Управление персоналом

Тяжелые будни рынка работодателя

На одном из мастер-классов зашел разговор о ситуации на кадровом рынке в эпоху перемен. Вспомнили 1998 год, перешли к 2008…Один из слушателей спросил меня: Сколько времени я могу позволить себе не тратить безумные деньги на привлечение и удержание менеджеров по работе с ключевыми клиентами и не переживать по поводу текучки в отделе продаж? Дословно – сколько времени кадровый рынок будет в кризисе, и будет обладать всеми атрибутами «рынка работодателя»?
1,4 тыс. 4
Тяжелые будни рынка работодателя
На фото Инна Можайская, генеральный директор ООО «Можайская и партнеры»

На одном из мастер-классов зашел разговор о ситуации на кадровом рынке в эпоху перемен. Вспомнили 1998 год, перешли к 2008…Один из слушателей спросил меня: Сколько времени я могу позволить себе не тратить безумные деньги на привлечение и удержание менеджеров по работе с ключевыми клиентами и не переживать по поводу текучки в отделе продаж? Дословно – сколько времени кадровый рынок будет в кризисе, и будет обладать всеми атрибутами  «рынка работодателя»?

В этом вопросе была и радость, и тревога. Радость потому, что наконец-то справедливость восторжествовала – выбирает, как и положено, работодатель! Тревога потому, что все понимают – в России нет места балансу и гармонии. Помните у А.К.Толстого - «Коль любить, так без рассудку, Коль грозить, так не на шутку….». И мы, читатели всех времен понимаем,  что крайности - это наша российская действительность.

Итак, теперь мы знаем, что эпоха глобализации и капитализации бизнеса довела кадровый рынок  до перегрева. Чем же грозит нам этот «ледниковый период»? Нужно ли нам радоваться? Рынок работодателя – это хорошо или плохо? Для самого работодателя? Для кандидата? Для коллег - аутсорсинговых компаний, которые занимаются HR-решениями? Посмотрим на эту ситуацию с разных сторон.

Сторона первая. Основные признаки рынка работодателя:

1.    Вместо слова «кандидат» все чаще используется слово «соискатель».

2.     Количество резюме в on-line агентствах в 1000 раз больше, чем вакансий.

3.    В открытом доступе вы находите соискателей с достойным опытом работы в брендованных компаниях.

4.    Соискатели рассматривают зарплату на порядок ниже, чем на предыдущей работе (-30-50%).

5.    Лучшими работодателями теперь являются Газпромнефть и Сбербанк.

6.    Наиболее привлекательным условием для соискателей является стабильность, а не величина з/п (на вопрос «какая зарплата?», благоприятный ответ «ежемесячная»).

7.    Работодатель вправе требовать теперь от менеджера по подбору персонала «посмотреть всех».

8.    Стоимость услуг агентства по подбору персонала снижается на 30%.

Сторона вторая. Следствия из данной ситуации:

1.    Иллюзия доступности в кризис всех профессионалов мешает работодателю остановить свой выбор на ком-то одном. Он ждет идеального кандидата, поэтому процесс подбора сильно растягивается по времени.

2.    Со всех сторон работодателю предлагают взять на работу «своих» -  знакомых, родственников, друзей, оказавшихся за бортом разорившихся компаний или сокращенных.

3.    Соискателям часто предлагают поработать на проекте, без зачисления в штат компании с дозированной оплатой за конкретный результат

4.    Лакомые вакансии от  брендованных компаний достаются сразу 8-10 агентствам.

Все эти признаки кадровой ситуации и следствия из нее  в эпоху перемен позволяют делать неутешительные выводы. Безусловно, хорошо, что у нас, работодателей, есть выбор. Вопрос в том, как мы им распоряжаемся. Ведь если и служба персонала ищет необходимого кандидата на ключевую вакансию и еще ряд агентств подключены к этому, оптимизирован ли этот бизнес-процесс?  Попробуем разобраться.

Сторона третья. Про оптимизацию процесса подбора персонала:

1.    Поскольку постановка задачи на поиск топ-менеджера идентична как для службы персонала, так и для агентств, все участники этого события ходят вокруг одних и тех же кандидатов. Кандидаты (соискатели), получившие  предложение об одной вакансии из 5-8 источников сначала обрадованы, потом обескуражены, а в конце-концов начинают подозревать что-то неладное.  А если процесс выбора затягивается на 2-3 месяца, то кандидаты делают вывод о том, что компания сама не знает, чего хочет.

Вывод: «Минус» имиджу компании. Как следствие, ни о какой оптимизации бизнес-процесса и говорить не стоит. Как правило, достойные кандидаты, у которых и в кризис есть, что терять, предложение о работе в компании, куда ищут коммерческого директора уже полгода, не принимают. Особенно обидно, если кандидат, пройдя все этапы собеседования, не подписывает Job offer.

2.    Компания-работодатель затратила на поиск кандидата немало ресурсов. Служба персонала провела переговоры, заключила контракты с аутсорсерами, отсмотрела кандидатов от агентств, параллельно вела поиск самостоятельно. А что значит вести поиск сейчас, на рынке работодателя? Это значит оценивать  в день 500-600 резюме и проводить несчетное количество переговоров и собеседований. Генеральный директор потратил свое драгоценное время на постановку задачи внутренней службе персонала, затем на встречи с аутсорсинговыми компаниями.

Вывод: Однозначно не в пользу оптимизации процесса поиска.

3.    В случае, если компания принимает решение взять своего кандидата, обиженные агентства (сверхактивно работающие над проектом 2-3 месяца) создают эмоциональный шлейф, влияющий на деловую репутацию компании.

Вывод: Оценить это нематериальное влияние в денежном эквиваленте сложно. Но оно точно в «минус», а не в «плюс» компании-заказчику.

Получается, что рынок работодателя не менее затратен, чем рынок кандидата, просто затраты эти не так ощутимы. Или они не ощутимы в денежном эквиваленте.

Как извлечь выгоду из ситуации?

Кризис преподал нам урок: невозможно делать ставку только на основной бизнес-процесс. И именно сейчас, когда владельцы бизнеса с опаской говорят о прибыли и доходах, пришла пора позаботиться об оптимизации всех бизнес-процессов. Любой новый поворот ситуации, будь то новые условия по кредитам или «рынок работодателя» заставляет нас приспосабливаться к ней и искать максимальную эффективность.

Как можно  компании эффективно использовать ситуацию на рынке?

Во-первых, знать, что вакансий на ключевые позиции сейчас не так много и все компании, в которых они есть, на виду. Поэтому, лучше для сохранения деловой репутации компании заранее определить необходимую и достаточную информацию, которую компания затем транслирует в бизнес-среду.

Во-вторых, в процессе подбора ключевой фигуры важно разделить долю участия службы персонала и аутсорсинговых компаний. Наверняка в компании есть вакансии, которые нужно закрывать системно и регулярно с помощью технологии рекрутмента. Доверьте проверенным агентствам сложные вакансии, требующие анализа рынка, переговоров с кандидатами, которые на данный момент предложения не рассматривают.

Полномочный представитель от службы персонала компании должен курировать процесс подбора со стороны заказчика. Причем, он должен и ставить задачу, и давать обратную связь по каждому кандидату. Не умаляя профессионального достоинства коллег из отделов персонала, скажу, что весьма сложно работать одновременно и над рядовыми позициями и над ключевыми. Особенно, когда необходимо применять разные технологии в подборе.

В-третьих, создайте свою собственную электронную базу кандидатов, которых вы самостоятельно нашли и проинтервьюировали. Сейчас – самое время! Идеально, если в базе будут и комментарии сотрудника вашей компании, который проводил оценку. Тогда коллеги не будут тратить время на повторные встречи с неподходящими кандидатами, а агентства - на предоставление известных вам людей.

Комментарии

1
  • PJ7
    Цитата:
    Лучшим работодателем является ВВ
    smg6363,
    Извените, а что Вы имелии ввиду под абривиатурой ВВ?

Как бывшим контрактникам считать стаж для оплаты больничного

Военная служба по контракту входит в стаж для больничного.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Самозанятый написал жалобу на руководителя в трудовую? А так можно было?

Привет, это налоговый юрист для бизнеса и СЕО «Патрикеев и партнеры» Павел Патрикеев. И я никогда не думал, что тема переквалификации будет окутана такими интригами.

Самозанятый написал жалобу на руководителя в трудовую? А так можно было?

❗️Оформите подписку «Клерк.Премиум» со скидкой 50%! В понедельник цена вырастет

До 22 апреля вы можете купить подписку «Клерк.Премиум» на 12 месяцев со скидкой 50% за 9 900 рублей. Успейте получить доступ к образовательным материалам «Клерка» по старой цене.

Лучшие спикеры, новый каждый день

⚡️ Итоги дня: сотрудники не хотят терпеть токсичных начальников, глава Willdberries стала обедневшим миллиардером, в Москве будет шторм, а Питер завалит снегом

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

11

Решила зайти в рефералку «Клерка». Как думаете, получится?

Коллеги, решила поделиться с вами. Сегодня решила стать участником Клерк.Партнер. Буду рекомендовать наши курсы и вебинары и получать пассивный доход. Говорят, что через рефералку может зарабатывать любой, а не только менеджеры. Посмотрим, что у меня получится😉

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Порядок обучения сотрудников по охране труда в организации

Разобрались с тем, какие программы обучения существуют, кто имеет право проводить инструктаж и по каким правилам это нужно делать, чтобы не получить штраф от проверяющих органов.

Иллюстрация: dcstudio/freepik
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Эксперты «Клерка» ответили с начала года более чем на 3000 вопросов бухгалтеров. Торопитесь — безлимитные консультации можно получать только до 21 апреля!

Всегда приятно получить совет профессионала, а получить консультацию эксперта в трудное время сдачи отчетов — еще и полезно! Пока вы можете получать ответы на вопросы без ограничений, но скоро такой возможности не будет. Поспешите подключить подписку, пока есть время.

Сайты с картинками могут воровать telegram-аккаунты

В поисковиках пользователи рискуют наткнуться на изображения, которые ведут на фишинговые ресурсы и просят пройти авторизацию в мессенджере Telegram.

Бесплатно с КоАП РФ

Как малому предприятию вдвое снизить административный штраф

По статье 4.1.2 КоАП  субъектам МСП, в том числе микропредприятиям, штрафы назначаются вполовину от максимального размера. Причем такая «скидка» предоставляется при совершении правонарушений, предусмотренных как федеральным КоАП, так и региональными. Какие условия позволяют добиться этой льготы?

Как малому предприятию вдвое снизить административный штраф

💥 Налоговики на всякий случай сравнивают показатели 6-НДФЛ, которые не должны сходиться. В 1 уведомление можно включать много всего. Топ новостей за неделю

Мы собрали для вас самые важные бухгалтерские новости этой недели, которые вы могли пропустить.

ВЭД

Таможенная служба рекомендовала развивать внешнеторговые расчеты в рублях

Об этом сообщил начальник Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля (УТОВЭК) ФТС Сергей Шкляев на сессии Российско-турецкого бизнес-форума в Москве.

ФНС обновила документы для составления мотивированного мнения

Теперь компании могут отозвать запрос о предоставлении мотивированного мнения, а из документов убрали информацию о штрафах.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Может ли ФНС начислить налог на всю сумму дохода без учета расходов

Суть дела: организация выполняла подрядные работы в пользу контрагента и не учитывала в составе своих доходов вознаграждение по договору подряда. Налоговики посчитали это необоснованным занижением налогооблагаемой прибыли на величину доходов, которые были получены от заказчика подрядных работ.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Ипотека

Что будет, если один супруг купил квартиру, а второй платил за нее ипотеку: новое решение суда

Реалии нашего времени таковы, что не каждый брак способен продержаться дольше, чем будет погашен взятый супругами ипотечный кредит. В связи с этим часто возникают вопросы по поводу раздела кредита и купленной на него квартиры.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Чтобы заработать пенсию, самозанятые должны платить добровольные взносы в СФР

В стаж для пенсии идет период работы, если за этот период начисляют и уплачивают взносы. За работников взносы платит работодатель, ИП сами платят свои взносы. А самозанятые не платят.

Три изменения в сдаче отчетности, которые вступят в силу в апреле–мае 2024 года

В этот период вступили в силу новые контрольные соотношения, обновлено уведомление о невозможности подачи документов по запросу ИФНС и изменен порядок подачи банковской гарантии при ускоренном возмещении НДС.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Акция ко Дню главбуха! Онлайн-курсы по учету на маркетплейсах, финмоделированию, ФСБУ и зарплате за 3690 рублей!

21 апреля — День главного бухгалтера. Мы поздравляем коллег и делаем скидку на онлайн-курсы, которые помогут вам продолжать профессиональное развитие! До 22 апреля включительно онлайн-курсы по учету на маркетплейсах, ФСБУ, зарплате и финмоделированию за 3690 рублей!

Что делать, если компания попала в реестр выгодоприобретателей

Контрольно-аналитическую работу ФНС с компанией, которая попала в ФРПВ, можно остановить в 3-х случаях. Главное — доказать, что фирма не сотрудничает с техническими компаниям и позволить налоговикам искать другого выгодоприобретателя.

Карманные деньги: выдавать ли детям

Как научить детей правильно распоряжаться финансами? В разных культурах по-разному относятся к теме карманных денег у детей. Где-то не принято выдавать деньги на карманные расходы, где-то государство рекомендует родителям, когда и сколько нужно давать детям.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Кадры

Молодым специалистам стало проще найти работу в оборонке

Запущен проект информационной поддержки трудоустройства студентов сферы оборонно-промышленного комплекса (ОПК).

71