Права потребителей

"Весной растут жалобы на образовательные учреждения, осенью – на туризм, в период праздников – на некачественные товары"

22 октября 2009 года состоялась конференция «Предприниматель и потребитель – шаги навстречу», организованная Ассоциацией прямых продаж и Конфедерацией обществ потребителей. Основная тема – защита прав потребителей. В рамках конференции член правления Международной конфедерации обществ потребителей Диана Сорк дала эксклюзивное интервью коррспонденту ИА «Клерк.Ру» Льву Мишкину.
"Весной растут жалобы на образовательные учреждения, осенью – на туризм, в период праздников – на некачественные товары"
Диана Сорк. Фото ИА "Клерк.Ру"

22 октября 2009 года состоялась конференция «Предприниматель и потребитель – шаги навстречу», организованная Ассоциацией прямых продаж и Конфедерацией обществ потребителей. Основная тема – защита прав потребителей. В рамках конференции член правления Международной конфедерации обществ потребителей Диана Сорк дала эксклюзивное интервью коррспонденту ИА «Клерк.Ру» Льву Мишкину.

Диана, все ли вопросы отражает действующая редакция закона «О защите прав потребителей», нет ли в ней пробелов?

Пробелы в законе существуют. Действующий закон в первую очередь направлен на регулирование сферы торговли. Одновременно рынок услуг слабо регулируется законом. В этих секторах должны применяться принципиальные разные подходы, чтобы избежать огромных проблем на практике. Например, сейчас медицинские услуги и услуги ателье регулируется одними правилами.

Много вопросов остается вне зоны регулирования закона в сфере торговли. Например, купили вы автомобиль в салоне, а после перепродали. Но автомобиль сломался и в салон обратился новый владелец. Возникает много вопросов, как решить эту проблему, в том числе и для бухгалтерии магазина. Или покупка совершалась через интернет или по банковской карте, а приходит за деньгами новый владелец, у которого счета в банке вообще нет. Закон такие ситуации сейчас не регулирует.

Есть и проблемы с так называемыми «нехорошими поправками» в отраслевых законах, которые отражаются на защите прав потребителей. Много вопросов к Воздушному кодексу. Например, если самолет задержался, то авиакомпания возмещает пассажиру 25% от МРОТ за каждый час ожидания. То есть за 10 часов, пассажир получит 250 рублей, при этом стоимость чашки кофе в аэропорту Домодедово примерно 170 рублей. В тоже время, если пассажир приедет через 3 минуты после окончания регистрации и его не пустят на борт, то он потеряет намного больше. Очевиден дисбаланс не в пользу потребителей.

Если столько вопросов, не готовит ли Конфедерация обществ потребителей или другие организации изменения в законы?

Конфедерация обществ потребителей готовит предложения по изменению законодательства. В феврале 2010 года у нас  намечается встреча региональных обществ, после чего мы планируем выйти с инициативой в адрес законодателей.

Растет ли желание потребителей защищать свои права в последнее время? Меняется ли правовая культура потребителей?

Однозначно возросло количество конфликтов с потребителями. Но не все дела доводятся до логического конца. В случае, когда потребители понимают, что им предстоит судиться, то часто отказываются от своих претензий. Здесь играет роль как недоверие к судам, так и незнание судебного делопроизводства. Возникают вопросы, где и как получить информацию по участию в судебных разбирательствах. Нет практики общения на профессиональном языке, нет понимания, что означают ходатайства, прения и т.д. И если за дорогие товары, например, автомобиль, телевизор и холодильник, потребитель идет в суд, то судиться за просроченные продукты или испорченный отдых чаще всего отказывается.

Как же быть потребителям, ведь действительно не каждый имеет опыт обращений в суд?

Потребителям могут помочь пресса, отделы по защите прав потребителей при местных администрациях и региональные общества по защите прав потребителя. К сожалению, системно с потребителями никто не работает, хотя 3 статья Закона «О защите прав потребителей» гарантирует потребителям образовательные программы и систему информирования по защите своих прав. Сейчас эта работа носит локальный характер. В 1997 году мы подготовили учебник для школьников по Основам потребительских знаний. В 2010 году выйдет четвертое издание, которое, надеемся, займет свое место в образовательных программах. Мы будем прилагать усилия, чтобы это произошло.

Какие наиболее важные вопросы и проблемы решает Конфедерация обществ потребителей?

Мы работаем с законодательством и законодательными инициативами, где возникают вопросы с защитой прав потребителей. Важным направлением для нас является постоянный контроль рекламы с точки зрения достоверности утверждений рекламодателей. Реклама обладает отсроченным эффектом, она влияет на детей. Убеждена, если в ней есть действия, направленные против прав потребителей – это плохо закончится в будущем. Выступаем за потребление экологических продуктов и продвигаем более жесткое законодательство, направленное на ограничение курения, а также на обеспечение потребителей достоверной информацией о составе продуктов питания, продаваемых на рынке. И самое главное – занимаемся просвещением потребителей, помогаем отстаивать их права.

Какие нарушения в области защиты прав потребителей выявляются наиболее часто?

Безусловный лидер – это ЖКХ. В этой сфере законодательство очень «тяжелое», оно не рассчитано на собственников. Большинство вопросов там, где жилой фонд в плохом состоянии, возникают проблемы с отключениями, завышенными тарифами, заключениями договоров ТСЖ и эксплуатирующих организаций и т.д. В этом направлении обращения граждан будут увеличиваться, в том числе и потому, что отсутствует четкая законодательная база и судебная практика только складывается.

Изменились ли отношения продавец-потребитель в кризис? Больше или меньше стало жалоб на некачественные товары и услуги?

Возросли жалобы на банки и коллекторские агентства – это напрямую связано с кризисом и ухудшением финансового положения граждан. В остальном ничего нового. Как и в предыдущие годы, весной растут жалобы на образовательные учреждения и строительные организации, осенью – на туризм, в период праздников – на некачественные товары.

Наступит ли такое время, что жалоб потребителей практически не будет? Или это утопия?

Такое невозможно, проблемы есть и будут. Но мы должны стремиться к тому, чтобы вопросы решались без судов и других госорганов. Это станет возможно, когда участникам процесса станет понятно, что эти процессы экономически невыгодны. Уже сейчас растет количество мировых соглашений. Это стало возможно после того, как в законе «О защите прав потребителей» появились поправки, согласно которым, в случае удовлетворения иска потребителя, суд взыскивает с ответчика штраф в счет государства в размере 50% от суммы компенсации. И если для недорогих товаров – это не существенно, то, например, для автомобилей – это серьезные деньги. Когда нормы по делам защиты прав потребителей станут жесткими, споры будут решаться без суда.

Есть и примеры, когда сам бизнес осознает, что высокие стандарты в сфере защиты прав потребителей – это конкурентное преимущество. Например, члены Ассоциации прямых продаж приняли правила, согласно которым если покупатель подает жалобу, то она рассматривается самими компаниями в короткие сроки – максимум до двух месяцев. При этом никакой финансовой нагрузки покупатель не несет. В результате статистика региональных обществ по защите прав потребителей фиксирует, что жалоб на членов Ассоциации прямых продаж нет вовсе.

Диана, вы только что выступили на конференции «Предприниматель и потребитель – шаги навстречу». В чем необходимость подобных мероприятий?

Такие конференции нужны, их необходимо проводить чаще. В них принимают участие все стороны процесса – госорганы, общества по защите прав потребителей, предприниматели. В рамках подобных конференций появляются решения, которые помогут избавиться от целых пластов нерешенных вопросов, учитывая интересы всех сторон.

Начать дискуссию

🔨 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

На горизонте сразу 4 праздничных дня, потом пара рабочих и снова 2 свободных! Используйте это время с умом — за череду праздников вы сможете пройти весь месячный курс «Клерка» и стать специалистом на еще одном участке, повысить квалификацию в своей сфере или освоить профессию бухгалтера с нуля! До 2 мая популярные онлайн-курсы за 3 690 рублей!

🔨 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!
5

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Wildberries планирует выйти на рынок трех дальних стран

Компания может запустить сервис в Дубае и в других регионах Ближнего Востока, а также в Северной Африке.

3-НДФЛ

👍 Не будет штрафа, если просрочили сдачу 3-НДФЛ из-за технических ограничений

Инспекторы разъяснили, что делать, если неквалифицированная электронная подпись (НЭП) для подачи декларации 3-НДФЛ не сгенерировалась.

2
Лучшие спикеры, новый каждый день

Блиновская использовала два десятка ООО и три ИП, чтобы сэкономить 918 миллионов, и потеряла все! Не будь как Елена

Сегодня поговорим о том, как за счет дробления бизнеса Елена Блиновская вывела почти миллиард рублей. И что с этой информацией делать предпринимателям.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

💥Обзор к утру пятницы: новая одежда для заключенных, сторис на Госуслугах, зарплатные долги достигли минимума

Добавим в ленту самых свежих новостей. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали в мире.

В ближайшие дни объявят параметры налоговой амнистии при дроблении бизнеса

К маю будет готов механизм амнистии для бизнеса, который увлекается дроблением.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

7 типичных ошибок, которые допускают в стритфуд

Стритфуд — динамично развивающийся сегмент рынка общепита, популярный как у начинающих предпринимателей, так и у опытных рестораторов. Однако и здесь есть свои подводные камни. Разберем 7 главных ошибок, которые допускают владельцы стритфуда, и расскажем, какие из них можно избежать с помощью системы автоматизации кафе Fusion POS.

7 типичных ошибок, которые допускают в стритфуд
Реклама

Продлить договор на рекламную конструкцию станет проще

4 мая начинают действовать изменения в закон о рекламе и ряд других нормативных актов.

Топ-10 облигаций с высокой доходностью от аналитиков РБК

Снег уже везде растаял, начинают таять и доходности по облигациям на ожиданиях разворота ДКП, которого, кстати, может и не быть в ближайшее время. Для желающих инвестировать в надёжных эмитентов эксперты из РБК предлагают любопытную подборку облигаций с доходностью выше 16%. Посмотрим, что им есть предложить.

Топ-10 облигаций с высокой доходностью от аналитиков РБК
Ипотека

Приняты новые условия промышленной ипотеки

Минпромторг обновил на 2024 год ключевые параметры механизма «промышленной ипотеки».

Или пан или пропал! Конституционный суд нашел брешь в законе

Конституционный суд указал законодателю закрыть брешь в законе по вопросу получения профессиональных налоговых вычетов физическим лицом, не зарегистрированным в качестве ИП.

Или пан или пропал! Конституционный суд нашел брешь в законе
Мошенничество

Финансовые мошенники могут первое время реально выплачивать доход

В Москве сотрудники полиции задержали подозреваемого в многомиллионном мошенничестве под предлогом инвестирования.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Маркетинг

На майских праздниках хотят запретить продажу алкоголя

Чтобы снизить число преступлений и защитить здоровье населения, депутат предложил по всей стране запретить продажу спиртного во время майских праздников.

Отпуска

Сотрудники имеют право уйти в отпуск за свой счет без согласия работодателя

В особых случаях работники могут не согласовывать с работодателем период отпуска без сохранения зарплаты.

2

Налоговой системе грозит модернизация: Минфин пообещал «донастройку» налогов. ⚡«Ночной бухгалтер» № 1672

Антон Силуанов сообщил, что в стране назрела необходимость налоговой «донастройки» и конкретные предложения по ней Минфин будет обсуждать с бизнесом в середине мая этого года. Интересно, бухгалтеров на обсуждение позовут?

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Криптовалюта

Минфин: Россия занимает 3-е место по майнингу

Министерство финансов ожидает, что Госдума примет законопроекты, которые разрешат применять криптовалюту для расчетов по внешнеэкономическим контрактам.

Предпринимателя вызывают на опрос в полицию. Тактика успешного прохождения и защиты

Все изложенное в данной статье можно использовать и при вызове для дачи пояснений в рамках доследственной проверки, проводимой в отношении предпринимателя.

Платежные системы

Клиенты провели более 2,5 млрд операций через СБП

Пользователи Системы быстрых платежей оплатили 700 млн покупок на общую сумму 1,2 трлн рублей.

Мошенничество

Через сервис поиска попутчиков можно никуда не уехать и остаться без денег

В Алтайском крае осудят участников группы, похитивших почти 1 млн рублей у 53 клиентов сервиса поиска попутчиков.

Интересные материалы

Собеседования

Какие распространенные страхи кандидатов перед собеседованием нерациональны

Собеседование является неотъемлемой частью процесса поиска работы, и многие кандидаты испытывают страх перед ним. Однако, некоторые из этих страхов являются нерациональными и необоснованными. В этой статье предлагаю рассмотреть несколько распространенных страхов кандидатов и расскажу, как их преодолеть.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру