Система Платон

Плата «Платону»: отражение в расходах в течение 2016 года

Порядок отражения в расходах платы в систему «Платон» в течение 2016 года менялся, в связи с чем налогоплательщики были вынуждены осуществлять перерасчет и корректировать базу по налогу на прибыль. Предлагаем в конце года проверить, правильно ли были сделаны корректировки.
Плата «Платону»: отражение в расходах в течение 2016 года
Фото Бориса Мальцева. Клерк.Ру

Порядок отражения в расходах платы в систему «Платон» в течение 2016 года менялся, в связи с чем налогоплательщики были вынуждены осуществлять перерасчет и корректировать базу по налогу на прибыль. Предлагаем в конце года проверить, правильно ли были сделаны корректировки.

Отчетный период – I квартал 2016 года

Статья 31.1 Закона об автомобильных дорогах[1], согласно которой движение большегрузных транспортных средств (свыше 12 т) по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автодорогам такими транспортными средствами (плата в систему «Платон»), вступила в силу 15.11.2015. Размер и порядок взимания данной платы устанавливаются Правительством РФ.

В соответствии с п. 6 Правил взимания платы[2] оператор в отношении каждого зарегистрированного транспортного средства ведет персонифицированную запись владельца транспортного средства, содержащую определенную информацию, в частности, маршрут, пройденный транспортным средством, с привязкой ко времени (дате) начала и окончания движения транспортного средства, операции по перечислению оператором в доход федерального бюджета денежных средств.

У плательщиков налога на прибыль сразу возник вопрос о возможности учета в налоговых расходах указанной платы.

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ при определении базы по налогу на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов (за исключением тех, что поименованы в ст. 270), произведенных в деятельности, направленной на извлечение дохода.

Поскольку плата в счет возмещения вреда большегрузами федеральным автодорогам носит компенсационный характер, а ее внесение в бюджет в силу положений Закона об автомобильных дорогах – условие использования владельцами ТС названных дорог (то есть осуществления деятельности), расходы в виде указанной платы являются экономически обоснованными. Следовательно, при наличии подтверждающих документов эти расходы учитываются при исчислении налога на прибыль в составе прочих производственных затрат на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Такой вывод Минфин сделал, в частности, в письмах от 06.10.2015 № 03‑11‑11/57133, от 27.11.2015 № 19‑02‑05/7/69769, сославшись при этом на примеры из арбитражной практики. Так, в последнем письме были упомянуты постановления АС ВВО от 11.03.2015 № Ф01-437/2015 по делу № А29-767/2014, ФАС МО от 20.06.2014 № Ф05-5822/2014 по делу № А40-110708/13, в которых арбитры пришли к выводу, что плата должна учитываться в составе налоговых расходов, поскольку налогоплательщик вносит ее в бюджет добровольно в целях ведения хозяйственной деятельности и выполнения договорных обязательств.

Обратите внимание

Подтверждающими документами в отношении таких расходов будут служить отчет оператора, в котором указан маршрут транспортного средства с привязкой ко времени (дате) начала и окончания движения транспортного средства, и первичные учетные документы, составленные самим налогоплательщиком, подтверждающие использование данного ТС на конкретном маршруте (см. письма Минфина России от 11.01.2016 № 03-03-РЗ/64, от 28.12.2015 № 03‑03‑06/1/76740). То есть авансовые платежи, не подтвержденные отчетом оператора за соответствующий период, не являются расходами.

При этом организации исчисляли и уплачивали авансовые платежи по транспортному налогу (в том числе в отношении большегрузных ТС) за I квартал 2016 года. Суммы этих платежей организации включали в состав прочих расходов на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Таким образом, в I квартале организации учитывали в расходах и сумму платы в систему «Платон», и сумму авансовых платежей по транспортному налогу.

Отчетный период – полугодие

03.07.2016 вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 249-ФЗ, которым были внесены изменения в отдельные главы ч. II НК РФ, в том числе в гл. 25 (п. 48.21 ст. 270) и 28 (ст. 362, 363).

Благодаря корректировкам в п. 2 ст. 363 НК РФ, организации в отношении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 т, зарегистрированного в реестре, исчисленные авансовые платежи по налогу не уплачивают.

Пункт 2 ст. 362 НК РФ был дополнен положениями, согласно которым сумма транспортного налога (ТНисчисл.), исчисленная по итогам налогового периода налогоплательщиками-организациями в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 т, зарегистрированного в реестре, уменьшается на сумму платы (ПП), внесенную в отношении такого транспортного средства в данном налоговом периоде. В случае если при применении указанного налогового вычета сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (ТНк уплате), принимает отрицательное значение, сумма налога считается равной нулю.

То есть если ПП ≥ ТНисчисл., то ТН не уплачивается.

Если ПП < ТНисчисл., то ТНк уплате = ТНисчисл. - ПП.

Например, если в 2016 году сумма исчисленного транспортного налога равна 30 000 руб., а плата в систему «Платон» – 24 000 руб., то уплате в бюджет подлежит сумма налога, равная 6 000 руб. (30 000 - 24 000). Если же плата в систему «Платон» будет выше транспортного налога (например, составит 39 000 руб.), то транспортный налог в бюджет не уплачивается.

Поименованные изменения, внесенные в ст. 362 и 363 НК РФ, распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2016 по 31.12.2018 включительно.

Отметим, что сведения из реестра системы «Платон» представляются в налоговые органы ежегодно до 15 февраля.

Обратите внимание

Вычет по транспортному налогу предоставляется плательщику транспортного налога в связи с внесением им платы в счет возмещения вреда в отношении каждого зарегистрированного на этого плательщика транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (Письмо Минфина России от 11.08.2016 № 03‑05‑05‑04/47021).

В соответствии с вышеупомянутым законом ст. 270 НК РФ была дополнена п. 48.21, по которому не учитываются для целей налогообложения расходы в виде суммы платы в систему «Платон» в размере, на который согласно п. 2 ст. 362 НК РФ была уменьшена сумма транспортного налога, исчисленного за налоговый (отчетный) период в отношении названных транспортных средств. Определение суммы указанной платы, не учитываемой при определении налоговой базы по итогам отчетных периодов, производится исходя из суммы авансовых платежей по транспортному налогу, исчисленной в отношении ТС, зарегистрированных в реестре ТС обозначенной системы.

Такой порядок действует с 01.01.2016 по 31.12.2018 включительно.

Данную норму следует понимать так. Расходы в виде суммы платы в систему «Платон» в течение налогового периода учитываются в расходах для целей налогообложения в размере превышения этой платы над суммой транспортного налога, исчисленной за налоговый период в отношении указанных ТС.

Что касается отчетных периодов, в налоговых расходах учитывается сумма платы за данный период, уменьшенная на сумму исчисленных авансовых платежей за этот же период по транспортному налогу в отношении названных ТС. (То есть за большегрузные транспортные средства авансовые платежи по транспортному налогу организация не уплачивает, но исчисляет для сравнения с платежами в систему «Платон»).

Например, если в 2016 году сумма исчисленного транспортного налога равна 30 000 руб., а плата в систему «Платон» – 39 000 руб., транспортный налог в бюджет не уплачивается, а сумма превышения – 9 000 руб. (39 000 - 30 000) – учитывается в расходах для целей налогообложения прибыли.

С 01.01.2019 транспортный налог будет уплачиваться в полном размере, а в расходах будет учитываться полная сумма платы за возмещение вреда.

Итак, Федеральный закон № 249-ФЗ вступил в силу 03.07.2016, но его положения распространились на правоотношения, возникшие с 01.01.2016.

Получается, что в I квартале 2016 года организации признавали в расходах и сумму платы в систему «Платон», и сумму авансовых платежей по транспортному налогу. А в соответствии с указанным законом с начала года следует отражать в расходах сумму авансового платежа по транспортному налогу плюс превышение платы в систему «Платон» над суммой этого авансового платежа. Возникает вопрос о пересчете базы по налогу на прибыль и представлении уточненной декларации.

Полагаем, что за I квартал 2016 года уточненную декларацию подавать не было необходимости. Пересчет надо было осуществить за полугодие, так как декларация по налогу на прибыль сдается не позднее 28 июля, то есть после вступления закона в силу.

А вот если организация осуществила перерасчет только по итогам девяти месяцев, то, скорее всего, налоговая инспекция начислит ей пени.

Налоговый период – год

Рассмотрим порядок отражения в расходах для целей исчисления налога на прибыль сумм транспортного налога и платежей в систему «Платон» на конкретном примере.

Пример

Организация имеет на балансе большегрузное транспортное средство (свыше 12 т). Ежеквартальные авансовые платежи по транспортному налогу равны 7 500 руб.

Согласно отчету оператора системы «Платон» плата в счет возмещения вреда, причиняемого автодорогам, в 2016 году составила:

– в I квартале – 9 800 руб.;

– в II квартале – 7 200 руб.;

– в III квартале – 4 400 руб.;

– в IV квартале – 10 900 руб.

В расходах для целей налогообложения прибыли будут учтены следующие суммы.

За I квартал (до вступления в силу Федерального закона № 249-ФЗ) организация примет в расходы и сумму платы в систему «Платон», и сумму авансовых платежей по транспортному налогу – 17 300 руб. (9 800 + 7 500).

За полугодие сумма авансовых платежей по транспортному налогу составила 15 000 руб. (7 500 + 7 500), а плата в систему «Платон» – 17 000 руб. (9 800 + 7 200). В расходах для целей налогообложения признается сумма авансовых платежей по транспортному налогу – 15 000 руб. плюс сумма превышения платы над этими авансовыми платежами – 2 000 руб. (17 000 - 15 000).

За девять месяцев сумма авансовых платежей по транспортному налогу равна 22 500 руб. (7 500 + 7 500 + 7 500), а плата в систему «Платон» – 21 400 руб. (9 800 + 7 200 + 4 400). В расходах для целей налогообложения будет учтена только сумма авансовых платежей по транспортному налогу – 22 500 руб., так как она превышает платежи в систему «Платон».

За год сумма транспортного налога составила 30 000 руб. (7 500 + 7 500 + 7 500 + 7 500), а плата в систему «Платон» – 32 300 руб. (9 800 + 7 200 + 4 400 + 10 900). В расходы для целей налогообложения будет включена сумма транспортного налога – 30 000 руб. плюс сумма превышения платы в систему «Платон» над суммой транспортного налога – 2 300 руб. (32 300 - 30 000).

Результаты представим в таблице.

Период

ПП

ТНисчисл.

Расходы для целей налогообложения

Расчет

I квартал

9 800

7 500

17 300

(9 800 + 7 500)

II квартал

7 200

7 500

Полугодие

17 000

15 000

17 000

(17 000 - 15 000) + 15 000

III квартал

4 400

7 500

Девять месяцев

21 400

22 500

22 500

22 500

IV квартал

10 900

7 500

Год

32 300

30 000

32 300

(32 300 - 30 000) + 30 000

В данном примере сумма платежей в систему «Платон» по итогам года превысила сумму начисленного транспортного налога, следовательно, транспортный налог за 2016 год (по конкретному ТС) организация не уплачивает.

В связи с тем, что авансовый платеж по транспортному налогу за I квартал 2016 года (до вступления в силу Федерального закона № 249-ФЗ) организация уплатила, сумма этого авансового платежа будет считаться излишне уплаченной суммой налога, подлежащей зачету (возврату) в соответствии со ст. 78 НК РФ. Такие разъяснения даны в Письме Минфина России от 25.08.2016 № 03‑05‑06‑04/49670.


[1] Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[2] Установлены Постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 № 504.

Комментарии

1
  • Мария
    А какие будут бух. проводки при проведении документа по платону в 1с, чтобы уменьшить транспортный налог? ДТ 68.07 - КТ 60?

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

20 лет я главный бухгалтер. Большую часть из них работала в Хабаровском крае. С проблемой ниже, конечно, сталкивалась, но не сплошь, а вопрос с контрагентом решался быстро и безболезненно.

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Общество

На сколько подорожал шашлык: суммы и наш опрос

Заметнее всего подорожал шашлык из курицы. Стоимость блюда выросла на 20%, до 389 рублей.

Летом стартует очередной эксперимент по маркировке товаров

Минпромторг предложил с 1 июля 2024 года провести эксперимент по маркировке полимерных труб и их сырья.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Мошенничество

Малоактивные и брошенные аккаунты работников сервисов доставок стали основой мошеннической схемы

В Санкт-Петербурге полицейские задержали подозреваемого в интернет-мошенничестве через сервисы доставок.

Инвестиции

Держатели облигаций «Киви финанс» могут потребовать погасить их досрочно

Эмитент проведет выплаты в течение 7 рабочих дней с даты получения требования.

Оценивать риск нарушения закона и принимать решение о проверке будут по 500 индикаторам. А работать когда? 🕵️‍♀️«Ночной бухгалтер» № 1671

Минэкономразвития уже согласовал 30 новых критериев оценки рисков, а до конца года добавят еще 60-70. К концу 2024 году число индикаторов риска увеличится до 500. Как вообще следить за всеми?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Товарный знак

👏 Суд: в товарных знаках нельзя указывать «№1». Но многие компании пренебрегают, хотя это не очень эффективно — говорит эксперт

Роспатенту напомнили, что при регистрации брендов нельзя использовать элементы, которые создают впечатление о превосходстве товаров.

Реклама

С 4 мая упростили продление договора на рекламную конструкцию

Начинают действовать изменения в закон о рекламе и ряд других нормативных актов.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: депутат заработал 200 млн рублей, организм может сам вырабатывать алкоголь, у «Яндекс Маркет» ребрендинг, а нейросеть придумала рецепт кофе

Подготовили обзор главных событий дня — 24 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Тренды договорной работы — 2024

Качественная работа над договором — это работа по минимизации рисков при его исполнении. Потребность что-то отразить в договоре обычно отражает обычаи делового оборота или новые позиции в судебной практике. Если мы говорим о трендах договорной работы в 2024 году, то здесь мы можем отметить и новое, появившееся в этом году, и то, что сохраняет свою актуальность не первый год. В этой статье остановимся коротко на основных договорных трендах.

Тренды договорной работы — 2024

Начальника отдела камеральных проверок арестовали по делу о взятке

За получение взятки в размере 12 млн рублей суд заключил под стражу сотрудника ФНС в Новосибирске.

ЭДО

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

С 1 сентября 2022 года стартовала работа ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. Она обеспечивает обмен сведениями между всеми участниками перевозочного процесса. Оператором ГИС ЭПД стал Минтранс. Рассказываем об электронных документах по грузоперевозкам, как с ними работать и как их внедрять.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
НДС

☝️Как изменился порядок возмещения НДС в 2024 году

Налоговики разъяснили, что изменилось в упрощенном порядке возмещения НДС и какие компании потеряли право его применять.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

💥 ФНС запретила требовать пояснения по отмененным КС

Налогоплательщики стали активно жаловаться в ФНС по поводу неправомерного направления требований дать пояснения в рамках камеральных проверок 6-НДФЛ.

Налоговая не установила Блиновской срок погашения недоимки

Следователи снимут арест с некоторого имущества Елены Блиновской, чтобы она смогла погасить долги перед бюджетом.

Маркетинг

Как видео оптимизирует затраты бизнеса. Реальные примеры

Задача владельца компании — сделать бизнес прибыльным и оптимизировать затраты на отдел продаж, маркетинг, рекламу.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Что нужно знать о допросах в налоговой

Кого могут вызвать на допрос в налоговой, какое наказание грозит за неявку, как проходит допрос свидетеля и способы обезопасить себя разбираем в статье.

Иллюстрация: cottonbro studio/pexels
Кадровый учет

Меняем режим работы в организации

Режим работы устанавливается руководством компании и утверждается в правилах трудового распорядка или прописывается в трудовых договорах. Изменить график работы без согласования с сотрудниками можно будет только если в компании происходят организационных и технологических изменений. Во всех остальных случаях изменения придется согласовывать с сотрудниками.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Компенсации работникам

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Разбираем в мини-курсе, как платить компенсацию за использование личного авто, облагается ли она НДФЛ и страховыми взносами и что компенсация включает.

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Интересные материалы

Кредитование

Дифференцированный и аннуитетный платеж: в чем разница и что выгоднее

Ежемесячные платежи по кредиту делятся на два типа: дифференцированный и аннуитетный. Каждый из них имеет свои особенности, которые влияют на сумму платежа и общую переплату. Разбираемся в особенностях каждой схемы и определяем, какая выгоднее. 

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру