностранной компании, придется заплатить штраф в размере 500 000 рублей.

Интересные материалы

Как ваши интернет-бухгалтерии уменьшают налог на взносы? Опрос

Одна из подписчиц рассказала нам о том, как устроен расчет налога по УСН в онлайн-бухгалтерии Тинькофф, и прислала нам скрины переписки с поддержкой. Нас подход удивил и мы решили устроить опрос — а как работают ваши онлайн-бухгалтерии?