Налог на рекламу

Когда рассылка становится рекламой

Крайне интересное мнение относительно расходов на рекламу высказало главное финансовое ведомство страны в письме от 18.01.06 № 03-03-02/13. В этом документе специалисты ведомства рассматривали вопрос о том, в каких случаях распространение рекламных материалов признается рекламой. И соответственно в каких случаях затраты на такое распространение можно признать рекламными расходами.
Когда рассылка становится рекламой

Письмо Минфина России от 18.01.06 № 03-03-02/13 "О порядке отнесения к рекламным расходам затрат по организации рассылки рекламных материалов> (опубликовано в приложении «Официальные документы» № 4, 2006)

Алексей Крайнев, эксперт «УНП»

Крайне интересное мнение относительно расходов на рекламу высказало главное финансовое ведомство страны в письме от 18.01.06 № 03-03-02/13. В этом документе специалисты ведомства рассматривали вопрос о том, в каких случаях распространение рекламных материалов признается рекламой. И соответственно в каких случаях затраты на такое распространение можно признать рекламными расходами.

Все дело в базе

Ситуация, рассмотренная в письме, достаточно проста. Организация рассылала потенциальным контрагентам предложения по продаже. В комплект входил каталог продукции, рекламная листовка о компании, а также бланк для оформления заказа. Соответственно организации пришлось потратиться на изготовление этой продукции, а также на ее рассылку. Можно ли учесть такие расходы, и если можно, то в каком порядке? - поинтересовался плательщик у Минфина.

Ответ на эти вопросы Минфин начал с того, что сразу же указал на рекламный характер подобных затрат. Но далее авторы перешли к определению рекламы, данному в статье 2 Федерального закона от 18.07.95 № 108-ФЗ «О рекламе». И особое внимание специалисты Минфина уделили тому факту, что рекламой этот закон признает информацию, распространяемую среди неопределенного круга лиц.

Из этого в письме делается вывод, что рекламными расходы по рассылке предложений по продаже будут только в том случае, если предложения рассылаются неопределенному кругу лиц. В качестве примера такой ситуации в письме приводится безадресная почтовая доставка. То есть раскладка предложений сотрудниками почты в почтовые ящики физических лиц.

В таком случае, по мнению Минфина, расходы можно учесть по правилам пункта 4 статьи 264 НК РФ. Причем, как особо отмечается в письме, такие расходы будут нормироваться и не могут превышать 1 процент от выручки.

Если же рассылка происходит по базе потенциальных клиентов, имеющейся у организации-продавца либо у организации, оказывающей услуги по рассылке, то налицо адресный характер распространения информации. Значит, отсутствует «неопределенный круг лиц» и расходы носят не рекламный характер. Поэтому учесть их при налогообложении прибыли нельзя.

В качестве основания такого запрета финансисты приводят пункт 16 статьи 270 НК РФ. Он запрещает учитывать при налогообложении прибыли расходы, связанные с безвозмездной передачей имущества.

Ищем неопределенность

Однако, на наш взгляд, выводы Минфина России не соответствуют действительности. Ведь в законе о рекламе никак не оговорено, что надо понимать под «неопределенным кругом лиц». Поэтому можно утверждать, что в данном случае речь идет о лицах, круг которых заранее не известен рекламодателю. То есть в состав потребителей рекламы нужно включать не только непосредственных адресатов, но и всех тех, кто имеет потенциальную возможность воспринимать данную рекламу.

Если применить этот подход в рассматриваемом случае, станет очевидно, что даже при адресной рассылке предложений о продаже покупателем может стать лицо, не вошедшее в список рассылки. Ведь получатель рекламного буклета может передать его третьим лицам. Проще говоря, круг лиц, которые увидят рекламное предложение и получат потенциальную возможность им воспользоваться, заранее не определен. Так что признаки рекламы налицо.

Поэтому, на наш взгляд, даже при адресной рассылке расходы остаются рекламными. Потерять такой характер они могут только если заявка на заказ товаров именная. То есть воспользоваться предложением, указанным в рекламном каталоге, может только его получатель.

Суд решил: учесть

Правильность такого подхода подтверждает и судебная практика. Так, весьма показательно в данном случае постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 04.08.05 по делу № КА-А40/7346-05. В этом деле суд как раз и рассмотрел спор между налоговой организацией, включившей в расходы затраты на адресную рассылку рекламных материалов, и инспекцией, настаивавшей на незаконности таких действий. И суд занял сторону плательщика. При этом сделал два важных вывода.

Во-первых, суд указал, что рассылка рекламных материалов по адресной базе также означает доведение рекламы до неопределенного круга лиц. На вывод суда в данном случае повлиял объем рассылки - материалы были доставлены по 153 288 адресам. Это, по мнению судей, явно свидетельствует о неопределенности круга лиц - пользователей рекламной информации.

Во-вторых, суд указал, что если целью безвозмездной передачи того или иного имущества (например, каталога товаров или подарка покупателям) является стимулирование спроса, то расходы на такую передачу можно учесть при налогообложении прибыли. При этом суд прямо отверг ссылку налоговиков на пункт 16 статьи 270 НК РФ, указав, что в данном случае эта статья не применяется. А расходы по безвозмездной передаче связаны с производством и реализацией, и их можно учесть на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 164 НК РФ.

Таким образом, даже если каталоги продукции и предложения на продажу распространялись среди заранее известного круга лиц или заявка на заказ товара была именная, то расходы на распространение таких материалов все равно можно учесть при налогообложении прибыли. Причем в данном случае никаких нормативов для учета не существует. То есть затраты по изготовлению и рассылке такого рода в полном размере относятся на расходы, учитываемые при налогообложении прибыли.

Начать дискуссию

Реклама

С 4 мая упростили продление договора на рекламную конструкцию

Начинают действовать изменения в закон о рекламе и ряд других нормативных актов.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

⚡️ Итоги дня: депутат заработал 200 млн рублей, организм может сам вырабатывать алкоголь, у «Яндекс Маркет» ребрендинг, а нейросеть придумала рецепт кофе

Подготовили обзор главных событий дня — 24 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Тренды договорной работы — 2024

Качественная работа над договором — это работа по минимизации рисков при его исполнении. Потребность что-то отразить в договоре обычно отражает обычаи делового оборота или новые позиции в судебной практике. Если мы говорим о трендах договорной работы в 2024 году, то здесь мы можем отметить и новое, появившееся в этом году, и то, что сохраняет свою актуальность не первый год. В этой статье остановимся коротко на основных договорных трендах.

Тренды договорной работы — 2024
Лучшие спикеры, новый каждый день

Начальника отдела камеральных проверок арестовали по делу о взятке

За получение взятки в размере 12 млн рублей суд заключил под стражу сотрудника ФНС в Новосибирске.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

С 1 сентября 2022 года стартовала работа ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. Она обеспечивает обмен сведениями между всеми участниками перевозочного процесса. Оператором ГИС ЭПД стал Минтранс. Рассказываем об электронных документах по грузоперевозкам, как с ними работать и как их внедрять.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

☝️Как изменился порядок возмещения НДС в 2024 году

Налоговики разъяснили, что изменилось в упрощенном порядке возмещения НДС и какие компании потеряли право его применять.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

💥 ФНС запретила требовать пояснения по отмененным КС

Налогоплательщики стали активно жаловаться в ФНС по поводу неправомерного направления требований дать пояснения в рамках камеральных проверок 6-НДФЛ.

Налоговая не установила Блиновской срок погашения недоимки

Следователи снимут арест с некоторого имущества Елены Блиновской, чтобы она смогла погасить долги перед бюджетом.

Как видео оптимизирует затраты бизнеса. Реальные примеры

Задача владельца компании — сделать бизнес прибыльным и оптимизировать затраты на отдел продаж, маркетинг, рекламу.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Что нужно знать о допросах в налоговой

Кого могут вызвать на допрос в налоговой, какое наказание грозит за неявку, как проходит допрос свидетеля и способы обезопасить себя разбираем в статье.

Иллюстрация: cottonbro studio/pexels

Меняем режим работы в организации

Режим работы устанавливается руководством компании и утверждается в правилах трудового распорядка или прописывается в трудовых договорах. Изменить график работы без согласования с сотрудниками можно будет только если в компании происходят организационных и технологических изменений. Во всех остальных случаях изменения придется согласовывать с сотрудниками.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Компенсации работникам

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Разбираем в мини-курсе, как платить компенсацию за использование личного авто, облагается ли она НДФЛ и страховыми взносами и что компенсация включает.

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Дифференцированный и аннуитетный платеж: в чем разница и что выгоднее

Ежемесячные платежи по кредиту делятся на два типа: дифференцированный и аннуитетный. Каждый из них имеет свои особенности, которые влияют на сумму платежа и общую переплату. Разбираемся в особенностях каждой схемы и определяем, какая выгоднее. 

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Передача долей (акций) российских компаний в ДИТ как способ структурирования владения бизнесом

Можно ли передать долю в компании в инвестиционное товарищество и какие преимущества дает данный способ структурирования владения бизнесом.

Банки

Минфин начал принудительно переводить Альфа-банк в юрисдикцию РФ

Суд может приостановить корпоративные права иностранной компании в отношении Альфа-банка и АльфаСтрахования. Экономически значимая организация может получить свои акции в прямое владение по решению суда.

Передача долей (акций) российских компаний в ЗПИФ как способ структурирования владения бизнесом

Можно ли передать долю в компании в ЗПИФ и какие преимущества дает данный способ структурирования владения бизнесом.

Проверки

Цифра дня. Про плановые проверки

В 2024 году количество индикаторов риска для предупреждения нарушений закона увеличится до 500.

Цифра дня. Про плановые проверки
Отпуска

Кто и как решает рабочие вопросы в отпуске: итоги опроса

35% сотрудников считают, что могут выполнять рабочие задачи и не жертвовать отдыхом.

2
Зарплата

К каким расходам относить компенсацию за задержку зарплаты

В Трудовом кодексе закреплено, что работодатель обязан выплачивать компенсации (проценты) за задержку зарплаты и других выплат, присужденных работнику судом. Это значит, что выплаченные суммы можно относить расходам, уменьшающим базу по прибыли. А к каким именно и в каком размере? Прописали в ТК.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Проверки

📌 Расширят индикаторы риска для проверок компаний, их будет 500. Но как и когда работать бизнесу при их таком количестве — неясно, считает юрист

Минэкономразвития уже утвердило больше 30 новых индикаторов, которые сигнализируют о возможных нарушениях законодательства. На основании этой информации контролирующие органы будут принимать решение о плановой проверке бизнеса.

3