Клерк.Ру

Система плюс голова. Шаг 3. Метод сравнения с аналогами

На фото Андрей Сапунов, управляющий активами ИК «ФИНАМ»

Ранее в «Шаге 2» я описал довольно сложный вид фундаментального анализа, который осуществлялся по методу дисконтирования денежных потоков.

ИМХО, лучше самому его не рассчитывать, потому что на это уйдет уйма времени и может не хватить квалификации. Да и зачем делать работу дважды, если в штатах инвесткомпаний есть аналитические отделы, которые открыто публикуют результаты своих расчетов. Здесь лучше поступать методом Генри Форда J

Метод дисконтирования – это часть доходного метода оценки справедливой стоимости компании. Существует еще и сравнительный подход. Он более прост и доступен простому инвестору. Основным методом сравнительного подхода можно выделить метод сравнения с аналогами.

Сама суть сравнительного подхода – сопоставлять рассматриваемый бизнес с аналогичными, цена которых известна на рынке. Подход основан на принципе замещения – инвестор вряд ли купит компанию, если ее стоимость сильно превышает среднерыночную и будет искать что-нибудь подешевле.

Сравнительный подход хорошо работает там, где существует много компаний аналогов и есть открытый доступ к информации для сравнения. Метод сравнения с аналогами может позволить при возникновении каких-либо событий вокруг компании скорректировать ее стоимость в соответствии с изменившейся обстановкой. Так, например, появление информации об увеличении или уменьшении объемов производства той или иной компании позволяет пересмотреть модель расчета в сторону повышения или понижения стоимости.

Метод сравнения с аналогами позволяет определить, насколько конкретная компания переоценена или недооценена (экспресс-оценка) по сравнению с аналогичными.

Данные о рыночных сделках по компаниям, долях акционеров в их капитале — один из основных источников объективной эмпирической информации для выведения стоимостных показателей, применимых в оценке бизнеса. Но оценка стоимости предприятий с помощью изучения компаний-аналогов, доли акционеров в их капитале или ценных бумаг должна использоваться только тогда, когда имеется достаточная информация.

Под компаниями-аналогами понимаются те, которые представляют собой базу для сопоставления с оцениваемой компанией по сравнительным инвестиционным характеристикам. Предприятия-аналоги должны относиться к той же отрасли, что и оцениваемая компания, а также быть сходны по следующим основным финансовым и производственным характеристикам:

  • размер компании (выручка, численность, стоимость активов и т. д.);
  • ассортимент;
  • товарная и территориальная диверсификация;
  • технологическая и техническая оснащенность;
  • риски, связанные с работой;
  • сопоставимость предполагаемой сделки (форма сделки, условия финансирования, условия оплаты и т. д.).

Для того чтобы обеспечить доверие к аналитическим результатам оценки, требуется организовать тщательный, объективный поиск компаний-аналогов. Эта процедура должна включать критерии для предварительного рассмотрения и окончательного выбора. Получение и анализ всей доступной финансовой и оперативной информации о компаниях-аналогах — обязательное условие для проведения оценки.

Необходимо провести качественный и количественный сравнительный анализ общих черт и различий между аналогом и оцениваемой компанией для расчета стоимостных показателей. Ценовая информация о компаниях-аналогах должна быть увязана с наиболее существенной финансовой информацией о каждой компании-аналоге, чтобы можно было рассчитать соответствующие оценочные коэффициенты.

Чтобы определить соответствующие оценочные коэффициенты для оцениваемой компании, необходимо одновременно использовать и оценочные коэффициенты для компаний-аналогов, и сравнительный анализ качественных и количественных факторов. В настоящее время сформировалась группа показателей, наиболее часто используемых при реализации сравнительного метода оценки. Вот некоторые из них.

Финансовые коэффициенты (мультипликаторы)


EBIT/S

Отношение прибыли до налогов и процентов к выручке

EBITDA/S

Отношение прибыли до налогов, процентов и амортизации к выручке

ROA, %

Чистая прибыль/Актив

ROE, %

Чистая прибыль/Акционерный капитал

ROS , %

Отношение чистой прибыли к выручке

P/E

Отношение капитализации к чистой прибыли

P/S

Отношение капитализации к выручке

P/CF

Отношение капитализации к операционному денежному потоку

EV/EBIT

Стоимость компании/Прибыль до уплаты налогов и процентов

EV/EBITDA

Стоимость компании/Прибыль до уплаты налогов, процентов и амортизации

EV/S

Отношение стоимости компании к выручке

NWC

Чистый оборотный капитал = Краткосрочные активы – Краткосрочные пассивы

ETA

Коэффициент финансовой независимости = Акционерный капитал/Актив

NTC

Коэффициент оборачиваемости рабочего капитала = Выручка/Чистый оборотный капитал

EPS

Прибыль на акцию

EV

Стоимость компании = капитализация + долгосрочный долг + краткосрочный долг – денежные средства

P/BV

Капитализация/Акционерный капитал

EV/E

Стоимость компании/Чистая прибыль

Основные финансовые коэффициенты мною были подробно описаны в «Шаге 1». Так что не буду повторяться. На всякий случай я выделил красным основные показатели.

Теперь представим себе, что мы собираемся вложиться в телекоммуникационную отрасль. Она как раз сейчас находится на тренде, благодаря росту акций «Ростелекома», обычного и привилегированного. Вот примерный анализ, который можно сделать исходя из метода оценки аналогов, например, все для того же «Ростелекома». Смотрим:

 

Cap, млн $ 

P/E

P/S 

ROS,% 

EV/EBITDA 

Ростелеком

2 844

25

1,4

5

8,4

Сибирьтелеком

772

12,4

0,6

5

3,8

Уралсвязьинформ

1 146

10

0,9

9

4,4

Среднее по отрасли

28 709 *

7,3

0,8

0

4,6

ЦентрТелеком

1 218

6,6

1

15

4

КОМСТАР-ОТС

2 763

отр.

1,8

-11

6,7

Капитализация выше среднего, P/E дороговат, P/S неплохой, но выше, чем в среднем по отрасли, ROS уступает разве что «Центртелекому», а по EV/EBITDA «тело» почти в два раза выше, среднерыночного показателя.

Вывод: «Ростелеком» (об.) – не самая лучшая инвестиция. Кстати, из данной таблицы хорошо выделяется «Центртелеком». Он в данном сравнении выглядит самой недооцененной и хорошо работающей компанией (ROS аж целых 15%).

В «Шаге 4» я опишу и сравню все три основных подхода к фундаментальной оценке эмитентов. До встречи.

Подборка полезных мероприятий

Разместить
📌 Реклама