Интервью

Общественные коммуникаторы

В последнее время в лексикон подавляющего большинства наших соотечественников вошло понятие «пиар». Стало понятно, что звезды не зажигаются сами по себе. О проблемах российского пиара корреспонденту ИА «Клерк.ру» Александру Саполнову рассказала Мария Ерохова, исполнительный директор и совладелец коммуникационного агентства Presidium Communications.
Общественные  коммуникаторы
Мария Ерохова, исполнительный директор и совладелец коммуникационного агентства Presidium Communications

В последнее время в лексикон подавляющего большинства наших соотечественников вошло понятие «пиар». Стало понятно, что звезды не зажигаются сами по себе. О проблемах российского пиара корреспонденту ИА «Клерк.ру» Александру Саполнову рассказала Мария Ерохова, исполнительный директор и совладелец коммуникационного агентства Presidium Communications.

- Мария, какие основные проблемы российского рынка PR-услуг вы можете назвать? Говорят, что он за последние годы стал более совершенным и сравнялся с другими европейскими рынками. Что происходит на самом деле ?

- Я бы не стала выделять какие-то конкретные проблемы. На сегодняшний день рынок PR-услуг растет, причем растет колоссальными темпами. Новые PR-агентства появляются как грибы после дождя. Пару лет назад PR-сообщество выразило серьезное беспокойство в связи с этим. Было мнение, что скоро количество агентств сравняется с количеством компаний, требующих PR-продвижения. Но это на самом деле смешно! Как говорится, дыма без огня не бывает. Говоря о растущем рынке PR-услуг, мы иногда забываем сказать и о росте спроса на эти услуги.

Что касается сравнения с европейскими рынками, то российский рынок сравнялся, думаю, только по уровню насыщенности, но, к сожалению, не по качеству. Мы почему-то мыслим слишком стандартно. Я имею в виду то, что мы почти не используем неординарный подход к продвижению товаров и услуг, в отличие от наших западных коллег. Помимо этого сейчас у нас довольно много PR- брэндов очень хорошо раскрученных, но, несмотря на громкое имя и присутствие крупных клиентов, качество их работы оставляет желать лучшего. В Европе же агентства просто не позволят себе такого.

- Еще несколько лет назад было четкое позиционирование агентств по роду деятельности  «PR», «реклама», «event» и т.д. То есть именно PR-агентство, рекламное агентство, event-агентство. Сейчас мы все чаще видим определение «коммуникационное агентство». С чем это связано? Значит ли это, что конкурировать только по какому-то одному направлению сейчас стало очень сложно?

- Подобное разделение есть и по сей день. Просто новые агентства предпочитают вести сразу несколько направлений, а те, кто раньше имел узкую специализацию, стараются расширить линейку своих услуг. Но лично я не понимаю ситуации, когда рекламное агентство открывает PR-подразделение. На мой взгляд, лучше все-таки эти два способа продвижения товаров и услуг не смешивать.

Коммуникационное агентство предоставляет различные виды услуг в области общественных коммуникаций. К примеру, позиционируя Presidium Communications как коммуникационное агентство, мы утверждаем, что в перечень наших услуг входит все, что можно подвести под определение «общественные коммуникации». На деле так и есть, хотя мы и определили для себя два основных направления – Public Relations и Investor Relations.

Сейчас удобно быть универсалами. Но это происходит скорее для того, чтобы удержать клиента. Легче сказать, что мы можем почти все, чтобы крупный клиент не ушел к конкурентам только потому, что вы, к примеру, наряду с программой PR-продвижения не сможете предоставить ему услугу по медиапланированию.

- А вообще сильна ли сейчас конкуренция на отечественном рынке PR-услуг? Если да, то по каким направлениям? С кем сложнее конкурировать с сетевыми PR-агентствами или с независимыми?

- Конкуренция достаточно сильная, особенно в области PR. Но ее боятся только слабые и нестабильные компании. Каждый игрок, приходя на рынок, должен рассчитывать свои силы и учитывать особенности этого рынка.

Несколько слабее конкуренция на рынке Event: много игроков, а качественных исполнителей мало. В области GR конкуренцию составляют личные консультанты. При этом, например, для лоббирования интересов на высоком уровне с ними легче работать, чем, допустим, с агентством.

А вот агентств, предоставляющих услуги в области Investor Relations, можно пересчитать по пальцам. Да и специалистов сейчас мало. Рынок очень свежий, даже компании-эмитенты остро ощущают нехватку кадров в этой области. С кем сложнее конкурировать - с сетевыми или независимыми агентствами? Тут сложно сказать, тут есть свои особенности в процессе борьбы за клиента.

- Сейчас направление «public relations» стало модным в качестве специализации в вузах. Многие хотят заниматься пиаром. Не будет ли, по вашему мнению, в скором времени «кризиса перепроизводства» пиарщиков?

- Этот «кризис перепроизводства» я ощущаю уже сейчас. Очень много студентов рвутся работать и получать опыт по этой специальности. Но найти хорошую работу человеку без опыта в PR достаточно сложно. Еще сложнее представить, что будет, когда студенты отучаться и получат свои дипломы.

Правда, могу сказать, что диплом по профессии PR-специалиста не гарантирует успеха на рабочем месте. Здесь очень важны человеческие качества, которые не прилагаются к диплому, например харизма, умение убеждать.

Я, к примеру, образования в области PR не получала. По профессии я экономист-международник с дипломом магистратуры МГИМО. И нисколько об этом не жалею. Зато от своей работы я получаю удовольствие.

А реально ли, на ваш взгляд, уже в зрелом возрасте стать пиарщиком, если человек до этого занимался совершенно другой деятельностью? Скажем, был бухгалтером? И вообще, какие профессионально-личностные качества необходимы человеку, который решил идти в PR? Что самое главное?

Думаю, начать можно в любом возрасте, а вот насколько успешно будет продвигаться работа, все-таки зависит от опыта. Просидев половину жизни за финансовыми отчетами, идти работать в PR-агентство сложно. Некоторые просто не смогут вынести такого напряженного графика: нужно постоянно быть на подъеме, постоянно действовать. И наоборот, как в моем случае: проработав в PR-агентстве, я уже не смогу работать в компании со стороны заказчика, мне просто будет скучно и неинтересно. Ведь это как наркотик!

Легко в PR смогут перейти журналисты, я думаю. Хотя в Америке сложилось четкое разделение труда между пиарщиками и журналистами: последним запрещено «переходить на другую сторону поля». Но у нас в России несколько иная система: многие компании берут на должность PR-специалиста только человека с опытом работы в качестве журналиста, либо с дипломом журфака для того, чтобы пиарщик мог качественно писать  правда, на мой взгляд, целесообразнее все же взять в штат копирайтера.

Что касается профессиональных качеств, то, как я уже сказала, это харизма, уверенность в себе и своих силах. Этот человек должен быть хорошим организатором, разносторонне развитой личностью. Ему нужно уметь находить общий язык как с финансовым аналитиком, фанатеющим от своей работы, так и, к примеру, с бейс–джампером (любителем прыжков с парашютом с неподвижного объекта: высотного здания, башни, моста, скалы). Но все же самое главное – это желание. И все получится!

Начать дискуссию

3-НДФЛ

Налоговики не будут штрафовать, если просрочка 3-НДФЛ произошла из-за технических ограничений

Штрафовать за просрочку из-за технических сбоев инспекторы не будут. Инспекторы разъяснили, что делать, если неквалифицированная электронная подпись (НЭП) для подачи декларации 3-НДФЛ не сгенерировалась.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Финансовые мошенники могут первое время реально выплачивать доход

В Москве сотрудники полиции задержали подозреваемого в многомиллионном мошенничестве под предлогом инвестирования.

Маркетинг

На майских праздниках хотят запретить продажу алкоголя

Чтобы снизить число преступлений и защитить здоровье населения, депутат предложил по всей стране запретить продажу спиртного во время майских праздников.

1
Лучшие спикеры, новый каждый день
Отпуска

Сотрудники имеют право уйти в отпуск за свой счет без согласия работодателя

В особых случаях работники могут не согласовывать с работодателем период отпуска без сохранения зарплаты.

Налоговой системе грозит модернизация: Минфин пообещал «донастройку» налогов. ⚡«Ночной бухгалтер» № 1672

Антон Силуанов сообщил, что в стране назрела необходимость налоговой «донастройки» и конкретные предложения по ней Минфин будет обсуждать с бизнесом в середине мая этого года. Интересно, бухгалтеров на обсуждение позовут?

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Минфин: Россия занимает 3-е место по майнингу

Министерство финансов ожидает, что Госдума примет законопроекты, которые разрешат применять криптовалюту для расчетов по внешнеэкономическим контрактам.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Предпринимателя вызывают на опрос в полицию. Тактика успешного прохождения и защиты

Все изложенное в данной статье можно использовать и при вызове для дачи пояснений в рамках доследственной проверки, проводимой в отношении предпринимателя.

Клиенты провели более 2,5 млрд операций через СБП

Пользователи Системы быстрых платежей оплатили 700 млн покупок на общую сумму 1,2 трлн рублей.

Через сервис поиска попутчиков можно никуда не уехать и остаться без денег

В Алтайском крае осудят участников группы, похитивших почти 1 млн рублей у 53 клиентов сервиса поиска попутчиков.

Какие распространенные страхи кандидатов перед собеседованием нерациональны

Собеседование является неотъемлемой частью процесса поиска работы, и многие кандидаты испытывают страх перед ним. Однако, некоторые из этих страхов являются нерациональными и необоснованными. В этой статье предлагаю рассмотреть несколько распространенных страхов кандидатов и расскажу, как их преодолеть.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Больничные

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным

В общем случае ни ИП, ни самозанятые права на оплату больничных не имеют. Но ИП могут оформить добровольное страхование в СФР. Самозанятые – тоже, но только если они ИП на НПД.

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным
Бесплатно с Самозанятые

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс

Какие обязательные и необязательные документы оформить при сотрудничестве с самозанятыми, рассказываем в мини-курсе.

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

⚡️ Итоги дня: в поезде появился спа-вагон, в Дагестане начали выращивать голубику, а собака родила зеленого щенка

Подготовили обзор главных событий дня — 25 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Вскрыта афера с получением вычетов за стоматологию

В Смоленской области направлено в суд уголовное дело о мошенничестве при получении социальных налоговых вычетов по НДФЛ за лечение.

Инвестиции

Как продать заблокированные активы

Появился механизм, который позволит инвесторам продать ценные бумаги, заблокированные из-за санкций. Рассказываем, как это будет происходить.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Аномальная нагрузка на электросеть помогла выявить майнинг криптовалюты

В Новосибирской области полицейские задержали подозреваемых в незаконном потреблении электроэнергии для майнинга криптовалюты.

Медосмотры офисных работников: для кого обязательны, как проводить, ответственность

Многих работодателей интересует вопрос: обязательно ли проводить для своих офисных сотрудников медицинские осмотры? Какие риски с этим связаны и как все организовать, рассмотрим в статье.

Иллюстрация: freepik/freepik

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании

Советы по трудоустройству дают, как правило, HR или психологи. Но не менее полезной информацией обладают эксперты с солидным опытом в сфере продаж. Как сделать так, чтобы потенциальный работодатель из всех кандидатов выбрал именно вас, а какой компании стоит точно отказать рассказала Гульнара Гумарова, коммерческий директор Wazzup.

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании

💪 Известен размер вычета НДФЛ за сдачу норм ГТО. Подготовиться к сдаче норм может выйти и дороже, считает эксперт

Налоговый вычет по НДФЛ можно будет получить за сдачу норм ГТО.

Интересные материалы

«Мегамаркет» начал продавать автомобили LADA

При оформлении заказа с покупателем свяжется менеджер «СберАвто», чтобы уточнить технические моменты и варианты доставки.