Отчетность

Ошибки почты не избавят от штрафа

Отправлять декларации по почте – обычное дело. Но такой безобидный на первый взгляд способ отправки отчетности привел оренбургскую фирму к штрафам и судебным разбирательствам.

Н.Д. Пашутова, обозреватель «Федеральной бухгалтерской газеты»

Отправлять декларации по почте – обычное дело. Но такой безобидный на первый взгляд способ отправки отчетности привел оренбургскую фирму к штрафам и судебным разбирательствам.

В пункте 2 статьи 80 Налогового кодекса сказано, что фирма может представлять декларации в налоговую инспекцию в виде почтового отправления. Таким же способом разрешено сдавать и бухгалтерскую отчетность (п. 5 ст. 15 Закона от 29 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). И поэтому услугами почтальонов пользуются многие. Не была исключением и фирма «Арком» из города Оренбурга. Удивительную историю, которая произошла с этой фирмой, опубликовал журнал «Расчет».

С налоговой не спорить!

Главный бухгалтер «Арком» отправил отчетность за третий квартал 2004 года по почте заказным письмом в налоговую инспекцию по Промышленному району. О его вручении было получено уведомление с фамилией и подписью сотрудника налоговой инспекции.

«Я всегда отправляю по почте отчетность вовремя, – рассказал в интервью журналу «Расчет» директор ООО «Арком» Алексей Рождествин, –  проблем никогда не было. Фирма у нас небольшая, я главный бухгалтер и директор в одном лице. Поэтому приходится все делать самому. Каково же было мое удивление, когда я узнал, что налоговики декларации у себя не обнаружили. Они с наглостью заявили, что я отчетность в срок не сдал и неизвестно где взял уведомление о получении ее налоговой. У них даже сотрудника с такой фамилией нет».

Все попытки что-либо доказать инспекторам не увенчались успехом. Не помогла ни квитанция об отправке заказного письма, ни уже упомянутое уведомление. Расчетный счет фирмы инспекторы заблокировали до сдачи отчетности (инспекторы имеют право «заморозить» расчетный счет фирмы, если декларация не сдана в налоговую в течение двух недель после установленного срока, – п. 2 ст. 76 НК). Но на этом контролеры не успокоились. Они составили протокол об административном правонарушении и направили его в суд.

Алексей протокол подписал – другого выхода у него не было. Ведь операции по расчетному счету фирмы налоговая приостановила до сдачи отчетности. Принять ее инспектор без подписи в протоколе отказался. Алексей был вынужден поставить в нем свою подпись, чтобы разблокировали расчетный счет.

Ошибка почты

В частной беседе с одним из инспекторов Алексей выяснил, что отчетность нашлась. Оказалось, что сотрудники почты отправили заказное письмо «не в ту налоговую». Когда «не та налоговая» обнаружила этот факт, то переслала отчетность в инспекцию, где фирма стоит на учете.

Обрадовавшись такому повороту событий, Рождествин попытался получить хоть какое-либо подтверждение найденной пропажи у инспектора, составлявшего протокол. Но на свою просьбу получил категоричное «нет». Сотрудник налоговой только сообщил, что они послали запрос на почту «с целью выяснения обстоятельств задержки в доставке отчетности». Когда же все эти обстоятельства будут выяснены, неизвестно. Тем временем Алексей получил повестку в мировой суд на слушание дела об административном штрафе.

Проверив еще раз квитанцию об отправке отчетности и уведомление, «нарушитель» решил, что суд примет его сторону. Ведь на почтовом штампе четко стояло: «271004», что означает 27 октября 2004 года и, следовательно, отчетность сдана в установленные законом сроки. Кроме того, на уведомлении – расшифровка подписи сотрудника налоговой инспекции. Правда, не той, что нужно, но откуда он мог это знать.

Новые обстоятельства

Близился день, когда предстояло прийти по повестке в суд. «Вообще в этой ситуации меня в первую очередь интересовало, способен ли здравый смысл пересилить чиновничье самодурство, – вспоминает Алексей. – Очень хотелось в это верить, хотя я и понимаю, что сейчас все меньше и меньше здравого смысла остается в словах и действиях некоторых чиновников. Получается, что любой сотрудник налоговой может продержать отчетность, полученную по почте, в столе. А на следующий день после окончания срока ее сдачи вызвать руководителя (главного бухгалтера) фирмы и составить протокол. В нем же будет указано, что был нарушен срок сдачи отчетности. Значит, фирма и руководитель должны за нарушение законодательства о налогах и сборах заплатить штраф. После чего инспектор достанет из стола отчетность и заявит, что она «чудесным» образом нашлась. Таким способом можно план по сборам в бюджет не только выполнить, но и перевыполнить».

Как пишет журнал «Расчет», в зале суда Алексей пытался доказать, что его вины нет в том, что сотрудники почты перепутали адреса налоговых инспекций и, как результат, оказался пропущен срок сдачи отчетности. В качестве доказательств он представил квитанцию об отправке заказного письма и уведомление, подтверждающее его получение работником налоговой.

Судья, посмотрев эти документы и выслушав объяснение Алексея, перенесла вынесение решения на следующий день, поскольку знала лишь то, что ей сообщили из налоговой инспекции. Она не предполагала, что руководитель фирмы будет возражать и представит документы, которые доказывают правдивость его слов.

Предстояло ждать «вторую серию». Каким будет решение суда, предсказать было трудно. Но обнадеживало то, что судья приняла во внимание не только доводы налоговиков, но и директора фирмы.

Неожиданная развязка

При повторном рассмотрении дела судья еще раз выслушала обе стороны. Налоговики по-прежнему настаивали на том, что фактически декларация поступила к ним намного позже срока. У директора фирмы за сутки не появилось еще более очевидных аргументов в свою защиту. Итог этого разбирательства удивил бы любого. «Ввиду незначительности правонарушения» судья приняла решение не штрафовать руководителя за несдачу отчетности. То есть, имея все доказательства своей правоты, Алексей Рождествин остался «слегка» виновным в нарушении налогового законодательства. Налоговые инспекции, конечно же, не отвечают за то, что почта перепутала адреса. Сотрудники почты вообще остались ни при чем. А вот директора фирмы хоть и не оштрафовали, однако вины с него не сняли.

«Во всей этой ситуации радует только то, что хоть 500 рублей штрафа не пришлось выкладывать», – делится впечатлением Алексей.

Был и еще один повод для радости, отмечает журнал «Расчет». К счастью руководителя, налоговая ограничились лишь протоколом об административном правонарушении, а саму фирму штрафовать не стала. Тогда пришлось бы директору не пять сотен отсуживать, а пять процентов от суммы начисленных налогов.

Начать дискуссию