Клерк.Ру

ФНС развивает ЭДО слишком быстро

Анастасия Щепина, аналитик Synerdocs

В последнее время мы активно наблюдаем развитие электронного документооборота первичкой, и не только со стороны операторов, интеграторов и бизнеса, но и со стороны государства.

С одной стороны, это хорошо. Радует сам факт активного развития электронного документооборота со стороны государства. Но не слишком ли быстро государство стало продвигать все новые и новые технологии, в больше части относительно только счетов-фактур? Я сейчас говорю в основном о нововведениях ФНС. Давайте попробуем разобраться.

Уже больше года назад были введены электронные счета-фактуры, и только сейчас их использование набирает обороты. Компании постепенно начинают внедрять их использование. Параллельно с 2014 года уже вводится обязательная электронная отчетность, с 2015 года – электронные журналы полученных и выставленных счетов-фактур для некоторых категорий налогоплательщиков. На словах звучит красиво, но ведь компаниям нужно серьезно менять внутренние процессы для перехода на электронный документооборот первичкой.

А ФНС в дополнение ко всему разрабатывает все новые формы документов.

Были введены единые корректировочные счета-фактуры. Для бумажного документооборота уже все готово, можно использовать. Но как его использовать в электронном виде? Ведь форматы еще не изменены. Поле, предусматривающее перечисление номеров нескольких счетов-фактур, может включать только одно значение.

Утверждена возможность использования универсального передаточного документа (далее - УПД) и разработана соответствующая форма (см. Письмо ФНС от 21.10.2013 г. № ММВ-20-3/96@). Сейчас УПД можно использовать на бумаге и частично в электронном виде (в случае, когда УПД отражает только сведения о первичном учетном документе, но не о счете-фактуре), но на практике возникает очень много вопросов: где и как хранить новый документ, как делать корректировку и исправлять документ? И когда же будут форматы?

Кроме того, стоит подумать о том, что существующие форматы электронных счетов-фактур только сейчас начинают использоваться, и к ним компании ещё только привыкают, кто-то уже начинает выстраивать свои процессы под работу с этими форматами. А с УПД надо будет снова всё менять? При этом формат счета-фактуры никто не отменяет, а это значит, что будут одновременно существовать два разных формата, которые надо будет использовать в разных процессах.

Кстати, о предоставлении документов в инспекцию в электронном виде. Уже относительно давно ФНС говорит о готовности принимать электронные счета-фактуры. Но есть реальные случаи, когда требование о предоставлении документов приходит все еще на бумаге, хотя компания уже использует ЭСФ, и в соответствии с регламентом обмена, налоговая об этом знает. Бухгалтеру приходится забыть о прекрасной возможности быстро, несколькими движениями руки, отправить пачку документов в налоговую. Вместо этого он распечатывает эту пачку документов, заверяет и как обычно несет ручками или отправляет через обычную почту. И УПД так же придется сдавать с бумаге, пока не будут разработаны форматы.

Кстати, не так давно на сайте Клерк.ру проводился опрос о том, собираются ли компании использовать УПД. 47,7% отвечающих не готовы использовать в работе УПД и 36,7% ответили положительно. А ведь речь идет пока о бумажных документах, при том, что УПД должно сократить их количество.

На самом деле, кроме счетов-фактур компании используют и множество других документов.

В апреле 2012 года на встрече экспертного совета «Электронные документы – эффективная экономика» были представлены данные о том какие первичные документы с каким приоритетом стоит переводить в электронный вид:

А также о готовности разрабатывать и внедрять электронные форматы документов:

За то время, которые прошло, только для актов выполненных работ и накладных ТОРГ-12 созданы форматы.

Может быть, стоит переводить в электронный формализованный вид уже другие виды документов, чтобы максимально исключить из работы бумажные документы, ведь с формализованными документами на самом деле намного проще работать: проще искать, доставать информацию и хранить. При этом с электронными счетами-фактурами ведь ничего не случится, они уже готовы для электронного документооборота. Пока большая часть видов документов не будет переведена в электронном виде, так и будет существовать два потока: электронные документы и бумажные документы. Это неудобно, это тормозит развитие. Возможно, создание форматов для других видов документов ускорить переход на электронный документооборот, и на этой основе будет проще продвигать новые формализованные документы? Как вы думаете?

Обучающий курс от команды «Клерка»
«Налоговые проверки. Тактика защиты»
Способы защиты, проверенные на практике, от Ивана Кузнецова, налогового эксперта, работавшего в ОБЭП.
  • Первое видео — бесплатно.
  • Даем сертификат в конце обучения.
  • Дистанционное обучение.
Записаться на курс за 5 500 руб.