Почему можно говорить про 2017 год, как последний без кардинальных изменений в бухгалтерском учете?
Потому что Минфин России подготовил новый приказ, в котором представлена обновленная версия Программы разработки Федеральных стандартов бухгалтерского учета (далее по тексту - ФСБУ). В настоящее время приказ находится в стадии завершения разработки и формирования окончательного варианта текста. Отследить сроки его принятия и вступления в силу, а также ознакомиться с окончательной редакцией можно здесь.
Это уже второй документ по данной тематике. Буквально в прошлом году в Минюсте России уже был зарегистрирован (№ 42294) приказ Минфина РФ от 23.05.2016 №70н «Об утверждении Программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016-2018 гг.». Положения нового приказа отменят действия этого документа.
Ну, а мы, давайте посмотрим, как выглядит обновленная программа.
Табл. Программа разработки ФСБУ на 2017 - 2019 гг.
№ п/п | Рабочее наименование проекта стандарта | Срок представления уведомления о разработке проекта стандарта | Срок представления проекта стандарта в Совет по стандартам бухгалтерского учета | Предполагаемая дата вступления стандарта в силу для обязательного применения | Ответственные исполнители (разработчики проектов стандартов) | |||||
1. Разработка ФСБУ | ||||||||||
1.1 | Запасы | представлено | II кв. 2017 г. | 2019 | Фонд «НРБУ «БМЦ»* | |||||
1.2 | Нематериальные активы | представлено | II кв. 2017 г. | 2019 | Фонд «НРБУ «БМЦ» | |||||
1.3 | Аренда | II кв. 2017 г. | III кв. 2017 г. | 2020 | Минфин России | |||||
1.4 | Основные средства | представлено | IV кв. 2017 г. | 2020 | Фонд «НРБУ «БМЦ» | |||||
1.5 | Незавершенные капитальные вложения | III кв. 2017 г. | IV кв. 2017 г. | 2020 | Фонд «НРБУ «БМЦ» | |||||
1.6 | Дебиторская и кредиторская задолженности (включая долговые затраты) | III кв. 2017 г. | I кв. 2018 г. | 2020 | Фонд «НРБУ «БМЦ» | |||||
1.7 | Документы и документооборот в бухгалтерском учете | IV кв. 2017 г. | I кв. 2018 г. | 2020 | Минфин России | |||||
1.8 | Бухгалтерская отчетность | I кв. 2018 г. | II кв. 2018 г. | 2020 | СРО РСА** | |||||
1.9 | Некоммерческая деятельность | II кв. 2018 г. | III кв. 2018 г. | 2020 | Фонд «НРБУ «БМЦ» | |||||
1.10 | Доходы | II кв. 2018 г. | IV кв. 2018 г. | 2020 | НП «ИПБ России»*** | |||||
1.11 | Расходы | II кв. 2018 г. | IV кв. 2018 г. | 2020 | НП «ИПБ России» | |||||
1.12 | Финансовые инструменты | IV кв. 2018 г. | II кв. 2019 г. | 2021 | Фонд «НРБУ «БМЦ» | |||||
1.13 | Добыча полезных ископаемых | I кв. 2019 г. | IV кв. 2019 г. | 2021 | Фонд «НСФО»**** | |||||
1.14 | Участие в зависимых организациях и совместная деятельность | II кв. 2019 г. | III кв. 2019 г. | 2021 | Минфин России |
2. Внесение изменений в ПБУ | |||||
№ п/п | Наименование | Срок представления уведомления о разработке проекта | Срок представления проекта в Совет по стандартам бухгалтерского учета | Предполагаемая дата вступления в силу | Ответственные исполнители |
2.1 | Изменения в ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» | представлено | II кв. 2017 г. | 2019 | Минфин России |
2.2 | Изменения в ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» | IV кв. 2017 г. | I кв. 2018 г. | 2019 | Минфин России |
2.3 | Изменения в ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» | I кв. 2018 г. | II кв. 2018 г. | 2020 | Минфин России |
2.4 | Изменения в ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» | II кв. 2018 г. | III кв. 2018 г. | 2020 | Минфин России |
Примечания.
* Фонд развития бухгалтерского учета «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр».
** Саморегулируемая организация аудиторов «Российский союз аудиторов».
*** Некоммерческое партнерство «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России».
**** Фонд «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности»
Изменения в ПБУ
Помимо введения новых стандартов предполагается, что в 2017 - 2020 гг. будут внесены изменения в действующие ПБУ.
Сейчас готовятся проекты изменений в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности», 13/2000 «Учет государственной помощи».
А ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» уже представлены для обсуждения общественности.
Что, скорее всего, примут вначале
Три федеральных стандарта - «Основные средства», «Запасы», «Нематериальные активы», ответственными разработчиками которых заявлен БМЦ, уже представлены на обсуждение.
Это означает, что в следующем году достаточно высока вероятность их принятия. При этом планируется, что с даты вступления в силу этих нормативных актов организациям будет предоставлено право их инициативного применения.
Я очень рекомендую это сделать, поскольку потребуется большая и планомерная работа по подготовке и переходу на их применение. С 2019 года ранее действовавшие стандарты утратят силу, а новые будут обязательны к применению.
Новый стандарты можно найти на сайте Бухгалтерского методологического центра:
Что бухгалтерам сделать сейчас
Новость об утверждении программы разработки федеральных стандартов имеет практическое значение. Поскольку не планируется изменять порядок представления в годовой бухотчетности сопоставимых данных, то предлагаю посмотреть на баланс 2019 года с этой точки зрения. В 2018 году организации должны будут представить данные об активах и обязательствах на три отчетные даты: на 31.12.2019, 31.12.2018 и ... именно так - на 31.12.2017!
Обращаю внимание бухгалтеров на очевидный факт: собирать сопоставимую для будущих периодов информацию проще всего в процессе подготовки текущего годового отчета, поскольку цифры в этот момент знакомы.
Именно по этой причине их приведение к будущему порядку (или хотя бы проставление отметок для выделения активов, обязательств и операций, требующих корректировок для сопоставления) в тот момент, пока еще не знакомы цифры 2017 года, окажется в результате менее трудоемким.
Через два года для получения тех же итогов понадобится значительно больше времени: сначала надо будет вспомнить историю цифр 2017 года, а потом выделить новые объекты учета и оценить необходимые корректировки.
Комментарии
6Аноним, Вы писали:
Очень даже соглашусь. Только вот, мягко говоря, не все бухгалтера к этому готовы.
Надежда ККлерк
ЕвгенийИндивидуальный предпринимательИП
Не только бухгалтеров, но и подзаконных актов. Например постановление №922 для расчета среднего заработка и оценочные обязательства по отпускам ни сойдутся никогда. Нужно или 922 постановление править или что-то с оценкой отпусков делать.
МСФО нужно разве только тем кто на IPO вышел или выходить собирается. Остальным нужен простой единый учет, чтобы не было как сейчас РСБУ, МСФО, НУ, УУ и т.п. Облегчать нужно жизнь бизнесу
hub, Вы писали:
Как говорила выше, МСФО - классная вещь. Но, мне кажется не для России все это. Не для реального бизнеса. Я 27 лет в профессии, а ощущение от бухгалтерии в малом и среднем бизнеса такое, как-будто на Диком Западе живем. Все на коленке делается. И программы есть и справочно-правовые системы и литературы всякой полно, а вот, как-то так...Поэтому российскому бизнесу как-то попроще нужно.
и сроки обязательного применения http://bmcenter.ru/Files/prikaz_70N