Менеджмент

Экономим на ИТ: рабочие компьютеры и серверы

В продолжение начатого в статье "5 лучших способов легально сэкономить на ИТ" рассказа о наиболее простых и удобных способах сэкономить на ИТ в современной организации, я постараюсь сегодня рассказать об одном сравнительно новом способе снизить затраты на закупку компьютерного и серверного оборудования.
Экономим на ИТ: рабочие компьютеры и серверы
Александр Дембовский, руководитель направления маркетинга и продуктов компании Cloud One

В продолжение начатого в статье "5 лучших способов легально сэкономить на ИТ" рассказа о наиболее простых и удобных способах сэкономить на ИТ в современной организации, я постараюсь сегодня рассказать об одном сравнительно новом способе снизить затраты на закупку компьютерного и серверного оборудования.

Очень часто поводы для приобретения нового оборудования возникают практически из ниоткуда, хотя нередко они сопровождают приятные события в жизни организации, такие как создание новых рабочих мест, открытие филиалов, «дочек» и вообще новых направлений бизнеса. Иногда получается и так, что имеющийся технический парк устарел настолько безнадежно, что казавшиеся вполне приличными еще каких-то три года назад машины сейчас остается только выбросить, предварительно выкрасив зеленой краской, чтобы не было так обидно.

Обе ситуации объединяет одно: необходимость потратить ощутимую сумму денег на покупку, доставку, установку и настройку оборудования как минимум. А также нести определенные постоянные расходы на сотрудников, обслуживающих весь набор техники. По закону жанра, компьютеры и серверы не заменяются «одним махом», чаще всего ИТ-инфраструктура компании представляет собой сборную солянку из изделий разных производителей, не лучшим образом сочетающихся друг с другом, к тому же приобретенных у разных поставщиков. Для того? чтобы навести в этом хозяйстве порядок, когда уже нет сил справляться со сбоями, в любом случае понадобится масса средств и времени.

Современным решением всех перечисленных проблем может стать сравнительно недавно появившаяся в России услуга под необычным названием «аутсорсинг  ИТ-инфраструктуры». На практике, как водится,черт отнюдь не так страшен, и чаще всего эти слова означают обычный переход от модели «купим сейчас, потратим много денег и начнем пользоваться» к модели «арендуем, начнем пользоваться и будем платить понемногу ежемесячно». 

Лично я подразделяю аутсорсинг ИТ-инфраструктуры на два, в целом параллельных, направления: с использованием и без использования виртуализации рабочих мест. Если вкратце, то в первом случае компания или организация арендует внешние серверные мощности и использует их для собственных нужд практически тем же самым образом, что и устаревшие (или только требующие покупки) офисные серверы. Разворачивается файловое хранилище, запускаются службы электронной почты, единой авторизации в домене, корпоративный портал, CRM и любые другие, необходимые в работе приложения. При этом доступ ко всем данным осуществляется «по старинке», с обычных компьютеров, установленных на рабочих местах сотрудников. То есть, когда внешняя инфраструктура используется подобным образом, компьютеры продолжают требовать к себе профессионального внимания и довольно быстро устаревают.

Второе направление гораздо более технологично и современно. При этом, как это ни печально, для запуска этой схемы работы придется все же пойти на расходы, связанные с переоснащением рабочих мест. Однако расходы эти будут как минимум в два раза ниже, чем при обновлении обычных рабочих компьютеров. Дело в том, что, вместо компьютеров, компания будет приобретать так называемые «тонкие клиенты». Это устройства, чьи функции ограничены подключением к серверу, приемом сигналов от мыши и клавиатуры, а также выводом изображения на дисплей. При включении они связываются с сервером, загружают операционную систему и нужные приложения. После этого сотрудник получает в свое распоряжение обычный «рабочий стол» со всем привычным содержимым и работает абсолютно таким же способом, как если бы мы использовали не тонкие клиенты, а обычные компьютеры.

В силу простоты конструкции и того факта, что большая часть задач возложена на сервер, тонкие клиенты гораздо дольше не устаревают и требуют минимум внимания в ежедневной эксплуатации. Фигурально выражаясь, для того, чтобы они нормально работали, потребуется только вытирать с них пыль. 

В схеме работы с виртуализацией рабочих мест есть ряд дополнительных преимуществ. Прежде всего, это возможность легко и прозрачно обновить операционную систему или набор установленных приложений одновременно на всех рабочих местах. При этом не нужно будет покупать новые версии приложений: появилась новая редакция – вся компания организованно и одномоментно перешла на нее. Нет нужды запускать системных администраторов по всему офису для установки новых версий на каждый отдельный компьютер, где очень часто что-то может пойти не так, возникнет какая-нибудь проблема, или просто обнаружится пучок вирусов. Кстати, о вирусах. При использовании тонких клиентов, пользователь имеет доступ только к ограниченному количеству папок, где хранит свои рабочие и личные файлы. Вся остальная системная область находится вне зоны его доступа. Поэтому, даже при желании саботировать рабочий процесс, сотрудник не сможет повредить системные файлы, или заразить систему вирусом, случайно или намеренно.

Конечно же, совсем без минусов описанные решения обойтись не могут. Главная ложка дегтя в этой красивой бочке меда – проблемы со стабильным и быстрым интернет-доступом в России. К сожалению, кардинальное решение этой проблемы в большинстве городов России либо невозможно, либо крайне дорого. Остается только по мере сил содействовать развитию этой отрасли в нашей стране и ждать светлого будущего, которое, хотя бы в области доступа в интернет, обязательно наступит, не в этом году так в следующем.

Вместе с тем, если попробовать превратить затруднения в возможности, то из подобной попытки может родиться неплохая бизнес-идея. Дело в том, что быстрый доступ нужен только к серверам, а не к Интернету в целом. То есть, например, если компания «квартирует» в бизнес-центре, можно приобрести несколько серверов и стать поставщиком услуг для всех компаний, расположенных в этом же центре. При этом скорость работы всей системы не будет зависеть от интернет-канала и в целом станет гораздо выше.

Чтобы суммировать все вышесказанное, приведу примерный расчет стоимости построения собственной ИТ-инфраструктуры и двух вариантов использования внешней (аутсорсинга). Данные, очевидно, не претендуют на истину в последней инстанции и являются ориентировочными. Однако примерное соотношение затрат они должны отражать достаточно точно для того, чтобы ими можно было иллюстрировать потенциальный экономический эффект.

Представим, что нам нужно обновить технический парк в компании на 50 сотрудников. Замене подлежат компьютеры на рабочих местах, серверы и средства коммутации. Подразумевается, что мы хотим обеспечить высокую надежность системы и защиту от сбоев, поэтому используем как минимум два сервера и отдельную систему хранения данных.

  • Офисные компьютеры – 50 х 15.000 = 750.000 рублей
  • Серверы – 2 х 160.000 = 320.000 рублей
  • Система хранения данных – 200.000 рублей
  • Коммутация –коммутаторы, маршрутизаторы–80.000 рублей
  • Программное обеспечение: операционные системы для компьютеров, офисные пакеты и другие приложения = 1.000.000

Таким образом, единовременные затраты на перевооружение – 750 + 320 + 200 + 80 + 1000 = 2350 тысяч рублей, без учета оплаты труда специалистов по покупке, доставке, установке и настройке оборудования.

Теперь рассмотрим варианты с аутсорсингом ИТ-инфраструктуры, с виртуализацией и без виртуализации рабочих мест.

  • Офисные компьютеры заменяются тонкими клиентами – 50 х 10.000 = 500.000 рублей
  • Серверные мощности и система хранения данных, почтовые ящики, операционные системы для тонких клиентов и другие приложения арендуются у поставщика соответствующих услуг за 90.000 рублей в месяц
  • Система коммутации значительно упрощается, для простоты учета будем считать, что ее стоимость снизится в два раза, до 40.000 рублей. 

В этом случае затраты на перевооружение составят – 500 + 40 = 540 тысяч рублей единовременно, плюс 90 тысяч рублей ежемесячно. Непосредственная выгода приближается к двум миллионам рублей. Если перенести эти средства на покрытие операционных расходов (ежемесячные платежи поставщику услуг), их хватит как минимум на два года. Таким образом, мы избегаем больших единовременных капитальных издержек и получаем возможность перенаправить высвободившиеся средства на развитие бизнеса.

Вариант «без виртуализации рабочих мест» серьезно теряет в привлекательности на этом фоне, однако по-прежнему остается способом сэкономить миллион рублей на единовременных капитальных расходах (потребуется покупать ПО, на что уйдет миллион из тех двух, что мы сэкономили в предыдущем варианте). Зато ежемесячные затраты на аренду ресурсов и лицензий на ПО снизятся до 60-70 тысяч рублей.

Понятно, что скептикам всегда найдется, что на это возразить, однако свободные, не замороженные средства – всегда благо для компании. Они как минимум смогут приносить свои 5%, находясь на счету в банке. Кроме того, не понадобится принимать оборудование на баланс, амортизировать его, списывать в конце срока эксплуатации, и так далее – аутсорсинг инфраструктуры избавляет от огромного количества бумажной волокиты.

Если плюсов все еще мало – к ним добавляется отсутствие потребности в ремонте оборудования и платном обновлении программных продуктов. И, конечно же, есть вещи, которые непросто измерить в деньгах, потому что эффект может быть просто неизмерим. Под этим я понимаю рост надежности ИТ-инфраструктуры в разы, если не на порядок. Вынесение инфраструктуры «наружу» страхует компанию от массы рисков, часто не принимаемых во внимание. Пожар или потоп в офисе, воровство, скачки напряжения, приводящие к поломкам, наконец, технические сбои, приводящие к потере важнейших данных – оборудование провайдера, как правило, надежно защищено от всех подобных форс-мажоров. К тому, же, если организация развивается, организовать еще десяток рабочих мест или поднять производительность интернет-магазина в период новогодних продаж – не проблема, все эти действия осуществляются буквально в пределах нескольких часов.

Ну и, наконец, как ягодка на торте – финансовая ответственность поставщика услуг. Любая серьезная компания-провайдер прописывает в договоре на оказание услуг финансовую ответственность, наступающую в случае перебоев в их предоставлении. Это еще один, весьма немаловажный, фактор в пользу аутсорсинга.

Комментарии

1
  • Glaz_Go

    Аутсорсинг ИТ - действительно вещь хорошая! В любом из вариантов помогает сэкономить, только размер экономии разный. И, что действительно Вы верно заметили, риски ложаться на поставщика услуг! А это важно. Приведенные затраты могут быть гораздо ниже, чем вы указали. Хотя все зависит от выбора варианта и поставщика. Вот, например, ребята предлагают размещать данные и ПО в облаке, так называемый SaaS http://mobikate.ru/cost. Там цены от приведенных Вами существенно отличаются. Может, конечно, и услуги у них другие, но все же в 10 раз ниже

Официально: даны прогнозы роста основных показателей экономики

Минэкономразвития ждет, что за 2024 год ВВП превысит 191 трлн рублей, реальные доходы населения вырастут на 5,3%, а безработица сохранится в пределах 3%.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

20 лет я главный бухгалтер. Большую часть из них работала в Хабаровском крае. С проблемой ниже, конечно, сталкивалась, но не сплошь, а вопрос с контрагентом решался быстро и безболезненно.

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!
Общество

На сколько подорожал шашлык: суммы и наш опрос

Заметнее всего подорожал шашлык из курицы. Стоимость блюда выросла на 20%, до 389 рублей.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Летом стартует очередной эксперимент по маркировке товаров

Минпромторг предложил с 1 июля 2024 года провести эксперимент по маркировке полимерных труб и их сырья.

Мошенничество

Малоактивные и брошенные аккаунты работников сервисов доставок стали основой мошеннической схемы

В Санкт-Петербурге полицейские задержали подозреваемого в интернет-мошенничестве через сервисы доставок.

Инвестиции

Держатели облигаций «Киви финанс» могут потребовать погасить их досрочно

Эмитент проведет выплаты в течение 7 рабочих дней с даты получения требования.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Оценивать риск нарушения закона и принимать решение о проверке будут по 500 индикаторам. А работать когда? 🕵️‍♀️«Ночной бухгалтер» № 1671

Минэкономразвития уже согласовал 30 новых критериев оценки рисков, а до конца года добавят еще 60-70. К концу 2024 году число индикаторов риска увеличится до 500. Как вообще следить за всеми?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Товарный знак

👏 Суд: в товарных знаках нельзя указывать «№1». Но многие компании пренебрегают, хотя это не очень эффективно — говорит эксперт

Роспатенту напомнили, что при регистрации брендов нельзя использовать элементы, которые создают впечатление о превосходстве товаров.

Реклама

С 4 мая упростили продление договора на рекламную конструкцию

Начинают действовать изменения в закон о рекламе и ряд других нормативных актов.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: депутат заработал 200 млн рублей, организм может сам вырабатывать алкоголь, у «Яндекс Маркет» ребрендинг, а нейросеть придумала рецепт кофе

Подготовили обзор главных событий дня — 24 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Тренды договорной работы — 2024

Качественная работа над договором — это работа по минимизации рисков при его исполнении. Потребность что-то отразить в договоре обычно отражает обычаи делового оборота или новые позиции в судебной практике. Если мы говорим о трендах договорной работы в 2024 году, то здесь мы можем отметить и новое, появившееся в этом году, и то, что сохраняет свою актуальность не первый год. В этой статье остановимся коротко на основных договорных трендах.

Тренды договорной работы — 2024

Начальника отдела камеральных проверок арестовали по делу о взятке

За получение взятки в размере 12 млн рублей суд заключил под стражу сотрудника ФНС в Новосибирске.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
ЭДО

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

С 1 сентября 2022 года стартовала работа ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. Она обеспечивает обмен сведениями между всеми участниками перевозочного процесса. Оператором ГИС ЭПД стал Минтранс. Рассказываем об электронных документах по грузоперевозкам, как с ними работать и как их внедрять.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать
НДС

☝️Как изменился порядок возмещения НДС в 2024 году

Налоговики разъяснили, что изменилось в упрощенном порядке возмещения НДС и какие компании потеряли право его применять.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

💥 ФНС запретила требовать пояснения по отмененным КС

Налогоплательщики стали активно жаловаться в ФНС по поводу неправомерного направления требований дать пояснения в рамках камеральных проверок 6-НДФЛ.

Налоговая не установила Блиновской срок погашения недоимки

Следователи снимут арест с некоторого имущества Елены Блиновской, чтобы она смогла погасить долги перед бюджетом.

Маркетинг

Как видео оптимизирует затраты бизнеса. Реальные примеры

Задача владельца компании — сделать бизнес прибыльным и оптимизировать затраты на отдел продаж, маркетинг, рекламу.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Что нужно знать о допросах в налоговой

Кого могут вызвать на допрос в налоговой, какое наказание грозит за неявку, как проходит допрос свидетеля и способы обезопасить себя разбираем в статье.

Иллюстрация: cottonbro studio/pexels
Кадровый учет

Меняем режим работы в организации

Режим работы устанавливается руководством компании и утверждается в правилах трудового распорядка или прописывается в трудовых договорах. Изменить график работы без согласования с сотрудниками можно будет только если в компании происходят организационных и технологических изменений. Во всех остальных случаях изменения придется согласовывать с сотрудниками.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Бесплатно с Компенсации работникам

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Разбираем в мини-курсе, как платить компенсацию за использование личного авто, облагается ли она НДФЛ и страховыми взносами и что компенсация включает.

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс