Менеджмент

Брак по расчету: клиент и бухгалтер-аутсорсер

Если вы решили передать ведение бухгалтерского учета на аутсорсинг, стоит сразу задуматься не только о конечном результате. То есть не только об отчетах, которые бухгалтерская компания будет выдавать вам и контролирующим органам, но и о том, каким образом эти отчеты будут формироваться. Процесс передачи первичной документации – один из самых острых камней преткновения в подобных отношениях.
Брак по расчету: клиент и бухгалтер-аутсорсер
Фото Бориса Мальцева. Клерк.Ру

Если вы решили передать ведение бухгалтерского учета на аутсорсинг, стоит сразу задуматься не только о конечном результате. То есть не только об отчетах, которые бухгалтерская компания будет выдавать вам и контролирующим органам, но и о том, каким образом эти отчеты будут формироваться. Процесс передачи первичной документации – один из самых острых камней преткновения в подобных отношениях.

Наладим дисциплину вместе

Для начала небольшое отступление. Бухгалтерский аутсорсинг в нашей стране сегодня, несомненно, востребован, но отнюдь не так широко, как на Западе. Причина такого обстоятельства кроется не слишком глубоко. Всем известно, что движущие силы нашей экономики немного не такие, как на Западе. И для владельца бизнеса чисто рыночная конкуренция – такая, какая описана в учебниках - порой не слишком важна. Это накладывает свой отпечаток на особенности управленческого учета (на основе которого затем ведется и бухгалтерский учет).

Иначе говоря, внутренняя управленческая отчетность компании порой формируется не канонически, по правилам (когда все хозяйственные операции фиксируются там и тогда, когда они совершались), а задним числом, исходя из представлений бухгалтера о необходимости и целесообразности. И первичную документацию в информационную систему тоже часто вводит не менеджер, а бухгалтер – таким образом, как он считает нужным.

Отдать сторонней организации ведение управленческого, финансового учета в условиях, когда дисциплина ведения этого учета далека от совершенства, конечно, очень сложно. Но это не означает, что такую дисциплину не надо пытаться наладить.

Многие бухгалтерские компании не просто готовят и сдают фискальную отчетность, но ведут полноценный учет, пригодный для текущих нужд управления. Все дело в приоритетах. Иначе говоря – в заинтересованности заказчика.

Заинтересованность заказчика в качественной работе нагляднее всего проявляется в своевременном предоставлении первичной документации. Поэтому для обеих сторон очень полезным будет с самого начала работы максимально детальным образом расписать порядок документооборота.

Вообще говоря, задача «выбивать» документы у заказчика перед аутсорсером не стоит. Те же налоги бухкомпания может посчитать, исходя только из тех данных, что у нее есть. И потом задним числом заказчика может поджидать неприятный сюрприз. Но хороший аутсорсер всегда проявит внимание к процессу и объяснит деловому партнеру, что нужно сделать для достижения наилучшего результата. 

Продумать и зафиксировать

Часто потенциальный заказчик, обдумывая возможности передачи бухучета на сторону, колеблется, не будучи уверен в том, как будет происходить текущее взаимодействие. Поэтому еще на этапе заключения договора с аутсорсером нужно продумать и зафиксировать все нюансы будущего общения. Тем более что руководитель не всегда понимает, какие документы важны для бухгалтерии и в какие сроки их передают.

На какие конкретно услуги рассчитывает заказчик? Полное ведение бухгалтерского учета, расчет заработной платы, выписка счетов, что-то еще? Большая часть бухгалтерских фирм (включая «Лорес консалтинг») сегодня разделила эти опции, оценила их и включила в состав того или иного тарифного плана (как правило, тарифные планы для ООО и ИП формируются отдельно).

И чем детальнее в договоре описывается, какие конкретно действия (или  документы, являющиеся их результатом) входят в пакет услуг, тем проще будет обеим сторонам.    

В  графике документооборота стоит зафиксировать оба направления движения документов – как от клиента к бухгалтерской компании, так и от бухкомпании к клиенту. Перечислить наименования документов и контрольные сроки их получения. И естественно, в договоре должен содержаться перечень отчетности, которую аутсорсер будет сдавать в контролирующие органы.

Очень полезно будет указать в договоре конкретных должностных лиц заказчика, ответственных за предоставление тех или иных первичных документов. Можно определить там же их должностные полномочия в сфере общения с аутсорсером (это поможет понять, с кем из сотрудников лучше решать те или иные текущие проблемы). Детальная регламентация документооборота, кстати, позволит заказчику быть более уверенным в том, что конфиденциальная информация не будет разглашена.

Там же, в договоре можно предусмотреть обязательность исполнителя предоставлять заказчику отчет о проделанной работе (вместе с актом сдачи-приемки оказанных услуг). В нем будут содержаться сведения о количестве выписанных счетов, обработанных накладных, созданных кассовых документов, и так далее. Сопоставив такой отчет с упомянутым выше графиком документооборота, клиент сможет наглядно увидеть, за что он платит деньги, и по каким причинам результат может оказаться хуже, чем ему хочется.

Не переплачивайте

Зафиксировать в договоре порядок работы важно, но потом нужно обеспечить исполнение этого порядка. Нередко штатный бухгалтер в небольшой компании – это отчасти и секретарь, и менеджер, и кадровик. Если бухучет передается сторонней организации, то нужно определить, на кого из кадровых сотрудников ложатся обязанности обеспечить наличие нужных документов.

Причем это не отдельный вопрос, он напрямую связан с расчетом целесообразности применения аутсорсинга. Конечно, удобно, когда сбором первички занимается свой собственный, штатный бухгалтер. Но если этому главбуху приходится платить немаленькую (особенно по региональным меркам) зарплату, а рабочее время он расходует на то, чем может заниматься куда менее квалифицированный специалист, вряд ли такую ситуацию можно назвать оптимальной. В этом случае можно разделить функции: обзвон контрагентов и сбор первички возложить на «недорогого» штатного сотрудника, а вот функцию главбуха отдать на аутсорс.

Кстати

Сегодня многие бухгалтерские компании предоставляют клиентам возможность доступа в систему бухучета через интернет. Это дает клиентам возможность самостоятельно выполнять те работы, которые они по каким-то причинам не хотят передавать аутсорсеру. 

Источник: «Лорес Консалтинг»

Комментарии

2
  • Борис Мальцев
    Сегодня многие бухгалтерские компании предоставляют клиентам возможность доступа в систему бухучета через интернет.

    А можно список этих компаний получить?

При выполнении нацпроектов обнаружены ценовые соглашения

Компании и ИП вступили в картельный сговор для поддержания цен на торгах. Общая сумма контрактов превысила 2,8 млрд рублей.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

💥Обзор к утру четврега: нашли лекарство от болезни Бехтерева, цены на хлеб взлетели, в Perrier нашли бактерии

Добавим в ленту самых свежих новостей. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали в мире.

Контроль за ведением воинского учета и штрафы в 2024 году

В прошлом году увеличили штрафы за нарушения в сфере воинского учета. Контроль за его ведением усиливается: многие организации ожидают проверок военкомата уже в ближайшее время. Рассказываем, как проходят проверки и какие есть штрафы.

Контроль за ведением воинского учета и штрафы в 2024 году
Лучшие спикеры, новый каждый день

Выплаты многодетным на погашение ипотеки продлили: срок

В 2024 году многодетные получат порядка 50 млрд рублей на погашение жилищного кредита.

Какие меры принудительного исполнения можно применить к должнику

Рассказал о мерах применяемых к должнику, которые помогут быстрее исполнить решение суда.

И Москва, и Сочи опять подорожали. Что произошло с ценами на недвижимость в этих городах за месяц?

Продолжаю следить за тем, что происходит с ценами на недвижимость в Москве и в Сочи. Как думаете, где цены выросли сильнее? А что будет с ипотекой? Вот и узнаем. В прошлый раз я смотрел февраль–март. Изучаем, что произошло за месяц, думаем, что будет дальше.

И Москва, и Сочи опять подорожали. Что произошло с ценами на недвижимость в этих городах за месяц?
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Официально: даны прогнозы роста основных показателей экономики

Минэкономразвития ждет, что за 2024 год ВВП превысит 191 трлн рублей, реальные доходы населения вырастут на 5,3%, а безработица сохранится в пределах 3%.

​Вчера поспешил, сегодня — опоздал. И как же правильно?

Вот уж действительно головоломка. Вчера налоговики тебе сказали: «Поспешишь — нас насмешишь», а сегодня: «Сам виноват. Надо было раньше думать». А на кону, между прочим, опять деньги.

​Вчера поспешил, сегодня — опоздал. И как же правильно?

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

20 лет я главный бухгалтер. Большую часть из них работала в Хабаровском крае. С проблемой ниже, конечно, сталкивалась, но не сплошь, а вопрос с контрагентом решался быстро и безболезненно.

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!
Общество

На сколько подорожал шашлык: суммы и наш опрос

Заметнее всего подорожал шашлык из курицы. Стоимость блюда выросла на 20%, до 389 рублей.

Летом стартует очередной эксперимент по маркировке товаров

Минпромторг предложил с 1 июля 2024 года провести эксперимент по маркировке полимерных труб и их сырья.

1
Мошенничество

Малоактивные и брошенные аккаунты работников сервисов доставок стали основой мошеннической схемы

В Санкт-Петербурге полицейские задержали подозреваемого в интернет-мошенничестве через сервисы доставок.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Инвестиции

Держатели облигаций «Киви финанс» могут потребовать погасить их досрочно

Эмитент проведет выплаты в течение 7 рабочих дней с даты получения требования.

Оценивать риск нарушения закона и принимать решение о проверке будут по 500 индикаторам. А работать когда? 🕵️‍♀️«Ночной бухгалтер» № 1671

Минэкономразвития уже согласовал 30 новых критериев оценки рисков, а до конца года добавят еще 60-70. К концу 2024 году число индикаторов риска увеличится до 500. Как вообще следить за всеми?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Товарный знак

👏 Суд: в товарных знаках нельзя указывать «№1». Но многие компании пренебрегают, хотя это не очень эффективно — говорит эксперт

Роспатенту напомнили, что при регистрации брендов нельзя использовать элементы, которые создают впечатление о превосходстве товаров.

Реклама

С 4 мая упростили продление договора на рекламную конструкцию

Начинают действовать изменения в закон о рекламе и ряд других нормативных актов.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: депутат заработал 200 млн рублей, организм может сам вырабатывать алкоголь, у «Яндекс Маркет» ребрендинг, а нейросеть придумала рецепт кофе

Подготовили обзор главных событий дня — 24 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Тренды договорной работы — 2024

Качественная работа над договором — это работа по минимизации рисков при его исполнении. Потребность что-то отразить в договоре обычно отражает обычаи делового оборота или новые позиции в судебной практике. Если мы говорим о трендах договорной работы в 2024 году, то здесь мы можем отметить и новое, появившееся в этом году, и то, что сохраняет свою актуальность не первый год. В этой статье остановимся коротко на основных договорных трендах.

Тренды договорной работы — 2024

Начальника отдела камеральных проверок арестовали по делу о взятке

За получение взятки в размере 12 млн рублей суд заключил под стражу сотрудника ФНС в Новосибирске.

Интересные материалы

ЭДО

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

С 1 сентября 2022 года стартовала работа ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. Она обеспечивает обмен сведениями между всеми участниками перевозочного процесса. Оператором ГИС ЭПД стал Минтранс. Рассказываем об электронных документах по грузоперевозкам, как с ними работать и как их внедрять.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать
1