Бюджетный учет

Выполнение ремонта за счет средств Фонда собственными силами управляющей организации

Положения Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Закон № 185-ФЗ) не запрещают управляющей организации – получателю средств финансовой поддержки из бюджета проводить ремонтные работы собственными силами. При каких условиях это возможно? Как оформить соответствующие документы? В чем особенности составления бухгалтерских записей и исчисления налогов?
1,9 тыс. 18

Положения Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Закон № 185-ФЗ) не запрещают управляющей организации – получателю средств финансовой поддержки из бюджета проводить ремонтные работы собственными силами. При каких условиях это возможно? Как оформить соответствующие документы? В чем особенности составления бухгалтерских записей и исчисления налогов?

Ранее мы неоднократно рассматривали порядок оформления, учета и налогообложения хозяйственных операций управляющей организации по проведению капитального ремонта многоквартирного дома по программе Фонда содействия реформированию ЖКХ . Общую схему можно представить следующим образом:

– управляющая организация берет на себя обязательство перед собственниками помещений выполнить капитальный ремонт (перечень работ, их стоимость и сроки выполнения утверждены общим собранием собственников помещений);

– управляющая организация заключает договор подряда со строительной компанией, контролирует качество работ и осуществляет их приемку. К приемке результатов работ привлекаются собственники помещений (их представители), а также чиновники контролирующих органов;

– часть стоимости ремонта оплачивают собственники путем внесения денежных средств управляющей организации в порядке и сроки, согласованные на общем собрании. Большая же часть стоимости ремонта финансируется за счет бюджетных средств, которые выделяются управляющей организации на ремонт конкретного многоквартирного дома на основании соглашения о предоставлении субсидии;

– чтобы получить бюджетное финансирование, управляющая организация должна выполнить ряд условий (по перечню работ, сроку использования, порядку хранения и перечисления бюджетных средств, согласованию актов выполненных подрядчиком работ), нарушение которых ведет к необходимости вернуть целевые средства;

– при проведении капитального ремонта общего имущества управляющая организация реализует работы (в том числе выполненные подрядным способом) собственникам помещений в многоквартирном доме, следовательно, в бухгалтерском учете нужно отражать доходы от обычных видов деятельности;

– управляющая организация обязана исчислить НДС со стоимости выполненных работ. Главное – определить, со всей стоимости работ или только с сумм, предъявленных к уплате собственниками помещений. От решения данного спорного вопроса зависит также порядок применения вычета сумм НДС, предъявленных подрядчиком;

– при налогообложении прибыли бюджетные субсидии признаются целевым финансированием, не включаемым в доходы, а средства собственников – выручкой. Соответственно, часть расходов принимаются в расчет налогооблагаемой базы, а часть – нет.

Следует признать, что положения ст. 20 Закона № 185-ФЗ о порядке расходования бюджетных средств ориентированы на подрядный способ выполнения работ:

– субъект РФ может установить порядок привлечения управляющей организацией подрядных организаций (п. 8);

– оплата работ по капитальному ремонту производится на основании актов приемки работ, согласованных с органом местного самоуправления и подписанных лицами, уполномоченными действовать от имени управляющей организации (п. 9);

– бюджетные средства могут быть использованы на выплату аванса на проведение работ (п. 11).

В большинстве регионов чиновники предпочли утвердить порядок выбора подрядчика и заключения с ним договора. Предполагается, что соблюдение подобных процедур позволит исключить возможность недобросовестных действий со стороны как подрядчика, так и управляющей организации и будет способствовать выбору подрядчика, который в состоянии обеспечить оптимальное соотношение цены и качества.

Впрочем, запрет на выполнение ремонтных работ непосредственно управляющей организацией в законе отсутствует. Логично, что последняя не должна иметь никаких преференций по сравнению с другими компаниями, а значит, конкурсный отбор подрядчиков следует провести в общем порядке. Получается, что управляющая компания также должна представить свое предложение на такой конкурс. При этом нужно помнить, что выполнение некоторых видов работ, влияющих на безопасность многоквартирного дома, возможно только при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к данным видам работ.

Если выбор падет на управляющую организацию, она обязана приступить к проведению ремонта. На основании п. 11 ст. 20 Закона № 185-ФЗ компания вправе перечислить со специального счета на свой расчетный счет аванс (не более 30% сметной стоимости ремонта).
Прямые затраты на выполнение работ следует аккумулировать на счете 20. Косвенные расходы, учтенные на счетах 25 и 26, подлежат распределению. Чаще всего капитальный ремонт многоквартирного дома отнимает более месяца, поэтому на счете 20 будет формироваться незавершенное производство. Средства должны списываться с него только в части принятых работ.

Кто же является заказчиком для подрядчика – управляющей организации? Ситуация, когда заказчик и подрядчик – одно лицо (управляющая организация), абсурдна, ведь работы по капитальному ремонту выполняются не для самой компании, а для собственников помещений в многоквартирном доме. Следовательно, управляющая организация должна показать в учете реализацию ремонтных работ именно собственникам помещений. Акт приемки она подписывает как подрядчик, а собственники помещений (их представитель) – как заказчик. Именно этот акт передается на согласование в орган местного самоуправления.

Поэтому фактически нет никаких отличий отражения доходов и расходов управляющей организации, выполняющей ремонт своими силами, от учета доходов и расходов в компании, привлекающей подрядчиков. Единственное, на что нужно обратить внимание, – это учет затрат и незавершенного производства, ведь если при подрядном способе выполнения работ затраты возникают только в момент приемки результата работ, то при хозяйственном – копятся постепенно. При признании доходов и расходов для целей налогообложения прибыли следует руководствоваться соответственно п. 2, 3 ст. 271, 318, 319 НК РФ (ремонт многоквартирного дома, как правило, не предполагает поэтапной сдачи работ).

Бюджетные средства, полученные управляющей организацией, не включаются в состав доходов. Расходы, понесенные за счет этих средств, также не учитываются при исчислении налога на прибыль. Определяя налоговую базу по НДС, управляющей организации, выполняющей ремонт собственными силами, предстоит решить, применять ли п. 2 ст. 154 НК РФ.

Начать дискуссию

Теперь подключить оплату по СБП через QRService могут клиенты СБЕРа и ВТБ

Два крупнейших банка — СБЕР и ВТБ — вошли в доверенную зону НСПК. Теперь огромное число клиентов этих банков могут подключить прием платежей по СБП через QRService и пользоваться всеми преимуществами сервиса — о них расскажем подробнее.

Теперь подключить оплату по СБП через QRService могут клиенты СБЕРа и ВТБ

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

В WhatsApp будет можно писать заметки к контактам

Владельцы бизнес-аккаунтов смогут писать пояснения к контактам, заметки появятся в разделе информации о чате. Затем новый функционал будет доступен обычным пользователям WhatsApp.

Принципы и технологии поиска линейного персонала

В современном динамичном бизнесе эффективный подбор линейного персонала является одним из ключевых факторов успеха. От качества рядовых сотрудников напрямую зависят производительность, уровень сервиса и в конечном счете прибыль компании. В то же время, найм персонала — это зона серьезной ответственности работодателя как в правовом, так и в этическом плане. 

Принципы и технологии поиска линейного персонала
Лучшие спикеры, новый каждый день

«Ашан» не собирается уходить с российского рынка

Компания заявила, что будет расширять сферы своей деятельности и увеличивать прибыль. Об уходе из РФ речи не идет.

Курс доллара превысил 94 рубля

Впервые с 30 октября 2023 года курс доллара на Мосбирже поднялся выше 94 рублей.

Планка "крупности" ущерба поднята. Что дальше?

Президент России Владимир Путин подписал закон о повышении пороговых значений при определении крупного и особо крупного ущерба по части экономических статей в Уголовном кодексе РФ

Планка "крупности" ущерба поднята. Что дальше?
1
29
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
ЭДО

Оптимизация документооборота: как упростить и ускорить работу с документами в компании

Документооборот — важный процесс в любом бизнесе. Руководители и сотрудники работают с большим объемом документов: это занимает много времени, увеличивает затраты на хранение и обработку информации. Расскажем, как упростить и ускорить работу с документами с помощью электронного документооборота (ЭДО).

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Госкомпании заказали у самозанятых товары и услуги на 2,2 млрд рублей

Крупнейшие заказчики нарастили объем закупок у самозанятых на 160%.

Трудовой патент иностранца. Как уменьшить НДФЛ на сумму патента.

Чтобы снять недоразумения, касающиеся оформления возможности уменьшения НДФЛ на сумму уплаченных взносов, Ассоциация клининговых и фасилити операторов направила официальное письмо в ФНС России с просьбой дать разъяснения относительно необходимого перечня документов.

Трудовой патент иностранца. Как уменьшить НДФЛ на сумму патента.

Как упростить учет в логистике

Грамотная организация логистических процессов, оперативный документооборот и автоматизация на всех этапах грузоперевозок сводят к минимуму рутинные операции, позволяют бухгалтеру вовремя и корректно отражать в учете факты ФХД.

Как упростить учет в логистике

Один маркетплейс начал продавать золотые слитки ручной работы

Сейчас на Мегамаркете представлено 160 золотых слитков 999-й пробы. Изделие можно забрать на пункте выдачи заказов или оформить курьерскую доставку.

Чек от самозанятого: отвечаем на самые популярные вопросы

Несмотря на то, что спецрежим «Налог на профессиональный доход» появился ещё в 2019 году, до сих пор у бизнеса возникают вопросы по работе с самозанятыми. И большинство популярных вопросов связано с чеками. На них эксперты в работе с самозанятыми подготовили понятные и подробные ответы.

Чек от самозанятого: отвечаем на самые популярные вопросы
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Какие документы нужны для работы с персональными данными

Все без исключения организации, которые хотя бы однажды работали с частными лицами, рассматриваются как операторы персональных данных (ПД). Все они обрабатывают ПД частных лиц — клиентов, работников и т.п. Для корректной работы с ними необходимо сформировать пакет документов для регистрации в Роскомнадзоре.

Какие документы нужны для работы с персональными данными

🛒Как изменения в бухгалтерии маркетплейсов в 2024 году могут повысить ваш доход. Бесплатный открытый урок

Не пропустите бесплатный урок, который откроет вам глаза на новые возможности для бухгалтеров. Это ваш шанс поднять свою профессиональную квалификацию на новый уровень и значительно увеличить доход!

🛒Как изменения в бухгалтерии маркетплейсов в 2024 году могут повысить ваш доход. Бесплатный открытый урок
НДС

РЭО: магазины нужно освободить от НДС за передачу товаров малоимущим

Отказ от НДС за передачу излишков продуктов малоимущим позволит сократить число пищевых отходов.

36

Как оплачивать налоги при получении товара вместо оплаты как самозанятый

Представим ситуацию, когда самозанятый получает в качестве вознаграждения за свою работу услугу или товар. Возникает вопрос: необходимо ли в таком случае уплачивать налог с этого дохода? И если да, то как это сделать?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Кадры

Камчатку включили в список регионов-участников программы стимулирования занятности

Сотрудники оборонно-промышленного комплекса на Камчатке смогут бесплатно получить дополнительное образование. Такое обучение организуют и для всех желающих найти работу.

Электронные накладные: что, как и зачем

В современном мире, где технологии развиваются с невероятной скоростью, бизнес-процессы становятся все более автоматизированными. Одна инновация, которая успела завоевать популярность в логистике и в ресторанном бизнесе, — электронные накладные. Рассказываем, как работают электронные накладные и почему стоит уже сейчас использовать их в заведении общепита.

Электронные накладные: что, как и зачем
47
Банки

ФАС выявила нарушения в рекламе ипотеки от Альфа-Банка

Банк не рассказал в рекламе о дополнительных условиях, которые могут повлиять на ставку по ипотеке в размере 5,6% годовых.

Интересные материалы

Туристический налог, больничный для НПД, прогрессивный УСН. Обзор для бухгалтера

Налоговые новости с Петром Захарченко. Все самое интересное из мира налогов в видео-обзоре.