Ведение бизнеса

Дорогу покажешь?

Российский рынок спутникового мониторинга транспорта вступает в болезненную пору переформатирования: объем госзаказов здесь резко снизился, спрос в коммерческом секторе растет медленнее прогнозов, маржа упала. Есть пострадавшие: компания «Русские навигационные технологии», некогда пример эталонного инновационного бизнеса, в мае 2014 года подала в арбитражный суд заявление о банкротстве. Все ли в порядке в «королевстве» ГЛОНАСС?

Российский рынок спутникового мониторинга транспорта вступает в болезненную пору переформатирования: объем госзаказов здесь резко снизился, спрос в коммерческом секторе растет медленнее прогнозов, маржа упала. Есть пострадавшие: компания «Русские навигационные технологии», некогда пример эталонного инновационного бизнеса, в мае 2014 года подала в арбитражный суд заявление о банкротстве. Все ли в порядке в «королевстве» ГЛОНАСС?

Компания «Русские навигационные технологии» (РНТ) много лет ходила в любимчиках у деловой прессы, венчуристов и аналитиков рынка спутниковой навигации. Еще бы: первый в России хайтек-стартап, добравшийся до IPO, живой пример того, как работают венчурные инвестиции и технологическое предпринимательство, готовый кейс для учебника по венчуру. В 2008 году РНТ получили инвестиции ЗПИФ «ВТБ — Фонд венчурный», в 2010‑м — разместили свои акции на ММВБ в секторе «Рынок инноваций и инвестиций» и привлекли в свой капитал 300 млн рублей. Бумаги компании были включены в базу расчета индекса ММВБ-инновации — с «весом» в 4%.

Нельзя сказать, чтобы биржевая судьба акций РНТ складывалась счастливо, но для сектора «Рынок инноваций и инвестиций» это вообще не в диковинку: free-float здесь традиционно небольшой, спекулянтов мало, а инвесторы «сидят» в бумагах подолгу. К январю 2012 года стоимость акций РНТ упала на 44% по сравнению с ценой размещения, а к маю 2014‑го и вовсе обрушилась с 82 до 5 рублей за штуку. В целом рыночная капитализация компании с момента первых торгов на ММВБ, когда РНТ были оценены в $54 млн, сократилась в 18 раз. Впрочем, и весь индекс ММВБ-инновации не особо благоденствовал: его значение за эти же четыре года снизилось в 2,5 раза.

Финансовая отчетность РНТ в последнее время пестрила красными цифрами: в 2013 году чистый убыток составил 478 млн рублей, кредиторская задолженность возросла до 181,5 млн. Компанию, словно тонущий корабль, один за другим покинули основатели — Борис Сатовский и Иван Нечаев. К этому моменту позиции на рынке были фактически потеряны, и оставалось лишь с головой погрузиться в судебные разбирательства с партнерами и кредиторами.

Новое руководство РНТ отказалось комментировать ситуацию с банкротством.

В июне 2010 года, накануне «исторического» IPO, тогдашний генеральный директор РНТ Иван Нечаев делился в интервью «Бизнес-журналу» планами по развитию компании: экспансия на международные рынки, расширение сети представительств, запуск операторской модели продаж, которая помогла бы выйти в сегмент малого и среднего бизнеса. На тот момент особых поводов сомневаться в его словах не было: Нечаев уже доказал, что может обеспечить своим разработкам коммерческий успех. Компания одной из первых в начале 2000‑х годов разглядела потенциал в системах спутникового мониторинга транспорта. Тогда Борис Сатовский, владелец ИТ-компании «Руслан Коммуникейшнз», сформировал специальный отдел, работавший над созданием противоугонных автомобильных систем. По его заказу студенты МФТИ, среди которых был и программист Нечаев, пытались разработать модуль, который позволял бы отслеживать угнанную машину с помощью спутниковой навигации. Счеты с угонщиками у Бориса Сатовского были личные: за несколько месяцев до этого у него угнали машину. В процессе работы выяснилось, что с коммерческой точки зрения гораздо перспективнее создать целую систему мониторинга передвижения транспорта и грузов в режиме реального времени: ее можно продать крупным ритейлерам и логистическим компаниям. В 2003 году первый предсерийный образец блока «АвтоТрекер» был готов, и компания заключила свой первый контракт. Спустя два года Сатовский выделил проект в отдельную компанию «Русские навигационные технологии», в которой Иван Нечаев занял место коммерческого директора.

Одним из важнейших стратегических решений РНТ стало превращение «АвтоТрекера» в полноценную навигационно-информационную систему. Бортовой блок, который устанавливается на автомобили, позволяет не только отслеживать перемещение транспорта, но и анализировать расход топлива, количество подъемов кузова, величину ускорения и торможения и другие параметры. На основании этих данных можно разработать оптимальный с точки зрения расхода топлива маршрут для каждого водителя и даже делать оргвыводы по поводу стиля его вождения. Компания с самого начала не скупилась на громкие заявления: так, она обещала крупным корпорациям с большим автопарком экономию с помощью навигационной системы до 50% стоимости владения транспортом в год. Очень скоро в число клиентов РНТ вошли сырьевые гиганты — ЛУКОЙЛ, «Татнефть», «Башнефть», затем подтянулись государственные организации и ведомства. С развертыванием российской спутниковой группировки ГЛОНАСС на орбите стало понятно, что грядет массовое гражданское использование ее модулей. Компания Нечаева и Сатовского быстро переориентировалась на применение сразу двух спутниковых навигационных систем в своих разработках. И очень кстати: в 2008 году тогдашний председатель правительства Владимир Путин подписал указ об обязательном оснащении государственного транспорта модулями ГЛОНАСС, и администрации регионов срочно принялись искать подрядчиков. Выручка РНТ росла на 100–150% в год, перевалив в 2009‑м за отметку в 200 млн рублей. В 2010 году компания вывела на рынок новую услугу «АвтоТрекер One», позволяющую малым и средним предприятиям контролировать свой автопарк без трат на покупку сервера, что дало РНТ возможность увеличить клиентскую базу в десятки раз. В 2011 году терминалами GPS и ГЛОНАСС/GPS были оборудованы более 150 тыс. единиц транспорта в России. Появился и экспорт — в Латинскую Америку, страны Северной Африки и Ближнего Востока (одним из заказчиков, в частности, было Министерство транспорта Сирии).

Выйти на IPO и умереть?

Будущее российской навигационной отрасли рисовалось исключительно в радужных красках. Федеральный сетевой оператор (НИС-ГЛОНАСС) обещал десятикратное увеличение рынка спутниковой навигации на автотранспорте за четыре года — с 12 млрд рублей в 2011 году до 120 млрд в 2015‑м. Однако целей не удалось достичь ни «Русским навигационным технологиям», ни рынку.

Причины стоит искать как в стечении внешних обстоятельств, так и внутри самой компании. Участники рынка полагают, что в условиях сформировавшегося к 2010 году российского сегмента спутникового мониторинга РНТ неправильно позиционировали себя и выбрали стратегию развития, обреченную на провал.

Рынок спутниковой навигации на автотранспорте вошел в фазу активного роста в конце 2000‑х, когда стало ясно, что государство намерено всячески содействовать коммерциализации технологий ГЛОНАСС. По прогнозам НИС-ГЛОНАСС, к 2015 году сегмент транспортной телематики должен был вырасти до 120 млрд руб.

— Выход на биржу вынудил РНТ сменить сбалансированный подход к развитию бизнеса на погоню за ростом, — уверен Александр Селиванов, исполнительный директор компании Omnicomm. — Биржевая оценка через мультипликатор к обороту требовала от менеджеров РНТ увеличения этого оборота любой ценой. Кроме того, и позиции компании на рынке, и перспективы самого рынка транспортной телематики, описанные в презентации для инвесторов на IPO, были явно переоценены. Это стало понятно еще в 2010 году. При этом изменить свою политику после IPO компания уже не могла: попытки навести порядок с задолженностями вызвали бы резкое падение показателей продаж и, как следствие, провал бумаг РНТ на бирже, а вслед за этим — иски инвесторов.

Бóльшую часть акций компании при IPO выкупили не частные инвесторы из России, а иностранные венчурные фонды: не исключено, что действовали они по договоренности с фондом ВТБ. Сегодня 30,7% акций принадлежит «ВТБ — управление активами», 51% — менеджменту через кипрские офшоры Fiazior Holding и Gloromo Holdings, еще 18% находится в свободном обращении. Возможно, выход РНТ на биржу отчасти был формальным процессом: любой инвестиционный фонд закладывает период выхода из компании, в которую он вложил деньги. Отметим, что организатором размещения бумаг РНТ выступил инвестбанк «Открытие», входящий в финансовую корпорацию «Открытие», пакетом в 19,9% акций которой владеет Банк ВТБ.

В погоне за оборотами «Русские навигационные технологии» зачастую действовали в ущерб прибыли. Но изменилась конъюнктура рынка: вместо пяти–шести компаний, которые возделывали благодатный сегмент в начале 2000‑х, появилось несколько десятков агрессивных конкурентов, предлагающих простейшее дешевое оборудование и информационные сервисы с минимальными операционными издержками. Свои услуги по мониторингу транспорта предложила даже «большая тройка» сотовых операторов. Буквально в течение года рынок стал высококонкурентным и низкомаржинальным. Сильные игроки старались ухватить «кусок пирога» покрупнее: основная борьба развязалась вокруг крупных проектов для государственных, региональных и отраслевых заказчиков.

Но здесь правила игры также изменились. Государство, заинтересованное не только в проектах повышения эффективности и безопасности транспорта за счет спутниковой навигации, но и в коммерциализации «родной» спутниковой системы ГЛОНАСС, сделало «ход конем». В 2009 году правительство РФ воспользовалось правом, предоставленным законом «О навигационной деятельности», и определило «федеральным сетевым оператором» компанию «Навигационно-информационные системы» (НИС-ГЛОНАСС) — совместное предприятие государственного ОАО «Российские космические системы» и АФК «Система».

Именно ей (вместе с лидером рынка «M2M Телематика», 51% которой был куплен АФК «Система») отошли крупнейшие контракты по оснащению автопарков муниципальных и федеральных ведомств и госкомпаний — МВД, МЧС, Минздрава, «Транснефти», «Почты России» и других. Справедливости ради стоит добавить, что большинство этих проектов было инициировано самим оператором НИС-ГЛОНАСС. На базе партнерства НИС-ГЛОНАСС и «М2М Телематика» начиналось формирование «национального чемпиона» в этой высокотехнологичной сфере — что, по-видимому, и было одной из государственных целей.

Остальным игрокам в этой ситуации предстоял непростой стратегической выбор: стать частью «национального чемпиона», переориентироваться на другие перспективные навигационные сегменты или вступить в борьбу с лидером. РНТ выбрали последний путь и, как утверждают непосредственные участники тендеров 2011–2013 годов, взяли за правило демпинговать на торгах. «Решение в бизнесе возможное, но предполагающее продолжение быстрого роста рынка, — комментирует главный аналитик некоммерческого партнерства «ГЛОНАСС» Андрей Ионин. — В противном случае демпинговая пирамида, вымывая из компании оборотные средства, быстро ведет к краху».

При этом государство активно взялось за реформирование рынка и выпустило ряд нормативных актов для его регулирования. Вступили в силу приказы Минтранса России, утверждающие технические требования к системам и аппаратуре спутниковой навигации. Вместе с ними была утверждена обязанность оснащать отдельные категории транспорта цифровыми тахографами, которые позволяют контролировать режим труда и отдыха водителей и имеют модуль ГЛОНАСС/GPS.

Как это часто случается во время реформ, бизнес предпочел взять таймаут и приостановил ряд крупных проектов по оснащению автопарков терминалами спутникового мониторинга — до прояснения ситуации. Эта пауза в активности рынка окончательно подкосила РНТ.

В то время как конкуренты спасались за счет разработки новых услуг (например, интегрировали в терминалы тахографы) и диверсификации на другие рынки, РНТ, как и на протяжении всей своей истории, продолжали концентрироваться на агрессивных продажах единственного продукта. Демпингуя, они потеряли контроль над издержками; на поддержание прежних темпов роста не хватало оборотных средств, и компания начала стремительно сдавать позиции. По оценкам Omnicomm, рыночная доля РНТ в 2010 году составляла около 17%, в 2011‑м — 12%, в 2012‑м — 7%, а в 2013‑м — всего 3%. «В последний год РНТ практически не влияли на российский рынок транспортной телематики, и их банкротство на нем никак не отразится», — добавляет Александр Селиванов.

Один из основателей «Русских навигационных технологий» Иван Нечаев в 2010 году был полон оптимизма относительно будущего компании. РНТ готовилась к выходу на биржу, осваивала международные рынки и расширяла сеть представительств, а ее главный продукт — система «АвтоТрекер» — продавался на ура

Зато на клиентах компании ее уход с рынка скажется обязательно. Дело в том, что оборудование под маркой «АвтоТрекер» имеет закрытые протоколы передачи данных, которые не поддерживает ни один софт на рынке, кроме «родного». Если разработчики не раскроют эти протоколы, а система перестанет работать, то все оборудование РНТ превратится в бесполезную коробку с проводами, и предприятиям придется заниматься переоснащением своих автомобилей и закупкой новых решений.

Правда, потенциальное банкротство РНТ не обязательно означает кончину бренда и компании. Оно может быть всего лишь спасительным инструментом для разбирательств с кредиторами и реструктуризации долгов. В любом случае для продолжения истории РНТ придется не только пересмотреть прежнюю стратегию, но и обзавестись средствами для операционной деятельности. Главный вопрос в том, найдется ли инвестор, который пожелает их предоставить. Впрочем, по состоянию на 20 июня 2014 года Арбитражный суд Москвы еще не удовлетворил заявление о банкротстве компании: дело находится на рассмотрении.

По словам замдиректора департамента листинга «ФБ ММВБ» Екатерины Нагаевой, акции «Русских навигационных технологий» продолжают торговаться на Московской бирже. По правилам листинга, в случае признания организации банкротом биржа приостановит торги ценными бумагами, а затем исключит ее из списка в течение семи дней. Как утверждает Нагаева, наработанной практики в этой сфере пока нет. Если РНТ все-таки признают банкротом, делистинг публичной компании в России будет производиться впервые. Даже в этом грустном деле российская хайтек-компания рискует оказаться первой.

Затор наверху

Судьба «Русских навигационных технологий» — зеркало серьезных перемен, происходящих на рынке транспортной телематики в последние годы. С началом коммерциализации ГЛОНАСС технологическое развитие этого сегмента и, главное, его рост стали в большей степени следствием усилий государства, вливавшего в него инвестиции через программы внедрения спутниковых модулей в госорганах. Рынок, как послушный ослик, бежал за «морковкой» в виде крупных госпроектов. Однако государственное стимулирование спроса не могло продолжаться бесконечно. Инициативу должен быть подхватить бизнес — компании, выросшие на этапе формирования рынка. Но этого не случилось, и поэтому часть государственной «морковки» ослик отъел, а часть куда-то подевалась. Замедление российской экономики привело к пересмотру бюджетных приоритетов, и в 2013 году рынок впервые за десять лет показал нулевой рост.

— В прошлом году не было реализовано ни одного нового крупного отраслевого проекта в области систем мониторинга транспорта, а уже существующие столкнулись с сокращением финансирования, — отмечает Александр Селиванов. — Кроме того, большинство проектов массового внедрения систем мониторинга, на которые мы рассчитывали (например, оснащение транспорта категории M и N и создание системы оплаты проезда по федеральным трассам автомобилей с массой 12 тонн, да и та же «ЭРА-ГЛОНАСС»), сегодня тормозится из‑за подковерной борьбы между ведомствами, постоянной смены подрядчиков и неразберихи с нормативными актами. Все это, безусловно, отрицательно отразилось на рынке в целом, а особенно на бизнесе компаний, ориентированных на государственные контракты.

«Русские навигационные технологии» — далеко не единственные, кто пострадал от смены рыночных тенденций и охлаждения государственного интереса к сегменту. Один из ключевых игроков — «M2M Телематика» — похоже, тоже находится в незавидном финансовом состоянии: на рынке отмечают, что компания сократила штат и снизила активность (комментарий от руководства самой компании «Бизнес-журналу» получить не удалось). В этом случае, правда, основную отрицательную роль сыграл конфликт акционеров: основатели компании не договорились с нынешним владельцем контрольного пакета акций АФК «Система». Существенно сократилась доля еще одного прежде сильного игрока — ЕНДС: с 15% в 2010 году до 2% в 2013‑м (оценки Omnicomm). Зато сокращение госзаказа вывело в лидеры компании, производящие недорогое оборудование для коммерческих перевозчиков, — например, челябинский «Техноком», ныне контролирующий, по некоторым оценкам, до 20% рынка.

Андрей Ионин (НП «ГЛОНАСС») полагает, что основная проблема рынка сегодня кроется в отсутствии сильного и амбициозного бизнес-драйвера развития, который служил бы мостиком между интересами государства и потребителями, инициируя и реализуя один за другим новые масштабные проекты. «В 2009–2012 годах такой драйвер был, — объясняет Ионин. — Им стало ОАО «НИС», которое выступило инициатором и исполнителем системообразующего госпроекта «ЭРА-ГЛОНАСС» и других крупных проектов создания систем мониторинга транспорта. У НИС-ГЛОНАСС сразу же появились преимущества на рынке за счет сильнейшей технологической команды «М2М Телематики». Основная ошибка РНТ и других сильных в 2010 году игроков состояла в том, что они не захотели встраиваться в новую конфигурацию рынка, выгодную и бизнесу, и государству, а вместо этого принялись бороться против нее, разрушая рыночные принципы ценообразования и ориентиры».

В 2012 году, когда совокупный объем продаж группы «НИС — М2М Телематика» превысил 5 млрд рублей (РНТ в это время декларировали выручку в 600 млн), эта модель была изменена. Симбиоз двух компаний распался, а с ним пропал драйвер, генерирующий жизнеспособные с коммерческой точки зрения идеи, и рынок затух.

— Компании, ныне стоящие на грани банкротства, до сих пор не понимают, что технологический уклад на навигационном рынке меняется, — считает Андрей Ионин. — Решения, которые давали основные продажи и прибыль три–пять лет назад, сегодня уже не нужны. Рынок «решений под ключ» по схеме «оборудование плюс софт плюс система или услуга на сервере», закончился. Во-первых, практически все крупные предприятия, заинтересованные в эффективных технологиях управления автопарком, уже оснастили свои транспортные средства навигационно-связными терминалами, и технологических причин заменять оборудование не наблюдается. Во-вторых, услуга телематики стала настолько тривиальной, что входного барьера на рынок теперь просто нет: любой студент может написать соответствующую программу и поставить ее вместе с китайским оборудованием и даже чипом ГЛОНАСС местному автопарку. Конкуренция бесконечна, маржа минимальна, операционные расходы практически нулевые. Все — финиш.

Выход в сеть

Куда в таком случае податься игрокам навигационного рынка? Как считает Андрей Ионин, новые возможности появляются, но все они за пределами привычного сегмента мониторинга транспорта.

Один из путей — встраиваться в глобальный технологический тренд «подключенный автомобиль» (connected car).

Эта концепция предполагает, что автомобиль постепенно станет самостоятельным подвижным навигационно-информационным узлом, новым гаджетом, пусть и самым дорогостоящим. В ее рамках в операционную систему автомобиля интегрируются различные мультимедийные устройства, а «умные» устройства и системы, в том числе на основе спутниковой навигации, снимают шаг за шагом с водителя-человека функции по управлению автомобилем. По прогнозам GSMA и SBD, мировой рынок подключенных автомобилей вырастет к 2018 году более чем в три раза и превысит 40 млрд евро. При этом каждый пятый новый автомобиль будет включать встроенные решения, позволяющие ему связываться с устройствами, другими автомобилями и дорожной инфраструктурой.

«Это платежеспособный и понятный для разработчика спрос: как только автомобиль будет подключен, появится возможность через соединение «закачивать» в него услуги», — объясняет Ионин. При этом речь идет не столько о развлекательных или информационных услугах, ставших привычными в смартфонах и планшетах, сколько о специализированных: безопасность в движении, управление функциями автомобиля, контроль технического состояния, страховые сервисы. Правда, пока не очень понятно, как их монетизировать: почти все приложения для смартфонов сегодня продаются как условно-бесплатные, и выиграть на них можно только за счет глобального масштаба. Но примеры успешных стартапов на этой почве уже есть. В июне 2013 года, например, компания Google купила одно из крупнейших в мире приложений для дорожной навигации Waze за $1,1 млрд.

— Надо смотреть еще дальше, — продолжает Андрей. — Сетевое взаимодействие автомобилей предоставляет абсолютно новые возможности для создания «умных» транспортных средств. Это не просто контроль передвижения автобуса и транслирование информации на специальные табло на остановках, а проекты новых, еще более умных ИТС, использующих высокотехнологичные цепочки «транспорт — транспорт» и «транспорт — инфраструктура». Подключенный автомобиль сможет считывать информацию со светофоров, дорожных знаков, других машин, выстраивать оптимальный маршрут, избегать аварий. Правда, здесь неизбежно встает вопрос о стандартах и роли регулятора. Ведь инфраструктурой, как и вопросами технической безопасности автомобилей на дорогах, занимается государство. Зато именно в этих направлениях сегодня скрывается основная маржа: в них максимальный входной барьер с точки зрения компетенций.

Кроме этого, нерешенной остается проблема создания универсального навигационно-связного автомобильного оборудования, которое могло бы объединять в себе модули для всех необходимых задач: «ЭРА-ГЛОНАСС», платежный терминал, тахограф, датчики топлива и т. д. «Такое оборудование может собираться «по кубикам», как ЛЕГО, и разноситься по всему автомобилю, — говорит Андрей Ионин. — Это позволило бы исключить дублирование — а значит, сократить стоимость устройства. Мы в НП «ГЛОНАСС» просчитывали с производителями оборудования экономическую целесообразность подобного решения. Если внедрять все приборы отдельно, в сумме набегает около 40–50 тыс. рублей. А универсальное устройство, собираемое из «кубиков», будет стоить не более 15 тыс.».

Возможно, рынок «старой» телематики сбрасывать со счетов пока еще рано: сегодня он, по подсчетам Omnicomm, составляет около 10 млрд рублей в денежном выражении, что соответствует примерно 400 тыс. терминалов в год. Однако перспектив у него немного. В условиях нулевого роста, торможения госпроектов и нешуточной конкуренции за низкомаржинальный частный сектор единственный способ не только выжить, но и вырасти — вспомнить о высокотехнологичном характере отрасли и переориентироваться на новые сегменты. А в них уже можно помышлять не только о российском, но и о мировом рынке.

Начать дискуссию

ВЭД

Россия начнет торговлю с Ираном

Страны ЕАЭС будут торговать с Ираном: снимут ограничения на ввоз товаров, а также установят специальный режим для экспортеров.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

МВД хочет ввести уголовную ответственность за передачу банковских карт незнакомцам

Ведомство уже подготовило законопроект, который позволит отправлять за решетку тех, кто помогает мошенникам выводить украденные деньги.

⚡️В подписке «Клерк.Премиум» глобальные изменения. Расскажем, что у нас новенького

На этой неделе подписка «Клерк.Премиум» изменилась! В ней теперь есть две бесплатные консультации у наших экспертов и открыт доступ к базе из более чем 20 тыс. уже решенных вопросов. Теперь вы можете сэкономить время на ожидании ответа и найти похожую ситуацию в нашей базе консультаций.

⚡️В подписке «Клерк.Премиум» глобальные изменения. Расскажем, что у нас новенького
Лучшие спикеры, новый каждый день

Верховный Суд: для ИП из реестра малого бизнеса не положено снижать размер штрафов

Особый порядок определения штрафов для бизнеса из категории «малое предприятие» распространяется только на юридических лиц, а не на индивидуальных предпринимателей.

Как в 2024 году оплатить больничный по ГПД

С 2023 года организации и ИП должны уплачивать страховые взносы по гражданско-правовым договорам на случай болезни и материнства исполнителя. Рассказываем, как оплачивается пособие по временной нетрудоспособности таким лицам в 2024 году.

Как в 2024 году оплатить больничный по ГПД

При ввозе белорусских товаров надо платить НДС, даже если в Беларуси они необлагаемые

Неважно, какие НДС-льготы есть при реализации товаров в стране ЕАЭС. При ввозе в РФ этих товаров действуют свои правила и свои льготы.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Предварительно известен размер вычета за сдачу норм ГТО

Налоговый вычет по НДФЛ можно будет получить за сдачу норм ГТО.

Про цифровой рубль. Будущее криптовалют в России обещает быть интересным

На прошлой неделе я выступила на конференции посвященной новым технологиям в бухгалтерском деле. Темой моего выступления были криптовалюты и цифровой рубль в частности. Решила поднять эту тему и со своими читателями.

Капитальное строительство разрешат вести без рабочих документов

Кабмин определит перечень строительных работ, которые можно проводить без проектной документации. Это сэкономит застройщикам время и деньги.

Банки

Модульбанк повысил лимит переводов на карты физлиц для селлеров до 30 млн рублей

Клиенты Модульбанка уже могут выпустить цифровую Маркет Карту мгновенно в личном кабинете банка.

Нужно ли уведомлять сотрудников о начале отпуска, если он вне графика

По общему правилу в отпуск работники ходят по графику, а за 2 недели до его начала работодатель уведомляет об этом. Уведомлять надо и в том случае, если сам сотрудник попросил отпуск вне графика.

Отличие субсидиарки от убытков

Почему кому-то конкурсный предъявляет иск об убытках, а кому-то субсидиарку?Чем они отличаются? Какие последствия наступают для ответчиков по таким искам?

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Банки начали тестировать сервис «Знай своего криптоклиента»

Пять банков, Центробанк и Росфинмониторинг участвуют в пилотном проекте по выявлению связей обычных денег с криптовалютой.

Роструд разъяснил, в каких случаях работодатель вправе привлекать работников к работе в выходные и праздничные дни

В каких случаях работодатель вправе привлекать сотрудников к работе в выходные и праздничные дни? Как такая работа должна оплачиваться?

Если при расчете налога на прибыль учитывать прошлые убытки, надо хранить всю старую первичку

Пока убытки прошлых лет идут на уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль текущего года, документы, подтверждающие этот убыток, должны храниться.

5 ошибок финдира, котоыре мешают бизнесу расти

Финансовый директор — ключевая фигура в управлении финансами бизнеса, которая отвечает за долгосрочное благополучие предприятия. Но даже самые умелые специалисты могут совершать ошибки, которые мешают компании расти и развиваться.

5 ошибок финдира, котоыре мешают бизнесу расти

Дробление бизнеса

Вопросы «дробления бизнеса» остаются предметом повышенного внимания налоговых органов, такие риски активно выявляются и реализуются. Рассказываем, какие признаки дробления бизнеса выявляет ФНС и что делать, если у группы компаний есть основания для разделения.

Дробление бизнеса
УСН

Если ИП на УСН уведомление по ЕНП сдал, а на взносы 1% не уменьшил: что делать

Письмо ФНС с разрешением уменьшать налог по УСН за 2024 год на взносы 1% за 2024 год вышло в начале апреле. Но некоторые ИП узнали о новых правилах, когда уже посчитали налог и сдали уведомление.

1

❗ Важно: сегодня последний день сдачи налоговой отчетности

По календарю бухгалтера на 25 апреля попадает последний день представления множества основных видов налоговой отчетности, в том числе за 1 квартал 2024 года. А ИП на ОСНО еще и платят за себя аванс по НДФЛ за 1 кв.

3

Интересные материалы

Совет Федерации не хочет убирать алкоголь из прикассовых зон супермаркетов

Сенаторы указали депутатам на то, что в законе нет термина «прикассовая зона».