Ведение бизнеса

Доверяй, но проверяй

Много лет наблюдаю, как доверие клиентов является локомотивом бизнеса, а отсутствие оного - тормозом или заслуженным осиновым колом. Сегодня приглашаю поговорить о доверии клиента. О природе явления, так сказать.
Доверяй, но проверяй
На фото Константин Харский, генеральный директор ООО "Ценностное управление для бизнеса"

Много лет наблюдаю, как доверие клиентов является локомотивом бизнеса, а отсутствие оного - тормозом или заслуженным осиновым колом. Сегодня  приглашаю поговорить о доверии клиента. О природе явления, так сказать.

Моя работа предполагает довольно много поездок по стране, а страсть определяет транспорт. Я езжу на автомобиле. Это подводка вот к каким мыслям… Пролетая по дорогам нашей необъятной, наблюдаю много-много мест, где можно было бы перекусить. Но привередливость в еде и параноидальная требовательность к сервису часто оставляют меня голодным. Я бы вообще не останавливался возле этих заведений, но я знал, что рано или поздно мне придется писать на эту тему, т.е.  мне был нужен непосредственный, личный опыт.

Итак, первый пример из жизни.

Трасса М4, примерно 250-300 км от Москвы, пора остановиться, размяться, перекусить и двинуться дальше. Так я и сделал. К слову сказать, со мной были два спутника, точнее две спутницы. Мы одеты, на мой взгляд, прилично. Мой автомобиль в одиночестве стоит на стоянке перед кафе и вполне убедительно демонстрирует сносное благосостояние владельца.

Заходим в кафе. Некто, напоминающий охранника, сидит спиной ко входу и смотрит то ли футбол, то ли другую не менее познавательную передачу. Дама, напоминающая сотрудницу кафе, сидит за одним из столиков кафе и грызет семечки, складывая шелуху в симпатичную, но большую горку на том самом столе.

Кх-м. Есть я тут точно не буду. Но, может быть, хотя бы по чашке чая? Мы решили присесть за столиком перед кафе, на улице - не терять же, возможно, последний теплый вечер в этом году. Попросили чай, убедили тетеньку, что сахар кладут не в чашку, а рядом, тем более, что некоторые эстеты чай вообще без сахара пьют. Взяли чашки, вышли из кафе и сели за столик рядом со входом. Да, из машины достали бутерброды.

Сидим, пьем чай, кушаем бутерброды, наслаждаемся погодой и думать не думаем о сотрудника того кафе, как вдруг на ступеньках появляется та самая тетенька, которая громко вздыхала, потому что мы не разрешили ей положить купленный нами сахар в купленный нами чай. Вышла, посмотрела на нас. На несколько секунд скрылась и вернулась со щеткой и ведром и стала в трех метрах от нас драить ступеньки крылечка кафе. За что и поплатилась, войдя в число примеров, на которых я демонстрирую приемы сервиса и антисервиса, короче - надолго влипла в историю. 

Хотите верьте, хотите нет - она следила за нами, чтобы мы не сперли три бокала, из которых пили чай. Это либо печальный предыдущий опыт, либо - и это гораздо вероятнее, на мой взгляд! - моделирование. То есть, тетушка прикинула наше поведение на себя и поняла, что единственным объяснением нашего поведения является намерение спереть бокалы, она бы так и сделала. Из такого моделирования логично вытекает, что за нами нужен глаз да глаз.

Доверие… откуда оно берется… и насколько дорого стоит?

Второй пример из жизни.

На трассе Москва-Санкт-Петербург очень много разных кафе и не только. Возьмем, к примеру, городок Крестцы. Чем он известен автолюбителям? Тем, что после правого поворота (по дороге в Питер) в тени кроны большого дерева стоит автомобиль сотрудников ДПС, о котором, как правило, предупреждают встречные машины, и тем, что вдоль дороги по обе стороны расположились владельцы пирожков и самоваров. Самовары дымят и варят воду для кофе и чая, а пирожки… не знаю, что про пирожки сказать, полагаю, что пирожки лежат и ждут тех, кто их выберет.

Я ни разу не останавливался у самоваров и ни разу не пил тот чай. Почему? Потому что согласен с одной фразой из одной книги1 - «Лучше перепароноить, чем недобдеть». У меня нет ни малейшего доверия к владельцам пирожков и самоваров.

Теперь хватит примеров, пора двигаться к развязке статьи. Доверие. Чье оно дитя? Кто его рождает? Истинное доверие  может родиться от знания приоритетов (будем говорить только о доверии к поставщику товаров и услуг, хотя тему можно понимать максимально широко).

Если мы знаем, что для поставщика важно, то этого достаточно, чтобы решить можно ему доверять или нет. Давайте проверим тезис. Перед нами два выписанных рецепта. Один выписал врач, для которого важно личного обогащение любой ценой, для другого важно наше здоровье. Мы какому рецепту доверимся? Так, ну это просто. Другой тест нужен.

Перед нами два проповедника. Для одного важно спасти нашу душу, для другого - увеличить доход прихода. Кому из них мы больше доверяем? Так, снова слишком просто и очевидно.

Перед нами два предпринимателя. Один говорит, что его главный приоритет -прибыль, а другой… а есть ли другие? Есть ли такие предприниматели, для  которых есть вещи важнее прибыли? Как бы мне не рассмешить уважаемую публику…

Может быть, есть предприниматели, для которых репутация важнее прибыли, или закон важнее прибыли, или жизни клиента важнее прибыли?  Может есть такая авиакомпания,  для которой жизнь клиента важнее прибыли?  Может быть, есть производитель детского питания, для которого здоровье ребенка важнее прибыли?

Если бы такие предприниматели были, то им можно было бы доверять. Но разве не глупо доверять компании, для которой не жизнь и здоровье клиента, а прибыль на первом месте?  

Предпринимателю требуется найти ответы на три важных вопроса:

1) Смогу ли я вести успешный бизнес без доверия2 покупателей? Если ответ положительный (Да, смогу), то вопросов больше нет.

2) Что для моего бизнеса будет важнее, чем получаемая прибыль? Если вразумительного и вдохновляющего ответа нет, то предпринимателю следует или пересмотреть свой ответ на первый вопрос или отказаться от мечты о собственном бизнесе.

3) Как наглядно и убедительно я буду демонстрировать свои приоритеты клиентам и как долго я смогу противостоять беспринципным конкурентам, готовым ради прибыли на всё?

Помните наш разговор о владельцах самоваров в Крестцах? Как вам кажется, каков их ответ на вопрос «Смогу ли я вести успешный бизнес без доверия со стороны покупателей?» Их ответ - «Да, смогу». А всё потому что значительному числу клиентов все равно, из какой воды им сделали чай, все равно, как испекли пирожки. Значительное число клиентов удивительно всеядны и не привередливы (и гордятся этим!). Сейчас владельцам самоваров и пирожков нет нужды в моем доверии. Зачем оно им? Им и так хорошо.

Страховые компании тратят огромные бюджеты на PR и рекламу, но опасаются спросить своих клиентов: «Вы нам доверяете?»

Банки, зная, что клиенты им не доверяют, страшатся массового востребования вкладов. И правильно, что страшатся. Только усилия свои они концентрируют не на завоевании доверия (может быть, они  просто не знают, как это делается3 ?), а на лоббировании удобных законов, при которых доверие вкладчика стало бы ничтожным слагаемым, которым можно пренебречь.

А вот вы, лично вы, уважаемый читатель, какую воду пьете? Я - лет пятнадцать уже пью только родниковую. Роднику, бьющему из-под земли - доверяю, трачу время на поездки к нему и стояние в очереди милых людей, разделяющих мои приоритеты. А вы пьете бутилированную воду? Нет? А почему?

Мой вопрос: почему вы не пьете бутилированную воду?

Примечание: у меня нет бизнеса, нет доли в бизнесе, нет мыслей о доле в бизнесе,  продающим бутилированную  воду. Просто любопытно. Да и интересно читать ваши  комментарии. Пишите их.

1.  Книга «Благонадежность и лояльность персонала», К. Харский

2. Или обманывая доверие, или внушая доверие…

3. Имеются в виду не хитрые приемчики, типа «Народное IPO», а настоящее и заслуженное доверие.

Комментарии

6
  • Анна
    Дома пью воду из-под крана, но пропущенную через фильтр-кувшин. В офисе-бутилированную...Привезли сертификаты и сан-гигиен. заключение...а на самом деле откуда она - не проверить....Так что приходится верить людям...Как жить-то тогда, всего бояться?
  • Харский Константин
    Спасибо, леди Анна из Петербурга, что не пожелали быть Анонимом. Верить можно если знаешь приоритеты и они (приоритеты) человечноориентированы. Мы знаем, что слишком часто приоритеты компаний такие, будто и компании ведут войну со своими клиентами.

    Нам (клиентам) следует становиться привередливыми. Если нас, привередливых клиентов будет много - бизнес будут вынужден измениться. Ничто другое не поможет, как мне наблюдается.

«Мегамаркет» начал продавать автомобили LADA

При оформлении заказа с покупателем свяжется менеджер «СберАвто», чтобы уточнить технические моменты и варианты доставки.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

За юридическими услугами может скрываться обычная переписка с ведомствами

Полицейские в Удмуртии задержали руководителя юридической фирмы, подозреваемого в мошенничестве под предлогом оказания юридических услуг.

Кадры

Президент: дефицит кадров невозможно покрыть за счет мигрантов

Владимир Путин призвал предпринимателей искать другие подходы к решению проблемы с нехваткой кадров.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Как оплачивается работа и отдых в майские праздники и дни между ними

В российском производственном календаре май — самый неоднозначный месяц. Вроде праздников много, но вот возвращение на работу на эти 2-3 дня между выходными… Большинство сотрудников хитрят — берут отгул, оформляют заранее отпуск, кто-то уходит на больничный, а кадровику разбирайся с этой чехардой.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Суд приостановил корпоративные права иностранной компании на российский бизнес X5

По решению суда корпоративные права иностранных организаций в отношении российского бизнеса могут быть приостановлены. Это касается только экономически значимых компаний.

Как учитывать период военной службы при расчете больничного

Пособие по больничному рассчитывается с учетом страхового стажа, если он составляет 8 и более лет, пособие выплачивает в полном размере среднего заработка. Период военной службы входит в страховой стаж.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Путин: власти не будут пересматривать приватизацию

У властей не должно быть претензий к собственникам активов после приватизации. Изымать бизнесу будут только «в случае недобросовестных действий собственников».

Разбираем запросы от ФНС о сотрудничестве с самозанятыми: как реагировать и что отвечать

Пришло требование с возмутительными подозрениями: вы, оказывается, маскируете трудовые отношения — заключаете договоры с плательщиками НПД. Времени на возмущение нет, но есть пять рабочих дней на то, чтобы составить ответ в ИФНС. Расскажем, как это сделать, чтобы у налоговой больше не возникало вопросов.

Разбираем запросы от ФНС о сотрудничестве с самозанятыми: как реагировать и что отвечать

Обман на маркетплейсах Wildberries и Озон: фейковые продавцы, рассылки, ночной шопинг

Почти все мы покупаем что-то на маркетплейсах: это быстро, удобно и зачастую дешевле, чем в обычном магазине. Однако там нас поджидают мошенники: аферисты создают фейковые аккаунты, притворяясь продавцами или специалистами по рекламе. Продать они ничего не могут, их цель — наши контактные данные: номера телефонов, пароли от личных кабинетов, реквизиты карт.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

А что, если бизнес можно развивать за счет государства

И да, это как раз из серии — чтобы у тебя все было и тебе за это ничего не было. 

А что, если бизнес можно развивать за счет государства

Минцифры запретит массовые спам-звонки

Абоненты стараются не отвечать на входящие звонки, чтобы не сталкиваться с рекламными обзвонами и спамом. Власти будут с этим бороться и запретят массовые звонки, инициированные роботами.

Как зайти в реферальную программу «Клерка». Делюсь личным опытом

Если вы задумываетесь о том, как получить дополнительный доход, то этот пост для вас. Расскажу о реферальной программе «Клерка»: что это, как работает и почему такое сотрудничество приносит пользу. А еще на собственном примере покажу и расскажу, как зарабатывать на рекомендациях. Забирайте пошаговый алгоритм в закладки!

Как зайти в реферальную программу «Клерка». Делюсь личным опытом
2
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Кадры

На рынке труда пенсионеры и студенты стали ценными кадрами

На фоне дефицита кадров компании заинтересовались в найме студентов и пенсионеров. Теперь им предлагают работу в 2 раза чаще.

7 типичных ошибок, которые допускают в стритфуд

Стритфуд — динамично развивающийся сегмент рынка общепита, популярный как у начинающих предпринимателей, так и у опытных рестораторов. Однако и здесь есть свои подводные камни. Разберем 7 главных ошибок, которые допускают владельцы стритфуда, и расскажем, какие из них можно избежать с помощью системы автоматизации кафе Fusion POS.

7 типичных ошибок, которые допускают в стритфуд

Модульбанк повысил лимит переводов на карты физлиц для селлеров до 30 млн рублей

С 1 мая все физлица могут бесплатно переводить между своими счетами до 30 миллионов рублей в месяц через СБП. В Модульбанке повышенный лимит переводов для селлеров доступен уже сейчас с Маркет Картой.

Незавершенное строительство позволяет претендовать на выкуп земли много ниже кадастровой стоимости

В Адыгее сотрудники полиции пресекли попытку приобретения земельных участков мошенническим путем путем незавершенного строительства.

КУБ дня. Про штрафы за статотчетность

До текущего года Росстат штрафами только пугал, а теперь наказывает. Как отбиться от штрафа, есть ли шанс?

КУБ дня. Про штрафы за статотчетность

Как принимать оплату через СБП и работать по 54-ФЗ с наименьшими затратами

Согласно закону 54-ФЗ, в большинстве случаев при приеме платежей от физических лиц бизнесу — будь то предприниматель или юридическое лицо — нужна онлайн-касса. По-другому, каждый платеж нужно фискализировать. Расскажем, как сделать это с наименьшими затратами.

Как принимать оплату через СБП и работать по 54-ФЗ с наименьшими затратами
Бесплатно с НДФЛ

Поправки в НК–2024: что изменится в НДФЛ

Изменят расчет НДФЛ по процентам от вкладов. Минимальный срок владения для продажи квартир будут считать по-новому для перепланировки и покупки за маткапитал.

Поправки в НК–2024: что изменится в НДФЛ

Интересные материалы

На одну госпошлину стало меньше

С 23 апреля транспортные средства, переданные фронту, освободили от уплаты госпошлины при постановке на учет.