Экономика России

В новый год со старыми проблемами

Российская гражданская авиация продемонстрировала в 2010 году высокие темпы роста производственных показателей. Пассажирооборот за январь-октябрь вырос на 30%, число пассажиров – на 27% и составило 48,7 млн. человек. Вероятно, по итогам года число перевезенных пассажиров составит 57-58 млн. человек – больше было только в 1992 году (63 млн.).
В новый год со старыми проблемами
На фото руководитель отдела по связям с общественностью авиакомпании «Скай Экспресс» Виталий Коренюгин

Российская гражданская авиация продемонстрировала в 2010 году высокие темпы роста производственных показателей. Пассажирооборот за январь-октябрь вырос на 30%, число пассажиров – на 27% и составило 48,7 млн. человек. Вероятно, по итогам года число перевезенных пассажиров составит 57-58 млн. человек – больше было только в 1992 году (63 млн.).

Динамика роста пассажиропотока, существенно превышающая среднемировые показатели, вселяет уверенность в российских авиаторов. Но, тем не менее, рано еще говорить, что российская авиация вышла из кризиса. Высокие темпы роста – частично эффект «низкой базы» 2009 года, когда в первом полугодии прошлого года пассажиропоток упал на 18%. Восстановление началось в конце прошлого года, и было вызвано во многом эффектом снижения тарифов всеми игроками рынка. Авиакомпании, столкнувшись с резким падением пассажиропотока и выручки, были вынуждены снизить цены, чтобы увеличить загрузку. Результат не заставил себя ожидать: суммарный чистый убыток российских авиакомпаний за первое полугодие 2010 года увеличился почти вдвое по сравнению с 2009 годом и составил 6 млрд. рублей. О каком  выходе из кризиса можно говорить?

Наличие мощного лобби Аэрофлота, противопоставление его всей российской авиации, призывы некоторых «аналитиков» сократить количество авиакомпаний со 160 до пяти или десяти, а также попытки регулирования ФАС авиаперевозок не с того конца, только внесли еще больше противоречий в отношения регуляторов и участников рынка. Более всего удручает неготовность государства решать накопившиеся в отрасли проблемы. До сих пор не урегулирован вопрос с таможенными пошлинами на ввозимые самолеты и запасные части, хотя постепенно от них освобождаются новые рыночные сегменты. Это заблуждение, что таможенные пошлины защищают отечественный авиапром, они скорее дают преференции иностранным авиакомпаниям, которые не платят лишние 20% за свои самолеты. Учитывая более низкую стоимость лизинга за рубежом, в том числе из-за неопределенности правового статуса лизингодателя в России, российские авиакомпании оказываются в неконкурентоспособном положении. Похоже, в этом отношении лед тронулся: 15 декабря Совет Федерации проголосовал за присоединении Российской Федерации к Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования и Авиационному протоколу к ней.

В целом же отрасль «обласкана» вниманием государства, которое пытается регулировать то, что в цивилизованном мире не регулируется. Например, ФАС вплотную занялась изучением цен на авиабилеты, не имея представления, судя по высказываниям ее руководителей, о процессе формирования стоимости билета в зависимости от времени покупки, рейса и т.д. Нам пытаются навязать чуть ли не единые цены вне зависимости от сезона, глубины продажи, загрузки рейса. Это социализм, нигде в мире авиакомпании так не живут, даже в Китае. А тут еще, иностранные авиакомпании, летая в Россию, могут устанавливать «невозвратные» тарифы, могут иметь гибкую тарифную сетку, а российским авиакомпаниям – то нельзя, это нельзя... Чего стоит очередная инициатива с созданием «страхового фонда» для авиаперевозчиков, которая ставит российские авиакомпании в невыгодное положение и фактически замораживает до 3 млрд. рублей, так остро необходимых авиакомпаниям.

Второе заблуждение, что приказ №92, регулирующий допуск к чартерным полетам, выполняет защитную функцию для российского рынка авиаперевозок от посягательств иностранных авиакомпаний. Как показывает практика – эффект обратный! Этот приказ защищает только назначенных российских перевозчиков (и в первую очередь Аэрофлот) от добросовестной конкуренции, и стимулирует переход туристических компаний под крыло зарубежных чартерных авиакомпаний. А это прямые потери российского бюджета в виде недополученных налогов с российских компаний, которые отягощены еще и НДС на реализацию билетов на внутренние перевозки, что автоматически ложится бременем на пассажира и отталкивает его от отдаха на внутрироссийских курортах, куда добраться зачастую дороже, чем слетать по турпутевке с проживанием и питанием в Египет, Турцию или Таиланд.

Сегмент бюджетных перевозок по-прежнему интересен государству. Очередное заявление вице-премьера Иванова о важности лоукост компаний в России пока только радует слух. Но на издержках сказывается незначительно. Естественные монополии - аэропорты, ТЗК, аэронавигация - продолжают ежегодно растить тарифы, как на дрожжах. А в Европе в период кризиса была заметна тенденция существенного сокращения издержек и роста пассажиров низкобюджетных авиакомпаний. Причем это работает везде – как в Европе и США, где доля лоукостеров достигла 30-35%, так и в России, где за 2 года их доля на ВВЛ удвоилась и достигла почти 8% по итогам 2010 года. Даже крупные авиакомпании отказываются от «традиционных» услуг, таких как бесплатное питание, бесплатный багаж или гибкие условия возврата билетов. Оптимизировать бизнес помогает вывод дополнительных услуг из цены билета и продажа их отдельно. Так, для ведущих европейских низкобюджетных авиакомпаний доля доп. услуг составляет 20-22%.

В США даже крупнейшие сетевые авиакомпании активно развивают эту модель ценообразования, чтобы остаться конкурентоспособными по сравнению с бюджетниками, и объем дополнительных услуг (ancillaryrevenue) в 2010 году достигнет 6,7 млрд. долл. Появилось понятие «гибридного перевозчика» - авиакомпании, сочетающей характерные черты бизнес-моделей лоукостеров и традиционных перевозчиков (ирландская AerLingus, немецкие Airberlinи Germanwings).

Очевидно, что рынок на подъеме. К 2015 году возможно, по разным оценкам, достижение объемов перевозок в 78-85 млн. человек в год. В 2011-2012 годах объемы авиаперевозок будут расти. Надо исходить из того, что транспортная подвижность населения в России сейчас составляет примерно 1/3 перелета в год, что в 3-4 раза ниже, чем в Европе и почти в 10 раз меньше, чем в США. Однако темпы и качество этого роста будут зависеть от того, сможет ли государство эффективно решить задачу либерализации правовых основ деятельности отрасли. А иначе мы и 2012 встретим аналогичной публикацией.

Хорошего настроения в новом году!

Начать дискуссию

Экономика России

Набиуллина: ключевая ставка 16% может держаться до конца года

Сейчас Центробанк не видит устойчивой дезинфляции, при которой возможен пересмотр ключевой ставки. Спрос все еще опережает возможности производства.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Беременная сотрудница может отказаться от работы и продолжить получать зарплату. 🤰«Ночной бухгалтер» № 1673

Для работодателя беременные сотрудницы представляют довольно проблемную часть персонала. Их почти невозможно уволить и нужно все время балансировать на грани соблюдения интересов сотрудницы и своих собственных. Это удается не всегда.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
НДФЛ

Минфин не готов освободить от налога дивиденды на ИИС

Инвесторы будут платить НДФЛ с дивидендов, которые они получили от акций на индивидуальном инвестиционном счете.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Банки

ЦБ повысит надбавки по необеспеченным потребительским кредитам

Чтобы ограничить долговую нагрузку населения, регулятор ужесточает требования к банкам. Они будут больше платить за риски.

Банки

Сбер переведет заблокированные активы на отдельное юрлицо

До 31 декабря 2024 года подсанкционные банки имеют право перевести заблокированные активы и обязательства перед иностранными кредиторами на новую компанию.

Общество

Министр труда: в регионах злоупотребляют материнским капиталом

Власти предлагают устанавливать пригодность для жилой недвижимости, которую покупают получатели материнского капитала.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Законопроекты

В России могут ввести программу «Сельскохозяйственный гектар»

Зампредседателя Госдумы Ирина Яровая предложила сформировать специальную программу «Сельскохозяйственный гектар».

CRM

👩‍💻Популярные CRM для бухгалтерского аутсорсинга. Опрос

Не важно, у вас аутсорсинговая компания или бы бухгалтер-фрилансер с большим количеством клиентов или даже с помощниками. Невозможно держать в голове все сделки, выставленные счета, проведенные переговоры, не говоря уже о сроках сдачи отчетов и выдаче задач подчиненным. На помощь приходят CRM.

2
Банки

Суд начал принудительную ликвидацию банка «Стрела»

В ходе ликвидации вкладчики и кредиторы получат свои средства. Процедуру будет проводить Агентство по страхованию вкладов.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской

Издатель «Клерка» Марина Снеговская рассказала о работе редакции, о том, чем не может пожертвовать «Клерк» и причем тут вечная гонка.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской
12

У ИП личные и предпринимательские налоги идут на одном ЕНС

НК не предусматривает разделение ЕНС на единый налоговый счет индивидуального предпринимателя и на ЕНС его же как физлица, не являющегося ИП.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: жительница Великобритании приютила 74 детей, уборку улиц доверят роботам, а в Крым пришли дожди с песком

Подготовили обзор главных событий дня — 26 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Экспорт

Росфинмониторинг: экспортеры не нарушают указ о продаже валютной выручки

Крупнейшие экспортеры выполняют требования властей в полном объеме и продают выручку по внешнеторговым контрактам на территории РФ.

Фейковых приложений банков стало на 25% больше

Мошенники пользуются тем, что иностранные магазины мобильных приложений блокируют официальный банковский софт, и предлагают пользователям скачать фейковые приложения.

Налоговикам можно задавать вопросы только про свои налоговые дела, но не про чужие

Абы кому ФНС не дает разъяснения по налогам.

Страховые взносы

Хочу научиться инвестировать в бизнес. Топ–16 площадок и телеграм–каналов для обучения

Финансовое образование (хотя бы на базовом уровне) — это один из первых шагов, которые стоит сделать перед тем, как вкладывать куда-либо деньги. На каких площадках и телеграм-каналах можно научиться инвестировать в бизнес?

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Законопроекты

Губернаторам хотят разрешить продлевать майские праздники

В Госдуме хотят разрешить местным властям давать больше выходных в майские праздники. Но только если большинство жителей поддержит перенос выходных с новогодних праздников.

Менеджмент

Применение метода Критического Пути в управлении проектами

Любой проект является многозадачным, и часть задач находится во взаимной зависимости. В результате одни из них оказывают воздействие на решение других. Те из задач, что имеют наибольшее значение, должны находиться под непрерывным контролем.

Применение метода Критического Пути в управлении проектами
Уведомления о КИК

Физлицам до 2 мая нужно сдать уведомления о КИК

Если не представить уведомление о контролируемой иностранной компании, придется заплатить штраф в размере 500 000 рублей.

Интересные материалы

Как ваши интернет-бухгалтерии уменьшают налог на взносы? Опрос

Одна из подписчиц рассказала нам о том, как устроен расчет налога по УСН в онлайн-бухгалтерии Тинькофф, и прислала нам скрины переписки с поддержкой. Нас подход удивил и мы решили устроить опрос — а как работают ваши онлайн-бухгалтерии?