Клерк.Ру

Совместные закупки в Интернете: что не устраивает налоговиков?

В последнее время часто встает вопрос о так называемых совместных покупках, которые при стремительном развитии Интернета приобретают всю большую популярность. В письме ФНС России от 7.06.13 г. № АС-3-2/2057@ разъяснено, что совместная покупка представляет собой покупку физическим лицом - организатором партии товара по оптовой цене у одного оптового продавца с последующей реализацией данного товара нескольким конечным покупателям, которые дали предварительное согласие на покупку такого товара у организатора, с определенной наценкой к оптовой цене товара, которую устанавливает организатор.

Как правило, такая наценка составляет 10-15% оптовой цены товара и позволяет конечному покупателю приобрести товар по стоимости ниже стоимости аналогичного товара, реализуемого в розничных сетях.

Соответственно при осуществлении совместной покупки и дальнейшей реализации товаров конечным покупателям у организатора формируется налоговая база, с которой должны быть удержаны и уплачены налоги в бюджет. При этом такая деятельность, как следует из открытых источников в сети Интернет, нередко осуществляется организаторами-физическими лицами на систематической основе и является предпринимательской деятельностью.

Поэтому в соответствии с требованиями законодательства о налогах и сборах организатор покупки обязан:

  • если такая деятельность осуществляется на систематической основе, встать на учет в качестве индивидуального предпринимателя,
  • представлять отчетность в налоговый орган и уплачивать налоги в бюджет с учетом применяемого режима налогообложения.
Когда деятельность носит разовый характер:

  • задекларировать свои доходы,
  • уплатить НДФЛ.
В связи с этим ФНС России поручила принять исчерпывающие меры в рамках полномочий налоговых органов в целях обеспечения исполнения законодательства о налогах и сборах, в том числе:

  • организовать мониторинг доступной информации (из сети Интернет, СМИ, обращений граждан), свидетельствующей об осуществлении совместных покупок;
  • установить круг лиц, которые фактически осуществляют предпринимательскую деятельность в качестве организаторов, а также правовые основания осуществления такой предпринимательской деятельности (в том числе факт постановки на учет в качестве индивидуальных предпринимателей);
  • осуществить мероприятия по привлечению организаторов покупок к декларированию и уплате налогов;
  • принять меры по информированию организаторов покупок о необходимости соблюдения законодательства о налогах и сборах, а также требований законодательства в части учета наличных денежных расчетов;
  • если по итогам проведенных контрольных мероприятий организатор покупки не примет мер по декларированию доходов, необходимо направлять соответствующую информацию в органы внутренних дел с приложением материалов, свидетельствующих об осуществлении незаконной предпринимательской деятельности.
Поэтому тем гражданам, которые осуществляют такие покупки на постоянной основе и при этом не имеют статуса предпринимателя, имеет смысл зарегистрироваться в этом качестве. В противном случае такой нелегальный бизнес может привести к необратимым последствиям.