Менеджмент

Персонал в аутe

Слово «аутсорсинг» происходит от английских out - «вне» и source - «источник».
841 38
Персонал в аутe
Фото Бориса Мальцева, ИА «Клерк.Ру»

Слово «аутсорсинг» происходит от английских out - «вне» и source - «источник». Термин этот применительно к персоналу означает передачу части функций организации сотрудникам, формально не состоящим в штате организации и не связанной с ней никаким договором. Красивое словосочетание «аутсорсинг персонала» на практике означает просто аренду персонала. И как при любой аренде, вы получаете определенные преимущества, но никогда не можете оценить заранее все аспекты такого временного пользования чужим имуществом. Обычно минусы вполне компенсируются плюсами, но так бывает не всегда.

Что такое аутсорсинг

Первыми ласточками аутсорсинга в России еще в начале 90-х годов были бухгалтеры-«многостаночники». Благодаря закону о бухгалтерском учете, который позволял вести так называемую «внешнюю бухгалтерию», многочисленные консалтинговые компании брали на обслуживание десятки предприятий и «ваяли» балансы, при этом в штате самих обслуживающих предприятий бухгалтера могло не быть вовсе. Договор между субъектами обычно назывался «договором о бухгалтерском обслуживании». Эта практика сохранилась и до сего дня, хотя пользуются внешней бухгалтерией сейчас только очень небольшие предприятия, которым просто не под силу держать квалифицированного бухгалтера на полную ставку.

А вот специального вида договора, который бы регламентировал аутсорсинговые услуги, так до сих пор и не существует - в ГК РФ такого понятия не предусмотрено. Впрочем, это не является препятствием для развития данного бизнеса - ведь, как гласит закон, «все, что не запрещено, то разрешено». Правда, придется самостоятельно прорабатывать основные условия договора, но свобода творчества никому еще не мешала. При составлении аутсорсингового договора необходимо предусмотреть квалификационные требования к персоналу, сроки предоставления и замены персонала, взаимные штрафные санкции на случай досрочного расторжения, и, конечно, такие вопросы, как ответственность исполнителя за работу предоставленного им персонала. Тщательная работа над проектом договора может помочь клиенту аутсорсера (обычно это кадровое агентство) не прогореть, когда наемный персонал, к примеру, ухудшит реноме заказчика или, того хуже, выпустит за пределы фирмы коммерчески значимую информацию.

Нужно также учитывать, что договор аутсорсинга кадров (обычно он называется «о предоставлении персонала») - это не договор на выполнение какого-то объема работы. Это всего лишь договор на предоставление определенного количества людей требуемой квалификации. Поэтому не следует ожидать, что после десанта заказанных диспетчеров все пойдет как по маслу. Вам все равно придется вводить новичков в курс дела, демонстрировать кто здесь хозяин и т. п. Потому что если вы не проведете всех этих обычных кадроуправленческих действий, через неделю сторонний персонал будет пить чай точно так же, как и свой.

Кому нужны люди напрокат

Привлечение «заемного персонала» востребовано самыми разными субъектами рынка. Наибольшее распространение аутсорсинг получил в ИТ-индустрии. Здесь очень малое значение имеет фактическое местонахождение работника, который может сидеть на даче под Костромой и писать свои программы, будучи формально работником какой-нибудь офшорной компании. Для этой разновидности аутсорсинга уже появился даже свой термин - «офшорное программирование». Оно позволяет, не выплачивая программистам гонораров того размера, который принят в Силиконовой долине, получать продукт достойного качества, физически произведенный в самых разных концах Земли.

Но, помимо ИТ-компаний, большой интерес к аутсорсингу кадров стали проявлять в последнее время фирмы самого разного профиля, имеющие вертикально интегрированную структуру. Это, например, банки, страховые компании, крупные товаропроизводители, торговые сети.

Цвет и размер, как выяснилось, тоже имеют значение. Аутсорсинг оказывается привлекателен, по мнению заместителя директора по развитию фирмы «Трисофт» Александра Черняева, прежде всего для компаний, перешедших на «белую» зарплату, чтящих Трудовой кодекс и использующих различные материальные и нематериальные методы стимулирования персонала. Во-первых, никакие выгоды от аутсорсинга не покроют экономию на ЕСН и подоходном налоге, если зарплата платится в конвертах, а в ведомостях отражаются застенчивые 1000 руб. Во-вторых, ТК РФ устанавливает довольно много ограничений по увольнению сотрудников. Если попавшего в штат человека выгнать становится все сложнее, то аутсорсинг позволяет избежать всех проблем с неподошедшим работником или сложностей в ситуации, когда фирме, чтобы не оказаться в убытке, нужно срочно сокращать штат.

Впрочем, бывает и так, что компании, вполне тривиально выдающей зарплату в конвертах, нужен господин N и никто иной. А он - вот беда! - привык все получать на пластиковую карту, и каждый год проверяет свои пенсионные взносы. Он на «серую» зарплату просто не пойдет, зато такого привереду вполне можно нанять через аутсорсинг.

Кстати, наиболее активный спрос на аутсорсинг в России предъявляют западные фирмы: головные офисы жестко регламентируют численность персонала, исходя из своих норм производительности труда. Но при этом гораздо менее пристально следят за лимитом расходов на услуги сторонних организаций. И вот здешние подразделения мировых гигантов, утомившись от гор несделанной работы, нанимают персонал по аутсорсингу - надо же как-то выкручиваться. По мнению специалистов, «иностранцы» обеспечивают половину объема спроса на услуги аутсорсинга.

Неглавные люди

Компаниям аутсорсинг может быть выгоден по разным причинам и в разных ситуациях. Например, в определенные моменты корпоративного развития бывает важнее сосредоточиться на ключевом направлении деятельности, или на усилиях по проведению «генеральной линии», тогда как неосновные производства или побочные бизнесы становятся менее важными. В этом случае вопросы кадрового обеспечения этих неглавных направлений целесообразно передать на сторону, чтобы сохранить силы для продвижения доминирующего продукта или сектора.

Использование аутсорсинга выгодно и тогда, когда у предприятия есть отделы, производства, подразделения, которые не могут быть в силу объективных причин загружены на 100% времени. Небольшому офису, например, нужны услуги по уборке, но при этом часа в день вполне достаточно, чтобы навести во всех помещениях полный марафет. В этом случае брать уборщицу на ставку бессмысленно - и здесь пригодится аутсорсинг.

Периоды расширения бизнеса или территориальной экспансии также имеет смысл проходить при поддержке аутсорсинга. Во время роста всегда возникает множество самых разных новых для компании проблем, и отвлечение сил и ресурсов на подготовку большой когорты новых кадров, да еще и в «эпоху перемен» означает угрозу стратегическим планам. Поэтому персонал берется в аренду - и впоследствии часть его, вполне возможно, станет штатными сотрудниками.

И самый тривиальный случай - когда в компании есть один-единственный в своем роде сотрудник, которому пора в отпуск. Чтобы не запустить работу, можно заказать замену на месяц.

Вопрос качества

Аутсорсинговая схема используется для набора сотрудников самого разного уровня и специализации. Конечно, топ-менеджеров через аутсорсинг обычно не проводят, разве что в описанной выше схеме «обеления» зарплаты. Но этот процесс скорее можно назвать аутстаффингом - то есть выводом персонала за штат. А вот юрист, даже очень высокой квалификации,- пожалуйста.

Чаще всего по аутсорсингу работают программисты, промоутеры, персонал call -центров, телефонные продавцы, те же бухгалтеры. Широко распространен аутсорсинг маркетологов, дизайнеров, охранников, водителей, любого специфического персонала - если потребность в таких специалистах не постоянная, а периодически возникающая. Например, на сезон - в гостинице, ресторане, на круизном лайнере.

Персонал, предоставляемый кадровыми агентствами, которые имеют опыт в аутсорсинге, как правило, качественный. Это люди, способные быстро переключаться на новую задачу, быстро подстраиваться под новые условия работы, под непривычные задачи. Они «проверены в боях» - и здесь все очень просто. Если в условиях обычного контракта начальник, которому не нравится подчиненный, может задать себе вопрос - «как же так, у него приличное резюме, а дело не идет - может быть, что-то не так в компании?», то у аутсорсинговой фирмы есть возможность ориентироваться на статистику. И если какого-то сотрудника в третий раз подряд клиент уже через неделю просит срочно заменить - значит, дело в самом сотруднике. Поэтому клиенту аутсорсинговой компании можно посоветовать заказывать персонал, имеющий сравнительно большой стаж работы у фирмы-аутсорсера.

Выгоды аутсорсинга

Аутсорсинг позволяет получить как материальные, так и нематериальные выгоды. Во-первых, многие аутсорсеры работают по упрощенной системе налогообложения, что позволяет сэкономить на ЕСН и, соответственно, снизить прямые затраты клиента. Во-вторых, в некоторых ситуациях предприятиям необходимо по налоговым или иным соображениям удержаться в пределах определенной численности сотрудников. Лишний десяток человек приведет к выходу за пороговые значения, а значит - прощайте, преференции. В-третьих, выгода от аутсорсинга персонала возникает при удаленном использовании сотрудников - тем же И T -компаниям не требуется оборудовать рабочие места, покупать компьютеры, платить за аренду дополнительных рабочих площадей. Да и call -центры часто физически располагаются совершенно отдельно от компании-клиента, что также дает экономию. Для «серых» компаний, обеляющих отдельно взятые зарплаты, аутсорсинговая схема позволяет просто не засветиться с реальными масштабами выплат. И, конечно, при аутсорсинге дополнительные выгоды связаны с отсутствием затрат на поиск и обучение сотрудников, на оформление трудовых отношений. Немалую экономию дает также вывод за пределы предприятия бухгалтерского учета по начислению заработной платы, ЕСН, налога на доходы физических лиц, расчета больничных листов и так далее.

Нематериальные выгоды также достаточно очевидны - это и возможность сосредоточиться на решении основных производственных задач, и право не ограничиваться нормами Трудового кодекса при выстраивании отношений с сотрудниками, и сокращение времени поиска нужного сотрудника. Кроме того, аутсорсинг дает клиенту большие преимущества в случае такого неприятного события, как утечка коммерческой информации. (Заметим в скобках, что сам по себе риск утечки при аутсорсинге не является, по мнению многих специалистов, более высоким, чем при обычных трудовых отношениях). Дело в том, что при непосредственных трудовых отношениях вопрос компенсации потерь решается довольно сложно - из зарплаты много не удержишь. А вот предъявить требование о компенсации ущерба к аутсорсеру, предоставившему обеспечивший утечку персонал,- проще простого.

Медаль имеет две стороны

Оборотные стороны, о которых рекрутеры говорить не любят, тоже присутствуют. Одна из них - большая вероятность «подсадки клиента на иглу». Аутсорсер очень хорошо чувствует момент, когда клиент уже не может обойтись без его услуг. И - немедленно поднимает цену. Привыкшие к комфорту компании уже с трудом могут вернуться к обычной схеме набора персонала, даже если экономически аутсорсинг становится абсолютно невыгоден.

Другой серьезной проблемой является вполне естественное отсутствие вовлеченности у «забортных» сотрудников. Даже при достаточно долгосрочных договорах (один год - практически максимальный срок аутсорсинговых контрактов) каждый человек из заштатного корпуса подсознательно не воспринимает фирму - фактического работодателя как свою. И это некоторым образом нарушает заботливо прививаемый корпоративный дух. С этой проблемой напрямую связана еще одна - невнимательность внешних сотрудников к реноме своего временного работодателя. В результате работают сотрудники на аутсорсинге не то чтобы с прохладцей, но без так привлекающих работодателя горящих глаз.

Забавно, что, судя по всему, именно этот аспект аутсорсинга особенно напрягает кадровые службы. Ни в Ситибанке, ни в Альфа-банке, где применялся аутсорсинг персонала, нам не удалось получить комментариев по теме. А клиенты Ситибанка списывают все свое недовольство именно на заемный персонал.

Так брать или не брать?

Вопрос нужно ставить иначе. Если есть необходимость - брать, тщательно выбирая партнера, устанавливая разумный срок договора, внимательно прописывая детали контракта и требования к поставляемому персоналу. И ориентировать при необходимости кадровую службу на специальные подходы к «варягам», потому что, возможно, кто-то из них потом станет штатным специалистом. Ну, а если сильной необходимости нет или наемник обходится слишком дорого, от аутсорсинговой схемы лучше отказаться. Следует неоднократно все обдумать (особенно договор) и в том случае, когда вы планируете взять «заштатное» материально ответственное лицо. Александр Черняев считает, что вопросы материальной ответственности заемного персонала - одни из самых проблемных в аутсорсинге.

Но, судя по всему, развитию аутсорсинга сильно помогает Трудовой кодекс. Он (с самыми благими целями) установил для работодателя крайне ограниченные возможности увольнения сотрудников, как бы плохо они ни работали. Учитывая, что продвинутый менеджмент кадров обходится дорого, имеет смысл для проверки подольше подержать человека «на расстоянии» с помощью аутсорсинга. Сотруднику, не состоящему в штате, нет необходимости оформлять медицинскую страховку, оплачивать за него расходы на корпоративные вечеринки, платить отпускные. Да и беременность сотрудника, привлеченного по аутсорсингу, не скажется на деятельности штатной единицы - заменят. Таким образом, аутсорсинг позволяет, формально не нарушая никаких правил и нормативных документов, менять, наказывать и увольнять сотрудников чужими руками.

Газета "Business & Financial Markets"

Начать дискуссию

За уклонение от исправительных работ будут чаще сажать под стражу

Минюст разработал законопроекты, регулирующие вопрос заключения под стражу осужденных, которые уклоняются от принудительных работ.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

«Утренний бухгалтер» № 5608. Будут изменения по имущественным налогам

Законопроект уже внесен в думу.

УСН

⚡ Срочное разъяснение ФНС: как заполнить уведомление о переходе на УСН

В форме 26.2-1 ювелиры должны ставить код налогоплательщика — 4 но можно и 3.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Быть бухгалтером хочу, пусть меня научат... или нет. Можно ли стать бухгалтером самому с нуля и что для этого надо знать

Меня на этот пост вдохновил вопрос пользователя в телеграм-канале. Она попросила помощи в заполнении упрощенной отчетности и уточнила — справится ли она сама, если она не бухгалтер? И, правда, а можно ли вести учет и при этом не иметь образования бухгалтера и всему научиться самому.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
6
246
Мошенничество

Сотрудник банка отдохнул за границей и обогатился за счет клиентки на 29 млн рублей

Сотрудники управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Ростовской области выявили факт многомиллионного мошенничества в особо крупном размере сотрудником банковской организации.

ВЭД

Три главных изменения 2024 года для бухгалтера ВЭД

Продавцы из ЕАЭС начнут платить налоги в российскую казну, бизнес освободят от отчетности по мелким сделкам с зарубежными партнерами, а цифровые активы становятся обычным способом расчета.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
341
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Обязательную маркировку ювелирных изделий перенесут на 2025 год

Чтобы снизить нагрузку с Пробирной палаты, которая будет ставить клеймо на украшения, Минфин перенесет срок обязательной маркировки на 1 сентября 2025 года.

С 1 мая запустят эксперимент по маркировке моторных масел

Для борьбы с контрафактом на рынке Минпромторгу предложили включить в эксперимент по маркировке не только моторные масла для автомобилей, но и свечи зажигания, детали подвески и рулевого управления.

167

Календарь вебинаров для бухгалтера в апреле 2024. Акцент на проверки

Вебинар — простой способ разобраться в любом важном для бухгалтера вопросе. «Клерк» приглашает на вебинары экспертов-практиков, которые понятно и с примерами разберут любую тему. Вы можете задавать спикеру вопросы и он ответит на них в прямом эфире.

Иллюстрация: freepik/freepik
Экспорт

Минпромторг сократит список экспортеров, которые могут получать транспортные субсидии

Изменения затронут только тех, кто занимается экспортом товаров из высокомаржинальных групп.

С 01 апреля 2024 года порог беспошлинного ввоза товаров, возможно, вернется к уровню €200 евро

Но подготовка новых документов не началась.

УК РФ

Опасное производство 2 года работало без лицензии и получило доход 26 млн рублей

В Ставропольском крае перед судом предстанет обвиняемый в незаконном предпринимательстве с извлечением дохода на сумму более 26 млн рублей.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Обеспечительные меры при ВНП, предварительные обеспечительные меры + защитный лайфхак

Всегда ли налоговики могут наложить обеспечительные меры (арест) на имущество по результатам проверки?

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
7
136

Кто имеет право работать неполный день

Если у сотрудников есть основания для неполной занятости, работодатель должен установить удобный для работника график и снизить нагрузку.

Календарь вебинаров для бухгалтера в апреле 2024. Платные и бесплатные

Собрали для вас анонсы вебинаров на апрель 2024 года.

Каким числом выставлять счет-фактуру на аванс: бухгалтеры разбираются с формулировками в НК. «Ночной бухгалтер» № 1652

В телеграм-канале «Клерка» бухгалтеры спорили о том, какую дату указать в счет-фактуре на аванс — день получения аванса или любую из последующих пяти дней, которые даны на выставление документа. Истину нашли (вроде).

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
267
IT-компании

Яндекс запустил линейку нейросетей YandexGPT третьего поколения

Искусственный интеллект нового поколения лучше работает со сложными задачами. Бизнес может самостоятельно дообучить нейростеть.

1
78
Бесплатно с Архив документов

Сколько лет все-таки хранить кадровые документы? Мини-курс

Разбираемся в мини-курсе, какие типы хранения кадровых документов выделяют и какова продолжительность хранения кадровых документов.

Сколько лет все-таки хранить кадровые документы? Мини-курс
НДФЛ

В 2024 году ФНС разошлет уведомления на НДФЛ с процентов по вкладам за 2023 год

В 2024 году вкладчикам впервые необходимо будет уплатить НДФЛ с процентов от банковских вкладов за 2023 год.

Интересные материалы

Перерасчет имущественных налогов будут делать по-новому

Физлица будут направлять в ИФНС заявления на перерасчет налога на имущество, земельного и транспортного, к которому можно приложить документы, а можно и не прикладывать. Налоговики будут рассматривать это заявление 30 дней.