Клерк.Ру

Эйчар в России больше чем эйчар

Иногда мой пятилетний сын меня спрашивает вечером: «Папа, а что ты сегодня делал на работе?» Я ему начинаю рассказывать примерно следующее: «Ну я разговариваю и тетями и дядями по поводу того, какую работу они могут выполнять, что они умеют делать…» — бывает, особенно после тяжелых дней, что я ему отвечаю: «Сегодня я мирил дяденек и тетенек друг с другом, потому что они очень сильно поссорились». В общем, очень часто я даю сыну совершенно разные ответы на его стандартный вопрос.

Вот я постепенно стал больше размышлять о том, что же все-таки должен уметь, знать и делать эйчар в компании. Многие считают, что руководители кадровых служб должны делать все, что связано с персоналом. И к тому, что связано с персоналом, можно отнести множество разных поручений. Ну, например, съездить в гости к заслуженному сотруднику компании, который лет 10 уже не работает, и поздравить его лично с днем рождения. Есть масса вопросов, которые эйчары делают каждый день. От участия в судах по трудовым спорам и организации корпоративов до проведения кадровых аудитов и заполнения трудовых книжек.

Спектр задач эйчара настолько широк, что зачастую сложно себе представить, что он должен знать, уметь и делать. Конечно, многие могут справедливо заметить, что процессы управления персоналом нужно делить между сотрудниками, что есть менеджеры по подбору персонала, есть инспекторы отдела кадров, есть специалисты по обучению и т. д.

Каждый должен делать свою работу. Но в послекризисный период работодатели стараются унифицировать менеджеров по персоналу в плане круга выполняемой работы, делая «многостаночников». Особенно это касается российских работодателей. Поэтому, чтобы быть востребованным на рынке труда, современный эйчар должен уметь решать массу абсолютно разноплановых задач.

Итак, давайте попробуем перечислить набор навыков, необходимых менеджеру по персоналу для работы:

— развитые навыки проведения переговоров. Менеджер по персоналу регулярно проводит переговоры — от переговоров с кандидатами до переговоров с кадровыми агентствами, ивент-агентствами, приглашенными тренерами, увольняемыми сотрудниками и т. д. Думаю, никто не будет возражать против того, что менеджеру по персоналу, для того чтобы эффективно представить свою организацию кандидату, надо уметь убеждать, влиять на собеседника. По сути, эйчару нужно «продавать» вакансию кандидату (если речь идет об Executive search, да и при обычном рекрутменте это очень полезное качество). И метод «пассивных продаж» на нынешнем рынке труда неприемлем. Если менеджер не способен «продавать» вакансию, значит он никогда не сможет быстро закрывать сложные позиции.

Кроме того, менеджер по персоналу должен получить внятное и обоснованное описание вакансии от «заказчика» — руководителя подразделения. Это тоже зачастую очень сложная и изнурительная процедура, связанная с переговорами и согласованиями, формированием и обоснованием требований к вакансии;

— навык обработки информации. Ну уж этот навык эйчары применяют чуть ли не каждый день. Ежедневно службой персонала оформляется множество отчетов, справок, приказов, положений, договоров и прочих документов. При этом важно не только хорошо знать автоматизированные способы обработки данных, но и уметь их грамотно описать. Так, работа с количественными показателями требует знаний в области статистики и математики. Например, невозможно составить обзор заработных плат, не имея представления о медианных значениях, перцентилях и квартилях. Навыки описания данных, полученных в ходе обработки информации, нужны при составлении заключений — например, после проведенных кадровых аудитов в представительствах, филиалах компании;

— навык составления, оформления документов. Этот навык также используется кадровиками ежедневно. И используется он также широко — от оформления писем в военкоматы и заполнения карточек Т-2 до составления протоколов оценки, оферт выбранным кандидатам.

Часть кадровых документов нас обязует оформлять законодательство, но есть также часть, которую мы заполняем в соответствии с нашими внутренними процедурами;

— навыки презентации / публичных выступлений. Многие, прочтя предыдущую фразу, зададут вопрос: «Ну а это-то менеджеру по персоналу зачем?» И в качестве ответа на этот вопрос я приведу несколько примеров. Видели ли вы, как проходят распределения студентов и ярмарки вакансий в вузах (особенно технических)? Я неоднократно присутствовал на подобных мероприятиях. Далее поделюсь одним из своих наблюдений на распределении студентов в одном из региональных вузов. Данное мероприятие проходило в конференц-зале.

На трибуну поднимались представители работодателей и рассказывали о благах работы в своей компании перед аудиторией студентов. В конечном итоге мероприятие превратилось в фарс потому, что каждый из выступающих пытался представить свою организацию не хуже, чем предыдущий оратор. Представители работодателей настолько увлеклись «приукрашиваниями» своих компаний, что молодым ребятам в зале стало смешно. Вместо формирования интереса к компании представители работодателей (а в последнее время это именно менеджеры по персоналу) вызвали только улыбку выпускников.

Навыки презентации нужны эйчару и для того, чтобы выгодно представить новые изменения в компании, публично выступить с отчетом о проделанной работе или с новой инициативой на собрании и т. п.;

— навык адаптации к изменениям. Это также, пожалуй, один из важных навыков для эйчара. Ведь если в компании произошли изменения, то одними из первых к ним должны адаптироваться кадровики. Так как именно кадровики далее транслируют решения руководства об изменении, например, системы оплаты труда или о реорганизации структуры компании;

Полная статья в печатной версии Журнала Управление персоналом или через 3 месяца на сайте.