Бухгалтерский учет

Вести нельзя помиловать

Как известно, с 1 января 2013 г. все организации (коммерческие и некоммерческие, органы власти, фонды и т.д.) обязаны вести бухгалтерский учет независимо от применяемой ими системы налогообложения. Исключением являются только структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательствами иностранных государств.
2,3 тыс. 1
Вести нельзя помиловать
Виктор Климов, депутат Государственной Думы, заместитель Председателя Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству. Фото из архива В.Климова.

Удастся ли в 2013 году отменить бухучет для упрощенцев? Как известно, с 1 января 2013 г. все организации (коммерческие и некоммерческие, органы власти, фонды и т.д.) обязаны вести бухгалтерский учет независимо от применяемой ими системы налогообложения. Исключением являются только структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательствами иностранных государств.

В ноябре 2012 года группа депутатов Госдумы внесла на рассмотрение парламента законопроект № 174312-6. В нем предлагается внести изменения в статью 6 ФЗ «О бухгалтерском учете» и распространить на субъекты МСП порядок ведения бухучета, существующий в настоящее время для ИП - не вести бухучет «если… ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения…». Иначе говоря, организации на УСН предлагается освободить от обязанности по ведению бухучета, возникшей у них с этого года.

В профильном Комитете ГД по бюджету и налогам продолжается обсуждение законопроекта. Один из его авторов, депутат Госдумы от ОНФ, зампред Комитета по экономической политике и предпринимательству Виктор Климов поделился с Клерк.Ру мнением о шансах своего детища.

Виктор Владимирович, кто выступает вашими оппонентами?

Правительство в лице Минфина не поменяло своего отрицательного отношения к документу.

Аргументы их таковы: поскольку новый закон о бухучете снизил требования к количеству представляемых отчетов в 4 раза (с 1 января 2013 г. организации должны представлять в налоговый орган только годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность), то и бухучет для упрощенцев не будет чрезмерным или дорогим. Данные из «Книги учета доходов и расходов» (которую вести обязательно) просто переносятся в отчетные формы.

Наконец (это цитата из отзыва Минфина), "бухучет, кроме начисления налогов, имеет ряд других важных функций (учет ценностей, оценка бизнеса и его эффективности, повышение открытости и т.д.)".

Большая часть аргументов, мягко говоря, неубедительны. И потом не нужно забывать, что одно дело вести книгу доходов и расходов и другое – полноценный бухучет с двойной записью, балансом и пр. Первое – доступно любому предпринимателю, второе - требует специальных знаний бухгалтерии. По сути, это означает дополнительные расходы (например, найм дополнительного сотрудника).

Однако депутатов подкомитета нам, кажется, в минувшую пятницу удалось переубедить. В общем, пока перенесли. Но не отклонили. Сложность еще в том, что бизнес пока не разобрался и не шумит по этому поводу.

А почему бизнес "пока не шумит"?

Потому что период отчетности наступит лишь в конце года. Конечно, недовольство прослеживалось еще тогда, когда закон принимали, но вы же понимаете, за законотворческой деятельностью малые предприниматели мало следят, они начинают реагировать тогда, когда закон требует исполнения. Так что главная волна "накроет" их в конце года.

У нас в стране (да, наверное, и в любой другой стране), если закон принимают, значит, это кому-нибудь нужно. Кому и зачем так понадобился бухучет для упрощенцев?

Думаю, что у налоговой службы, да и у Минфина в целом, наверное, менталитет такой - знать про любой бизнес все, что только можно про него знать, чтобы чего-то не утаили.

Другое дело, что когда предприниматель обращается за кредитом в банк, то банк хочет о нем знать как можно больше, и наличие бухгалтерского баланса здесь помогает. Но это вопрос свободного выбора предпринимателя.

Тут мы видим еще не очень грамотный подход, непонимание того, что такое малый бизнес, и как ему плохо и без этой лишней нагрузки.

Чем же вы убедили участников подкомитета в том, что законопроект "заворачивать", как настаивал Минфин, не стоит?

Тем, что в течение тех лет, пока это упрощение действовало, никаких громких скандалов и злоупотреблений не было отмечено. Зачем же добавлять лишнюю контрольную функцию?

А кстати, что там с отменой налогового учета, о которой снова заговорили еще в конце 2011 года?

Точный комментарий по этому поводу дать не могу, но что не вызывает сомнений, так это то, что у нас действительно много лишнего в отчетности. И к сожалению, статистика ФНС или Пенсионного фонда не всегда интересна и удобна для принятия управленческих решений. Система собирает много информации, но на выходе дает не очень ясную картину.

Что же можно сделать?

Проблема затрагивает очень большой пласт не только законов, но и технологий. На мой взгляд, было бы очень правильно, если бы данные по всем налогам и платежам содержались в одной большой информационной системе. Чтобы налоги предприятия можно было сопоставить с налогами и платежами конкретного работника, любой вопрос системе задать, и она знала все ответы. Если я в одном месте заплатил, зачем мне об этом сообщать дополнительно? Вот к этому и надо идти, сокращая число отчетных бумажек.

Комментарии

4
  • Мук

    Однозначно я за отмену для УСНщиков бухотчетности,потому что само понятие УСН тогда теряется...спасибо,что хоть кто-то из госдумщиков это понимает...


    А вот то,что мы в разные структуры сдаем одни и те же цифири - говорит о том,что саму систему пора уже поменять...всех этих тетенек уволить,обепечить малому бизнесу БЕСПЛАТНУЮ сдачу отчетов в электронном виде во ВСЕ органы...короче как в Кин Дза Дзе хочется - тетек убрать и автоматы поставить...


    Я верю в будущее...

  • Lurik
    Количество отчетов уменьшилось в 4 раза! Насмешили! А про ПФ они зыбыли? Теперь каждый квартал индивидуальные сведения сдаем. Программу только успевай обновлять! а СЗВ-6-4?! По два листа на человека в двух экз.! До ПФ еле-еле авоськи с документами тащим! А уж сил в этом отчете сколько оставишь! Лучше давайте раз в месяц по доходам отчитываться!!!
  • gordana

    Lurik, Вы писали:
    "Лучше давайте раз в месяц по доходам отчитываться!!!"

    Так хотели же у нас депутаты ГосДуры ежеквартальную отчетность по НДФЛ ввести, не исключено, что дождемся.

Быть бухгалтером хочу, пусть меня научат... или нет. Можно ли стать бухгалтером самому с нуля и что для этого надо знать

Меня на этот пост вдохновил вопрос пользователя в телеграм-канале. Она попросила помощи в заполнении упрощенной отчетности и уточнила — справится ли она сама, если она не бухгалтер? И, правда, а можно ли вести учет и при этом не иметь образования бухгалтера и всему научиться самому.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
164

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Мошенничество

Сотрудник банка отдохнул за границей и обогатился за счет клиентки на 29 млн рублей

Сотрудники управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Ростовской области выявили факт многомиллионного мошенничества в особо крупном размере сотрудником банковской организации.

ВЭД

Три главных изменения 2024 года для бухгалтера ВЭД

Продавцы из ЕАЭС начнут платить налоги в российскую казну, бизнес освободят от отчетности по мелким сделкам с зарубежными партнерами, а цифровые активы становятся обычным способом расчета.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
279
Лучшие спикеры, новый каждый день

Обязательную маркировку ювелирных изделий перенесут на 2025 год

Чтобы снизить нагрузку с Пробирной палаты, которая будет ставить клеймо на украшения, Минфин перенесет срок обязательной маркировки на 1 сентября 2025 года.

С 1 мая запустят эксперимент по маркировке моторных масел

Для борьбы с контрафактом на рынке Минпромторгу предложили включить в эксперимент по маркировке не только моторные масла для автомобилей, но и свечи зажигания, детали подвески и рулевого управления.

124

Календарь вебинаров для бухгалтера в апреле 2024. Акцент на проверки

Вебинар — простой способ разобраться в любом важном для бухгалтера вопросе. «Клерк» приглашает на вебинары экспертов-практиков, которые понятно и с примерами разберут любую тему. Вы можете задавать спикеру вопросы и он ответит на них в прямом эфире.

Иллюстрация: freepik/freepik
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Экспорт

Минпромторг сократит список экспортеров, которые могут получать транспортные субсидии

Изменения затронут только тех, кто занимается экспортом товаров из высокомаржинальных групп.

С 01 апреля 2024 года порог беспошлинного ввоза товаров, возможно, вернется к уровню €200 евро

Но подготовка новых документов не началась.

УК РФ

Опасное производство 2 года работало без лицензии и получило доход 26 млн рублей

В Ставропольском крае перед судом предстанет обвиняемый в незаконном предпринимательстве с извлечением дохода на сумму более 26 млн рублей.

Обеспечительные меры при ВНП, предварительные обеспечительные меры + защитный лайфхак

Всегда ли налоговики могут наложить обеспечительные меры (арест) на имущество по результатам проверки?

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
7
124

Кто имеет право работать неполный день

Если у сотрудников есть основания для неполной занятости, работодатель должен установить удобный для работника график и снизить нагрузку.

Календарь вебинаров для бухгалтера в апреле 2024. Платные и бесплатные

Собрали для вас анонсы вебинаров на апрель 2024 года.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Каким числом выставлять счет-фактуру на аванс: бухгалтеры разбираются с формулировками в НК. «Ночной бухгалтер» № 1652

В телеграм-канале «Клерка» бухгалтеры спорили о том, какую дату указать в счет-фактуре на аванс — день получения аванса или любую из последующих пяти дней, которые даны на выставление документа. Истину нашли (вроде).

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
227
IT-компании

Яндекс запустил линейку нейросетей YandexGPT третьего поколения

Искусственный интеллект нового поколения лучше работает со сложными задачами. Бизнес может самостоятельно дообучить нейростеть.

65
Бесплатно с Архив документов

Сколько лет все-таки хранить кадровые документы? Мини-курс

Разбираемся в мини-курсе, какие типы хранения кадровых документов выделяют и какова продолжительность хранения кадровых документов.

Сколько лет все-таки хранить кадровые документы? Мини-курс
НДФЛ

В 2024 году ФНС разошлет уведомления на НДФЛ с процентов по вкладам за 2023 год

В 2024 году вкладчикам впервые необходимо будет уплатить НДФЛ с процентов от банковских вкладов за 2023 год.

Перерасчет имущественных налогов будут делать по-новому

Физлица будут направлять в ИФНС заявления на перерасчет налога на имущество, земельного и транспортного, к которому можно приложить документы, а можно и не прикладывать. Налоговики будут рассматривать это заявление 30 дней.

Как разработать эффективную программу обучения для новых сотрудников

Обучение персонала — сложный и многогранный процесс. Если проводить его правильно, он может стать ключевым инструментом для усиления корпоративной культуры, увеличения продуктивности и стимулирования мотивации сотрудников.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
5
67
УК РФ

Поиск бывшего гендира может вылиться в вымогательство

Сотрудники главного управления уголовного розыска МВД совместно с коллегами из Красноярского края задержали подозреваемых в серии вымогательств у бизнесменов.

Интересные материалы

Обзоры новостей

⚡️Итоги дня: Ozon изменил расчет сбора, Дурова призвали внимательнее следить за Telegram, Камчатку трясет

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.