Учет в торговле

Инструмент или специальный инструмент. Что стоит за разницей в названии?

Различия в определении расходов между правилами установленными главой 25 Налогового кодекса и нормативно правовыми актами по бухгалтерскому учету не только можно, но и должно нивелировать правильно выбранной учетной политикой для целей бухгалтерского учета. П.7 ПБУ 1/98 (утв. приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. N 60н) к требованиям, предъявляемым к учетной политике организации, относит рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).
2,5 тыс. 962

Главный бухгалтер ОАО «Завод металлоконструкций»
г.Энгельс Саратовской области О.В.Епифанов
e-mail olev@engels.san.ru


Различия в определении расходов между правилами установленными главой 25 Налогового кодекса и нормативно правовыми актами по бухгалтерскому учету не только можно, но и должно нивелировать правильно выбранной учетной политикой для целей бухгалтерского учета. П.7 ПБУ 1/98 (утв. приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. N 60н) к требованиям, предъявляемым к учетной политике организации, относит рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности). Из требования рациональности ведения бухгалтерского учета следует необходимость максимально возможного сближения правил определения расходов для целей бухгалтерского и для целей налогового учета. Одним из примеров разного подхода к формированию величины расходов связанных с производством и реализацией продукции, работ, услуг является порядок отнесения на расходы стоимости специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды.

В соответствии с «Методическими указаниями по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды» (утв. приказом Минфина РФ от 26 декабря 2002 г. N 135н) и «Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий» (утв. приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н) для специальной оснастки и специальной одежды предусмотрены следующие способы перенесения их стоимости на расходы по производству продукции, работ, услуг. Согласно п.24 Методических указаний стоимость специальной оснастки погашается организацией одним из следующих способов:

  • способ списания стоимости пропорционально объему выпущенной продукции (работ, услуг);
  • линейный способ.

Стоимость специальной одежды погашается либо линейным способом исходя из сроков полезного использования специальной одежды, согласно п.26 Методических указаний либо единовременно в момент ее передачи (отпуска) сотрудникам организации (п.21 Методических указаний).

При этом передача со склада организации указанных материалов отражается проводкой Дт 10-11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации» Кт 10-10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе», а формирование расходов на производство и реализацию Дт «Затратные счета» Кт 10-11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации». Для правильного формирования расходов бухгалтеру необходимо учесть:

  1. Способ списания стоимости объекта учета по каждой группе однородных объектов (линейный, пропорционально объему продукции, единовременный)
  2. Дату начала и окончания перенесения стоимости на расходы для линейного способа списания (согласно типовых норм выдачи спецодежды срок использования спецодежды зависит от профессии или должности работника) и предполагаемый объем выпуска продукции в натуральном выражении для объекта учета при нелинейном способе списания
  3. Сумму расходов приходящихся на каждый отчетный период (путем арифметических действий, на основе данных полученных в предыдущем пункте).

По сложности и трудоемкости учет указанных материалов приближен к учету основных средств, не случайно, поэтому п.9 Методических указаний разрешает организовать учет специальных инструментов, приспособлений, оборудования в порядке, предусмотренном для учета основных средств.

Возникает вопрос целесообразности и рациональности построения учета материалов аналогично учету основных средств.
Налоговое законодательство (ст. 254НК) к материальным расходам относит затраты налогоплательщика на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.

Таким образом, для целей налогового учета в состав расходов плательщик налога на прибыль должен включить стоимость спецодежды и специальной оснастки в момент передачи ее в эксплуатацию, а для целей бухгалтерского учета это можно сделать только для специальной одежды и только при условии, что срок ее эксплуатации не превышает 12 месяцев. На бухгалтера ложиться дополнительное бремя по определению доли стоимости переносимой на расходы линейным способом или способом списания пропорционально объему выпущенной продукции по каждому объекту специальной оснастки и спецодежды, бремя выделения доли расходов признаваемых в налоговом учете и не признаваемых в соответствии с правилами бухгалтерского учета, определения налогооблагаемых и вычитаемых временных разниц. Если учесть то, что компьютерные программы (в частности 1С) в их базовой конфигурации пока не поддерживают возможности перенесения на расходы части стоимости материалов одним из предложенных законодателем методов, становиться ясно, что ведение бухгалтерского учета спецодежды, инструмента, оснастки методом отличным от единовременного погашения стоимости в момент передачи в эксплуатацию является прямым нарушением требования рациональности бухгалтерского учета.
Выход из создавшегося положения, по моему мнению, в правильной классификации оснастки, инструмента, оборудования с целью выведения его из-под определения специального и отнесения к типовому (стандартному). Классифицировав инструмент, оборудование, оснастку как типовую, согласно п.4, п.6 Методических указаний и установив локальным нормативным актом (приказом по организации), срок службы спецодежды менее 12 месяцев (в связи с повышенной агрессивностью условий работы) бухгалтер имеет право определить в учетной политике для целей бухгалтерского учета метод перенесения стоимости таких объектов на расходы единовременно в момент передачи сотрудникам организации или ввода в эксплуатацию. На расходы по производству и реализации продукции перенос стоимости материалов в этом случае будет осуществляться одним из способов перечисленных п.16 ПБУ 5/01, при этом суммы расходов согласно правилам бухгалтерского учета будут соответствовать суммам материальных расходов определяемых в соответствии с главой 25 Налогового кодекса. С целью сохранности данных объектов учета можно использовать дополнительно введенные забалансовые счета. Передача со склада организации вышеназванных объектов учета будет отражаться проводкой Дт «Затратные счета» Кт 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» и одновременно по забалансовому счету Дт 012 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности в эксплуатации».

Начать дискуссию

Малый и средний бизнес выпустил облигации на 2,5 млрд рублей

До конца года МСП Банк готов поддержать выпуск биржевых облигаций компаний на сумму до 8 млрд рублей.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Новое постановление КС: как теперь платить налоги при банкротстве компании

Чтобы не получать требования о взыскании убытков от налоговиков или других кредиторов, арбитражный управляющий должен согласовать интересы сторон в суде, который определит порядок выплат при банкротстве организации.

❗️ Оформите подписку «Клерк.Премиум» со скидкой 50%! В понедельник цена вырастет

До 22 апреля вы можете купить подписку «Клерк.Премиум» на 12 месяцев со скидкой 50% за 9900 рублей. Успейте получить доступ к образовательным материалам «Клерка» по старой цене.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Как бывшим контрактникам считать стаж для оплаты больничного

Военная служба по контракту входит в стаж для больничного.

Самозанятый написал жалобу на руководителя в трудовую? А так можно было?

Привет, это налоговый юрист для бизнеса и СЕО «Патрикеев и партнеры» Павел Патрикеев. И я никогда не думал, что тема переквалификации будет окутана такими интригами.

Самозанятый написал жалобу на руководителя в трудовую? А так можно было?
1
39

⚡️ Итоги дня: сотрудники не хотят терпеть токсичных начальников, глава Willdberries стала обедневшим миллиардером, в Москве будет шторм, а Питер завалит снегом

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

69
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Решила зайти в рефералку «Клерка». Как думаете, получится?

Коллеги, решила поделиться с вами. Сегодня решила стать участником Клерк.Партнер. Буду рекомендовать наши курсы и вебинары и получать пассивный доход. Говорят, что через рефералку может зарабатывать любой, а не только менеджеры. Посмотрим, что у меня получится😉

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Порядок обучения сотрудников по охране труда в организации

Разобрались с тем, какие программы обучения существуют, кто имеет право проводить инструктаж и по каким правилам это нужно делать, чтобы не получить штраф от проверяющих органов.

Иллюстрация: dcstudio/freepik

Эксперты «Клерка» ответили с начала года на 3000+ вопросов бухгалтеров. Торопитесь — безлимитные консультации можно получать только до 21 апреля!

Всегда приятно получить совет профессионала, а получить консультацию эксперта в трудное время сдачи отчетов — еще и полезно! Пока вы можете получать ответы на вопросы без ограничений, но скоро такой возможности не будет. Поспешите подключить подписку, пока есть время.

Сайты с картинками могут воровать telegram-аккаунты

В поисковиках пользователи рискуют наткнуться на изображения, которые ведут на фишинговые ресурсы и просят пройти авторизацию в мессенджере Telegram.

31
Бесплатно с КоАП РФ

Как малому предприятию вдвое снизить административный штраф

По статье 4.1.2 КоАП  субъектам МСП, в том числе микропредприятиям, штрафы назначаются вполовину от максимального размера. Причем такая «скидка» предоставляется при совершении правонарушений, предусмотренных как федеральным КоАП, так и региональными. Какие условия позволяют добиться этой льготы?

Как малому предприятию вдвое снизить административный штраф

💥 Налоговики на всякий случай сравнивают показатели 6-НДФЛ, которые не должны сходиться. В 1 уведомление можно включать много всего. Топ новостей за неделю

Мы собрали для вас самые важные бухгалтерские новости этой недели, которые вы могли пропустить.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
ВЭД

Таможенная служба рекомендовала развивать внешнеторговые расчеты в рублях

Об этом сообщил начальник Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля (УТОВЭК) ФТС Сергей Шкляев на сессии Российско-турецкого бизнес-форума в Москве.

ФНС обновила документы для составления мотивированного мнения

Теперь компании могут отозвать запрос о предоставлении мотивированного мнения, а из документов убрали информацию о штрафах.

Может ли ФНС начислить налог на всю сумму дохода без учета расходов

Суть дела: организация выполняла подрядные работы в пользу контрагента и не учитывала в составе своих доходов вознаграждение по договору подряда. Налоговики посчитали это необоснованным занижением налогооблагаемой прибыли на величину доходов, которые были получены от заказчика подрядных работ.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Ипотека

Что будет, если один супруг купил квартиру, а второй платил за нее ипотеку: новое решение суда

Реалии нашего времени таковы, что не каждый брак способен продержаться дольше, чем будет погашен взятый супругами ипотечный кредит. В связи с этим часто возникают вопросы по поводу раздела кредита и купленной на него квартиры.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Чтобы заработать пенсию, самозанятые должны платить добровольные взносы в СФР

В стаж для пенсии идет период работы, если за этот период начисляют и уплачивают взносы. За работников взносы платит работодатель, ИП сами платят свои взносы. А самозанятые не платят.

Три изменения в сдаче отчетности, которые вступят в силу в апреле–мае 2024 года

В этот период вступили в силу новые контрольные соотношения, обновлено уведомление о невозможности подачи документов по запросу ИФНС и изменен порядок подачи банковской гарантии при ускоренном возмещении НДС.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Акция ко Дню главбуха! Онлайн-курсы по учету на маркетплейсах, финмоделированию, ФСБУ и зарплате за 3690 рублей!

21 апреля — День главного бухгалтера. Мы поздравляем коллег и делаем скидку на онлайн-курсы, которые помогут вам продолжать профессиональное развитие! До 22 апреля включительно онлайн-курсы по учету на маркетплейсах, ФСБУ, зарплате и финмоделированию за 3690 рублей!

Интересные материалы

Что делать, если компания попала в реестр выгодоприобретателей

Контрольно-аналитическую работу ФНС с компанией, которая попала в ФРПВ, можно остановить в 3-х случаях. Главное — доказать, что фирма не сотрудничает с техническими компаниям и позволить налоговикам искать другого выгодоприобретателя.

67