Управление персоналом

Теряем бизнес-потенциал коммуникаций!

На протяжении последних пяти лет мы наблюдаем взрывной рост вовлечения людей в социальные интернет-сети. Ширится поток электронной переписки личного характера, все больше наших знакомых приобщаются к радости контакта с друзьями и родственниками через cкайп.

Авторы: Светлана Емельянова, генеральный директор Консалтинг-Центра «ШАГ» , Юрий Пахомов, партнер Консалтинг-Центра «ШАГ»

На протяжении последних пяти лет мы наблюдаем взрывной рост вовлечения людей в социальные интернет-сети. Ширится поток электронной переписки личного характера, все больше наших знакомых приобщаются к радости контакта с друзьями и родственниками через cкайп. С каждым годом все более востребованными становятся и площадки очного общения, всевозможные клубы по интересам. Как будто в обществе произошел некий поворот подземных рек, и началось бурное насыщение накопившейся жажды личных контактов.

Тем более поразителен тот факт, что если в межличностной сфере коммуникативная культура разворачивается и занимает все больше пространства и времени, то в деловой сфере картина прямо противоположная. Коммуникации как инструмент управления бизнесом - особенно очные коммуникации - неуклонно сворачиваются, лишаясь своих специально выделенных «площадок». Забывается даже то, что, казалось бы, хорошо известно и оправдало себя на практике: еженедельные оперативки Генерального директора с менеджерами, рабочие совещания по внешним и внутрифирменным проектам, межподразделенческие комитеты, квартальные и годовые отчетные собрания.

Еще несколько лет назад все это исправно работало. А сейчас мы сталкиваемся с тем, что в отечественных компаниях система деловых совещаний сходит на нет. Владельцы все чаще жалуются на неэффективность внутрифирменных коммуникаций: люди плохо информированы, они не знают, что происходит вокруг, что происходит в соседних подразделениях. Это же обстоятельство подтверждают и сотрудники, особенно если они пришли в компанию недавно: «Первое, что бросается в глаза – никто ничего не знает. И сам я здесь ничего не знаю». Или: «Прежде Генеральный директор проводил общие совещания, а теперь отказался и встречается с сотрудниками в основном с глазу на глаз». И в больших, и в маленьких компаниях прямые информационные взаимодействия начинают вытесняться домыслами и испорченными телефонами.

В чем корень этой тревожной тенденции? Складывается впечатление, что прикатившая к нам на волне западного менеджмента идеология командности была воспринята поверхностно, на уровне моды и оглядки на соседа. Но не укоренилась в деловой культуре глубоко и органично. И теперь маятник пошел в обратную сторону. Менеджеры начинают переходить к более простым способам управления, не предполагающим публичность и возможность открытой конкуренции взглядов и идей. Идут, что называется, по линии наименьшего сопротивления.

Когда с каждым у меня свои особенные отношения и договоренности, когда целостной картиной всех обстоятельств и ситуаций владею только я – я всегда на коне. Я всегда буду самым компетентным, самым мудрым, самым эффективным. Никто не оспорит моих решений. А в случае чего никто не сможет и заменить меня. Всего лишь потому, что я владею всей информацией. Так, «разделяя и властвуя», управлять людьми гораздо проще, чем в открытых взаимодействиях с коллективом день за днем подтверждать свою лидерскую позицию, свое умение убеждать, зажигать и вести за собой. 

Похоже на то, что площадки деловой коммуникации зарастают паутиной из-за того, что сдает свои позиции более высокая культура управления, основанная на командности и лидерстве. В массе своей менеджеры не освоили по-настоящему навыки работы с коллективом. И совсем не стремятся получить опыт открытых столкновений с сильными людьми, с незаурядными умами и характерами. Идея командности не укоренилась в системе управления. А если от нее что и осталось – так это в основном корпоративы, по сути своей - то самое межличностное общение людей на свободной от работы «территории».

Используются ли сегодня в деловых коммуникациях достижения информационных технологий? Несомненно. Корпоративные порталы, рассылки, автоматизированные системы управления задачами – дело хорошее. Но далеко не все можно сделать дистанционно, безлико, прячась за компьютер. Не все, что должно быть передано от человека к человеку, может перемещаться по электронным каналам. Не передается увлеченность идеей, не передается энергетика лидера, не передается понимание смыслов. Эффективная деловая коммуникация многослойна и не сводится к голой информации.

Мотивирующее, мобилизующее, энергетическое воздействие на людей происходят только в личном контакте. А искусное использование публичности и групповых эффектов позволяет менеджерам свернуть горы. Однако это предполагает и более высокие требования к личности менеджера, к его коммуникативным навыкам. Занижая для себя управленческую планку, менеджмент отказывается тем самым от мощнейшего ресурса – энергетики человеческого взаимодействия.

Ключевой ресурс бизнеса – это люди. Но становятся они таковым лишь при условии, что управленец умеет их сорганизовать, сонастроить, направить их мысли и усилия в нужное русло. Отказываясь от работы с ключевым ресурсом, мы делаем шаг назад. Это печалит. И хочется надеяться, что за шагом назад последуют в скором времени хотя бы два шага вперед.

Начать дискуссию

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

20 лет я главный бухгалтер. Большую часть из них работала в Хабаровском крае. С проблемой ниже, конечно, сталкивалась, но не сплошь, а вопрос с контрагентом решался быстро и безболезненно.

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Общество

На сколько подорожал шашлык: суммы и наш опрос

Заметнее всего подорожал шашлык из курицы. Стоимость блюда выросла на 20%, до 389 рублей.

Летом стартует очередной эксперимент по маркировке товаров

Минпромторг предложил с 1 июля 2024 года провести эксперимент по маркировке полимерных труб и их сырья.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Мошенничество

Малоактивные и брошенные аккаунты работников сервисов доставок стали основой мошеннической схемы

В Санкт-Петербурге полицейские задержали подозреваемого в интернет-мошенничестве через сервисы доставок.

Инвестиции

Держатели облигаций «Киви финанс» могут потребовать погасить их досрочно

Эмитент проведет выплаты в течение 7 рабочих дней с даты получения требования.

Оценивать риск нарушения закона и принимать решение о проверке будут по 500 индикаторам. А работать когда? 🕵️‍♀️«Ночной бухгалтер» № 1671

Минэкономразвития уже согласовал 30 новых критериев оценки рисков, а до конца года добавят еще 60-70. К концу 2024 году число индикаторов риска увеличится до 500. Как вообще следить за всеми?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Товарный знак

👏 Суд: в товарных знаках нельзя указывать «№1». Но многие компании пренебрегают, хотя это не очень эффективно — говорит эксперт

Роспатенту напомнили, что при регистрации брендов нельзя использовать элементы, которые создают впечатление о превосходстве товаров.

Реклама

С 4 мая упростили продление договора на рекламную конструкцию

Начинают действовать изменения в закон о рекламе и ряд других нормативных актов.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: депутат заработал 200 млн рублей, организм может сам вырабатывать алкоголь, у «Яндекс Маркет» ребрендинг, а нейросеть придумала рецепт кофе

Подготовили обзор главных событий дня — 24 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Тренды договорной работы — 2024

Качественная работа над договором — это работа по минимизации рисков при его исполнении. Потребность что-то отразить в договоре обычно отражает обычаи делового оборота или новые позиции в судебной практике. Если мы говорим о трендах договорной работы в 2024 году, то здесь мы можем отметить и новое, появившееся в этом году, и то, что сохраняет свою актуальность не первый год. В этой статье остановимся коротко на основных договорных трендах.

Тренды договорной работы — 2024

Начальника отдела камеральных проверок арестовали по делу о взятке

За получение взятки в размере 12 млн рублей суд заключил под стражу сотрудника ФНС в Новосибирске.

ЭДО

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

С 1 сентября 2022 года стартовала работа ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. Она обеспечивает обмен сведениями между всеми участниками перевозочного процесса. Оператором ГИС ЭПД стал Минтранс. Рассказываем об электронных документах по грузоперевозкам, как с ними работать и как их внедрять.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
НДС

☝️Как изменился порядок возмещения НДС в 2024 году

Налоговики разъяснили, что изменилось в упрощенном порядке возмещения НДС и какие компании потеряли право его применять.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

💥 ФНС запретила требовать пояснения по отмененным КС

Налогоплательщики стали активно жаловаться в ФНС по поводу неправомерного направления требований дать пояснения в рамках камеральных проверок 6-НДФЛ.

Налоговая не установила Блиновской срок погашения недоимки

Следователи снимут арест с некоторого имущества Елены Блиновской, чтобы она смогла погасить долги перед бюджетом.

Маркетинг

Как видео оптимизирует затраты бизнеса. Реальные примеры

Задача владельца компании — сделать бизнес прибыльным и оптимизировать затраты на отдел продаж, маркетинг, рекламу.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Что нужно знать о допросах в налоговой

Кого могут вызвать на допрос в налоговой, какое наказание грозит за неявку, как проходит допрос свидетеля и способы обезопасить себя разбираем в статье.

Иллюстрация: cottonbro studio/pexels
Кадровый учет

Меняем режим работы в организации

Режим работы устанавливается руководством компании и утверждается в правилах трудового распорядка или прописывается в трудовых договорах. Изменить график работы без согласования с сотрудниками можно будет только если в компании происходят организационных и технологических изменений. Во всех остальных случаях изменения придется согласовывать с сотрудниками.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Компенсации работникам

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Разбираем в мини-курсе, как платить компенсацию за использование личного авто, облагается ли она НДФЛ и страховыми взносами и что компенсация включает.

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Интересные материалы

Кредитование

Дифференцированный и аннуитетный платеж: в чем разница и что выгоднее

Ежемесячные платежи по кредиту делятся на два типа: дифференцированный и аннуитетный. Каждый из них имеет свои особенности, которые влияют на сумму платежа и общую переплату. Разбираемся в особенностях каждой схемы и определяем, какая выгоднее. 

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру