Маркетинг

Маркетинговый канал: стратегии построения

Стратегия построения маркетингового канала включает в себя несколько этапов, в рамках которых компания определяет способы охвата рынка, целевые сегменты потребителей, стратегию позиционирования в выбранных сегментах, структуру канала, стратегию коммуникаций с другими участниками канала и пр. Остановимся на важнейших решениях, которые должны принять менеджеры компании.
1,9 тыс. 191

Стратегия построения маркетингового канала включает в себя несколько этапов, в рамках которых компания определяет способы охвата рынка, целевые сегменты потребителей, стратегию позиционирования в выбранных сегментах, структуру канала, стратегию коммуникаций с другими участниками канала и пр. Остановимся на важнейших решениях, которые должны принять менеджеры компании.

В рамках формирования маркетингового канала помимо общей стратегии могут быть разработаны несколько стратегий, предназначенных для управления отдельными видами деятельности в канале:

  • Стратегия охвата (покрытия) рынка.
  • Стратегия охвата потребителей.
  • Стратегия ценообразования.
  • Стратегия формирования товарного ассортимента.
  • Стратегия выбора и отказа от сотрудничества.
  • Стратегия владения.

В рамках стратегии построения маркетингового канала рассмотрим здесь стратегии охвата рынка и потребителей, а также коммуникационные стратегии.

Стратегия построения маркетингового канала включает в себя несколько этапов, в рамках которых компания определяет:

  • способы охвата рынка, на котором предполагается создавать канал;
  • целевые сегменты потребителей;
  • стратегию конкурентного взаимодействия, основанную на конкуренции или сотрудничестве;
  • стратегию позиционирования в выбранных сегментах;
  • структуру канала;
  • интеграцию стратегии построения канала в комплекс маркетинга;
  • стратегию коммуникаций с другими участниками канала.

Остановимся на важнейших решениях, которые должны принять менеджеры компании.

Стратегия построения канала во многом зависит от решений, связанных с интенсивностью географического охвата или способом охвата рынка. В данном случае существует три варианта распределения товаров и услуг.

1. Интенсивное распределение предусматривает реализацию товаров через всех возможных торговых посредников независимо от формы их деятельности. Основное преимущество состоит в наличии очень плотной сети распределения, а недостаток в том, что наличие большого числа мелких покупателей усложняет контроль над их платежеспособностью и требует дополнительных средств на рекламу. Чем интенсивнее распределение, тем выше эффективность посредника.

2. Селективное (избирательное) распределение, наоборот, означает ограничение количества торговых посредников в зависимости от типа потребителей, возможностей обслуживания и организации гарантийного ремонта продукции. Оно используется для товаров предварительного выбора (когда покупатель проводит маркетинг товарных рынков, изучая и сопоставляя показатели качества, цены и другие параметры товаров). Цель производителя заключается в достижении определенного уровня охвата рынка при работе с ограниченным количеством посредников.

При селективном распределении производитель продукции осознанно ограничивает доступность товара, чтобы снизить издержки и расширить сотрудничество с посредниками. Это сотрудничество заключается в следующем:

  • участие в расходах на рекламу и продвижение товара;
  • доступ в канал новых товаров или товаров, которые трудно продавать;
  • поддержание значительных запасов;
  • предоставление потребителям дополнительных услуг.

3. Эксклюзивное распределение предусматривает выбор одного или ограниченного числа посредников, которые получают эксклюзивное право на продажу в данном географическом регионе. Торговец обязан исключить продажу товаров конкурирующих марок той же товарной категории, реализовывать политику изготовителя. Такое распределение характерно для дорогих товаров и предметов роскоши.

Как видно из основных характеристик различных вариантов охвата рынка, их выбор во многом определяется характеристиками товаров, которые производит компания. Сравнительная характеристика вариантов охвата рынка представлена в табл. 1.

Таблица 1. Сравнительная характеристика вариантов охвата рынка

Производители часто пытаются перейти от эксклюзивного и селективного распределения к интенсивному. Тем самым они надеются увеличить охват рынка и объем продаж. Такие действия, как правило, порождая кратковременный эффект, со временем наносят ущерб общей эффективности. По мере того как компания расширяет сеть своих дистрибьюторов от высококлассных специалистов до массовых торговцев, она теряет часть контроля над проводимыми маркетинговыми активностями. Это, в свою очередь, означает, что снижаются уровень и качество предоставляемых услуг, также может ослабнуть образ престижности товара, что ведет к потере клиентов.

Важным стратегическим решением является разработка и выбор коммуникативной стратегии. Компания может принять решение в пользу стратегии " проталкивания" ( Push) или стратегии " притягивания" ( Pull).

Стратегия "проталкивания": Производитель → Продвижение товара → Торговый посредник → Потребитель

Стратегия "притягивания": Производитель → Продвижение товара → Торговый посредник → Потребитель

Стратегия Push подразумевает воздействие производителя на следующего участника товародвижения, при этом коммуникационный и материальный потоки направлены в одну сторону. Компания может использовать политику скидок (например, при закупке крупных партий или при перевыполнении плана по продаже), организовывать конкурсы, лотереи, за счет которых обеспечивать необходимые объемы закупок.

В рамках стратегии Pull коммуникационное воздействие направлено на конечного потребителя, в ряде случаев — на торгового посредника (такая практика носит название торгового маркетинга). Основная задача — сформировать у потенциальных потребителей интерес к товару или бренду компании и побудить их совершать покупки именно данного товара. В этой ситуации посредники сами вынуждены обращаться к производителю, чтобы обеспечить присутствие товара на рынке.

Для создания спроса компании требуются существенные финансовые вложения в рекламу. Рекламная поддержка в этом случае требует преимущественно длительного времени и осуществляется с помощью СМИ. Можно вспомнить телевизионную рекламу фармацевтических и биологически активных веществ, которая заканчивается словами: "Спрашивайте в аптеках города". При этом коммуникационный и материальный потоки направлены в разные стороны.

На практике чаще всего компании используют с мешанные (комбинированные) стратегии, распределяя свои коммуникативные активности между конечными потребителями и посредниками.

В табл. 2 и 3 представлены основные коммуникативные мероприятия, которые применяют участники маркетингового канала.

При всей значимости распределительного комплекса (субмикса маркетинга) компания не должна уделять меньше внимания важности других компонентов маркетингового и логистического комплексов. Принимая решение о структуре канала, его конфигурации, коммуникациях с участниками  канала и проч., компания не должна забывать о ценовом миксе, обслуживании потребителей, основных и вспомогательных бизнес-процессах. В противном случае даже хорошо спроектированный канал будет функционировать неэффективно.

Таблица 2. Основные коммуникативные мероприятия производителя

Таблица 3. Основные коммуникативные мероприятия дистрибьюторов и дилеров

Начать дискуссию

Центробанк будет проверять кредитование банков и связанных с ними МФО

Чтобы ограничения ЦБ не портили статистику банков по кредитованию, финорганизации переводят своих клиентов в связанные с ними МФО. Регулятор считает такую практику недобросовестной и может уравнять условия кредитования для банков и микрофинансовых организаций.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Мобильные операторы будут предупреждать об отключении телефонных номеров

Абонентов, которые оформили сим-карту и перестали ей пользоваться, начнут предупреждать о том, что оператор намерен в одностороннем порядке разорвать контракт.

Кейс. Как компании из бьюти-сферы удалось повысить маржинальность

Отслеживать управленческую отчётность важно в любом бизнесе. Это позволяет принимать грамотные и обоснованные решения для увеличения эффективности. В этом материале рассказываем, как «Финансист» помог салону красоты определить, какие маркетинговые стратегии работают, от каких услуг лучше отказаться и какая стратегия бюджетирования подойдёт.

Кейс. Как компании из бьюти-сферы удалось повысить маржинальность
Лучшие спикеры, новый каждый день
Банки

В переводах и платежах начнут отказывать чаще

FATF выпустила новые указания для борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма. Несмотря на то, что участие РФ в международной группе приостановлено, российские банки будут обязаны их исполнять и проверять в собственных базах получателей платежей. Если будет несовпадение, в переводах и платежах откажут.

Дебиторская задолженность: понятие, виды, способы управления.

В данной статье рассмотрим понятие дебиторской задолженности, выделим основные классификации дебиторской задолженности, а также выясним каким образом стоит работать с дебиторской задолженностью.

СФР уточнил сроки по детским выплатам и пенсиям в связи с майскими праздниками

Россияне получат в мае пенсии и детские выплаты по обычному графику.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
НДС

Заявление на возмещение НДС — только в электронном виде: почему

ФНС отказалась принимать в бумажном виде заявления на применение заявительного порядка возмещения НДС, акциза.

Для оплаты допвыходных ввели новую форму заявления

Обновили бланк заявления о возмещении расходов на оплату дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами.

Врачи назвали три продукта против депрессии. Бухгалтерам на заметку

Депрессия — это серьезное психическое расстройство, которое может существенно повлиять на качество жизни. Существует множество методов лечения депрессии, в том числе медикаменты, психотерапия и изменения образа жизни.

Врачи назвали три продукта против депрессии. Бухгалтерам на заметку

💥Главное к утру четверга: новые штрафы для электросамокатов, снег в Москве, шпильки укрепляют ноги

Добавим в ленту самых свежих новостей на сегодня. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали сегодня в мире.

76
6-НДФЛ

❗❗❗ Налоговики по-прежнему в своей программе сравнивают 6-НДФЛ и РСВ, но претензии предъявляют редко

РСВ заполняют по начислению, 6-НДФЛ – по выплате. Поэтому данные в этих отчетах не совпадают.

Как заполнить новую форму ЕФС-1 по исполнителям на ГПХ: инструкция для заказчика

При заключении и расторжении с исполнителем договора ГПХ заказчик должен заполнить подраздел 1.1 формы ЕФС-1. Расскажем, как это сделать и какие изменения нужно учесть.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Кадры

В список регионов-участников программы стимулирования занятости включили еще один регион

Сотрудники оборонно-промышленного комплекса на Камчатке смогут бесплатно получить дополнительное образование. Такое обучение организуют и для всех желающих найти работу.

Святой рандом апреля. POSI — акции Группы Позитив

Продолжаю третий сезон святого рандома с покупкой российских акций. Каждый месяц я выбираю одну рандомную акцию из индекса Мосбиржи. Ну как я, делает это святой рандом, он же генератор случайных чисел. Я её потом просто покупаю. Почему? Да потому что какой смысл ручками выбирать акции, если рынок ведет себя непредсказуемо ¯\_(ツ)_/¯

Святой рандом апреля. POSI — акции Группы Позитив
Банки

У вроде бы уходящего из России банка обнаружено более 2,4 тыс. вакансий здесь

Райффайзен Банк поспешил уточнить, что просто забыл обновить информацию в рекламе.

Есть ли деньги на Wildberries? О чем молчат селлеры

Наталья — поставщик на Wildberries честно о том, есть ли деньги на WB, какую наценку делает на самом деле поставщик и можно ли вообще обойтись без бухгалтера, когда хочешь выйти на маркетплейсы?

Должная осмотрительность и суд. Шокирующая правда

На прошлой неделе я проводил вебинар и одним из блоков был разбор нескольких свежих арбитражных дел стадии кассации, где одним из рассмотренных судом аргументов было проявление осмотрительности. И так получилось, что через несколько дней в нашем чате у подписчицы возник вопрос.

Должная осмотрительность и суд. Шокирующая правда

Если льготу отменили, то НДС можно взыскать с другой стороны сделки

Опасное дело, которое на взгляд экспертов создаст прецедент по взысканию НДС по сделкам, в том числе с ПО, не попавшими в отечественный реестр программ.

Если льготу отменили, то НДС можно взыскать с другой стороны сделки

Банк ВТБ начал тестировать свою метавселенную

Разработка напоминает игру Roblox, в которой у пользователей есть свои цифровые личности.

323

Интересные материалы

Бухгалтеры

Зарабатывай с «Клерком». Реферальная программа Клерк.Партнер

Да-да, теперь и у нас появилась собственная реферальная программа. Вы можете рекомендовать наши курсы и вебинары и получать доход. 

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
1
403