Клерк.Ру

Пособие по безработице повысят. И другие изменения в законе о занятости

Размеры пособия по безработице не менялись с 2009 года и варьируются в пределах от 850 до 4900 рублей. Это не дело, решили в Минтруде и придумали, как изменить условия выплаты пособия так, чтобы это позволило в дальнейшем увеличить его размер.

Накануне Минтруд разместил обновленную редакцию закона о занятости. Что поменяется – расскажем.

Справка о зарплате

Законопроектом предлагается исключение обязательности представления гражданами справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.

Практика применения Закона о занятости населения показывает, что получение уволенными гражданами данной справки зависит от работодателей, в числе которых находятся и те, которых не могут разыскать правоохранительные органы. В этой связи обязательность наличия данной справки является административным барьером, не позволяющим потерявшим работу гражданам получить полноценную защиту от безработицы в части выплаты пособия по безработице, а также возможности пройти обучение по направлению органов службы занятости.

Проектом федерального закона предусматривается, что указанная справка представляется при ее наличии, при этом ее отсутствие влияет как на подбор подходящей работы, так и на размер и период выплаты пособия по безработице.

Медицинская справка

Проектом вводится возможность представления гражданами, не относящимися к категории инвалидов, но имеющими медицинские противопоказания к осуществлению отдельных видов работ, представлять медицинское заключение о пригодности или непригодности к выполнению отдельных видов работ, выданное в установленном порядке медицинской организацией.

Внесение данного изменения необходимо для подбора гражданам подходящей работы, а также при решении вопроса о приостановке выплаты пособия по безработице при отказе безработного гражданина от предложенной работы, как не соответствующей его состоянию здоровья.

Выпускники

Учитывая, что особо значимыми является не только качество образования выпускников организаций профессионального образования, но и наличие у них опыта практической работы, включающего способность к восполнению и применению своих знаний, умение добросовестно и своевременно выполнять поставленные задачи, выстраивать межличностные отношения в коллективе, указанным проектом предлагается расширить категорию граждан, испытывающих трудности в поиске работы, дополнив ее выпускниками организаций среднего профессионального образования и высшего образования в возрасте до 25 лет, ищущих работу в течение года с даты окончания обучения в образовательной организации.

При этом предлагается дополнить перечень государственных услуг, оказываемых органами службы занятости, включив в него государственную услугу по организации временного трудоустройства выпускников организаций среднего профессионального и высшего образования) в целях приобретения опыта работы (стажировки), включая оказание материальной помощи за счет средств субвенций.

Обязанности работодателей

Проектом уточнен абзац третий пункта 3 статьи 25 Закона о занятости, что вызвано участившимися в последнее время обращениями работодателей, свидетельствующими о неоднозначности прочтения данного абзаца. Отдельные работодатели полагают, что они обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию, касающуюся только их деятельности по содействию в обеспечении занятости инвалидов.

Однако абзац содержит норму о представлении двух видов информации:

  • информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей;
  • информации о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Предлагаемая редакция лишь конкретизирует формулировку, исключая неоднозначность прочтения. При этом по сравнению с действующей редакцией абзаца перечень информации не расширяется.

Сейчас

Будет потом

Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости:

информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости:

информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, а также информацию о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Порядок представления работодателями сведений и информации, предусмотренных настоящим пунктом, устанавливается органами государственной власти субъекта РФ.

Справка вместо больничного

В настоящее время уважительная причина неявки безработного в органы службы занятости или на обучение в случае заболевания, травмы, отравлений и иных состояний, связанных с временной потерей трудоспособности, на время протезирования в условиях стационара, беременности и родов, при усыновлении ребенка подтверждается выданным в установленном порядке листком нетрудоспособности. Расходы по изготовлению бланков листков нетрудоспособности несет бюджет ФСС, который формируется посредством уплаты работодателями страховых взносов.

В целях исключения нецелевого применения листка нетрудоспособности, предлагается определить в качестве документа, подтверждающего период временной нетрудоспособности безработного, медицинскую справку, выданную медицинской организацией.

Срок работы

Сейчас при определении размера пособия по безработице учитывается наличие 26 недель оплачиваемой работы в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы на условиях полного рабочего дня или на условиях неполного рабочего дня с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем.

Вместе с тем, практика применения указанных положений показала их неоднозначную трактовку, которая в отдельных случаях приводит к снижению уровня социальной поддержки граждан, особенно испытывающих трудности в поиске подходящей работы (инвалидов, одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов), которые в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, часто работают в режиме гибкой занятости или имеют периоды временной нетрудоспособности. Данная неоднозначность в настоящее время устраняется судебными решениями. Так, например, гражданину, работающему на 0,5 ставки 26 недель, при пересчете устанавливается, что он имеет 13 недель оплачиваемой работы, в то время как в страховой стаж (при наличии страховых платежей) ему засчитывается именно 26 недель, поскольку именно этот период он состоял в трудовых (служебных) отношениях, предполагающих выполнение работником определенной трудовой функции и получение заработной платы. При этом наличие такой работы, а также периодов временной нетрудоспособности уже отражается на сумме заработка гражданина.

Таким образом, очевидно, что в период оплачиваемой работы следует включать время фактической работы, а также время, когда работник фактически не работал, за ним в соответствии с законодательством сохранялось место работы (должность).

Проектом федерального закона предлагается по тексту закона применить понятие «состоявшие в этот период в трудовых (служебных) отношениях не менее (менее) 26 недель», что устанавливается органами службы занятости исходя из сведений, содержащиеся в трудовых книжках граждан либо в представленных ими договорах (контрактах).

Период выплаты

С целью стимулирования безработных граждан к активному поиску работы предлагается изменить сроки выплаты пособия по безработице и установить один период выплаты пособия по безработице всем признанным в установленном порядке безработными гражданам:

Период выплаты

Кому выплачивается

6 месяцев в течение 12 месяцев с даты начала выплаты пособия по безработице

уволенным по любым основаниям (за исключением уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состоявшим в этот период в трудовых отношениях не менее 26 недель

3 месяца в течение 12 месяцев с даты начала выплаты пособия по безработице

впервые ищущим работу (ранее не работавшим);

 стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более 1 года) перерыва;

уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель;

прекратившим индивидуальную предпринимательскую и иную деятельность; вышедшим из членов КФХ;

уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством;

направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия;

не представившим справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы

Напомним, согласно действующим нормам безработные граждане вправе получать пособие по безработице в течение двух периодов выплаты и общий период выплаты пособия по безработице отдельным категориям граждан установлен как не превышающий 24 месяцев в суммарном исчислении в течение 36 месяцев, а для иных категорий - 12 месяцев в течение 18 месяцев или 6 месяцев в течение 12 месяцев.

Вместе с тем, в 2016 году средний период выплаты пособия по безработице составил 93 дня (при среднем периоде безработицы 121 день), в 2017 году – средний период выплаты составляет 87 дней (при среднем периоде безработицы 114 дней).

Размер пособия

По предварительным расчетам предполагается увеличение максимальной величины пособия по безработице до величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ,  минимальной величины пособия по безработице – до 30% от максимальной.

При этом изменение порядка и условий признания граждан безработными и назначения им пособия по безработице (повышение доступности социальной поддержки безработных граждан) будет способствовать увеличению численности граждан, обратившихся в целях поиска работы, в связи с чем в случае принятия данного федерального закона потребуется дополнительное выделение средств федерального бюджета.