Бухгалтерия

Передача дел главному бухгалтеру: пошаговая инструкция

На сегодняшний день процедура передачи дел новому главному бухгалтеру при увольнении прежнего главного бухгалтера не отражена в действующем законодательстве. Тем не менее, чтобы уменьшить возможные негативные последствия, организация должна организовать передачу дел от прежнего главного бухгалтера к новому главному бухгалтеру.
Передача дел главному бухгалтеру: пошаговая инструкция

Что случилось?

На сегодняшний день процедура передачи дел новому главному бухгалтеру при увольнении прежнего главного бухгалтера не отражена в действующем законодательстве. Тем не менее, чтобы уменьшить возможные негативные последствия, организация должна организовать передачу дел от прежнего главного бухгалтера к новому главному бухгалтеру. Процедура проведения передачи дел от прежнего главного бухгалтера новому главному бухгалтеру происходит в несколько этапов. При передаче дел от прежнего главного бухгалтера новому главному бухгалтеру следует следовать следующему алгоритму:

  • Шаг 1. Ознакомление нового главного бухгалтера с должностной инструкцией

  • Шаг 2. Ознакомление нового главного бухгалтера с приказом о передаче дел

  • Шаг 3. Инвентаризации имущества и обязательств организации

  • Шаг 4. Проверка состояния учета и отчетности

  • Шаг 5. Приемка – передача документов от прежнего главного бухгалтера новому главному бухгалтеру

  • Шаг 6. Получение пояснений от прежнего главного бухгалтера

  • Шаг 7. Составление и подписание акта приема-передачи дел

Шаг 1. Ознакомление нового главного бухгалтера с должностной инструкцией

Новому главному бухгалтеру необходимо четко представлять свои должностные обязанности, чтобы организовать свою работу и понять, на что обратить внимание при приеме дел от предыдущего главного бухгалтера.

Для этого новому главному бухгалтеру  следует ознакомиться должностной инструкцией.

Шаг 2. Ознакомление нового главного бухгалтера с приказом о передаче дел

Передача дел осуществляется на основании приказа руководителя организации.

В приказе должны быть указаны Ф.И.О. лица, принимающего дела (нового главного бухгалтера), лица, передающего дела (прежний главный бухгалтер), и других лиц, участвующих в передаче дел (руководителя, аудитора, секретаря).

В приказе о передаче дел следует указать:

  • причину проведения приема-передачи дел (увольнение главного бухгалтера);

  • сроки проведения приема-передачи дел и период, за который проводится прием-передача дел. Если главных бухгалтер увольняется по собственному желанию (п.3 ст.77 ТК РФ), то на расторжение трудового договора у работодателя есть две недели (ст.80 ТК РФ). В этом случае целесообразно установись срок, равным 2 недели;

  • лицо, ответственное за передачу дел (фамилия, имя, отчество увольняющегося главного бухгалтера) и за прием дел (фамилия, имя, отчество нового главного бухгалтера);

  • состав комиссии и председателя комиссии по передаче дел.

Комиссия создается, если передаче подлежит большой объем документов. В состав комиссии могут включаться сотрудники бухгалтерии организации, службы внутреннего контроля (аудита), службы безопасности и прочие сотрудники. При создании комиссии ответственность за организацию и проведение передачи дел возлагается на председателя комиссии;

Шаг 3. Инвентаризации имущества и обязательств организации

Перед увольнением главбуха обычно проводят инвентаризацию имущества и обязательств: товаров, материалов, основных средств, кассы, расчетов с дебиторами и  кредиторами. Результаты инвентаризации нужно приложить к акту приема-передачи дел.

«Новые стандарты бухучета: как внедрить все ФСБУ в работу (Аренда, НМА, ОС, Капвложения, Документооборот, Запасы, Инвентаризация)» ― экспертный курс Клерка, помогающий разобраться со всеми требованиями, которые надо применять в 2024 году.

Обучение очень удобное: понятные видео лекции, примеры в 1С и тесты. Научиться работать с ФСБУ можно по выгодной цене 12700 4 900 рублей.

Учиться по акции

Шаг 4. Проверка состояния учета и отчетности

Новый главный бухгалтер должен провести проверку состояния учета и отчетности.

Для этого в первую очередь необходимо проверить наличие документов.

Такими документами являются:

  • учредительные и регистрационные документы;

  • учетная политика;

  • первичные учетные документы (договоры с поставщиками покупателями и прочими контрагентами, акты, накладные и т.п.);

  • регистры бухгалтерского и налогового учета;

  • бухгалтерские справки;

  • бухгалтерская (финансовая) и налоговая отчетность;

  • отчетность во внебюджетные  фонды;

  • акты сверок с налоговыми органами, акты налоговых органов по проводимым проверкам;

  • инвентаризационные описи;

  • кассовые документы, выписки банков и платежные поручения;

  • кадровые документы, документы, подтверждающие задолженность по заработной плате и налоговые вычеты по НДФЛ;

  • должностные обязанности сотрудников бухгалтерии;

  • список лиц, имеющих право подписи на первичных документах;

  • другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского и налогового учета.

Передаваемые документы должны быть подшиты. При их отсутствии делается соответствующая запись в акте приема-передачи и составляется их опись.

После этого следует ознакомиться с учетной политикой по бухгалтерскому и налоговому учету за два предшествующих года и текущий период - период, который может охватить выездная проверка (п. 4 ст. 89 НК РФ).

Затем важно оценить соответствие бухгалтерской и налоговой отчетности положениям учетной политики и действующему законодательству (например, создание резервов, последовательность применения учетной политики, правильность формирования финансового результата и т.д.).

Также бухгалтерская отчетность проверяется на предмет соответствия ее показателей данным бухгалтерского учета.

Кроме этого проверяется правильность исчисления налогов и взносов, представления деклараций и расчетов.

Далее следует провести выборочную проверку первичных документов на предмет правильности и своевременности отражения данных первичных документов на счетах бухгалтерского учета и в налоговом учете.

Конечно, проверить все первичные документы новому главбуху из-за их большого количества просто не реально.

В этом случае проверить наличие первичных документов,  правильность заполнения ее реквизитов и отражения  на счетах бухгалтерского учета и в налоговом учете, можно выборочно.

Критерием выборочной проверки могут быть большие суммы, на которые проведены хозяйственные операции.

Также новому главному бухгалтеру целесообразно ознакомиться с аудиторскими заключениями, актами и решениями по результатам проведенных проверок. Это позволит составить представление о характерных ошибках прежнего главного бухгалтера, недочетах в его работе, которые выявляли проверяющие органы.

Шаг 5. Приемка – передача документов от прежнего главного бухгалтера новому главному бухгалтеру

Главный бухгалтер должен получить следующие документы:

Учредительные и регистрационные документы

  1. Устав, учредительный договор;

  2. Выписка их ЕГРЮЛ;

  3. Свидетельство о регистрации;

  4. Свидетельство о постановке на учет в налоговый органах;

  5. Свидетельство о постановке на учет в Пенсионном фонде, Фонде социального страхования;

Документы, связанные с организацией бухгалтерского учета

  1. Учетная политика по бухгалтерскому учету;

  2. Политика по налоговому  учету;

  3. План счетов бухгалтерского учета;

  4. Должностные инструкции работников бухгалтерии;

Регистры бухгалтерского и налогового учета

  1. Оборотно - сальдовые ведомости по всем счетам бухгалтерского учета;

  2. Регистры бухгалтерского и налогового учета по всем счетам;

Бухгалтерская, финансовая и налоговая отчетность

  1. Бухгалтерская отчетность;

  2. Декларации и расчеты по всем налогам;

  3. Книги покупок и продаж;

  4. Журнал учета полученных и выставленных счетов - фактур;

Документы по инвентаризации

  1. Приказ о проведении инвентаризации;

  2. Инвентаризационные описи (акты) и сличительные описи;

Документы, касающиеся взаимоотношений с налоговыми органами

  1. Акты налоговых проверок;

  2. Акты сверок с налоговыми органами;

Документы по учету основных средств

  1. Приказ о создании комиссии по приемке основных средств;

  2. Акты приемки – передачи основных средств по форме № ОС-1;

  3. Инвентарные карточки по основным средствам по форме №ОС-6;

  4. Акты на списание основных средств

Документы по учету товарно-материальных ценностей

  1. Карточки учета материалов;

  2. Приходные ордера по форме № М-4;

  3. Требования - накладные по форме № М-11;

Документы по учету денежных средств

  1. Кассовая книга, приходные и расходные кассовые ордера;

  2. Платежные поручения;

  3. Выписки банков по расчетным счетам;

  4. Журнал кассира-операциониста и Z-отчеты;

Документы по учету труда и  заработной платы

  1. Трудовые договоры;

  2. Приказа о приеме на работу, увольнении, премировании;

  3. Штатное расписание;

  4. Табели учета рабочего времени;

  5. Расчетно-платежные ведомости;

Документы по расчетам с подотчетными лицами

  1. Авансовые отчеты;

Документы по учету расчетов контрагентами

  1. Договоры с поставщиками и покупателями;

  2. акты сверок с дебиторами и кредиторами;

  3. товарные накладные, акты выполненных работ, оказанных услуг

Прочие документы

  1. Первичные документы по учету займов, финансовых вложений, нематериальных активов;

  2. Бухгалтерские справки;

  3. Путевые листы;

  4. Бланки строгой отчетности;

  5. Доверенности;

  6. другие документы;

Шаг 6. Получение пояснений от  прежнего главного бухгалтера

Пояснения могут касаться ведения бухгалтерского и налогового учета, порядка взаимодействия с другими отделами или подразделениями компании, а также с контрагентами, аудиторской компанией и налоговыми органами.

Шаг 7. Составление  и подписание акта приема-передачи дел

Передача дел оформляется актом приема-передачи дел, в котором должны быть указаны все основные моменты, характеризующие состояние передаваемых дел на дату передачи и включено как можно больше информации, собранной и обработанной в ходе передачи дел.

Акт приема-передачи дел может быть составлен организацией в произвольной форме, поскольку нормативными документами прием-передача дел не регулируется.

В акте приема-передачи дел следует отразить:

  • Ф.И.О. лиц, сдающих и принимающих дела;

  • дату передачи дел;

  • период, за который осуществлена передача дел;

  • дату и номер приказа, на основании которого проведен прием-передача дел;

  • наименование и количество число переданных документов (дел, папок, подшивок);

  • серии и номера неиспользованных банковских чековых книжек, бланков строгой отчетности;

  • список документов, которые отсутствуют (утеряны) на момент передачи дел;

  • все ошибки, нарушения, недочеты, недостатки, которые были обнаружены в процессе передачи дел, в оформлении первичных документов,

  • число переданных печатей, штампов и тому подобное.

  • последнее аудиторское заключения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности;

  • характеристику бухгалтерского и налогового учета.

Характеристика бухгалтерского и налогового учета  может включать следующие разделы:

1) организация бухгалтерского учета.

В этом разделе проводится  анализ Учетной политики.

Здесь может быть указана организационная структура бухгалтерской службы, укомплектованность бухгалтерии кадрами, распределение служебных обязанностей между сотрудниками бухгалтерии, квалификация учетных работников.

Кроме того, в этом разделе отмечается уровень автоматизации бухгалтерского и налогового учета, использование программного обеспечения и справочно-правовых систем.

2) учет денежных средств.

В этом разделе указывается наличие кассира и договора о полной индивидуальной материальной ответственности, наличие ККТ и документов на нее и ее обслуживание, наличие контрольных лент и журнала кассира - операциониста, результаты инвентаризации наличных денежных средств, бланков строгой отчетности и чековых книжек, соблюдение условий хранения и учета наличных денежных средств и денежных документов.

Раздел также должен содержать перечень всех расчетных и других счетов, открытых в отделениях банков, суммы остатков по ним, сверенные с данными текущего учета и последними банковскими выписками;

3) учет основных средств и нематериальных активов.

В этом разделе отмечаются результаты проверки системы учета этих активов, состояние документирования операций их постановки на учет и выбытия, начисления по ним амортизации и другие моменты;

4) учет материально-производственных запасов (товаров, готовой продукции и материалов).

В этом разделе отмечаются результаты проверки учета материально-производственных запасов и соответствие данных учета фактическому наличию ценностей.

Для этого указываются результаты инвентаризации и дальнейшие действия по устранению выявленных расхождений (недостач или излишков).

Также отмечается также наличие договоров о полной материальной ответственности складских работников;

6) состояние учета на других участках.

В этом разделе описывается порядок учета финансовых вложений, доходных вложений в материальные ценности, займов и кредитов, расчетов по дивидендам, резервного капитала, добавочного капитала и др. и отмечается соответствие или не соответствие порядка учета законодательству;

7) состояние учета расчетов  с контрагентами, налоговыми органами, государственными внебюджетными фондами, работниками организации.

В этом разделе указываются сведения, характеризующие проверенные данные о суммах кредиторской и дебиторской задолженностей (в том числе, наличие просроченной и безнадежной задолженности, остатков подотчетных сумм, наличие актов сверок взаимных расчетов с дебиторами и кредиторами, результаты инвентаризации, наличие актов сверки с налоговыми органами)

Также  в этом разделе оценивается качество претензионной работы, состояние расчетов с налоговыми органами и государственными внебюджетными фондами.

По расчетам с работниками организации указываются сведения о наличии трудовых договоров, анализируются состояние персонифицированного учета и задолженность по оплате труда.

8) бухгалтерская (финансовая) отчетность;

В этом разделе указываются расхождения между данными  бухгалтерской и налоговой отчетности с данными бухгалтерского и налогового учета и письменные объяснения прежнего главного бухгалтера о причинах расхождений;

9) хранение документов.

В этом разделе должен быть описан порядок оформления описей дел и сдачи дел в архив, соблюдения организацией правил сохранности дел, их хранения и уничтожения;

10) перечень первичных учетных документов, регистров бухгалтерского и налогового учета, переданных по описи.

В этом разделе также указываются остатки по счетам на основании подписанной увольняющимся главным бухгалтером и руководителем оборотно-сальдовой ведомости.

Оборотно-сальдовая ведомость, подписанная прежним главным бухгалтером и руководителем, подтверждает входящие остатки на дату приема дел.

Акт приема-передачи дел составляется, как правило, в двух экземплярах, один из которых хранится в организации, а второй остается у прежнего главного бухгалтера.

Акт подписывается всеми сторонами, принимавшими участие в процедуре приема-передачи дел (то есть новым главным бухгалтером, принимающего дела, прежним главным бухгалтером,  передающего дела, а также членами и председателем комиссии), и утверждается руководителем организации.

Комментарии

6
  • НатальяС
    Перед увольнением главбуха обычно проводят инвентаризацию имущества и обязательств: товаров, материалов, основных средств, кассы, расчетов с дебиторами и кредиторами.

    А у нас что, главбух уже материально ответственным лицом стал?
  • НатальяС
    ВСЕГДА был материально ответственным

    НПА не подскажете?
    • Vetklinika79

      В должностную инструкцию загляните

  • Teturam

    Аноним, Вы писали:

    НатальяС, Вы писали:

    Перед увольнением главбуха обычно проводят инвентаризацию имущества и обязательств: товаров, материалов, основных средств, кассы, расчетов с дебиторами и кредиторами.

    А у нас что, главбух уже материально ответственным лицом стал?

    Почему стал? вы с луны??? ВСЕГДА был материально ответственным -вот уголовную ответственность как то на небольшой период снимали... а потом вернули...Вы к нам случайно забрели???

    Али таперь так у нас учить экономистов стали? -что после института али ,не приведи господи, колледжа-в главбухи?

    Потоптаться поучиться на всех участках надо прежде чем в главбухи то переться... вопросов глупых не было бы.

    Ну, зачем же так категорично-то? Может прежде чем так заявлять посмотреть ТК, к примеру? Так вот в ТК РФ есть статья 243, в коей указано...

    Для заместителей руководителя организации и главного бухгалтера трудовыми договорами может быть установлена полная материальная ответственность (ч. 2 ст. 243 ТК РФ).

    Т.е. не обязанность быть материально-ответственным лицом, а только возможность оным быть. А теперь вопрос, будет ли мадам НатальяС добровольно подписывать такой договор? В случае причинения вреда предприятию (в том числе и неумышленно, что часто у гл.бухов бывает) своими действиями или бездействием, будет ли вышеуказанная мадам полностью уплачивать ущерб или только в пределах среднемесячного заработка (ст. 241 ТК РФ)?

Что делать, если магазин или маркетплейс отказывается продавать товар по указанной цене

Разбираемся, какое мнение у Роспотребнадзора и судов, когда магазин или маркетплейс отказываются продавать товар по указанному ценнику.

Иллюстрация: Pavel Danilyuk/pexels

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Общество

Путешествовать семьей станет комфортнее: в законе определят, что такое «семейный туризм»

Зампредседателя Госдумы Ирина Яровая выступила с инициативой законодательно определить понятие «семейный туризм» и организовать обустроенные маршруты для семейных путешествий.

Коммерческий и товарный кредит: альтернативы банковскому кредиту

Если банки не дают деньги, рассмотрите альтернативу в виде коммерческого или товарного кредита. Они позволяют нарастить объемы и закрыть потребности большего числа клиентов. Рассказываем, что такое коммерческий и товарный кредит, какие разновидности существуют и для каких отраслей подходят.

Коммерческий и товарный кредит: альтернативы банковскому кредиту
Лучшие спикеры, новый каждый день

Мосбиржа выявила схему отмывания денег через площадку

Компании покупают неликвидные ценные бумаги, а потом разгоняют стоимость этих активов через Telegram-каналы.

Право

Денежные переводы, обучение, черная икра, туризм: разбираем пять новых законов мая

Наступает долгожданный май, который дает нам возможность отдохнуть больше обычного за счет праздников. Но для законов выходных не предусмотрено — поэтому они вступают в силу даже в праздничные дни. Разберем, какие законодательные новшества принесет нам май 2024 года.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
3-НДФЛ

ФНС привела самые распространенные ошибки при заполнении 3-НДФЛ

До 2 мая включительно физлица должны сдать декларацию 3-НДФЛ за 2023 год, если в прошлом году была продажа имущества, получение недвижимости в дар не от близких родственников и т. д.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Дезинфляция продолжается, ключевая ставка снова 16%. Что будет с кредитами, курсом рубля, акциями и облигациями?

26 апреля Эльвира Набиуллина осталась на тёмной стороне, оставив ставку на уровне 16%. Ориентир средней ставки за год — 15–16%, то есть, рассматривается вариант, что она не будет меняться в этом году вообще.

Дезинфляция продолжается, ключевая ставка снова 16%. Что будет с кредитами, курсом рубля, акциями и облигациями?

Обязательный аудит за 2023 год: что будет, если нет заключения

Кто обязан провести обязательный аудит отчетности, какова ответственность за отсутствие аудиторского заключения? Казалось бы, все просто: всем, кто поименован в ст. 5 закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ. Однако список, данный в ней, не закрыт. Помимо прямо указанных в норме, упоминаются еще случаи, установленные «федеральными законами». 

Обязательный аудит за 2023 год: что будет, если нет заключения
Пенсии

👦🎁👵 Пенсионными баллами можно будет делиться с родителями: проект

Чтобы люди сейчас получали пенсию побольше, их дети могут передать им свои пенсионные баллы, которые числятся на их лицевом счете для формирования будущей пенсии.

Ипотека

Льготную ипотеку могут не дать семьям с высокими доходами

В Минфине считают, если в семье человек получает 500 000 рублей в месяц, он может себе позволить взять ипотеку по рыночным ставкам.

ФАС предостерегла производителей от повышения цен на стройматериалы

Ведомство берет на контроль стоимость строительных материалов в регионах с паводками.

За возврат товара от экспортного покупателя надо платить импортный НДС без права на вычет

Если компания ввозит назад из-за границы свой собственный товар, который ей возвращает иностранный покупатель, то она платит НДС на таможне и не имеет права взять его потом на вычет.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Расчет страховых взносов для МСП в 2024 году

Малый и средний бизнес вправе применять льготные тарифы для исчисления страховых взносов. Как рассчитать размер страховых взносов в 2024 году для малого и среднего предпринимательства, тарифы, сроки уплаты — обо всем расскажем подробнее.

Расчет страховых взносов для МСП в 2024 году

Что ест бухгалтер. Шашлык на майские

Последний рабочий день перед майскими праздниками, длинная рабочая неделя. Время тянется медленно. Зато завтра уже выходные и их четыре. Будем готовить шашлык

Что ест бухгалтер. Шашлык на майские

Госдума хочет запретить оборот криптовалюты в России: как это будет

Право заниматься майнингом будет только у тех компаний, которые включены в реестр. Физическим лицам в нем регистрироваться не нужно, если они не превышают ограничения по потреблению электроэнергии.

Увеличат размер декретных для уволенных женщин

Минтруд начал разработку проекта с поправками в закон о детских пособиях. Увеличат пособие по беременности и родам для женщин, уволенных при ликвидации компании или закрытии ИП.

Общество

Праздник дня. День 50-процентной вероятности встречи с динозавром

Это праздник возник как день, когда надо вспомнить о вероятности случайных событий.

Праздник дня. День 50-процентной вероятности встречи с динозавром
Зарплата

Как майские праздники влияют на выплату зарплаты за апрель: таблица

В начале мая много выходных и праздничных дней. Если срок выплаты аванса или зарплаты за 2-ую половину месяца выпадает на эти дни, то выплатить надо накануне.

3-НДФЛ

🔌 Если просрочили сдачу 3-НДФЛ из-за технических ограничений, штрафа не будет. Но бухгалтеры не верят

Налоговики разъяснили, что будет, если неквалифицированная электронная подпись (НЭП) для подачи декларации 3-НДФЛ не сгенерировалась.

4

Интересные материалы

Переход на авансы по фактической прибыли в 2024 году

Отечественные компании имеют возможность переходить на уплату авансов по налогу на прибыль исходя из фактической прибыли. Кто может это сделать и в каком порядке, рассказывается в нашей статье.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру