Клерк.Ру

Проверки в торговле: Госторгинспекция

Марина ДАШЕВСКАЯ
Юрист

Опубликовано Журнал ПБУ N6/2002г.

В данной статье речь пойдет не о налоговых, а о "других" проверках организаций торговли. Зачастую к ним относятся более спокойно, если не сказать равнодушно. А зря: от таких "визитов" не застрахован никто. Это тот самый случай, когда вполне обычная невнимательность (из за усталости, например) может привести к серьезным штрафным санкциям. Самое обидное, что абсолютно всем занимающимся торговлей известно, что:

  • на товарах должны быть ценники;
  • расчеты производятся только с ККМ и выдачей чека;
  • сдачу надо отдавать и т. д.
Тем не менее часто организации и индивидуальные предприниматели надеются на авось, рискуя навлечь на себя серьезное наказание. Если уж вы попали в такую ситуацию, обратите внимание на ключевые моменты, которые позволят вам если не избежать наказания, то добиться его соизмеримости. Откройте, Госторгинспекция!

📌 Реклама

Прежде всего следует уяснить круг полномочий потенциального контролера. Итак, Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция). Ее основные задачи:

  • государственный контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком применения цен по отдельным группам товаров, качеством и безопасностью товаров народного потребления;
  • деятельность по искоренению злоупотреблений в торговле, общественном питании и недопущению поступлений на потребительский рынок недоброкачественных товаров.
    Это установлено соответствующим положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.05.93 ? 501 с последующими изменениями и дополнениями (далее - положение). Положение, как видим:
  • принято до появления частей первой и второй Гражданского кодекса РФ (до 1 января 1995 года и до 1 марта 1996 года соответственно);
  • до вступления в силу Федерального закона от 08.08.01 ? 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (далее - закон ? 134 ФЗ).
Таким образом, это положение применяется в части, не противоречащей действующему законодательству. С учетом сказанного на некоторые полномочия органов Госторгинспекции можно посмотреть по иному. Итак, по положению органы Госторгинспекции имеют право "осуществлять проверки с правом беспрепятственного доступа на торговых и промышленных предприятиях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности в соответствии с основными задачами и функциями, определенными указанным положением". Этот доступ возможен только в служебное время и при предЪявлении:
  • служебного удостоверения;
  • распоряжения органов государственного контроля (надзора) о проведении мероприятий по контролю (абз. 5 ст. 11 закона ? 134 ФЗ). Требования, предЪявляемые к распоряжению (приказу) о проведении мероприятия по контролю, перечислены в статье 7 закона ? 134 ФЗ. В этом документе должны быть:
  • номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю;
  • фамилия, имя, отчество госинспектора (госинспекторов), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю;
  • наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю;
  • цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю;
  • правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативно-правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;
  • дата начала и окончания мероприятия по контролю.
Подлинник или заверенная печатью копия распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю предЪявляется руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением. Обратите внимание, что мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю (п. 2 ст. 7 закона ? 134 ФЗ). Несоблюдение этих требований может являться основанием для признания действий сотрудников государственного органа незаконными и порождает право на защиту своих интересов, а также на возмещение убытков, понесенных при проведении государственного контроля (ст. 14 закона ? 134 ФЗ). О сроках и периодах

Кстати, о дате начала и окончания мероприятия по контролю. Закон ? 134 ФЗ установил, что продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать одного месяца. Допускается продление указанного срока еще на один месяц руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора) в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз и т. д. (п. 3 ст. 7 закона ? 134 ФЗ). Причем продолжительность мероприятия по контролю не зависит от того, имеются ли у юридического лица филиалы магазинов (ресторанов, кафе и т. д.), расположенные на территории субЪекта РФ. При этом в распоряжении о проведении мероприятия по контролю указываются наименование юридического лица, номер магазина и его адрес (при наличии такового) (письмо Минэкономразвития России от 10.09.01 ? 45-1-16/1372). Бывает и такое: ходит какой то инспектор по рынку и все время контрольные закупки производит. Наберет на кругленькую сумму и уходит: Между тем в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года (п. 4 ст. 7 закона ? 134 ФЗ). Внеплановые проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя проводятся по мотивированному решению Госторгинспекции в случаях: " осуществления контроля за исполнением предписания об устранении выявленных в результате плановой проверки нарушений обязательных требований; " возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей; " обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений. При этом обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся с жалобой, не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю (п. 5 ст. 7 закона ? 134 ФЗ).
О контрольных покупках и образцах

📌 Реклама

Идем далее и обнаруживаем, что в соответствии с уже указанным положением о Госторгинспекции ее органы имеют право "производить контрольные покупки товаров с целью определения правильности расчетов с покупателями, изымать образцы (пробы) товаров для проведения исследования их качества". Закон РФ от 18.04.91 ? 1026-I "О милиции" (ред. от 04.08.01) среди прочего называет право проводить контрольные закупки (п. 25 ст. 11 указанного закона). Что касается милиции, спорить не будем, закон есть закон (о правилах поведения при проверке ОВД мы расскажем в одном из ближайших номеров "ПБУ"). Но вот что касается органов Госторгинспекции, то тут дело другое. Закон ? 134 ФЗ устанавливает:

  • порядок проведения мероприятий по контролю, осуществляемых органами государственного контроля (надзора);
  • права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), меры по защите их прав и законных интересов;
  • обязанности органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении мероприятий по контролю (п. 5 ст. 1 закона ? 134 ФЗ).
И в законе ? 134 ФЗ нет указания на контрольные закупки, покупки и пр. Иными словами, закон не предусматривает ни права, ни обязанности контролирующих органов совершать такого рода действия. Права и обязанности работников правоохранительных органов определены действующим законодательством, и выходить за эти рамки никто не имеет права. Наконец, положение, утвержденное постановлением Правительства РФ, по рангу ниже, чем закон ? 134 ФЗ. Теперь что касается изЪятия образцов и проб товаров для проведения исследования их качества. Сведения об этих действиях содержатся в законе ? 134 ФЗ, например в статье 8 "Ограничения при проведении мероприятий по контролю". Исходя из положений этой статьи, можно сделать вывод, что контролирующие органы имеют право требовать представления образцов (проб) продукции при соблюдении следующих условий:
  • если эти образцы являются обЪектами мероприятий по контролю и относятся к предмету проверки;
  • должен быть оформлен акт об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, не превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами.

Что такое нарушение правил торговли?

📌 Реклама

Между прочим, обратите внимание: если вас оштрафовали за нарушение правил продажи и оказания услуг, утвержденных, предположим, городской администрацией или органом власти субЪекта РФ, вы имеете полное право идти в суд. Дело в том, что, согласно Закону РФ от 07.02.92 ? 2300-I "О защите прав потребителей" (ред. от 09.01.96), отношения в области защиты прав потребителей регулируются ГК РФ, указанным законом и принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами и правовыми актами РФ. Более того, Правительство РФ не вправе поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей. Таким образом, на территории Российской Федерации сейчас действуют Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19.01.98 ? 55 (в ред. от 06.02.02 ? 81), которые регулируют отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров. Правда, еще месяц, до 1 июля 2002 года, будет действовать исключение из этого правила. Согласно статье 6 КоАП РСФСР, местные органы власти могут определять правила торговли на колхозных рынках, за нарушение которых предусмотрена ответственность по статье 149 КоАП РСФСР.
Что инспектор не имеет права делать?

Он (они) не вправе (ст. 8 закона 134 ФЗ):

  • проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица;
  • осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;
  • требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются обЪектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
  • требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;
  • распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;
  • превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.
Больше актов хороших и разных

📌 Реклама

Органы торгинспекции, как известно, передают материалы в следственные органы, выступают в судах, штрафуют: Но всему начало - акт. По результатам мероприятий по контролю лицом (лицами), осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах (п. 1 ст. 9 закона 134 ФЗ). Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица (его заместителю) или индивидуальному предпринимателю (его представителю) под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле Госторгинспекции. При выявления в результате проверки административного правонарушения госинспектором на месте составляется протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и даются предписания об устранении выявленных нарушений. По окончании проверки госинспектором делается запись в журнале учета мероприятий по контролю, содержащая сведения:

  • о дате и времени проведения мероприятия по контролю;
  • о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю;
  • о выявленных нарушениях;
  • о составленных протоколах;
  • о выданных предписаниях.
Вышеуказанные сведения подписываются инспектором с расшифровкой подписи. При отсутствии журнала учета мероприятий по контролю в акте, составляемом по результатам проверки, делается соответствующая запись.
Резюме

Госторгинспекция имеет право проверять предприятия и документы, связанные с правилами торговли и качеством товара, а также рассматривать связанные с этим дела и налагать административные взыскания. Акты, составленные работниками Госторгинспекции, не являются решением. Решение по акту принимает руководитель. Органы инспекции обязаны руководствоваться только правилами торговли, принятыми федеральными органами власти. Никакие другие органы, ни краевые, ни областные, ни муниципальные, не вправе принимать собственные правила торговли. Не вправе делать контрольные закупки. В соответствии со статьей 23.49 нового КоАП РФ органы Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 10.8 (в части нарушения правил хранения и реализации продуктов животноводства), 14.2, 14.4 - 14.8, 14.15, частью 3 статьи 14.16, статьей 19.14 (в части реализации, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней или изделий, их содержащих).

Подборка полезных мероприятий

Разместить
📌 Реклама