ЭЦП для работы в ЕГАИС: кому нужна и зачем

Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

С 1 января 2016 года все розничные продавцы алкоголя обязаны подключиться к системе ЕГАИС с целью отправки в нее сведений об объемах закупок спиртосодержащей продукции, а с 1 июля 2016 года и о размере осуществленных продаж. Обязательным условием для работы в системе является наличие квалифицированной электронной подписи, получить которую можно в любом аккредитованном удостоверяющем центре на территории Российской Федерации.

Что нужно для работы с ЕГАИС?

Для того, чтобы получить доступ к системе, розничному продавцу алкоголя необходимо обладать следующими техническими средствами:

  • доступ к сети Интернет на скорости не менее 256 кбит/сек;
  • квалифицированная электронная подпись и защищенный носитель-токен;
  • установленный универсальный транспортный модуль, который можно скачать совершенно бесплатно на сайте РАР;
  • двухмерный сканер штрих-кодов;
  • специализированное кассовое оборудование с установленным на нем программным обеспечением, совместимым с ЕГАИС.

Что такое квалифицированная электронная цифровая подпись?

Квалифицированная электронная цифровая подпись представляет собой информацию, полученную в результате криптографического преобразования  исходных сведений с помощью закрытого ключа подписи. Она обеспечивает сохранность информации, содержащейся в документе, и позволяет идентифицировать лицо, его подписавшее. Ключ, необходимый для проверки подлинности подписи, указывается в квалифицированном сертификате, входящем в комплект поставки ЭЦП. Правом на создание такой подписи обладают исключительно аккредитованные удостоверяющие центры.

Работа с ЕГАИС

Осуществление работы с системой производится в следующем порядке:

  • считывание уникального штрих-кода, нанесенного на бутылку, при помощи специального двухмерного сканера;
  • поступление информации на кассу, оснащенную специализированным программным обеспечением для работы с ЕГАИС;
  • обработка информации средствами установленного ПО, для доступа к которому требуется ЭЦП;
  • печать чека с QR-кодом, являющимся носителем информации о реализованном алкоголе, по которому покупатель может проверить легальность приобретенной продукции;
  • передача информации в Росалкогольрегулирование.

Для чего нужен учет объемов производства и реализации алкогольной продукции?

Контрафактный алкоголь, выпускаемый на рынок, опасен не только сокращением размеров финансовых отчислений, поступающих в государственный бюджет, но и негативным влиянием на здоровье граждан, его употребляющих. Зачастую покупатели нелегальной продукции даже не догадываются о том, в каких условиях она была произведена, и какие вещества входят в ее состав. Для того чтобы минимизировать вероятность появления на рынке алкоголя, произведенного с нарушением действующего законодательства, была создана Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС).

Данные о считанном штрих-коде автоматически передаются на проверку в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка и проверяются на наличие в системе сведений о конкретном реализуемом экземпляре спиртосодержащей продукции. В том случае, если подобной информации в системе не содержится, в продаже товара будет отказано.

Основные проблемы, возникающие при работе с ЕГАИС

Переход на новую систему реализации алкогольной продукции сопряжен с рядом трудностей. Основными проблемами, с которыми столкнулись розничные продавцы после вступления в силу закона, устанавливающего их обязанность по регистрации сведений об объемах закупаемого алкоголя в ЕГАИС, являются:

  • необходимость приобретения специализированного оборудования и программного обеспечения, позволяющего передавать информацию в Единую государственную систему;
  • невозможность считывания некоторых кодов, нанесенных на бутылки с алкогольной продукцией, по причине смазанного изображения или некачественного оборудования, используемого для сканирования;
  • дополнительные временные и финансовые затраты, направленные на проверку всех поступающих накладных и введение в систему сведений о реализованном алкоголе;
  • необходимость инвентаризации всех имеющихся на складах остатков ранее закупленной продукции и сканирования каждого экземпляра с целью передачи сведений об имеющемся алкоголе в ЕГАИС;
  • «зависание» системы или отказ в предоставлении информации, который может быть связан с некорректной настройкой программного обеспечения или отсутствием в базе данных необходимых сведений вследствие несвоевременной их загрузки поставщиком;
  • нестабильное соединение с Интернетом, разрывы связи или отсутствие доступа к системе в том случае, если работа ведется через proxy-сервер.
Росалкогольрегулирование отмечает, что отсутствие технической возможности для подключения к интернету в небольших населенных пунктах, не является причиной для освобождения предпринимателей от необходимости ведения учета и сдачи электронной отчетности в ЕГАИС. В этом случае ведомство предлагает вводить данные в систему в оффлайн режиме (функционал программного обеспечения позволяет это сделать), и передавать их на сервер РАР с периодичностью раз в неделю, воспользовавшись для этого любым компьютером, подключенным к сети.

Переходный период внедрения ЕГАИС в сфере розничной торговли

В связи с возникновением проблем при подготовке торговых точек к работе с ЕГАИС, законодательными властями было принято решение об установлении льготного периода, в течение которого розничные продавцы алкоголя не будут привлекаться к ответственности за нарушение правил передачи информации в систему. До 20 апреля 2016 года на владельцев торговых точек, занимающихся реализацией алкоголя в розницу, не будут налагаться штрафы за несвоевременное представление сведений об объемах закупок продукции. 

Несмотря на то, что внедрение ЕГАИС в эксплуатацию в сфере розничной торговли влечет за собой немало проблем для владельцев торговых точек, занимающихся продажей спиртосодержащей продукции, тщательный учет объемов реализации алкоголя позволит минимизировать объем контрафактных напитков на рынке. Это не только увеличит размер денежных средств, поступающих в государственный бюджет вследствие продажи спиртного, но и минимизирует риск возникновения угрозы жизни и здоровью совершеннолетней части населения страны. 

Источник: ООО "Астрал-М"

Обучающий курс от команды «Клерка»
«Налоговые проверки. Тактика защиты»
Способы защиты, проверенные на практике, от Ивана Кузнецова, налогового эксперта, работавшего в ОБЭП.
  • Первое видео — бесплатно.
  • Даем сертификат в конце обучения.
  • Дистанционное обучение.
Записаться на курс за 5 500 руб.
На правах рекламы