Отчетность

Сдаем отчетность через интернет

При сдаче отчетности за I квартал 2010 года следует помнить, что ФНС России разработала Методические рекомендации по организации сдачи налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. О том, как отчитаться перед налоговой в электронном формате, и поговорим.
СОЗДАНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ БЫЛО НЕОБХОДИМО
Итак, приказом ФНС России от 2 ноября 2009 г. № ММ-7-6/534@ утверждены Методические рекомендации по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (текст документа — на сайте www.budgetnik.ru). Они заменили ранее применявшийся аналогичный документ — Методические рекомендации, утвержденные приказом МНС России от 10 декабря 2002 г. № БГ-3-32/705@. Также больше не понадобится Временный регламент обмена электронными документами по телекоммуникационным каналам (утвержден приказом ФНС России от 6 февраля 2008 г. № ММ-3-6/50@).

АЛГОРИТМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТОРОН В ЭЛЕКТРОННОМ ДОКУМЕНТООБОРОТЕ
Рассмотрим последовательность действий поэтапно.

Cоставляем и отправляем отчетность
Учреждение (его представитель) формирует налоговую декларацию (расчет) в электронном виде в соответствии с порядком ее заполнения по утвержденному формату, подписывает ее электронно-цифровой подписью (ЭЦП).

Если декларация формируется и направляется доверенным представителем, он фиксирует в файле свою подпись. Кроме того, в составе направляемых документов должно быть информационное сообщение о реквизитах доверенности. Ранее таких требований не было (форма такого сообщения приведена в приложении № 1 к Методическим рекомендациям).

Далее налогоплательщик шифрует файл с декларацией и формирует так называемое транспортное сообщение. Если транспортное сообщение формирует представитель налогоплательщика, то декларация и сообщение о доверенности включаются в одно транспортное сообщение. В таком виде электронные документы направляются в адрес налоговой инспекции через спецоператора, от которого в течение двух часов должно прийти подтверждение. С требованиями к структуре транспортного сообщения, передаваемого по телекоммуникационным каналам связи, можно ознакомиться в приказе ФНС России от 26 марта 2009 г. № ММ-7-6/141@, которым утвержден Унифицированный формат транспортного сообщения (документ размещен на сайте www.budgetnik.ru).

Далее спецоператор направляет учреждению (представителю) документ «Подтверждение даты отправки электронного документа». Его форма приведена в приложении № 2 к Методическим рекомендациям. В нем указываются реквизиты, характеризующие завершение соответствующего этапа документооборота. Подписанную ЭЦП декларацию (сообщение о реквизитах доверенности) следует сохранить.

Отправляем извещение
Получив от спецоператора подтверждение даты отправки электронного документа (документов), в течение суток следует сформировать извещение о получении подтверждения и отправить его в адрес спецоператора (форма документа приведена в приложении № 4).

Документ также сохраняется отправителем-налогоплательщиком или его представителем.

Проводится первичная проверка
Дальнейшие действия будут зависеть от правильности и корректности электронного документа.

Налоговики в первую очередь проверяют имя отправителя, его полномочия, тип сообщения, соответствие вложения в файле, уникальность имени файла, соответствие требованиям Унифицированного формата транспортного сообщения, подлинность ЭЦП отправителя. Все эти мероприятия проводятся автоматически при приеме электронного документа от спецоператора (подробно алгоритм проверки документов на этапе приема его в налоговом органе описан в разделе I приложения № 6 к Методическим рекомендациям).

Если электронный документ не соответствует критериям проверки, в налоговой инспекции автоматически сформируется сообщение об ошибке. В таком случае считается, что декларация в инспекцию не представлена. Поэтому следует устранить ошибки, заново сформировав электронный документ, и отправить его еще раз.

При положительном результате налоговый орган формирует извещение о получении электронного документа (документов). Оно отправляется в адрес налогоплательщика (представителя) в течение четырех часов с момента получения декларации. Отправителем будет инспекция, но получит учреждение (его представитель) такое извещение от спецоператора.

Далее чиновники продолжат первичный контроль электронного документа (не путайте с проверкой декларации) на предмет идентификации файла, проверки полномочий отправителя.

Если будут выявлены нарушения, учреждению отправят уведомление об отказе с указанием причин отказа. Причины могут быть различные — к примеру, недействующий формат налоговой декларации, недействующая ЭЦП, реквизиты отправителя декларации не совпадают с реквизитами владельца ЭЦП и др.

Форма уведомления об отказе в Методических рекомендациях не приводится. Дело в том, что она была утверждена ранее (приказом ФНС России от 25 февраля 2009 г. № ММ-7-6/85@).

Проводится окончательный контроль
По результатам успешно пройденного полного первичного контроля декларация (расчет) попадает в программный комплекс налоговиков для окончательного контроля.

При выявлении нарушений будет сформировано уведомление об отказе в приеме декларации (расчета) с указанием причин отказа.

Итак, входной контроль налоговиков делится на несколько этапов, позволяющих отсеивать ошибочные или некорректные документы на ранних стадиях. Отказ в приеме может произойти как на первичном, так и на окончательном этапе контроля электронной декларации.

При отсутствии нарушений налоговая декларация регистрируется в налоговой базе. В этом случае формируется квитанция о приеме. Ее форма в Методических рекомендациях также не приводится — она утверждена ранее приказом ФНС России от 25 февраля 2009 г. № ММ-7-6/85@.

Отметим, что действующим в настоящее время Временным регламентом предусматривается получение из налогового органа протокола входного контроля. Он может содержать информацию об ошибках или сообщение о прохождении входного контроля. Налогоплательщик обязан выслать в адрес налогового органа подписанный протокол. Методическими рекомендациями такие действия не прописаны.

При получении от налогового органа через спецоператора квитанции о приеме налогоплательщик (представитель) не позднее следующего рабочего дня с момента получения информирует налоговый орган о получении такого документа.

Квитанция о приеме электронной декларации (расчета) подтверждает, что отчетность сдана. В случае, если в ходе дальнейшей обработки декларации будут выявлены ошибки или несоответствия, налогоплательщик должен представить уточненную декларацию.

Данные вводятся в общую базу
В инспекции декларация (расчет) проходит процедуру ввода. По ее результатам формируется извещение о вводе или уведомление об уточнении в случае выявления ошибок в представленной налоговой декларации (расчете). Эти документы отправляются налогоплательщику (представителю) через спецоператора не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления документа в инспекцию.

Учреждение должно направить в инспекцию извещение о получении извещения о вводе или уведомления об уточнении.

После получения квитанции о приеме и извещения о вводе считается, что учреждение как налогоплательщик исполнило свои налоговые обязанности по представлению отчетности и заявленная в декларации (расчете) сумма налога учтена в его лицевом счете.

НЕШТАТНЫЕ СИТУАЦИИ
Методические рекомендации помимо требований к документам, правилам их хранения, процедурам взаимодействия участников процесса содержат описание действий при нештатных ситуациях в электронном документообороте.

К нештатным отнесены такие ситуации:
— несогласие участника информационного взаимодействия с решением о результате процедур электронного документооборота;
— невозможность в установленные сроки выявить и устранить причины нарушения сроков исполнения электронного документооборота;
— нарушение работоспособности средств СКЗИ (средства криптографической защиты информации).

Когда нет возможности отправить установленные электронные документы в течение сроков, определенных Методическими рекомендациями, совместно со спецоператором в течение суток выявляют причины и принимают меры к разрешению сложившейся ситуации. Выходные и праздничные дни во внимание не принимаются.

Если и далее не удается разрешить нештатную ситуацию в нормативные сроки, налоговый орган создаст специальную комиссию. Она составит акт с указанием на разногласия, представленные на рассмотрение. Здесь отразятся результаты проверки, их оценка, а также обоснование принятого решения (документ будет составляться в простой письменной форме и заверяться собственноручными подписями участников спора).

Статья напечатана в журнале "Учет в бюджетных учреждениях" №4, апрель 2010 г.

Начать дискуссию

💪 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Проведите выходные с пользой! За череду праздников вы сможете пройти весь месячный курс «Клерка» и стать специалистом на еще одном участке, повысить квалификацию в своей сфере или освоить профессию бухгалтера с нуля! До 2 мая популярные онлайн-курсы за 3 690 рублей!

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

🔨 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

На горизонте сразу 4 праздничных дня, потом пара рабочих и снова 2 свободных! Используйте это время с умом — за череду праздников вы сможете пройти весь месячный курс «Клерка» и стать специалистом на еще одном участке, повысить квалификацию в своей сфере или освоить профессию бухгалтера с нуля! До 2 мая популярные онлайн-курсы за 3 690 рублей!

🔨 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!
5

Как трудоустроить иностранного ВКС из визовой страны: инструкция для работодателей

В отличие от трудоустройства иностранного сотрудника по обыкновенному разрешению на работу (РНР), оформление иностранца в статусе ВКС является более быстрым процессом и имеет ряд преимуществ. Работодателю не нужно получать квоту, оформлять разрешение на привлечение иностранцев, а документы для ВКС выдаются сразу на 3 года.

Как трудоустроить иностранного ВКС из визовой страны: инструкция для работодателей
Лучшие спикеры, новый каждый день

Резиденты ТОР получат госимущество в упрощенном порядке

Предприниматели из специальных экономических территорий смогут быстрее получать недвижимое и движимое имущества без торгов и на льготных условиях.

Автоматизируем аутсорсинг бухгалтерских услуг: как не потеряться в потоке задач и клиентов

Автоматизация позволяет владельцу бизнеса выйти из рутины и операционки. При этом процессы останутся управляемыми. Разберемся, с какими трудностями автоматизация помогает справиться бухгалтерской аутсорсинговой фирме и какие возможности дает.

Автоматизируем аутсорсинг бухгалтерских услуг: как не потеряться в потоке задач и клиентов
Коллекторы

Должников по ЖКХ защитят от коллекторов

Коллекторов и других третьих лиц запретят привлекать для выбивания долгов за жилищно-коммунальные услуги.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

В ЕГРН больше не будет информации о режимных объектах

Вступает в силу закон о неразглашении назначения, положения и видов режимных объектов.

Акцизы

Изменятся акцизы на российские вина

Игристые вина и российское шампанское будет облагаться акцизом в размере 119 рублей. В первоначальной версии законопроекта депутаты планировали увеличить этот налог до 141 рубля.

Блокировка на маркетплейсах 2024: за что накажут, как снизить риски

У каждой онлайн-площадки своя стратегия взаимодействия с продавцами. Но условия работы у них схожи и политика блокировок одна и та же. Разберем, за что блокируют продавцов, на какой срок и что сделать, чтобы снизить такие риски.

Блокировка на маркетплейсах 2024: за что накажут, как снизить риски

Пополнил брокерский счёт на 200 000 в апреле. Что купил? Часть 2

Заканчивается апрель, а вместе с ним и бюджет, который был выделен на инвестиции в этом месяце. В первой половине месяца я покупал в основном облигации, когда размещений был целый вагон и маленькая тележка, во второй половине удалось восстановить баланс. Дополнительных пополнений не было, но к 200 000 добавились купоны и дивиденды.

Пополнил брокерский счёт на 200 000 в апреле. Что купил? Часть 2

Как пережить эти выходные бухгалтеру, который не может ходить

Друзья, мало того, что я не смогла поехать в запланированную поездку, так у меня новая напасть - не могу наступать на ногу. Совсем. Давайте мне все вместе придумаем развлечения:сериалы, игры и тд.

35

Когда за дробление бизнеса уголовку получит главбух. История одной подставы

Из статьи вы узнаете историю главбуха из Санкт-Петербурга Анны Филимоновой, которая из-за схем собственницы бизнеса получила уголовную судимость и миллионные долги.

Когда за дробление бизнеса уголовку получит главбух. История одной подставы
8
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Расчет страховых взносов для МСП в 2024 году

Малый и средний бизнес вправе применять льготные тарифы для исчисления страховых взносов. Как рассчитать размер страховых взносов в 2024 году для малого и среднего предпринимательства, тарифы, сроки уплаты — обо всем расскажем подробнее.

Расчет страховых взносов для МСП в 2024 году

💥Обзор новостей: разработали вакцину от рака, «Мир» заработает в Египте, мужчины получают больше женщин на 27%

Добавим в ленту самых свежих новостей. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали в мире.

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 7 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Учитесь, не выходя из дома или офиса! Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в мае 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!
13

Производители начнут маркировать икру с 1 мая

Икра осетровых и лососевых рыб будет подлежать обязательной маркировке. Покупатели смогут проверить происхождение продукта в системе «Честный ЗНАК».

Правильный онбординг новых сотрудников

Рассказываем, как правильно адаптировать новых сотрудников, как нормальный онбординг влияет на текучку и какие лайфхаки помогут сэкономить ресурсы компании на этом процессе.

1

Как бухгалтерской фирме эффективно перейти на гибридную удаленку. Кейс СБК «Профит»

Разбираем, как гибридный формат работы влияет на функционирование компании.

Как бухгалтерской фирме эффективно перейти на гибридную удаленку. Кейс СБК «Профит»
3
Пенсии

Юбилярам выплатят повышенную пенсию

Пенсионеры, которым исполнилось 80 лет, а также инвалиды первой группы получат доплату в размере 100% фиксированной части пенсии.

Интересные материалы

Банки

С 1 мая между своими банковскими счетами можно переводить без комиссии и до 30 млн рублей

Отправить деньги на свой счет в другие банки можно без комиссий. Также кредитным организациям запрещено ограничивать размер и число переводов в пределах 30 млн рублей.