Управление персоналом

Проектирование системы управления карьерой сотрудников энергокомпании с использованием методологии Balanced Scorecard

Современная ситуация на рынке труда характеризуется разрывом спроса и предложения в разрезе специальностей, а также подготовки молодых специалистов.

Современная ситуация на рынке труда характеризуется разрывом спроса и предложения в разрезе специальностей, а также подготовки молодых специалистов.

Все более востребованными становятся такие категории производственных работников, как рабочие и специалисты, в то же время спрос на специалистов в области экономики и управления имеет тенденцию к снижению, что в первую очередь объясняется перенасыщением рынка. Вместе с тем наблюдается общая тенденция к снижению качества образования, а следовательно, и снижение компетентности новых участников рынка труда, что пагубно сказывается не только на возможностях трудоустройства каждого конкретного индивида, но и на дальнейшем карьерном росте ввиду отсутствия определенных знаний, навыков и умений. При этом здесь речь идет о случае, когда существует возможность устроиться «по профессии», что в реальной жизни происходит далеко не всегда. Следовательно, перспективы карьерного роста будут напрямую связаны не только с необходимой актуализацией знаний каждого работника, но и с ликвидацией определенного пробела в базовых знаниях.

Несмотря на определенные негативные изменения, которые характерны для рынка труда в целом, в области энергетики ситуация всегда оставалась относительно стабильной. Это во многом объясняется инфраструктурным характером энергетики и ее огромным экономическим и социальным значением для государства и общества, поэтому подготовке кадров в данной области всегда предъявлялись предельно жесткие требования. Более того, в СССР существовала целая система подготовки кадров для отрасли в специализированных технических вузах и ссузах, ведомственных институтах и учебных подразделениях. Эта система подготовки сохранилась и в настоящее время, однако следует отметить снижение качества подготовки специалистов, а также увеличение разрыва между базовыми знаниями, получаемыми в учебном заведении, и требованиями работодателей к качеству подготовки и уровню образования выпускников. Это объясняется введением новых технологий в энергетике и совершенствованием системы производства и управления на энергетических предприятиях, а также недостаточно оперативной реакцией учебных заведений на данные изменения.

Целесообразно отметить следующие негативные тенденции, характерные для рынка труда энергетической отрасли, которые ставят дополнительные задачи перед менеджментом в области управления персоналом:

  1. Непривлекательность и низкая оплата труда рабочих специальностей, что способствует росту текучести кадров и, как следствие, повышает риск ошибок персонала. Вместе с тем, несмотря на высокую автоматизацию производственных процессов, требования к знаниям персонала и степень его ответственности высоки.
  2. В связи с реформой энергетической отрасли предъявляются новые требования к качеству управления и принимаемым управленческим решениям в частности, что в свою очередь должно отразиться на повышении уровня образования и компетентности менеджеров энергокомпаний на всех уровнях.
  3. Смена собственников энергокомпаний, характерная для завершающего этапа реформы энергетической отрасли, сопровождается, как правило, изменением состава топ-менеджмента.

Исходя из всего вышесказанного, вопросы управления и развития персонала становятся одним из приоритетных направлений деятельности менеджмента энергокомпаний. Одним из наиболее актуальных вопросов в этой области является формирование системы нематериального стимулирования сотрудников, одной из составляющих которой является система управления карьерой.

Управление карьерой в системе кадровых процессов предприятия

Необходимость в управлении карьерой обусловлена ее важной ролью в жизни человека, деятельности компании, а также в развитии общества в целом. С точки зрения организации карьера — это, прежде всего, вопрос целостности организационного пространства, что особенно важно для профессионально-должностной его составляющей, то есть организационной структуры. В таком понимании карьеры грамотно построенное управление карьерным процессом имеет большое значение для функционирования и развития компании, являясь фактором повышения эффективности деятельности компании, условием ее устойчивости и жизнеспособности в изменяющейся среде (тем более, ввиду организации не только конкурентного рынка электрической, но и тепловой энергии), движущей силой, механизмом развития.

Управление карьерой решает не только задачи своевременного и рационального замещения ключевых должностей, но и позволяет повысить лояльность сотрудников, их удовлетворенность работой и связанную с этим производительность труда, а также обеспечивает преемственность профессионального опыта и корпоративной культуры, повышает адаптивность и маневренность компании. Наконец, управление карьерой связано с вопросами внутреннего приращения профессионального потенциала и внешнего роста компании во внешней среде.

Данная статья посвящена вопросам организации системы управления карьерой в рамках общей системы управления персоналом с применением технологии системы сбалансированных показателей на примере ОАО «ТГК-11», которое является одной из крупнейших энергетических компаний Сибири.

О системе управления карьерой целесообразно говорить лишь в том случае, когда в компании формализована функциональная стратегия в области управления персоналом, а, соответственно, менеджмент компании четко представляет себе, какие инструменты, то есть в данном контексте качественная и количественная структура персонала, необходимы для реализации деловой и корпоративной стратегии предприятия [3].

Отправной точкой разработки любой стратегической пирамиды является миссия. Тогда логично наличие миссии и у структурного подразделения, которое осуществляет разработку и реализацию отдельной функциональной стратегии. Таким образом, миссия департамента управления персоналом ОАО «ТГК-11» сформулирована следующим образом:«Своевременное удовлетворение потребностей подразделений компании в высококвалифицированном и мотивированном персонале, постоянном повышении его профессионального уровня; совершенствование методологии и технологии работы с персоналом для формирования, развития и совершенствования экономически эффективной, прибыльной, инвестиционно привлекательной и интегрированной в экономику России компании».

Управление персоналом ОАО «ТГК-11» опирается на административные, экономические, социально-психологические методы работы и используется в сбалансированном комплексе. Стратегия развития системы управления персоналом ориентируется на реализацию долгосрочных целей ОАО «ТГК-11» — укрепление конкурентных преимуществ на развивающемся энергетическом рынке, повышение эффективности работы (и, как следствие, рост капитализации компании) — и имеет следующие цели:

  1. взаимосвязанный с корпоративной миссией плавный переход от работы с кадрами к планированию персонала, полностью интегрированного в бизнес-процессы;
  2. создание и внедрение единой целостной системы управления персоналом с необходимым комплексным программным обеспечением;
  3. создание единой системы нормативных, распорядительных, методических внутрифирменных документов и принципов работы с персоналом;
  4. определение качественных и количественных потребностей в человеческих ресурсах;
  5. формирование оптимальной организационной структуры, выстраивание горизонтальной управленческой структуры, максимальное сокращение промежуточных управленческих звеньев для достижения общих целей и выполнения бизнес-процессов;
  6. комплектование структуры Общества оптимальным и мотивированным составом кадров: подбор и расстановка персонала;
  7. поддержание высокого уровня квалификации персонала для обеспечения конкурентоспособности ОАО «ТГК-11»;
  8. обеспечение стимулирования персонала к высокоэффективному, производительному труду;
  9. создание сплоченных и эффективных управленческих команд;
  10. координация деятельности филиалов.

Для реализации функциональной стратегии в области управления персоналом предлагается осуществить описание деловых процессов компании и выявить те из них, которые оказывают наибольшее воздействие на достижение стратегических целей; определить ключевые показатели эффективности (КПЭ) генерирующей компании в области управления персоналом; осуществить балансировку показателей в рамках Balanced Scorecard (BSC); разработать системные программы по управлению.

Система управления персоналом может основываться на методике BSC [1], используя которую, менеджеры управляют такими процессами, как доведение стратегий до всех уровней системы управления, бизнес-планирование и распределение ресурсов, обратная связь, обучение и текущий мониторинг исполнения стратегии. Кроме того, менеджеры получают ответы на основные вопросы: за счет чего компания создает свою стоимость, какие процессы являются ключевыми, каков уровень квалификации персонала и применяемых технологий, каково их соответствие выбранной стратегии, какие инвестиции нужно осуществить в развитие компании с целью достижения долгосрочных целей организации, насколько оптимален выбранный курс в сфере управления персоналом компании. В качестве базовой стратегической карты для функциональной стратегии может быть использована карта, разработанная авторами и представленная на рисунке 1.

Технологии планирования карьеры сотрудников

Рассмотрев стратегию в области управления персоналом, можно перейти к планированию карьеры персонала, что в конечном итоге направлено на приобретение организацией устойчивого конкурентного преимущества в повышении конкурентоспособности персонала и на повышение эффективности использования человеческих ресурсов.

Планирование карьеры является важной составляющей системы управления персоналом. С помощью планирования карьеры кадровая служба предприятия имеет возможность удовлетворить внутренние потребности в персонале, обеспечить оперативное «заполнение» вакансий по ключевым должностям. Для самого работника планирование карьеры способствует карьерному успеху, помогает развить внутренние резервы для успешного продвижения по службе, является мощным нематериальным стимулом к качественному выполнению своих должностных обязанностей.

Полная версия статьи в печатной версии Журнала Управление персоналом или через 3 месяца на сайте.

Начать дискуссию

🔥Уже сегодня на тренинге научимся составлять идеальный договор с самозанятым!

Подготовьтесь к мониторингу Минтруда по самозанятым и проверьте договоры с СМЗ. Составьте идеальный договор с СМЗ чтобы уменьшить риски.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Коллекторам запретили заниматься долгами по ЖКХ

Коллекторов и других третьих лиц запретят привлекать для взимания с граждан долгов за жилищно-коммунальные услуги.

❗ Изменили правила заполнения уведомлений по ЕНП

Порядок заполнения ЕНП-уведомления и электронный формат этого документа обновили. Новые правила заработают со 2 мая. Впрочем, их применяют и сейчас.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Как открыть шашлычное кафе. Секреты начинающего предпринимателя

Шашлык — это одно из тех блюд, которые всегда пользуются популярностью у русских людей. Именно поэтому открытие шашлычной может стать отличным вариантом для старта собственного бизнеса в сфере общественного питания. Но как же правильно запустить свою шашлычную и добиться успеха?

По следам консультаций. Как разделиться, чтобы мои действия не признали дроблением?

Если создать несколько юрлиц и ИП неправильно, можно получить обвинение в злоупотреблении правами с целью остаться на спецрежиме или применять иные льготы, которые распространяются на МСП.

По следам консультаций. Как разделиться, чтобы мои действия не признали дроблением?

💥Обзор к утру вторника: изъятие российских активов разрушит мировую экономику, мутация на МКС, отказ от полетов Turkish Airlines

Добавим в ленту самых свежих новостей на сегодня. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали в мире.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

К кому попадет ваша биометрия? / Штраф до 1 млн рублей за СПАМ / Какие выплаты положены пенсионерами

Добрый день, уважаемые коллеги! Ребята, я вот даже не знаю, у меня для вас есть новости хорошие и есть не очень хорошие. Вот как бы вы предпочли начинать просмотр роликов: с хороших новостей или с не очень хороших новостей? Мне интересно будет узнать ваше мнение в комментариях. Ну, а начну, наверное, с не очень хороших новостей.

Банки

Вдвое больше россиян открыли брокерские счета: чьи акции в топе

🔥 Сбер: «Наши клиенты активно приходят на фондовый рынок. Важно, что это устойчивый интерес: мы не видим резких перепадов или движений из стороны в сторону».

Условия для выплаты дивидендов и ограничения

Один из самых популярных способов получения дохода от прибыли — дивиденды. При этом следует не нарушать ограничения, которые предусмотрены законом. Рассказываем, на что обратить внимание. 

Условия для выплаты дивидендов и ограничения

Что такое обеспечительный платеж по договору аренды: когда он нужен и когда подлежит возврату

Нередко в процессе заключения сделок стороны требуют гарантий того, что обязательства будут исполнены. В таких ситуациях пользуется популярностью механизм обеспечительного платежа. В договорах его называют по-разному — депозит, гарантийный или страховой платеж. Гарантом служат денежные средства или ценные бумаги.

ВЭД

Таможенная служба рекомендовала рассчитываться в рублях: что это дает

Об этом сообщил начальник Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля (УТОВЭК) ФТС Сергей Шкляев на сессии Российско-турецкого бизнес-форума в Москве.

IPO МТС Банка, или как готовить яйца правильно

Рецепт удачного IPO: немного объёма, обещания высоких дивидендов, капелька хайпа, и всё это под соусом фантастической финансовой отчётности. МТС Банк определился с датой IPO и ценами. 25 апреля завершится сбор заявок, а уже 26 апреля акции начнут торговаться. Цена от 2 350 до 2 500 рублей за акцию.

IPO МТС Банка, или как готовить яйца правильно
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Из бункера должен быть запасной выход. Какие риски необходимо проработать предпринимателю

Любой бизнес можно разложить на процессы: отношения с работниками / самозанятыми, обработка персональных данных клиентов, хранение денег и проведение оплат, интеллектуальная собственность и т.д.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Иногда УК должна управлять домом и после прекращения договора

Конституционный Суд уточнил порядок прекращения обязательств компании (УК) по управлению многоквартирным домом.

​А была ли реализация? Судебная практика

Как мы уже не раз говорили налоговые органы считают подозрительными практически любые сделки, совершенные налогоплательщиками. Однако, результат каждой налоговой проверки все же зависит от того, сможет ли инспекция собрать полный набор доказательств виновности налогоплательщика применительно к конкретному случаю

Мошенничество

Раскрыта мошенническая схема с бесплатным Wi-Fi

Посетители московских аэропортов столкнулись c одной из мошеннических схем: попытались подключиться к Wi-Fi и лишились телеграм-аккаунта.

Банки

Банки будут платить повышенную ставку в фонд страхования вкладов

Размер повышенной дополнительной ставки составит 300% от базовой. С первого квартала 2022 года дополнительная ставка была нулевой.

Банки

Регулятор Гонконга сообщил, что банки региона не обязаны следовать антироссийским санкциям

Первый официальный дебош против вторичных санкций США.

Патентные поверенные из новых регионов могут не оплачивать экзамены

Путин принял закон о льготном периоде аттестации патентных поверенных. Он продлится до 1 января 2026 года.

Интересные материалы

Социальные предприниматели заработали больше 102 млрд рублей

Выручка индивидуальных предпринимателей, который работают в социальной сфере, составила 17,9 млрд рублей, а юридических лиц — 84,6 млрд.