Клерк.Ру

Как проверить контрагента онлайн: обзор систем

Кому будет интересна статья? Тому, кто хочет, наконец, разобраться, откуда берется информация о компаниях РФ, в чем отличие платных и бесплатных систем и как они работают и кому в итоге верить.

Прошлое

Думаю, что ни для кого не является «открытием», что буквально до 2010 года, в России доступ к информации о компаниях и ИП был практически недоступен для рядового пользователя. Все сведения по ним были закрыты для открытого использования.

Сразу стоит оговориться – в данной статье рассматриваются только поставщики официальной информации из государственных источников, ну, а различные каталоги и справочники к Онлайн-системам не относятся, и составляют совершенно другой рынок.

Но вернемся к истокам, итак, основу баз данных Онлайн-систем, которых на тот момент было не больше десяти, составляли информационные фонды Росстата, поставщиком, же таких сведений являлся ГМЦ Росстата, «подшефная» организация вышеупомянутой «конторы».

📌 Реклама
Отключить

Учетно-регистрационные сведения, ФИО руководителя и его должность, контактные данные, усеченные сведения об учредителях, бухгалтерская отчетность, вот на таких именно данных, компании, среди которых особенно выделялся «СПАРК-Интерфакс», создавали Онлайн-сервисы. Такие системы были дорогими (т.к. особой конкуренции не было, а информация стоила, как «самолет»), иногда медленными, не всегда отличались объемом и актуальностью предоставляемой информации, но других законных способов получить данные о компаниях и ИП просто не было. Вскоре у таких систем стали появляться постоянные клиенты, количество которых было небольшим, но очень заметным, так как это были крупнейшие компании РФ.

Все изменилось после 2010 года, когда стали появляться Онлайн-системы, ориентированные на самый широкий круг пользователей. Лидерами стали сервисы Контур-Фокус (СКБ Контур) и СБИС (Тензор). Данные компании на сегодняшний день являются крупнейшими операторами электронного документооборота, и создание сервисов для проверки контрагентов было важным смежным направлением деятельности. По сути, выход операторов на рынок информации, стал «локомотивом» для развития Онлайн-систем в России. Цены на информацию пошли вниз, количество пользователей сервисов и собственно самих сервисов, увеличилось в разы.

📌 Реклама
Отключить

Настоящее

Появление Открытого правительства и назначение Абызова М.А. министром по организации деятельности Открытого правительства в 2012 году определило бурное развитие рынка предоставления информации в РФ. Добиваясь “открытости” и публикации данных от Министерств и ведомств, Открытое правительство постепенно стало делать доступной информацию, в том числе о компаниях, для всех желающих. Массивы данных представлены на сайте Открытые данные РФ.

В 2015 году, Федеральная налоговая служба предоставила доступ к полным массивам данных о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях (за исключением персональных данных физических лиц) всем желающим. В сети интернет появилось множество сайтов платных и бесплатных, предоставляющих систематизированную информацию о компаниях РФ. Открытие информации также и других государственных источников (Федеральной службы статистики, Генеральной прокуратуры, Центрального банка и многих других) позволило Онлайн-системам продолжить бурное развитие.

📌 Реклама
Отключить

На сегодняшний день, существует более трех десятков различных сервисов по предоставлению официальной информации, их количество растет ежемесячно, так как не составляет большого труда получить информацию, создать базу данных и обеспечить к ней доступ Пользователей через интерфейс в сети интернет.

У «Клерка» есть удобные и бесплатные сервисы по проверке контрагентов: попробуйте прямо сейчас.

Различия платных и бесплатных систем

При сегодняшнем уровне открытости официальных данных о компаниях и доступа к ним, разницы в достоверности информации платных и бесплатных систем нет (сразу определимся – рассматриваются серьезные бесплатные системы, которые специализируются на предоставлении информации). Источники одни и те же, обновление с одинаковой периодичностью, законные условия получения информации со стороны гос. органов для всех одинаковы. Разница может быть только в количестве источников данных, используемых системой, интерфейсе, быстроте работы системы, в формировании отчетов обработки информации.

📌 Реклама
Отключить

Бесплатный бот для проверки контрагентов есть в мессенджере Telegram. Поиск контрагентов возможен по ИНН, ОГРН, ОГРНИП или название компании. Результаты запроса можно увидеть в самом мессенджере, скачать pdf-файл запроса или лист ЕГРЮЛ. Недавно бот научился показывать количество сотрудников у контрагента (если он есть в реестре МСП) и сообщать о лицензиях, выданных Роскомнадзором.

Источники сервисов по проверке контрагентов

Основной – ФНС РФ:  www.nalog.ru

Все данные ЕГРЮЛ/ЕГРИП за исключением персональных данных физических лиц. Костяк любого сервиса. Данные ФНС берут за основу и привязывают к ним дополнительные источники.

Обновление данных – ежедневно.

Федеральная служба статистики: http://www.gks.ru

Бухгалтерская отчетность компаний. Обновление 1 раз в год.

📌 Реклама
Отключить

Арбитражный суд РФ: http://kad.arbitr.ru/

Судебные дела организаций. Обновление – ежедневно.

Перечислены самые важные источники, используемые при проверке контрагента. Также, дополнительно, могут использоваться данные Банка России, Генеральной прокуратуры, Гос.закупок, ФССП и многих других, но серьезного влияния на оценку Контрагента данные источники не оказывают, скорее дополняют, полученную из основных официальных органов, информацию.

Интерфейс сервиса проверки контрагентов

Современные Онлайн-системы в основном используют единую поисковую строку, которая позволяет проводить поиск как по точным реквизитам организации (ИНН, ОГРН) так и по комбинации данных (например: Название компании + ФИО директора). Далее выводится карточка с данными проверяемого Контрагента.

Быстрота работы системы

Для того чтобы, оценить быстроту обработки и выдачу информации (особенно актуально проверять платные системы – вы же платите не за ожидания у монитора). Так, например можно в поисковой строке любой системы ввести самый простой тестовый запрос – “ООО” (прим. автора: “Общество с ограниченной ответственностью”) – система должна выдать в течение одной - двух секунд результат более 7 млн. записей. Если сервис зависает или выдает ограниченный список – стоит задуматься о выборе другого поставщика информации, сервис, возможно, использует устаревшее оборудование и программное обеспечение и Вам придется тратить лишнее время на работу с данным сервисом.

📌 Реклама
Отключить

Формирование различных отчетов

Важно: любой отчет, предоставленный коммерческим Онлайн-сервисом, никакой юридической силы не имеет и несет скорее информативный смысл. Тем более, у всех сервисов в “Правилах использования” обязательно написано об отсутствии ответственности за качество и актуальность предоставленной информации. Любой отчет по любой компании, полученный с помощью Онлайн-сервиса с каким-либо выводом в конце – это всего лишь мнение создателей сервиса и не более того.

Помните, Вы всегда самостоятельно несете финансовые и налоговые риски, связанные с заключением договора и выбором контрагента.

Будущее

При дальнейшем развитии направления открытых данных, доступ к открытой информации будет упрощаться. Продажа информации будет терять актуальность. Мы все видим существенные изменения в сети интернет – множество различных сервисов становятся бесплатными, используя альтернативные способы коммерциализации проектов. Прогнозируется появление большого количества бесплатных профессиональных сервисов по проверке контрагента. Уже сейчас можно выделить ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС и  Руспрофайл. Они дают бесплатный доступ к основной информации.

📌 Реклама
Отключить

Разумеется, останутся востребованными также лидеры среди платных сервисов – СПАРК, Контур-Фокус, Сбис, для профессионалов-аналитиков они необходимы, но количество таких пользователей в РФ не превышает 3% от общей аудитории пользователей информации. Для операторов электронного документооборота, сервис проверки контрагентов скорее станет дополнительным функционалом к основному бизнесу – передаче электронной отчетности. С дальнейшим развитием бесплатных профессиональных сервисов, остальные платные системы либо прекратят существование, либо будут искать альтернативные способы коммерциализации своих сервисов.

Комментарий Павла Конотопова, члена Cовета по открытым данным Открытого Правительства РФ:

Действительно, в результате закономерного повышения информационной грамотности населения в обществе возрос интерес к информации и сервисам, позволяющим управлять персональными (в том числе, потребительскими) рисками и рисками предпринимательской деятельности.

📌 Реклама
Отключить

Рынок информационных услуг в этой области динамично меняется. И в значительной степени на это повлияло повышение открытости системы государственного управления, появление пусть и скудных по функциональности, но бесплатных государственных сервисов проверки контрагентов.

Ценовая доступность услуг в этом сегменте повысилась, а бесплатные или «бюджетные» сервисы, подобные упомянутым в статье, становятся уже не столько генераторами прибыли, сколько инструментами маркетинговой стратегии компаний, выходящих на рынок с куда более сложными и информационно-насыщенными услугами.

Фактически, Совет по открытым данным, действующий под эгидой Открытого правительства добился установления «новой нижней планки» качества услуг, теперь рынок в этом сегменте услуг должен расти уже от этого «нового фундамента», а разработчики – предлагать новые, более «изысканные» и инновационные, решения.

📌 Реклама
Отключить

Время купленных «из-под полы» государственных баз данных проходит. И проходит не потому, что МВД России стало лучше ловить распространителей таких баз данных, а потому, что рынок информационных услуг постепенно декриминализируется, исчезает экономическая почва для таких «простых» преступлений.

Открытые государственные данные становятся все многообразнее и ценнее, эта культура укореняется в системе государственного управления, медленно, но все-таки продвигается на муниципальный уровень, формируя почву для формирования цифровой экономики.

Очевидно, что следующим этапом укоренения информационной культуры в российском обществе станет формирование сегмента уже не государственных открытых данных, а корпоративных открытых данных, которые произведут революционный переворот в развитии инжиниринговых и производственных организаций массового обслуживания. Вероятно в недалеком будущем мы сможем не просто покупать товары, а заказывать производственные услуги, опираясь на сведения о производственном потенциале организаций-исполнителей и иные сведения, которые они будут размещать в форме открытых данных для того, чтобы повысить загрузку производственных мощностей, спрос на услуги инженерно-технического персонала.

📌 Реклама
Отключить

Без этих изменений цифровая экономика в России просто не родится, а просто перевалится к нам через границу, не встреченная конкурентным предложением изнутри.

Мероприятия

Разместить

Блоги компаний

Создать блог
📌 Реклама
Отключить